Амулет «Сердце»
Сердце считалось не только вместилищем жизненной силы, но и источником хороших и плохих мыслей, а иногда — олицетворением совести. После смерти его охраняли особенно тщательно. Его мумифицировали отдельно, и хранили вместе с легкими в специальном сосуде, который отдавался под защиту бога Туамутефа. Сохранение сердца считалось столь важным делом, что еще в древности в «Книгу Мертвых» был введен текст, произнесение которого давало умершему возможность обрести сердце — взамен того, что было изъято во время мумификации. Текст гласит: «Да будет мое сердце со мной в Доме Сердец! Да будет моя грудь со мной в Доме Сердец! Да будет мое сердце со мной, да останется оно, иначе не смогу я есть лепешки Осириса на восточном берегу Озера Цветов, и не будет у меня лодки, чтобы спуститься вниз по Нилу, и лодки, чтобы подняться вверх, и не смогу я плыть с тобой по Нилу. Да [будут даны] уста мне, чтобы я мог говорить, и ноги, чтобы я мог ходить, и руки, чтобы одолеть врага. Да будут двери небес отворены для меня. Пусть Себ, повелитель богов, широко раскроет мне свои врата; пусть откроет он мои завязанные глаза, пусть даст он мне силы раздвинуть ноги, связаные вместе. Пусть Анпу (Анубис. — У. Б.) сделает мои бедра крепкими, чтобы я смог встать. Да восстану я по воле богини Сехет так, чтобы взойти на небеса. Да будет то, что я приказал, совершено в Доме ка Птаха . Я узнаю свое сердце, я овладею своим сердцем, я овладею своими руками, я овладею своими ногами, у меня будет сила, чтобы делать то, что угодно моему ка (т. е. двойнику. — У. Б.). Мою душу не закуют в тело у врат подземного мира, и я войду и приду с миром».
Египтяне верили, что после произнесения этих слов умерший получал силу, которой он стремился обладать в мире ином, а когда он обретал власть над своим сердцем, то его сердце, двойник и душа получали возможность идти, куда им заблагорассудится, и делать, что захочется. Упоминание бога Птаха и его супруги Сехет свидетельствует о том, что Глава эта была написана жрецами Мемфиса и отражает верования глубокой древности. Согласно «Папирусу Нехту-Амена», амулет сердца, о котором идет речь в данной Главе, должен быть сделан из ляпис-лазури, камня, считавшегося весьма полезным для тех, кто его носит. Следует напомнить, что, по одной из легенд, текст Главы LXIV «Книги Мертвых» , найденный во времена царствования Хесепти, около 4300 г . до н. э., был написан буквами из ляпис-лазури, аупоминанир этого факта в рубрике Главы свидетельствует о том, что египтяне придавали ему особое значение.
Нефер-убен-ф — жрец, защищающий свое сердце от того, кто уничтожает сердца. Однако, хотя с помощью приведенного выше текста человек мог обрести сердце, умерший должен был быть очень осторожен, чтобы его сердце не отобрало у него чудовище, получеловек-полуживотное, которое постоянно искало случая завладеть им. Для того чтобы помочь человеку избежать этого несчастья, было написано не менее семи Глав «Книги Мертвых» (XXVII, XXVIII, XXIX, XXIXa, XXX, ХХХа и ХХХв). Глава XXVII была связана с амулетом сердца из белого полупрозрачного камня. Она гласит: «Приветствую вас, уносящие сердца! Приветствую вас, крадущие сердца и заставляющие сердце человека пройти через превращения согласно его деяниям! Да не повредит ему пред вами то, что он совершил! Мир вам, о владыки вечности, властители непреходящего. Да не завладеете