Лоренс Гарднер
Золото богов
К 80-м годам 19-го века власти христианской церкви содрогались от самого слово «археолог». Так, археологические раскопки были взяты под строгий контроль, а их финансирование и проекты должны были быть одобрены новоназначенными органами.
Один из них, Фонд исследования Египта, был создан в 1891 году в Великобритании, и на первой же странице его Устава и Учредительного договора говорится, что целью Фонда является содействие раскопкам «с целью поиска фактов, поясняющих или иллюстрирующих повествования Ветхого Завета».
В общем, это означало, что если находилось нечто, что могло быть использовано для поддержки библейского учения, нас (общественность) об этом информировали. Всему, что не поддерживало церковное толкование Библии, увидеть свет в общественном достоянии суждено не было.
Теперь мы обратимся к одной из монументальных находок той эпохи - открытию, о котором известно очень немногим. Возможно, это самое важное из когда-либо сделанных библейских открытий, имеющее потрясающие последствия, выходящие далеко за его пределы, ибо это первичная история о Фениксе и Огненном камне.
В Книге Исхода есть важное упоминание одной библейской горы. Этот широкий массив расположен на Синайском полуострове и возвышается перевернутым треугольником над Красным морем между Суэцким заливом и заливом Акаба. В Ветхом Завете гора сначала называется «гора Хорив», далее «гора Синай «, и наконец, по ходу повествования, - снова «Хорив».
Это история, конечно, о Моисее и об исходе израильтян из Египта. Это гора, на которой, согласно Книге Исхода, Моисей увидел горящий куст; гора, на которой он разговаривал с Иеговой, и место, где он получил десять заповедей и Скрижали откровения.
На данном этапе нам следует признать, что во времена Моисея (примерно 1350 г. до н.э.) не было никакой горы под названием «Гора Синай». Не было ее и в дни Иисуса, и даже в течение последующих 300 лет.
*
Следует также сказать, что Ветхий Завет, так хорошо нам известный сегодня, является переводом еврейского текста, составленного лишь 1000 лет назад, который, следовательно, на несколько веков младше, чем канонический Новый Завет.
Гора, известная сегодня как Синай, находится на юге полуострова, у нижней точки перевернутого треугольника. Она получила свое название в 4-м веке нашей эры, что связано христианской миссией греческих монахов, 1700 лет после времен Моисея. В настоящее время ее иногда называют «Гебель Муса» (или «гора Моисея»), и небольшой христианский монастырь - Монастырь Святой Екатерины все еще существует там. Но, это ли та гора Синай, которую Библия называет «гора Хорив»? Как выяснилось, нет.
Книга Исхода подробно описывает маршрут, пройденный Моисеем и израильтянами от дельты Нила в земле Гошен и вниз по Синаю, через пустыни Сур и Фаран, к земле Мадиамской (находится к северу современной Иордании). С этого маршрута становится очень легко определить местонахождение горы Хорив. Она находится далеко на север от Гебель Муса.
Слово хореб просто означает «пустыня», и большая гора в пустыни, которая возвышется более чем на 2600 футов на высоком каменном плато над равниной Фаран, сегодня называется «Серабит» или, если быть более точным, Серабит эль-Хадим (Возвышение Хадим).
В конце 1890-х британский египтолог сэр Уильям Флиндерс Петри, профессор Университетского колледжа в Лондоне, обратился к Фонду исследования Египта с целью совершить экспедицию в Синай. К январю 1904 года он и его команда были на Синае, а в марте того же года их экспедиция отправилась на вершину горы Серабит.
*
На следующий год Петри подробно опубликовал результаты своих открытий, но в отчете добавил, что данная информация официально предоставляться Фонду исследования Египта не будет; фонд будет получать только карты и общие описания. Кроме того, Петри объяснил, что хотя изначально его команда финансировалась для исследования Египта, после экспедиции в Синай спонсорство Фонда прекращалось. Почему? Может быть, он нарушил положения Устава, предав огласке нечто, что противоречит библейским учением? Конечно же, да.
На самом деле Петри открыл великую тайну священной горы Моисея - тайну, которая не только придала смысл описаниям Исхода, но также опровергла общеизвестную библейскую интерпретацию.
О чем Библия умалчивает, так это о том, что Синай не был для египтян чужой землей. Фактически он рассматривался как часть Египта и находился под управлением фараонов. Так что когда Моисей и израильтяне находились к востоку от дельты Нила, они были все еще в Египте, и им нужно было пересечь весь Синайский полуостров, прежде чем они вошли в палестинские земли Ханаан.
