Глава 4
"Нарада отправляется на Вайкунтху и там проклинает Вишну"
Мудрецы сказали:
1-2. О Сута, великоразумный Сута, замечательный рассказ поведан тобой. Воистину, благословенна Шивамайя! Все подвижные и неподвижные вещи зависят от нее. Когда двое служителей Рудры отбыли по своей воле прочь, что делал разгневанный Нарада, мудрец, обуянный охваченный Камой?
*
Сута сказал:
*
3-5. Прокляв двух служителей Шивы, мудрец, по-прежнему пребывая в неведении, взглянул в воду и увидел, что его лицо - вполне нормально. Это также произошло по воле Шивы. И он же избавился от неведения также по воле Шивы. Тогда, предположив, что все случившееся - происки проделки Хари Вишну, он пришел в необузданную ярость и отправился на Вишнулоку. Там он в гневе начал изливать оскорбительные слова, пылая как огонь, потому что утратил свою мудрость по воле Шивы.
*
Нарада сказал:
*
6. О Вишну, ты - глубоко порочный, лукавый обманщик всего мира. Ты неспособен радоваться чужому успеху. Ты - любитель иллюзорных тактик приемов и твои поступки всегда нечестивы.
*
7. Некогда прежде ты, приняв образ соблазнительницы и явил свою лукавую силу. Из-за тебя асуры выпили вино, а не амриту напиток бессмертия.
*
8. Если бы Шива из милости Своей не выпил яд, о Вишну, все твои иллюзорные обманные приемы были бы разоблачены, поскольку ты находишь удовольствие только в лукавстве.
*
О Вишну, путь обмана весьма притягателен для тебя. Ты сам по себе не обладаешь природой святости, но Господь сделал тебя свободным от контроля.
*
10-11. Сделанное Шивой, высшим Атманом, не кажется мне правильным. Думая о данной тебе независимости и силе, благодаря которым ты действуешь самостоятельно, и видя путь, которому ты следуешь, Он теперь сожалеет. Он утверждает, что брахман - выше всех, ибо он произносит возглашает Веды согласно Его авторитету.
*
12. О Вишну, зная это, я хочу наставить тебя, чтобы ты впредь не использовал свою силу ради подобных вещей.
*
13. Ты не боишься,потому что пришел в столкновение с равной тебе по силе личностью.Теперь же ты,о Вишну пожнешь плод своих же "деяний".
*
14. Сказав это,мудрец,все еще пребывавший под влиянием МайиШивы в гневе проклял Вишну,тем самым явив превосходство своей брахманской силы.
*
15-16. О Вишну,лукавый обманщик,ты вверг меня в страдание,разлучив с любимой женщиной.О Хари,ты испытаешь страдание,родясь человеком,образ которого ты являешь и испытаешь на себе действие своих нечестных приемов.Твоими союзниками будут те, чьим лицом ты меня наделил.
*
17. О творящий несчастья для других, ты испытаешь горе разлуки с женщиной. Ты примешь нелегкое рождение в образе человека, будучи одураченным иллюзией."
*
18. Так Нарада, сам введенный в заблуждение иллюзией, проклял Вишну. Вишну же смиренно воспринял проклятие, восславив Майю Шамбху Шивы
*
19. Тогда Шива, проявив Свою способность творить различные лилы, удалил Свою Майю и Нарада вновь обрел мудрость, освободившись от иллюзии.
*
20-21. Когда майя рассеялась, он вновь обрел разум как и прежде, восстановив совершенное знание и освободившись от заблуждения. Он был удивлен тем, что совершил за это время. Он проклял сам себя, после того, как раскаялся в содеянном. Он восславил Шивамайю, что вводит в заблуждение даже мудрейших.
*
22. Поняв, что все его ошибки - следствие иллюзии, Нарада, наипревосходнейший из преданных Вишну, припал к его т.е. Вишну стопам.
*
23. Утешенный Хари и освободившийся от греховных идей, он сказал: "Будучи ослепленным и злонравным я наговорил много нечестивых слов тебе.