вы этим сердцем Осириса, То есть умершего, которого идентифицировали с Осирисом, богом и судьей мертвых. да не будут произнесены по вашей воле слова зла против него; ибо это — сердце Осириса и оно принадлежит многоименному, могущественному, чьи слова — его члены, кто посылает его сердце в тело. Сердце Осириса победоносно, оно обновляется перед богами: он обрел власть над ним, он не был осужден за свои деяния. Он получил власть над своими членами. Его сердце повинуется ему, он — его владыка, оно живет в его теле и никогда не покинет его. Я, Осирис, победивший в мире, торжествующий в прекрасном Аменти и на горе вечности, приказываю тебе [о сердце] быть послушным мне в мире подземном». Другая Глава (ХХТХв) соотносилась с амулетом сердца, сделанным из сердолика, — подобные амулеты можно увидеть во многих крупных музеях. Текст Главы гласит: «Я — Бенну, душа Ра и проводник богов подземного мира. Их божественные души вышли на землю исполнить волю своих двойников. Да выйдет посему душа Осириса, чтобы осуществить волю своего двойника». Бенну считался также душою Осириса, так что этот амулет обеспечивал умершему и защиту Осириса, и защиту Ра. Из всех Глав, касающихся сердца, наиболее популярной среди египтян была Глава, известная сейчас как Глава ХХХв, поистине бесценная с точки зрения религии. Древность ее несомненна, так как, согласно «Папирусу Ну», относящемуся к началу XVIII династии, она датируется временами Хесепти (около 4300 г . до н. э.), и является, по-видимому, дополнением или приложением к Главе LXIV, которая заключает в себе основные положения «Глав Выхода Днем». В рубрике расширенной версии этой Главы из того же папируса Глава ХХХв связывается с Херутатафом, сыном Хуфу (Хеопса), человеком, известным своею мудростью. В этой рубрике указывается, что текст Главы должен произноситься над вырезанным из твердого зеленого камня скарабеем, которого необходимо вложить в грудь умершего, туда, где раньше находилось сердце. Впоследствии этот амулет должен был совершить для него «отверзание уст», ибо слова этого текста были «словами власти». От чтения слов над скарабеем до написания их на нем ~ всего один шаг, и он был сделан еще во времена IV династии. Текст Главы гласит:
«Сердце мое, мать моя! Сердце мое, мать моя! Сердце мое, благодаря которому я пришел в жизнь! Да не восстанет ничто против меня на [моем] суде! Да не будет противодействия мне в присутствии верховных правителей! Да не разлучат тебя со мной в присутствии того, кто держит Весы! Ты — мой двойник (ко), обитатель моего тела, бог Хнему, объединяющий и укрепляющий мои члены. Да войдешь ты в обитель счастья, куда мы идем. Пусть Шенит, творящие обстоятельства жизни людей, не сделают мое имя зловонным. Да будет это благоприятным для нас. Да будет благоприятным для нас слушание. Да будет радость нашим сердцам при взвешивании слов. Да не произнесут ничего лживого против меня перед великим богом, владыкой Аментета. Воистину, велико ты будешь, когда восстанешь, торжествуя».
Именно этот текст произносит умерший в зале суда Осириса во время взвешивания его сердца — на другой чаше весов при этом лежит перо, символ истины и справедливости. Согласно некоторым другим папирусам, эти слова должны были произноситься умершим при взвешивании его самого в противовес своему сердцу, что совершенно не соответствует концепции суда сердца перед богами.
