СВЯТЫЕ ЧИСЛА БИБЛИИ
В Священном Писании ряд чисел и цифр обладают помимо математического еще и символическим значением. То есть выражают собой целые, часто очень объемные понятия. В точности так же, как и в нашей жизни, голубь - символ мира, а дуб - крепости. Прежде всего, подобной символикой переполнена сама Библия: море в ней означает людское море- воды - обилие бедствий- воды бурные - сильные бедствия- душа - жизнь- блуд и блудодеяние - служение идолам- рог - символ силы- острова - все языческие народы- жезл - символ власти- тьма - бедствия- ночь - время бедствий- конь - символ военной мощи- дождевые облака - символ милости, благотворительности- горы и холмы - либо знатные классы народа, способные давить низшие слои, либо образ несокрушимости- лен - образ чистоты, непорочности- белые одежды - символ добродетели.
Не зная всего этого, невозможно постичь смысл как Ветхого Завета, так и Евантелий даже на самом поверхностном уровне...
Какие же понятия символизируют собой на языке Библии числа и цифры, встречающиеся в Священном Писании? Прежде всего, далеко не все цифры в нем являются символами - в отличие, например, от нумерологии. И в отличие от нее же в число символов входят не только числа, но и конкретные цифры.
Вся символика, поскольку в основе христианства лежит учение о Святой Троице, начинается с цифры "3".
3. Еще у древних евреев тройка символизировала собой Божество. Так, завет Бога с патриархом Авраамом, ставшим родоначальником еврейского народа, был закреплен жертвоприношением трех животных - телицы, козы и трехлетнего овна. Ездра по прибытии в Иерусалим из Вавилона пробыл там 3 дня, прежде чем приступил к восстановлению города и храма. На третий день воскрес Иисус Христос, а своим ученикам повелел крестить все народы к признанию Отца и Сына и Святого Духа - то есть троичности Бога.
4. Четверка в Священном Писании - это символ мира и человечества. Пророку Иезекиилю явилось четыре животных, с четырьмя лицами каждое, с четырьмя крыльями и четырьмя колесами, символизировавшие мир и человечество в нем. "4" - это символ пространственной полноты, поскольку обнимает собой все страны света. Пророк Даниил также видит четырех зверей- появлению которых предшествует борьба четырех ветров, когда речь идет об исторических пророчествах, касающихся мира и судьбы человечества. По пророку Иезекиилю - если Бог хочет истребить какой-либо народ, то посылает на него четыре язвы... Будучи числом пространственной полноты , "4" поэтому является и символом законченности, завершения, исчерпанности.
5. Пятерка в Священном Писании - символ множественности.
Так, пророк Исаия говорит: "В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком ханаанским (еврейским) и клясться Господом Саваофом". То есть - значительное число городов.
Когда Пресвятая Дева Мария со святым Иосифом Обручником принесла в Иерусалимский храм сорокадневного Иисуса Христа, положенный выкуп за младенца она отдала установленной ценой - пятью священными сиклями, предзнаменовавшими пять ран на теле распятого Спасителя, которыми и был искуплен ВЕСЬ мир.
6. Это - символ высших духовных способностей, силы и Божественного могущества. В шесть дней Бог сотворил мир. Носители Божественного могущества, огня и любви - серафимы - имеют по шесть крыл.
7. Число полноты, законченности, совершенства, символ Вечности. У евреев семерка издревле почиталась как священное число, очень важную роль оно имеет вообще во всем Священном Писании и рассматривается двояко: либо как "6+1" , либо как "4+3", в зависимости от чего и толкуется.
В 6 дней Бог сотворил мир, а на седьмой день почил от дел. Так и мы, творение Божие, чтобы найти себе покой и освящение, должны соединяться с единицей, то есть с Богом, Единым в Троице, дела мира должны возвращаться к Богу, где они упокоятся и осветятся, а на дела и труды нам отпущено по 6 дней подряд.