*
24. О Господь, я изрек проклятие на тебя. О учитель, сделай его пожалуйста, неэффективным. Я совершил великий грех. Наверняка я попаду теперь в ад.
*
25. О Хари, я - твой раб. Пожалуйста, укажи мне, что я должен делать, чтобы разрушить мои грехи и предотвратить падение в ад".
*
26. Сказав это, превосходный мудрец снова припал к стопам Вишну и очистившись умом, искренне раскаялся.
*
27. Тогда Вишну приподнял его и милостиво и приветливо заговорил.
*
Вишну сказал:
*
"Не убивайся так сильно. Несомненно, ты мой истинный бхактапреданный.
*
28. Дорогой риши, слушай же меня теперь. Я расскажу тебе о том, что будет благоприятным для тебя. Ты не падешь в ад. Шива сделает тебя счастливым.
*
29. Обуянный собственной гордыней, ты пренебрег указаниями Шивы. Как истинный податель плодов в соответствии с совершенными деяниями, Он и даровал тебе этот плод результат.
*
30. Будь уверен, что все произошло согласно воле Шивы, и что Господь Шива, Верховный Бог, устранит твою гордыню.
*
31. Он - высший Брахман, верховный Атман, Истина, Сознание и Блаженство. Он - вне трех гун и каких-либо изменений. Он - превыше раджаса, саттвы и тамаса.
*
32. Он одновременно Сагуна и Ниргуна. Он Сам с помощью Своей Майи проявляет Себя в трех формах - Брахмы, Вишну и Махеши.
*
33. В Своей безатрибутной Ниргуна форме Он прославляется как Шива Высший Атман, Махешвара Великий Владыка, Верховный Брахман, неразрушимый, бесконечный и Махадэва.
*
34. Служа Ему, Брахма становится Творцом, а я - Вседержителем миров. Он же Сам в Своем проявлении Рудры всегда Разрушитель.
*
35. Отличный от Майи, Шива как Чистая Сущность - Сакшин"Свидетель" и, действующий по Своей собственной воле и вовлеченный в божественные лилы, Он благословляет преданных Ему.
*
36. О риши Нарада, выслушай пожалуйста и запомни хорошо, что именно дает счастье, устраняет все грехи и обеспечивает мирские радости и конечное спасение.
*
37. Отбрось прочь все свои сомнения. Воспевай гимны хвалы Шиве. Не обращайся своим умом ни к чему иному и повторяй сотню имен Шивы и Его гимны.
*
38. От джапы Его имен все грехи твои немедленно рассеются. Сказав это Нараде, Вишну милостиво продолжил:
*
39. "О мудрец, перестань быть убитым горем! Ты не совершил никакого преступления. Это Шива творит все. Нет в этом никакого сомнения.
*
40. Это Господь Махешвара помрачил твой блестящий блистательный разум и сделал тебя страдающим от любви. Это Он сделал тебя Своими устами и ты проклял меня.
*
41. Таким образом великий Победитель Смерти, Кала всегда предан духовному подъему восхождению Своих преданных, делая Свой образ жизни явленным в мире.
*
42. Нет иного Господа и Учителя, так любящего и благодетельствующего меня, как Шива. Этот Парамешвара изливает всю власть силу на меня.
*
43. О риши, почитай же Его! Служи Ему всегда. Слушай о Нем и воспевай Его славу. Постоянно оказывай Ему почтение.
*
44. Тот кто приближается прибегает к Шиве телом, умом и речью, - великий ученый мудрец. Он называется дживанмуктой- освобожденным при жизни.
*
45. Имя Шива полыхает подобно лесному пожару, испепеляя горы великих грехов без какого-либо затруднения. Истинно это, несомненно истинно.
*
46. Различные виды страданий возникают от грехов, которые могут быть разрушены только служением Шиве и никак иначе.