Амулет «Скарабей»
В древнейшие времена амулет сердца, связанный с наиболее важными и общераспространенными Главами "Книги мертвых" охраны сердца, должен был изготовляться в виде скарабея. Во времена строительства пирамид египтяне придерживались определенных взглядов относительно этого насекомого, и верования эти, даже в те далекие времена несомненно были очень древними. Египтяне, по-видимому, рассуждали следующим образом: поскольку настоящее сердце изымается из тела перед мумификацией, то его необходимо заменить другим, которое станет источником жизни и движения в мире ином. Каменное сердце, сделанное из ляпис-лазури или сердолика, остается всего лишь камнем, и хотя при помощи правильно произнесенных молитв оно предотвращает похищение настоящего сердца «теми, кто крадет сердца», но само по себе не обладает достаточной силой, чтобы дать новую жизнь и существование тому, в кого оно помещено. Однако фигурка скарабея или сам жук обладает удивительной силой. Поэтому если сделать из камня скарабея и написать на нем соответствующие «слова власти», то он не только защитит физическое сердце, но и даст умершему новую жизнь и бытие. Более того, скарабей был олицетворением и символом бога Хепера, невидимой силы созидания, которая движет Солнце по небу. Жук, избранный египтянами в качестве прототипа амулета, принадлежит к семейству навозных жуков Ламелликорнов (Lamellicorns), обитающих в тропических странах. Обычно жуки эти черного цвета, но встречаются и особи с металлическим оттенком. Они замечательны также тем, что их задние лапки расположены очень близко к концу тела и далеко друг от друга, что придает движущемуся насекомому весьма необычный вид. Такое строение задних лапок необходимо этим жукам для перемещения навозных шариков, в которые они откладывают свои яйца: сначала эти шарики бесформенные и мягкие, но в процессе перекатывания они становятся все более круглыми и твердыми. Шарики иногда достигают полутора и даже двух дюймов в диаметре, так что жуки, перекатывая их задними лапками, становятся почти на голову (при этом жук располагается задом к своей ноше). Шарики закладываются в предварительно вырытые норы, появившиеся личинки питаются навозом, из которого сделаны шарики. По-видимому, жуки не обладают способностью различать свои и чужие шарики, поскольку, потеряв свой, они хватают шарики своих собратьев, хотя, как говорят, некоторые из них иногда настойчиво катят один и тот же шарик.
Самцы, как и самки, также катают шарики. Летают эти жуки в самую знойную часть дня. Элиан, Порфирий и Гораполлон заявляли, что у скарабеев не существует самок, а последний автор утверждал, что скарабей является «единородным», то есть самовоспроизводящимся без участия самки. По его словам, жук, сделав навозный шарик, катит его с востока на запад и, вырыв норку, прячет его в ней на двадцать восемь дней. На двадцать девятый день он отрывает шарик, бросает его в воду, и из него вылезают детеныши. Тот факт, что скарабей летает в самое жаркое время дня, привел к отождествлению его с солнцем, а шарик с яйцами рассматривался как само солнце. Невидимая сила Бога, проявленная в виде бога Хепера, заставляет солнце катиться по небу, и скарабей, перекатывающий шарики, получил имя хепер, то есть «тот, кто катит». Солнце несет в себе зародыши всего живого, поэтому шарик скарабея, содержащий зародыши скарабея, отождествляли с Солнцем как с существом, воспроизводящим жизнь особым образом. А поскольку бог Хепера олицетворял также инертную, но живую материю, готовую начать цикл существования, и в древнейшие времена считался богом воскресения, то скарабей, отождествлявшийся с ним, стал символом бога и знаком воскресения.
Но мертвое человеческое тело также, можно сказать, содержит зародыш жизни, то есть зародыш духовного тела, обретающего бытие благодаря молитвам и церемониям, совершаемым во время погребения. С этой точки зрения шарик с яйцами и мертвое тело были тождественны. Предполагалось, что, подобно тому как насекомое дает потенциальную жизнь своим яйцам в шарике, фигурка скарабея, символ бога Хепера, дает потенциальную жизнь мертвому телу, в которое она помещена в сопровождении написанных или произнесенных «слов власти». В Египте и Восточном Судане понятие «жизни» связывалось со скарабеем с незапамятных времен, и по сей день женщины сушат этих жуков, толкут их, разбавляют порошок водой и пьют, веря, что это поможет им иметь больше детей.
В древности, если человек хотел защитить себя от колдовства и любых чар, он должен был оторвать голову и крылья большого жука, сварить их, бросить в масло, нагреть и погрузить в жир змеи «апнент». Когда это снадобье закипит, человек должен был выпить его.
Амулеты скарабея самых разных видов находят в Египте в огромном количестве. Они могут быть сделаны из зеленого базальта, зеленого гранита, известняка, зеленого мрамора, голубой глины, голубой смальты, фаянса, покрытого пурпурной, голубой и зеленой глазурью и т. д.; на основание амулета обычно наносили «слова власти». В редких случаях скарабей имел человеческое лицо или голову, иногда на спине его изображались ладья бога Ра, птица Бенну (душа Ра) и Око Хора. Зеленые каменные скарабеи зачастую были оправлены в золото — крепления проходят вдоль спины и внизу, где соединяются крылья; иногда позолочена вся спина, иногда основание покрыто золотой пластинкой и на ней отчеканены или выгравированы «слова власти».
