http://palaisdashepsout.p.a.pic.centerblog.net/l2q4mtqv.gif

Удивительную картину являл собой Египет в IV-V вв. н. э. Христианство уже стало государственной религией Римской империи, провинцией которой был тогда Египет. Новое великое Откровение пришло в мир, и, казалось бы, всё языческое должно было уйти, умереть. На уровне духовном, незримом, эта смена миров действительно происходила. Но на уровне религиозной культуры, священного искусства картина была иной. Новое Откровение всегда использует прежние, древние символы: иначе оно не будет понято. Ведь и Христос освятил своей жертвой на Голгофе крест, близкий по форме к египетскому.
Конечно, в целом египетская религия, дожившая до VI в., воспринималась большинством христиан как враждебное и вредное для души язычество. Пусть возвышенные размышления жрецов о грядущем воскрешении мёртвых (к тому же уподобляющихся умирающему и воскресающему Солнцу) читаются сейчас почти как пророчества об искупительной Жертве Христа - в первые века христианства это осознавали лишь немногие. Жрецы последних храмов - святилища Исиды на острове Филэ в Верхнем Египте - не могли не ощущать, как над их обителью сгущается смертная тень.
*
Умолкли гимны, разрушены храмы, забыты язык и священная письменность... Но если всмотреться в христианское искусство ранних веков, то многое в нём становится понятным именно в контексте египетской традиции, египетской символики. Образ святого Христофора Псеглавца, безусловно, не мог сложиться без влияния египетских представлений о боге Анубисе. Да и сам принцип построения пространства в иконе - отсутствие линейной перспективы, изображение строений как бы в плане и т.д. - восходит к египетской живописи.
Конечно, можно сказать, что и икона, и египетские росписи просто следуют некоей изначальной, постигнутой в откровении всеми народами традиции священного искусства. Однако техника иконы также зародилась в Египте. Иконному белому левкасу под красочным слоем соответствует у египтян слой тонкого известкового грунта; те же минеральные красители входят в состав красок; так же последовательно используется локальный (однородный в пределах красочного поля) цвет... Возникновение иконы церковная археологая издавна связывает с египетскими фаюмскими портретами начала новой эры, которые в конце XIX н. были найдены в оазисе Файюм (Эль-Файюм) в Египте. Египтяне тогда упростили погребальный обряд, заменив прежние саркофаги дощечками с портретом усопшего - несколько идеализированным изображением человека, который уже стал сопричастен вечности..
Египту первых веков новой эры (стране, некогда спасшей от гонений младенца Христа во время евангельского "бегства в Египет") обязано своим возникновением и монашество - христианское пустынножительство. Обряд пострижения в монахи (смерть для мира) вызывает в памяти символическую смерть при посвящении в мистерии. Принимавшие христианство египтяне, видимо, в какой-то степени помнили и об аскетических традициях жреческих школ. Первый в мире христианский скит возник в египетской пустыне. А слово "скит" восходит к египетскому "ши хэт" - "вес сердца" - и напоминает о божественном суде в царстве Дуат...