*
47. Тот, кто всегда ищет прибежище в Шиве, о риши, - настоящий последователь Вед, одаренная всем душа и благословенный мудрец. Он должен прибегать к Нему телом, речью и умом всегда.
*
48. Различные священные обряды тех, что имеют полную веру в служение Шиве, Разрушителе Трипуры, немедленно становятся плодотворными результативными.
*
49. О великий мудрец, не существует в мире такого множества грехов, которое служение Шиве не в состоянии было бы устранить.
*
50. Неисчислимые груды грехов - таких, как убийство брахмана, устраняются упоминанием вспоминанием Шивы. Истинно, я говори тебе правду.
*
51. Грехи тех, кто пересекает океан сансары на плоту имен Шивы, разрушаютcя немедленно.
*
52. Грехи, что являются корнем сансарического существования, уверенно разрушаются секирой имен Шивы.
*
53. Люди, сбитые с толку и опаленные буйным пожаром грехов, должны пить нектар имен Шивы. Без этого не будет мира и спокойствия тем, кто обожжен и смятен диким пламенем грехов.
*
54. Те же, что испивают нектарные имена Шивы, не впадают в ужас посреди пожара сансары; в этом нет сомнения.
*
55-56. Немедленного спасения достигают те, что совершали аскезу в различных жизнях. Лишь они обретут преданность Шиве, милостивому Супругу Парвати. Люди, вовлеченные в страсти вожделения и ненависти никогда не будут обладать преданностью Шиве.
*
57. Преданность Шиве, что променяна на распылена на других божеств - тщетна. Необходимо быть исключительно преданным Шиве.
*
58. Я уверен, что освобождение легко достижимо для того, кто обладает исключительной и непреклонной непоколебимой преданностью Шиве и никому иному.
*
59. Даже, если он совершает нескончаемые грехи, он избавится от всех них, если искренне предан Шиве. В этом нет сомнения.
*
60. Подобно деревьям в буйном пламени лесного пожара, превращающихся в пепел, грехи преданных Шивы сгорают напрочь в огне имени Шивы.
*
61. Тот, кто предан всегда служению Шиве и очищает свое тело нанесением пепла бхасмы, определенно пересечет ужасный и беспредельный океан сансары.
*
62. Человек, служащий поклоняющийся трехокому Шиве, никогда не пятнается грехами, даже если он присваивает имущество брахмана или убивает много брахманов.
*
63. После изучения всех Вед предками -риши определенно было установлено, что единственный способ путь разрушения сансары - служение Рудре Шиве.
*
64.Отныне и всегда служи Шиве - Самбасадашиве - тщательно, с усердием и надлежащим выполнением ритуальных предписаний.
*
65. Умащай свое тело от головы до стоп священным пеплом и совершай джапу шестислоговой мантры Шивы "ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ!", хорошо известной во всех Ведах.
*
66. Носи на различных частях своего тела зерна рудракши, столь приятной Шиве, повторяя соответствующие мантры с преданностью и соблюдая предписанные ритуалы.
*
67. Слушай всегда повествования о Шиве. Рассказывай другим истории о Шиве всегда. Энергично служи преданным Шивы вновь и вновь.
*
68. Без замешательства всегда ищи прибежища в Шиве, поскольку постоянное служение Шиве дарует блаженство.
*
69. Неси лотосоподобные стопы Шивы в своем очищенном сердце и соверши сначала паломничество в различные святые места культа Шивы, о превосходный мудрец.
*
70. Созерцая бесподобное величие Шивы, Высшего Атмана, о мудрец, отправляйся затем к Анандаване - великому любимцу Шивы.
*
71. Узрев там Шиву, Господа Вселенной, служи Ему с преданностью. Поклонившись Ему и восславив Его, ты освободишься избавишься от всех сомнений.
*
72. Затем отправляйся на Брахмалоку, о мудрец, чтобы обрести желаемое тобой. Таково мое указание тебе из любви к тебе.