В некоторых случаях основание скарабея делалось в форме сердца, что подтверждает тесную взаимосвязь амулетов сердца и скарабея. В более поздние времена, то есть около 1200 г. до н. э., большие погребальные скарабеи помещались в фаянсовые нагрудные украшения, выполненные в виде пилонов, на которых находился рисунок красками или рельефное изображение ладьи Солнца. Скарабей размещался так, чтобы казалось, что он находится в ладье; слева ставили Исиду, а справа — Нефтиду.
Самый древний известный мне погребальный скарабей из зеленого камня находится в Британском музее (№ 29224) — он найден в Карнаке возле Фив и датируется периодом правления XI династии, около 2600 г. до н. э. Имя человека, для которого он сделан (это, по-видимому, был служитель храма Амона), написано светлой краской и покрыто лаком, «слов власти» на этом интересном экземпляре нет.
Когда захоронение скарабеев с телами умерших стало общепринятым, живые начали носить их как модное украшение, поэтому во многих коллекциях можно найти тысячи скарабеев всевозможных видов и типов, а разнообразие их ограничивалось лишь способностью древних мастеров к изобретению нового. Из Египта амулеты-скарабеи распространились по Западной Азии и некоторым странам Средиземноморья, причем носившие их, видимо, придавали им то же значение, что и их древние изобретатели, египтяне. Как видно из греческого магического папируса, переведенного Гудвином, даже в периоды греческого и римского правления, перед надеванием этого амулета над ним совершались определенные торжественные церемонии. Так, в случае «кольца Хора» и «церемонии жука» предписывалось следующее: следует взять чистое льняное полотно, поместить его на щепки оливкового дерева. Сверху положить лист бумаги, а на него — жука, сделанного описанным ниже способом. Посередине листа поставить маленькую курильницу с миррой и кифой. Под рукой надо иметь небольшой сосуд из хризолита с мазью из мирры, кифы или кинамона. Кольцо, предварительно очищеное и отполированное, окунуть в мазь и положить в курильницу с кифой и миррой. Оставить его там на три дня, а затем вынуть и положить в безопасное место. Для обряда необходимы несколько чистых хлебов и фрукты, в зависимости от времени года. Их следовало принести в жертву над виноградной лозой и во время жертвоприношения вынуть кольцо из мази и тщательно ею натереться. Обряд совершается на рассвете. Повернувшись лицом к востоку, необходимо произнести приведенные ниже слова. Жук должен быть высечен из изумруда чистейшей воды. В нем надо просверлить отверстие и продеть сквозь него золотую нить. В нижней части жука следует вырезать образ святой Исиды. Освятив жука описанным выше способом, можно его носить. Этот обряд совершали на седьмой, девятый, десятый, двенадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый, двадцать первый, двадцать четвертый и двадцать пятый день, считая от начала месяца. В другие дни от обряда воздерживались. Слова, которые необходимо было произнести, начинались так: «Я — Тот, изобретатель и основатель медицины и письменности. Приди ко мне тот, кто под землей, явись предо мной, великий дух».
Амулет «Пряжка»
Этот амулет представляет собой пряжку пояса Исиды . Обычно он делался из сердолика, красной яшмы, красной смальты и других материалов красного цвета, а иногда из золота и позолоченных материалов. Он соотносится с Главой CLVI «Книги Мертвых», которая часто писалась на нем. Текст ее гласит:
«Кровь Исиды, сила Исиды и "слова власти" Исиды своим могуществом защитят это великое и божественное существо и охранят его от того, кто захочет совершить с ним то, что рождено ненавистью». Пряжку пристегивали к шее умершего, туда же помещали и соответствующий фрагмент Главы. Но прежде пряжку необходимо было окунуть в воду, где плавали цветы анхам. Считалось, что амулет этот, после того как над ним произносились приведенные выше слова Главы о Пряжке, защищал умершего силой крови Исиды и ее «слов власти». Стоит напомнить, что именно «словами власти» Исида заставила восстать мертвое тело Осириса, а в другой легенде говорится о том, что благодаря своей магической силе она поразила страшной болезнью Ра, бога Солнца. Другим назначением пряжки было обеспечение умершему доступа в любое место подземного мира, а также возможности иметь «одну руку протянутой к небесам, а другую — к земле».
