БХАКТЫ
У преданных бога есть тенденция идентифицироваться с его небесными спутниками и имитировать их поведение. Вот почему корибантов иногда путают с куретами или, в индийском шиваизме, ганов с бхактами или вакханами.
*
Те, кто практикуют экстатические ритуалы, характерные для культа Шивы, зовутся бхактами, это слово иногда переводится как «приверженцы», но реально означает «участники». Это имя относится не только к преданным бога, но и к самому богу.
*
В Индии бхакты — это спутники бога, некоторые из них в своей преданности проявляют себя крайним образом — оставляя семьи и собственность, бродя по дорогам, танцуя экстатические танцы и распевая страстные гимны, в которых смешивается людская и божественная любовь. Великие мистические поэты Индии часто являлись бхактами. В состоянии экстаза дух бхакты покидает его тело. Он может воспринимать мысли полу-божественных существ и диких животных.
*
В Ригведе (11, гл.2, 18) мы находим описание Шивы - «длинноволос, одет в ветер (то есть обнаженный) или одетый в грязные одежды. Одержимый богами, он следует по следам нимф (Апсар) или небесных духов (Гандхарв), а также диких существ, и понимает их мысли. Яд (visha) [то есть наркотик], который он выпил из чаши Рудры, дает ему силу преодолевать любое сопротивление.» (RigVeda,X, 136, 1-7.) [См. Narayana Ayyar, Origins and Early History of Shivaism in South India, сс. 15-19.)
*
«Длинноволосые мудрецы (keshin) упоминаются в Атхарва Веде ((XI, гл. 2)... такие странствующие аскеты более, чем другим богам, поклонялись Рудре или Шиве. Шиву называли в поздней религиозной литературе богом нищих (kapalin). . . Преданные бога имитируют его небесных спутников и практикуют экстатические ритуалы... Высокое положение, которое занимают такие приверженцы, хорошо понимали люди во времена Атхарва Веды. Однако их пренебрежение ведическими обрядами получило неодобрение ортодоксальных людей, которые поэтому стали называть таких людей Вратами (Vratyas) (гетеродоксы)... Чтобы открыть глаза людей на величие истинных Vratyas, . . . им была посвящена целая глава Атхарва Веды. (C. V. Narayana Ayyar, Origins and Early History of Shivaism in South India, 16-19.) Шиваистские секты противостояли ведическим нормам, при этом иногда применялось и насилие. Однако некоторые из этих сект ассимилировались и объединились с ведическими сектами, обвиняющими шиваистских экстремистов, особенно во всем, что касается кровавых ритуалов, животных или человеческих жертвоприношений и представления Шивы как жестокого и ужасающего существа, охотящегося на кладбищах. Некоторые из этих экстремистских сект полностью пропали. Шиваистские секты принимали людей всех каст и характеристикой бхакт было непризнание каст как таковых.
*
Эти аскеты, а также некоторые миряне, которые практиковали экстатические обряды, жили на окраине арийского общества. Иногда их называли «чужие», как и в случае с вакханами.
*
В Vaikhanada-smartasutra упоминаются некоторые секты аскетов и отшельников, которых можно распознать по их растрепанным волосом и оборванной одежде. Некоторые носили набедренные повязки, многие ходили обнаженными. Они употребляли небольшое количество коровьей мочи и коровьего навоза, эта практика существует и по сей день. Некоторые из них живут около погребальных костров или на кладбищах. Они практикуют йогу и магические ритуалы. Fiapdlikas (те, кто носят ожерелья из скальпов) представлены как ведущие распутный образ жизни, насмехающиеся над священными текстами, напивающиеся, имеющие дело с проститутками и не совершающие ведических жертвоприношений.
*
В Махабхарате vratyas зовутся «отбросы общества, поджигатели, отравители, сутенеры, прелюбодеи, наркоманы и т.д.» (Mahabharata, V , 35, 46, 1227.) Ливий, чтобы описать дионисийские секты, использует практически те же слова: инцест, изнасилование молоденьких мальчиков, воровство, лжесвидетельство, пьянство и т. д. Эти аргументы против бхакт эксплуатировались во все периоды пуританского, консервативного общества, и в Греции служили основанием для гонения вакхов. А позже использовались для гонения этих сект в христианском и исламском мире.
*
В Линга Пуране Шива защищает бхакт: “Никто не должен осуждать нагих аскетов, преданных мне, тех, кто выражает собой принцип всего, но ведет себя как ребенок или как безумец. Если желаешь жить в благополучии сейчас и далее — ты не должен мучить их и обзывать неприятными именами. Глупый человек, унижающий их, унижает самого Бога.» (Linga Purana, I, гл. 33, 3 -10.) "Шива говорит: «Я, душа Йоги, магической силой йоги приму форму аскета и буду сеять страх среди людей. Я войду в мертвое тело, забытое на кладбище... и буду жить под именем Лакулиша. Место этой инкарнации станет священным... Там родятся мои дети: аскеты Кушика, Гарка, Митра и Каурушья. Они будут поклоняться фаллосу, их тела будут обмазаны пеплом, они будут практиковать обряды Пашупата (дружбу с животными). Реализовавшись в Махешвара Йоге, они отправятся на небеса Рудры, откуда нет возврата назад.» (Linga Purana, I, гл. 24, 126-136.)
*
«Бхандаркар (Epigraphia Indica, XXI) зафиксировал дату Лакулиша, основателя секты Пашупата, между 105-130 годами нашей эры, но возможно секта намного старше.» (P. Banerjee, Early Indian Religions, с. 57 сокр.)
*
Во время жертвоприношения вратас, магадха (бард) исполнял роль кантора. Во время обряда махаврата проститутка ритуально совокуплялась с бардом или со странствующим монахом. (Atharva Veda, XV, гл.2). Наличие проститутки необходимо даже сегодня для совершения определенных обрядов, особенно бракосочетания. «Необходимо различать брачный союз, рассматриваемый как иерогамия и сексуальный союз оргаистичного типа, целью которого является универсальное плодородие и создание «магической защиты»... В тантризме разработана целая методика сакраментальной трансмутации сексуальности.» (M. Eliade, Histoire des croyances et des idees religieuses, с. 250.)
*
Работы западных востоковедов почти всегда основаны только на текстах арианизированного шиваизма, адаптированного к ведической традиции и на учениях арийских брахманов. Даже наиболее непредубежденные люди, кажется, имели мало контактов с популярным шиваизмом, который остался связан с древними традициями. Они не принимали участие в огромных и кровавых жертвоприношениях козлов, буйволов и быков, что до сих практикуется в некоторых регионах Индии или в экстатических и оргаистических танцах, во время которых потребляется пальмовое вино и бханг (гашиш) и которые напоминают дионисийские оргии, омофагии (поедание сырой плоти) и жертвоприношения, людей и животных. Сам автор принимал участие в жертвоприношениях в провинции Бихар, где тысячи козлов были забиты, а также в жетрвоприношениях буйволов в деревнях Гималаев, и экстатических танцах с оргаистическим пьянством среди рабочего класса — шиваитов южной Индии.