*
73. О мудрец, поклонившись и восславив особо своего отца Брахму, ты должен попросить его поведать обо всем, что касается величия Шивы, с любовью и трепетом в уме.
*
74. Брахма, лучший среди преданных Шивы, поведает тебе о величии Шивы, а также гимн ста Его имен из любви к тебе.
*
75. О мудрец, отныне и навсегда стань преданным Шивы, преданным полностью единственно Шиве. Ты спасешься этим. Шива дарует тебе Свои особые благословения".
*
76. Посоветовав это мудрецу, Вишну был доволен. Вспомнив, почтив поклонением и восславив Шиву, он исчез с того места скрылся из виду.
*
Глава 5
"Нарада отправляется в Каши"
Сута оказал:
*
1. О брахманы, когда Вишну исчез из виду, превосходный мудрец Нарада сошел на Землю ради созерцания Лингамов Шивы в различных святых местах с почтением.
*
2. В ходе своих странствий по Земле, о брахманы, он - с умом, полным преданной радости, - увидел множество форм Шивы, что даруют поклоняющимся мирские радости и конечное спасение.
*
3. Узнав, что божественный провидец Нарада странствует по Земле, двое служителей ганов Шивы приблизились к нему, чей ум в то время был чист.
*
4. Они поклонились ему и коснулись его стоп. Желая избавиться от проклятия, они почтительно заговорили с ним.
*
Служители ганы Шивы сказали:
*
5. О божественный мудрец, сын Брахмы, пожалуйста, выслушай наши слова. Мы, что прежде обидели тебя, на самом деле не брахманы.
*
6-7. О брахмарши , мы, твои обидчики, - служители ганы Шивы. Побуждаемый Шивой, ты проклял нас, когда твой ум был околдован иллюзорным возбуждением и страстью к царевне принцессе на ее сваямваре. Понимая, что положение тогда было неблагоприятным, мы остались смиренными.
*
8. Мы пожали плод своих же собственных деяний. Никто не свободен от кармы. О владыка, будь милостив и благослови нас теперь.
*
Сута сказал:
*
9. Выслушав слова служителей, сказанные с преданностью и почтением, мудрец с любовью ответил, раскаявшись в своем прежнем гневе.
*
Нарада сказал:
*
10. О слуги ганы Господа Шивы, наиболее чтимые из всех существ, слушайте, пожалуйста мои слова, ибо теперь я освободился от иллюзии. Они правдивы и сделают вас счастливыми.
*
11. Прежде мой ум был в развращении. Конечно же, это была воля Шивы. В состоянии неведения и сокрушенности ума я, по несчастью, проклял вас обоих.
*
12. То, что было сказано мною, - предел возможного. Потому, ганы , слушайте. Я поведаю вам путь освобождения избавления от проклятия. Простите, пожалуйста, мне мой грех теперь.
*
13-14. Вы родитесь демонами от семени великого мудреца и вследствие благодаря его силе вы достигнете положения царя демонов, наделенные процветанием, силой и доблестными подвигами. Вы будете - как преданные Шивы - править целым миром. Вы вернетесь в свое прежнее состояние, встретив смерть от рук воплощения Шивы.
*
Сута сказал:
*
15. Выслушав эти слова благородного душою Нарады, двое служителей ганов Шивы обрадовались и отправились обратно в свою обитель.
*
16. Нарада также весьма был обрадован. Медитируя исключительно на Шиву, он продолжил свои странствия по Земле, непосредственно лично созерцая различные святые места центры Шивы.
*
17-18. Достигнув Каши, что по святости своей превосходит все прочие города, являясь любимой обителью Шивы, легко дарующей благосклонность Шивы и идентичной с Самим Шивой, мудрец был доволен. Он увидел Шиву, Господа Каши, и почтил Его любовно.
*
20. Затем Нарада отправился в мир Брахмы и ум его был в высшей степени чист от постоянного вспоминания Шивы. Он страстно жаждал узнать больше о принципах Шивы.