Амулет «Столб Тет»
Этот амулет, вероятнее всего, символизирует ствол дерева, в котором богиня Исида укрыла мертвое тело своего мужа, а четыре поперечные полосы обозначают четыре стороны света. Он является одним из наиболее важных символов в египетской религии, и воздвижение столба Тет в Бусирисе, символизирующее восстановление тела Осириса, было одной из наиболее торжественных церемоний в культе этого бога.
Столб Тет не является ни столом каменщика, ни ниломером, как считают некоторые. Его всегда соотносят с Главой CLV «Книги Мертвых», которая гласит: «Поднимись ты, о Осирис! Ты обрел свой позвоночник, о Твердый Сердцем! Ты обрел крепление для своей шеи и спины, о Твердый Сердцем! Утверждайся на своей опоре. Я поставил пред тобою воду и принес тебе столб Тет из золота, чтобы ты мог возрадоваться». Как и пряжку, столб Тет надо было вначале окунуть в воду, где плавали цветы анхам, а уж затем положить на шею умершего. Амулет давал ему силу, необходимую для того, чтобы восстановить тело и стать совершенным ХУ (т. е. духом) в подземном мире. На саркофагах правая рука умершего сжимает пряжку, а левая — столб Тет, при этом оба они сделаны из дерева, хотя в соответствующей рубрике указывается, что Тет должен быть из золота.
Амулет «Подушка»
Этот амулет является уменьшенной копией подушки, которую клали в саркофаг под шею мумии. Его назначением было «поднять» и защитить голову умершего . Обычно он изготавливался из гематита и на нем писали текст Главы CLXVI «Книги Мертвых», которая гласит:
«Ты поднят, страждущий, лежащий неподвижно. Твою голову подняли к горизонту, ты восстал и торжествуешь, ибо многое сделано для тебя. Птах низверг твоих врагов, ибо ему повелели сделать это для тебя. Ты — Хор, сын Хатхор... возвращающей голову после убийства. Твою голову не отберут у тебя после убийства, твою голову никогда, никогда не отберут у тебя».
Амулет «Коршун»
Этот амулет был предназначен для того, чтобы сила Исиды как «богоматери» стала защитой умершему, и представлял собой золотого коршуна, парящего в воздухе с раскинутыми крыльями и держащего в когтях символ «жизни» Он клался на шею умершему в день погребения. Этому амулету соответствует Глава CLVII «Книги Мертвых», в рубрике которой указано, что она должна произноситься над ним. Текст Главы гласит:
«Приближается Исида и парит над городом, и ищет тайное убежище Хора, когда он выходит из тростниковых топей, и она исцеляет его раненое плечо. Его взяли в ладью Вечности, и верховная власть над миром была дана ему. Он достойно воевал, и деяния его останутся в памяти, страх и благоговение будет внушать имя его. Его мать, могущественная госпожа, охраняет его, ему отдала она свою силу». Начало отрывка повествует о том времени, когда Исида воспитывала Хора в тростниковых топях, а конец относится к моменту его битвы с Сетом, которого он победил благодаря могуществу Исиды.
Амулет «Золотой Воротник»
Амулет Золотой Воротник по мнению египтян давал умершему силу освобождения от своих пелен. В день погребения по Книге Перемен, сделаный из золота воротник закреплялся на ше усобшего. Текст Главы гласит: «О отец мой, брат мой, мать моя Исида, я не спеленут и я вижу. Я один из тех, кто не спеленут и кто видит бога Себа». Этот амулет встречается очень редко и, по-видимому, отражает верования, возникшие во времена XXVI династии , около 550 г. до н. э. Также, причиной редкой встречаемости можно считать, что этот амулет является погребальным, и имеет довольно большие размеры, поскольку закреплялся на шее. И для его изготовления понадобилось бы немало золота. Поэтому такой амулет могли позволить себе далеко не бедные люди, а точнее фараоны и члены его семей.