Мумии животных, завернутые в ткань и с почестями отправленные в царство мертвых, хранят множество тайн Древнего Египта.
В 1888 году египетский фермер, вскапывая участок земли возле деревни Истабл-Антар, обнаружил массовое захоронение. Погребенные не были людьми — фермер обнаружил немыслимое количество мумифицированных древних кошек. «Это были не одна-две случайные находки, — писал журнал English Illustrated Magazine, — а десятки, сотни, сотни тысяч — целый пласт потолще многих угольных, от десяти до двадцати рядов кошачьих мумий в глубину». Лучшие образцы деревенская детвора распродала туристам, остальное сбывали гуртом как удобрение. Примерно 180 тысяч мумий весом около 17 тысяч килограммов отправили подпитывать поля в Ливерпуль.
*
В те дни тысячи мумий животных, встречавшихся в священных местах по всему Египту, считали хламом, который нужно было расчистить, чтобы добраться до чего-то действительно стоящего. Эти мумии почти не изучали, мало кто догадывался об их предназначении.
*
Век спустя археология стала настоящей наукой, а не погоней за древними трофеями. Современные исследователи понимают, что в значительной мере ценность места раскопок определяется множеством деталей, которые помогают понять жизнь людей: что они делали, о чем думали, как молились. И мумии животных в этом смысле настоящее сокровище.
«Они олицетворяют повседневную жизнь древних», — говорит египтолог Салима Икрам. Специалист по зооархеологии (изучению останков древних животных), Икрам была одной из тех, благодаря кому зародилось новое направление, — ученые стали исследовать мумии кошек и других представителей фауны. Она организовала исследовательский проект, взяв за основу небольшую коллекцию мумий животных в Египетском национальном музее в Каире. Тщательно обмерив мумии, просветив ткань рентгеном и занеся наблюдения в каталог, Икрам выставила коллекцию в галерее. Так она перекинула мостик между современными людьми и теми, кто жил в незапамятные времена: «Посмотрит кто-нибудь на этих животных и вдруг скажет: «Вот, у фараона такого-то был домашний зверек. И у меня есть». Расстояние в пять с лишним тысяч лет как будто стирается, и древние египтяне становятся ближе и реальнее».
*
Сегодня мумии птиц, зверей и рыб — популярные экспонаты каирского музея. Посетители от мала до велика, египтяне и иностранцы, плотной стеной стоят перед витриной. За стеклом покоятся кошки, окутанные складками ткани, землеройки в ящичках из известняка, бараны под вышитыми бисером накидками, газель в циновке из папируса, пятиметровый крокодил, погребенный с мумиями детенышей в пасти, ибисы под покрывалом с искусной аппликацией, ястребы, рыбы, даже крошечные жуки-скарабеи с навозными шариками.
*
Одни животные были призваны сопровождать умершего в загробном мире. Древние египтяне щедро оформляли усыпальницы, поскольку надеялись: собранные вещи и все, что они поместят в красивую упаковку, будут чудесным образом доступно им после смерти. Примерно с 2950 года до нашей эры фараонов первой династии стали хоронить в Абидосе в склепах — с собаками, львами и ослами. Другие мумии должны были служить усопшему пищей. Куски говядины, мясо утки, гуся, голубя засаливали, высушивали и заворачивали в ткань. Икрам называет мясные деликатесы для загробного мира «съедобными мумиями».
*
Третьи мумии служили воплощением бога. Так, Апис, символ силы и плодородия, был тесно связан с всемогущим фараоном. Полуживотное-полубожество, он стал объектом поклонения благодаря необычным отметинам — белому треугольнику на лбу, белому крылатому рисунку на крестце, силуэту скарабея на языке, а также двойным волоскам на кончике хвоста. При жизни быка, с которым отождествляли Аписа, окружали заботой жрецов, ему подносили золото, драгоценные камни и поклонялись. Считалось, что после смерти его божественная сущность передается другому быку, и, когда бык умирал, начинались поиски преемника. А тушу умершего животного доставляли в храм и возлагали на пышное ложе. На мумификацию уходило 70 дней, чтобы высушить и запеленать останки.
*
В день погребения быка улицы наводняли горожане. Толпы людей, в скорби рвущих на себе волосы, двигались к кладбищу Серапеум. Во время церемонии жрецы, храмовые певцы и представители знати доставляли мумию к сводчатым галереям, вырезанным в основании известняковой породы.
*
В длинных коридорах среди прежних захоронений они помещали мумию в массивный саркофаг из дерева или гранита. В поздние века святость этого места была нарушена: воры разбивали крышки саркофагов и обшаривали мумии в поисках украшений. До нас не дошло ни одного целого захоронения Аписа.
*
Разным священным животным поклонялись в «персональных культовых центрах»: быкам — в Арманте и Гелиополе, рыбам — в Эсне, баранам — на острове Элефантина, крокодилам — в Ком-Омбо. По мнению Салимы Икрам, представление о божественности этих существ зародилось на заре египетской цивилизации, когда земли были зеленее и богаче.
*
Люди, замечая особенности поведения животных, начинали соотносить их с теми или иными божествами. Скажем, крокодилы инстинктивно откладывали яйца выше того уровня, до которого могла дойти вода во время ежегодного разлива Нила, обеспечивавшего живительной влагой окрестные поля. «Крокодилы обладали магической силой, — говорит Икрам. — Они умели предсказывать».
*
Со временем крокодилы стали олицетворением Собека, бога воды и плодородия, а в Ком-Омбо — местечке в Южном Египте, одном из первых, где замечали подъем воды, — был воздвигнут храм. Там, в священном месте у берега реки, где нежились на солнце дикие крокодилы, их плененные сородичи жили, не зная бед, и после смерти были похоронены с надлежащими почестями.
*
Самая многочисленная группа мумий — это те, которые приносили в храмы как культовых животных во время ежегодных празднеств. Здесь разбивали лагерь сотни тысяч паломников, и жрецы продавали им мумии, которые следовало отнести в храм. В Абидосе, месте захоронения первых египетских правителей, в ходе раскопок были обнаружены мумии ибиса. По всей видимости, он символизировал Тота, бога мудрости и письма. Соколы предположительно ассоциировались с богом неба Гором, покровителем действующего фараона. А собаки были связаны с покровителем мертвых Анубисом, божеством с головой шакала.
*
Даруя мумию храму, паломник пытался завоевать расположение бога. Вотивные (предназначенные в дар богам) мумии получили широкое распространение с эпохи XXVI династии, примерно с 664 года до нашей эры. К этому моменту египтяне изгнали чужеземных правителей и надеялись восстановить собственные традиции.
*
Производство мумий стало процветающим бизнесом, в нем было задействовано множество специалистов: ведь нужно было выращивать тысячи животных, ухаживать за ними, а потом забивать и мумифицировать. А также завозить специальную смолу, готовить ткань для пеленания, делать саркофаги и рыть могилы.
*
Несмотря на высокое предназначение вотивных предметов, изготавливали их не всегда добросовестно, и некоторым паломникам доставался сомнительный товар.
*
«Подделка, обманка», — говорит Икрам. Рентгеновские лучи высветили множество видов надувательства древних потребителей. Жрецы, случалось, подкладывали более дешевого зверя вместо драгоценного и редкого. Или вместо целого животного в свертке оказывались жалкие перья и кости. Прекрасная ткань — а внутри мусор. Как выяснила Икрам, чем привлекательнее упаковка, тем выше шанс обнаружить жульничество древних мошенников.
*
Статья опубликована в журнале National Geographic (№74, ноябрь 2009) под заголовком "Загробный зоопарк".
Теги: Мумии животных Древнего Египта