*
21. Там он поклонился Брахме с преданностью и восславил его различными молитвами. С умом, прикованным к Шиве, он спросил его т.е. Брахму о благих принципах Шивы.
*
Нарада сказал:
*
22-23. О Брахма, знаток образа Брахмана, о Питамаха, повелитель Вселенной, по твоей милости я полностью услышал уже о величии Вишну все, а также о пути преданности, знания, аскезы, о благотворительных дарах и о святых центрах местах.
*
24. Но я не постиг принцип Шивы. Потому, о Владыка, разъясни мне, пожалуйста правила служения Ему, а также о различных деяниях Господа.
*
25. О дражайший, как может Шива, будучи свободным от атрибутов, становиться полным атрибутов? Поскольку я околдован Шивамайей, я не знаю Шива-таттву.
*
26. Как остается Шива в Своей чистой форме перед сотворением мира? Как Он играет Свои лилы посреди творения?
*
27. Во время разрушения как Он сохраняет Себя? Как Его, Благодетеля мира, можно удовлетворить?
*
28. О Брахма, какой дар дарует Он Своим преданным и другим, когда доволен? Удовлетвори, пожалуйста, мою любознательность.
*
29. Я слышал, что Господь становится довольным без промедления. Милостивый, Великий Бог, не может терпеть и выносить страдания преданных Ему.
*
30.Три Божества - Брахма, Вишну и Махеша - рождены как части Шивы. Махеша же, обладая всеми частями Шивы, - Сам Шива.
*
31. Пожалуйста, поведай мне все о Его проявлениях и особенно о Его славных деяниях. О Господь, поведай мне любезно о проявлениях Умы и о Ее замужестве свадьбе.
*
32. Об Их семейной жизни, особенно об их великих божественных лилах и о других вещах, что достойны упоминания, поведай мне подробно, о Безгрешный.
*
33. О рождении Парвати и о Ее свадьбе, а также о рождении Гухи Сканды поведай мне подробно, о Повелитель созданий.
*
34. О Господь Вселенной, я слышал уже от многих об этом, но я не удовлетворен. Поэтому я вижу прибежище в тебе. Будь милостив ко мне!
*
35. Выслушав эти слова своего сына Нарады, Брахма, дед мира, сказал так:
*
Глава 6
"Описание природы Махапралайи и происхождения Вишну"
Брахма оказал:
*
1. О брахман, лучший среди божественных существ, о благом предмете спросил ты меня, оказав услугу мирам и желая им блага.
*
2. Я поведаю тебе все и о достойных почитания принципах Шивы, слушанием о которых грехи людей разрушаются.
*
3. Никогда принципы Шивы ни Его высшие восхитительные формы не были постигнуты полностью ни мною, ни Вишну, ни кем-либо еще.
*
4. Во время Махапралайи, когда растворяются все подвижные и неподвижные объекты мира, все погружается в кромешную тьму без солнца, планет и звезд.
*
5. Не существует тогда луны. Дни и ночи не различаются. Нет ни огня, ни ветра, ни земли, ни воды. Нет непроявленного изначального бытия. Все существующее - одна полная пустота, лишенная всех светящихся высвечивающихся элементов.
*
6. Нет ни Дхармы, ни адхармы, ни звука, ни осязания. Запах и цвет - также непроявлены. Нет вкуса. Стороны света неразличимы.
*
7. Так тогда лишь кромешная тьма, названная Ведами "Существованием и Брахманом" одна существует.
*
8. Когда этот видимый мир не существует, Брахман один лишь есть, который постоянно в своей внутренней Самости созерцают йогины.
*
9. Это невозможно постичь умом. Это вообще не может быть выражено словами. Это не имеет ни имени, ни цвета. Это - ни тонкое, ни толстое.
*
10. Это - ни короткое, ни длинное. Это - ни легкое, ни тяжелое. Нет в этом ни возрастаниями, ни убывания.
*
11. Веды говорят, что это содержит в себе все что только существует и может существовать. Это - Сияние, Истина, Знание, Вечность и великое Блаженство.