*
Во времена Моисея Синай перешел под контроль двух египетских сановников: Королевского канцлера и Королевского посланника. Это была эпоха 18-й египетской династии - династии фараонов Тутмоса и Аменхотепа, наряду с Эхнатоном и Тутанхамоном. Королевским посланником в те времена был Неби, который был также градоначальником и командующим войсками Зару в регионе дельты Нила, земля Гесем, где жили израильтяне до Исхода.
В гиксоской семье Pa-Нехас звание Королевского канцлера было наследственным, и представитель этой семьи Панахеси был официальным Губернатором Синая. Он нам лучше известен из Библии как Финеес. Он стал одним из первосвященников новой Моисеевой структуры, но ранее он был главным жрецом храма фараона Эхнатона в Амарне.
Прежде чем мы вернемся к Уильяму Флиндерсу Петри и поймем глубинное значение его открытия, стоит сделать различие между израильтянами и евреями Моисеевой эпохи. В то время они не были одним и тем же народом, как можно понять из библейского учения. Евреи были семьями потомков Авраама, и они жили, в основном, в Ханаане (или Палестине). Израильтяне, с другой стороны, - это потомки одного из внуков Авраама, Иакова, чье имя было изменено на «Израиль». Именно семья Иакова переселилась в Египет была, и именно ее потомки в конце концов вернулись с Моисеем – чтобы воссоединиться, после бесчисленных поколений, со своими братьями-евреями.
Естественно, разница между родами заключалась в том, что израильтяне уже давно подчинялись законам и религиям Египта, и они очень мало знали об обычаях своих двоюродных братьев из Ханаана. Более чем 400 лет они жили в среде с целым пантеоном богов, и хотя они разработали концепцию «Единого Бога» в своем братстве, тот бог не был Иеговой хананеев.
Бог израильтян был безликой сущностью, которого они называли, попросту говоря, «Господь» (Lord). На языке израильтянин это имя звучало как «Адон». Это одна из причин, почему имена «Господь» и «Иегова» в ранних текстах всегда указываются отдельно, хотя они и были облачены в обертку единого Бога в более позднее время, в соответствии с целями возникающих еврейских и христианских конфессий. У египтян имя этого Господа (Адон) было весьма похожим, они называли его «Атон». От него произошло имя фараона Эхнатона, что значит «Слуга Атона».
Так что, когда Моисей и израильтяне совершили исход в Синай, они прибыли как служители не Иеговы, но Атона, и ряд новых законов и постановлений они получили именно для того, чтобы привести их в соответствие с еврейской культурой своей новой будущей родины.
Когда Моисей и израильтяне покинули дельту Нила, по всей очевидности их путь в Ханаан (куда они якобы направлялись) проходил прямо через пустыню на севере Синайского полуострова. Так почему же они двинулись на юг, в гористую местность, и оставались некоторое время на горе Хорив Серабита? Этим вопросом были долго озадачены Петри и его команда.
Так что же они нашли на вершине священной библейской горы? В общем-то не так уж и много. Однако, на широком плато у вершины были обнаружены следы древнего поселения, а из щебенчатой почвы торчали столбы и камни. Этот каменный покров наносился, мало-помалу, ветром и оползнями на протяжении более чем 3000 лет. И когда его окончательно расчистили, обнаружилась истинность Библейской истории. Петри писал:
Ни один другой памятник не заставлял нас так сожалеть о его столь скудной сохранности.
Он был весь похоронен, и никто ничего о нем не знал, пока мы не расчистили место.
Археологи обнаружили огромный храмовый комплекс. Внешний храм, построенный внутри ограждающей стены, простирался на 230 футов (около 70 метров). Далее из внутреннего храма, выдолбленного в большой пещере на горном склоне, шло расширение наружу. Из различных орнаментов, выгравированных изображений и надписей выяснилось, что храм действовал еще во времена фараона Снофру, который правил около 2600 г. до н.э., и чьи непосредственные преемники, как считается, построили пирамиды в Гизе.
Надземная часть храма была построена из песчаника, который добывали с горы, и включала в себя целый ряд присоединенных залов, храмов, палат и комнат. Среди ключевых – главное Святилище, Святыня Царей, Портик, и Зал богини Хатхор (которому и был посвящен весь комплекс).
Вокруг стояли столбы и стелы, перечисляющие египетских царей, правящих на протяжении веков, и имена некоторых фараонов, таких как Тутмос III (основатель движения розенкрейцеров в Египте) неоднократно фигурировали на стоячих камнях и настенных рельефах.
Теги: Гора Сион(что скрывают археологи)