С другой стороны, поскольку "4" есть образ мира, а "3" - Святой Троицы, их соединение в семерке - символ единения мира с Богом, творение, восстановленное своим Творцом. Таким образом, "7" - заветное число, выражающее гармонию, единство, совершенство и ПОКОЙ.
В книге Иисуса Навина описывается взятие города Иерихона. 7 священников, 7 юбилейных труб или рогов, 7 дней обхождения вокруг Иерихона и взятие его на 7-й день.
Церковь Божия, по свидетельству Священного Писания, стоит на семи столпах. В реальной жизни - это 7 даров Святого Духа, 7 церковных таинств.
Некое таинственное значение имеет семерка и в Апокалипсисе. Святой тайновидец говорит о семи духах, находящихся перед престолом Всевышнего, выражающих собой полноту благодати: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень - то есть дар благочестия и вдохновения в высшей степени. Кроме того, в Апокалипсисе фигурируют и 7 священников, 7 звезд, 7 светильников, 7 рогов, 7 очей Агнца, 7 печатей, которые, будучи сорваны все до одной, означают конец земного мира, его преображение- 7 труб, 7 таинственных громов, 7 фиалов ярости Господней. Наконец, речь в Апокалипсисе постоянно идет о 7 Церквях, символизирующих собой всю Вселенную, вселенскую Церковь.
Говоря об удивительной тайне семерки, нельзя не сказать и о ее символическом отражении в материальном мире: семь тонов звука дают нам в музыке полную гамму. А радуга, символизирующая собой Новый Завет между Богом и человечеством, состоит из семи воспринимаемых визуально цветов.
8- символ возрождения, возобновления, воскресения. Употребление числа "8" в Священном Писании тесно связано с числом "7", составляя то, что в музыке называется октавой - возвращение к Первому на новом витке спирали, где Первое повторяется, становясь началом нового круга. Как день, стоящий вне пределов 7 дней творческой недели (седмицы ), он означает новую жизнь, возрождение, воскресение. Всех писателей Священного Писания было восемь. В Сивилловых книгак, книгах пророчиц, на которые обращали внимание и христианские писатели, есть указания на имя Иисуса- в греческом его написании, предсказывается в них, будет четыре гласные и две согласные буквы, а число всего имени равно 8 единицам, 8 десяткам и 8 сотням - то есть "888", три совершенные восьмерки.
Поскольку число "7" в Священном Писании означает полноту, для жизни нашего мира, чтобы обозначить его долговременность, употребляется выражение "семь дней": в древнееврейском языке "день" означал не только световое время суток, но вообще некий законченный период. День восьмой уже будет означать жизнь будущую, в преображенном, пересотворенном Богом мире...
9. Это - "ангельское число", поскольку ангельских чинов ровно девять, ни в каком ином значении, кроме этого, толковаться оно не может, поскольку в Священном Писании не встречается.
10. Символ законченности человеческого развития личности. Не только в Священном Писании, но и у народов иных вероисповеданий сохранилась память о допотопных патриархах - родоначальниках рода человеческого. И прежде всего об их числе. Известно, что было их (от Адама до Ноя включительно) десять: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной.
Десять раз в Священном Писании Израиль назван невестою (Бога) - по числу десяти Заповедей. А число 1000 (10х10х10), в котором фигурирует десятка символическое число раз (три), трижды помноженная на себя же, показывает совершенство бесконечной жизни.
12. Дюжина - следующее символическое число Священного Писания, означающее неразрывную связь между Богом и человечеством.
Двенадцать колен Израилевых, потомки которых, после плена возвратись на землю своих отцов, принесли жертву всесожжения Богу из 12 тельцов за весь Израиль и 12 козлов.
Вообще, избрание 12 апостолов Иисусом было предзнаменовано еще в Ветхом Завете: как упоминалось, 12 колен Израилевых, 12 сыновей Иакова, 12 голов сынов Израилевых, 12 источников свежей воды в Элиме (Чис. 1, 16- Исх. 15, 27), 12 хлебов преложения, 12 соглядатаев, 12 камней, взятых и положенных в Иордане, 12 судей, упоминаемых в "Книге Судий".