*
12. Это неизмеримо, без опоры, неизменно, бесформенно, безатрибутно, воспринимаемо лишь истинами, всеподдерживающее и единственная причина Вселенной.
*
13. Это свободно от противоположностей, не имеет начала, свободно от иллюзии и ее порождений производных, без второго, не имеющее ни начала ни конца, ни развития. Это - форма чистого Знания.
*
14. Люди сомневаются, давая Этому название. То Сущее со временем возжелало, как говорится, второго.
*
15. Сущее, не имеющее Своей собственной формы, пожелало творить в ходе своей собственной игры, благоприятные формы, наделенные всей силой, качествами и знанием.
*
16-18. Форма, что движется повсюду, что включает в себя все прочие формы, что видит все, которая - причина всего, которую следует почитать всем, которая существует в начале всего, что дарует все, и которая освящает все, возникла как форма Ишвары чистой природы. Изначальное Сущее без второго, без начала и конца, что озаряет Своим Светом все, - то, что есть чистое Сознание как таковое, то, что называется Высшим Брахманом, всеподдерживающим и неуничтожимым, исчезло сокрылось. Проявленная форма бесформенного Сущего - Садашива. Ученые прошлого и последующих эпох воспели это как Ишвару.
*
9. Хотя и единый, Ишвара творит физическую форму Шакти из Своего тела и как Свое тело. Эта Шакти никоим образом не воздействует на Его тело.
*
20. Эта Шакти называется различными именами: Прадхана, Пракрити, Майя, Гунавати, Пара, Матерь Буддхи-таттвы, Викритиварджита "Лишенная изменений"
*
21. Эта Шакти - Амбика, Пракрити и Богиня всего. Она - первая причина и Мать всех трех Божеств т.е. Брахмы, Вишну и Махеши
*
22. Она - восьмирука. Лик Ее отдает отсвечивает чудесным сиянием - сиянием тысячи лун. Тысячи звезд сияют вокруг Ее лица.
*
23. Она украшена всевозможным убранством, обладает различным оружием. Она способна на различные изменения и движение. Ее глаза сияют как расцветшие лотосы.
*
24. Она обладает сокровищем, которое трудно воспринять. Она -порождающая причина всего. Популярно Она известна как Майя. Единая, Она проявляет Себя в различных формах.
*
25. Высший Пуруша - Шива, называемый Шамбху. Нет никакого иного Господа над Ним. Он удерживает Мандакини Гангу на Своей голове, а лоб Его украшен четвертью луны. Он - трехокий.
*
26. Пятиликий, всегда исполненный радости, десятирукий, держащий тришулу трезубец. Он - белый и чистый как камфора. Тело Его полностью покрыто умащено пеплом.
*
27. Тот Брахман в форме Калы "Времени" вместе с Шакти, одновременно создал святую обитель, называемую Шивалокой миром Шивы.
*
28. Оно же называется Кашика, превосходный святой центр, - оплот спасения, сияющий надо всем.
*
29. Святая обитель обладает природой высшего блаженства, поскольку изначальные Возлюбленные т.е. Шива и Шакти, в высшей степени полные блаженства, сделали тот прекрасный святой центр своей постоянной обителью.
*
30. О мудрец, тот святой центр никогда, даже во время Великого Растворения, не теряет присутствия там Шивы и Его Шакти. Поэтому он называется Авимукта.
*
31. Поскольку святой центр - причина достижения Блаженства. Пинака капани Шива назвал его "полным блаженства лесом" и позднее - Авимукта.
*
32. О божественный мудрец, полный блаженства, наслаждающиеся Своей игрой два Божеетва Шива И Шакти, говорится, пожелали сотворить другое существо.
*
3-З8. Шива подумал в Себе Самом примерно следующее так: "Необходимо сотворить другое существо. Пусть оно творит все остальное, защищает его и в конце концов пусть разрушает его т.е. мир с Моего благословения. Поручив ему все, Мы Двое оставаясь в Каши, будем странствовать свободно как пожелаем, оставив за собой лишь прерогативу спасения освобождения. Мы можем счастливо оставаться в этом полном блаженства лесу, будучи свободными от бед творения". Верховный Господь излил нектарную сущность на Свою левую сторону - на ее десятую часть, - нектар, который появился от пахтания океана Его сознания, в котором Мысли были волнами, саттва-гуна - драгоценным камнем, раждас - кораллом, а тамас - крокодилом. Вслед за этим появилось существо прекраснейшее в трех мирах, наполненное саттва-гуной как преобладающей из трех гун, явившееся как океан неизмеримого могущества.
*
39. О мудрец, он то существо был наделен терпением. Не было никого подобного ему. Он имел цвет сапфира. Славный, он сиял своими восхитительными глазами-лотосами.
*
40. Его образ был золотой и превосходными членами. Он носил два покрова одеяния из тканного золотом шелка. Его руки были загорелыми и бриллиантовоподобными. Он был неутомим.
*
41. Он поклонился Шиве Парамешваре и сказал: "О Господь, дай мне имена и укажи, что мне делать".
*
42. Выслушав это, Господь Шива рассмеялся. Громоподобными словами Он обратился так к созданному, появившемуся Существу.
*
Шива сказал:
*
43. "Ты станешь известным как Вишну по имени, ибо ты поддерживаешь все. У тебя будет также много других имен, приносящих счастье преданным.
*
44. Соверши надлежащую аскезу ради обретения творческой силы и постижения сути всего. Будь тверд в ней т.е. в аскезе" - сказав это, Господь вдохнул в него знание Вед.
*
45. Шива скрылся из виду в сопровождении Шакти и Своих ганов слуг. Оказав подобающее почтение Шиве, Вишну начал великую аскезу.
*
46. Даже после выполнения аскезы в течении двенадцати тысяч божественных лет, Вишну не обрел желаемого видения Шивы, что дарует все.
*
47. Он засомневался усомнился и, с почтением медитируя на Шиву, поинтересовался:"Что мне делать теперь?"
*
48. Тогда прозвучавший благоприятный голос Шивы ответствовал ему: "Снова совершай аскезу, чтобы устранить сомнения"
*
49. Услышав это, Вишну совершил ужасную аскезу, весьма длительную, следуя практике созерцания.
*
50. То Существо Вишну стало просветленным, следуя пути созерцания. Радостный, он удивился:"О, что такое та Истинная Реальность?"
*
51. Из тела таким образом испытавшего себя Вишну излились потоки воды разного вида в результате действия Майи Шивы.
*
52. О великий риши, Верховный Брахман в форме божественных вод наполнил Собой всю первозданную пустоту. Простое соприкосновевение с ними разрушает грехи.
*
53. Вишну, уставший и утомленный, погрузился в мистический сон посреди вод. Он пребывал в том блаженно-иллюзорном состоянии, йоганидре долгое время.
*
54. Как утверждается в Ведах, его именем стало Нараяна "Покоящийся на водах". Помимо того Первозданного Существа не существовало тогда ничего.
*
55. Тем временем также и таттвы космические принципы возникли из Великой Души. О мудрейший и великоразумный! Слушай же, как я перечислю их.
*
56. От Пракрити произошел Махат космический Разум, от Махата -три гуны. Ахамкара -эго возникла в трех формах т.е. в саттвической, раджасической и тамасической формах в соответствии с тремя гунами.
*
57. Пять тонких сущностей- танматр, пять бхутов- грубых элементов, пять кармендрий- чувств деятельности и пять джнянендрий- чувст познания также появились тогда.
*
58-59. О наипревосходнейший из риши, так я перечислил таттвы. Все эти таттвы произошли от Пракрити, но не от Пуруши. Они - бесчувственны и их двадцать четыре числом. Вишну, Пуруша, явил их вее по воле Шивы и впал в свой сон йоганидру в Брахмане.