Та же символика в Апокалипсисе расширяется: число избранных Божиих, фигурирующее в нем, - 144 тысячи. В своем корне оно имеет 12 и выражает ту полноту, которая должна быть достигнута к моменту конца мира...
Как известно, Апокалипсис, учение о конце мира, самая таинственная во всем Священном Писании книга, смысл ее пророчеств нам и по сей день недоступен, во всяком случае, большей их части.
Следующее значимое числа Библии - 30. То, что Иуда Искариот предал Иисуса Христа за 30 сребреников, известно, пожалуй, если и не всем, то многим. Но это число фигурирует в Священном Писании значительно раньше - еще и в Ветхом Завете: такая же в точности сумма назначалась издревле за раба, убитого волом. У пророка Захарии 30 сребреников упоминаются в качестве презренной и ничтожной суммы, которой неблагодарный народ израильский оценивает попечение о нем Иеговы. У пророка Осии ею определяется цена распутной женщины, у раввинов она является ценой любого раба, без различия пола.
Назначением этой суммы Синедрион выражает свое пренебрежение к Христу как к человеку, стоящему ниже раба. В итоге же сумма в 30 сребреников становится символом вхождения в человека сатаны, символом проступка, наказуемого именно таким образом. И если евангелист Матфей указывает на сребреники как на причину предательской измены Иуды, то евангелисты Лука и Иоанн прямо и выразительно говорят о том, что едва 30 сребреников оказались в руке Иуды, как в него вошел Сатана.
40. Одно из важнейших священных чисел Библии, многозначное число. Вот как говорится в Бытии о Всемирном потопе: "Ибо через семь дней я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей- и истреблю все существуюшее, что Я создал, с лица земли".
Точно такой срок был затем назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии. Столько же пробыл Моисей на горе Синай (Исх. 24, 18). Спаситель постился в пустыне, готовясь к мессианскому служению, 40 дней, столько же Он пребывал со своими учениками после воскресения до вознесения на небо. Практически нет ни одного пророка в Ветхом Завете, который не постился бы свои 40 дней. Кроме того, 40 лет странствовали евреи в пустыне, прежде чем ступить на Землю обетованную. И наконец, в соответствии со Священным Писанием и религиозными канонами, частный суд над каждым умершим человеком, в итоге
которого определяется его посмертная судьба вплоть до Страшного всеобщего Суда, длится также 40 дней, в которые положено заказывать на покойного специальную ежедневную службу - сорокоуст.
Числовая символика христианства нашла свое отражение и в архитектуре наших храмов. Здание христианского храма завершается обычно куполом, изображающим собой небо, купол, в свою очередь, завершается главой (золотоглавые храмы) и крестом, славящим Спасителя. Две главы означают два Его естества - Божеское и человеческое. Три главы - 3 лица Святой Троицы. Пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав - семь таинств, семь Вселенских Соборов. Девять - 9 чинов ангельских.
На этом священные числа и цифры Библии исчерпываются. Все, что "осталось за кадром", не входит, по Священному Писанию, в религиозную знаковую систему - символику. Осталось добавить, что поскольку запервый месяц Сотворения мира по велению Самого Бога принимается март (у евреев это месяц нисан) и счет дней ведется с пятницы , со дня сотворения Адама, в сентябре (седьмом месяце от марта) Церковью с благодарностью вспоминается этот факт - Сотворение Богом мира в марте - и празднуется то, что у нас именуется Новым годом, а по сути является моментом обновления мира, вхождением его в новый цикл. Но само исчисление времени от Сотворения мира ведется с марта. И в соответствии с ним мы сегодня переступили половину восьмого тысячелетия от момента создания Адама, и на дворе у нас сейчас стоит не только 2011 год от Рождества Христова, но и 7520 год от Сотворения мира...
Теги: Священные числа Библии