Дым — явление, связанное с огнем (ср. рус. Нет дыма без огня), печью (очагом), действиями сжигания и окуривания. По ряду признаков дым имеет сходство с ветром, воздухом, паром. В загадках выступает в образе "сына", который рождается прежде отца — огня (ср. пол. "Еще отец не народился, а сын уже по крыше / по свету ходил"), Связь дыма с печью и очагом придает смысл созвучию дым — дом, ср. др.рус., рус. диал. дым в знач, очаг, дом, изба, двор, семья; дымовое "подать со двора"; рус. диал. дымная шапка "хозяин дома", дымовой "домовой" и т. п. .
*
Дым в славянской традиции считается составной частью облаков и туч (бел., укр., м.пол., в.пол., болг,), снега (укр. Луцк.у.), неба, представляемого как затвердевшая оболочка из дыма (укр.). По пол. поверьям, из поднявшегося в небо дыма образуется дождь.
*
Дым воспринимается как медиатор, связующее звено между землей и небом, земным и потусторонним мирами (ср. также загадки: болг. "Высокий до Бога дед, нигде косточки нет", чеш. "Что ходит верхом по небу?"). В с.рус. селах душу умершего отсылают "на свое место" вместе с дымом, открыв для этого печную заслонку (вид дыма или пара, по о.слав. поверьям, может принимать и сама душа). На Витебщине считается, что душа покойника оставила тело, если свечной дым не стелется по избе, а идет струею кверху. В Полесье остатки поминальных блюд выливают на дрова, "шоб згорало, а дым — до Бога шоу" (Гомел. обл., Лельчиц. рн). На Украине заблудившегося человека или домашний скот звали, крича в печную трубу "под первый дым", т. е. как только разведут огонь в печи: заблудившийся услышит "по дыму" зов и вернется домой. В Гомельской обл. также полагали, что голос человека разносится с дымом, поэтому, разведя огонь в печи, "гукали у комин": "Корова рабая! Дым угору, а ты моя коровка рабенка ходы до дому!" (Лельчиц. р-н, Стодоличи). Видеть дым в сновидениях означает услышать новость (белор.). По направлению дыма (из печной трубы, от свечи, бадняка, ритуальных костров) гадают о благополучии в доме, об урожае, здоровье, жизни и смерти, замужеств: и т. д. в разные дни календаря (особенно на святки), во время семейных обрядов "славу" у юж. славян; в поминальные дни при посещении больного священником т. д. Повсеместно у славян поднимающийся кверху дым означает долгую жизнь, здоровье домочадцев или выздоровление больного, а также урожайный год. В пол. Поморье уходящий вверх дым — знак скорой свадьбы доме. Если дым стелится по хате, идет вниз, вбок, "падает", то это знаменует болезни, смерть хозяина или кого-либо из домочадцев. У сербов Ресавы на близкую смерть доме указывает уходящий вправо дым от свечи на празднике "слава"; у болгар стелящийся по земле дым от огня, на который выливают воду после омовения покойного, предсказывает скорую смерть близкому человеку. В Силезии со бравшиеся в Сочельник домочадцы три раз, гасят свечу, наблюдая за дымом: если он поднимается вверх, то это означает здоровье в доме, если спускается к полу, то гасивший свечу человек быстро умрет. По укр. поверьям, не выходящий из хаты дым сулит раздоры и драку в доме.
Дым, идущий к двери, к порогу, предсказывает смерть больного или кого-либо из собравшихся за праздничным столом родственников (о.слав.), но у словенцев Полянской долины это означает замужестве или женитьбу. У поляков смерть больному предвещает Д., стелящийся за уходящим из дома священником. Дым свечи, устремленный в сторону кого-либо из домочадцев, предсказывает ему смерть (ю.слав., словац.). Гуцулы по направлению дыма от ритуального костра на Юрьев день гадали, откуда вернется с выпаса стадо. Пинчуки в Сочельник наблюдали за дымом из печной трубы, определяя, в какую сторону поляжет рожь. Словенцы по направлению дыма от сжигаемого под Рождество полена определяли будущий урожай: дым, идущий к востоку, предвещал плодоносный год, к западу — неурожай. В Поволжье на святки девушки сжигали на перекрестке украденные у попа вещи и по направлению дыма гадали, в какую сторону выйдут замуж. В Великопольше в селах девушки жгли старые метлы, чтобы по направлению дыма узнать, откуда придут сваты.
В приметах о погоде повсеместно уходящий вверх дым предвещает ясную погоду или мороз, в то время как низкий стелящийся по земле дым сулит дожди, изморось, ненастье. Черный дым связывается с представлениями о несчастьях, ср. пол. примету: черный дым во сне — к грусти и болезни. Дым как защитное и отгонное средство широко известно всем славянам, см. также окуривание. При разжигании ритуальных костров в разные дни календаря (напр., на Пасху, Троицу) нередко особое значение придается не самому огню, а большому количеству дыма, который, по поверьям, защищает посевы от болезней и нечистой силы, обеспечивает большой урожай (словен.). С целью защиты урожая от града поляки Ловицкого пов. устраивают дымовую завесу, поджигая в разных концах поля солому. Македонцы первого марта "дымили" соломой для отгона змей и блох; сербы на Сорок мучеников дымом от костров прогоняли змей, насекомых, болезни. Во Владимирской губ. во время пожара крестьяне топили печи, полагая, что "дым на дым или огонь на огонь нейдет". Вост. и зап. славяне грозовые тучи отгоняют дымом сжигаемой освященной вербы; в карпат. селах говорят при этом: "Пусть тучи в небе разойдутся так же, как расходится дым от этой вербы!" Отгонные формулы с упоминанием дыма используются и в др. ритуалах: например, в Полесье при лечении ребенка от испуга его обвязывают нитью четверговой свечи, которую затем сжигают со словами: "Дымишча, дымишча, идитя уроки з дытышча"; избавляясь от муравьев, бросают в печь палку из муравейника и говорят: "Идитя за дымам, за пылам, за ветрам" (Гомел. обл., Ветк. р-н, с. Присно). Дым прогоняет прячущегося во время грозы в печной трубе дьявола (карп.); активизирующихся в марте вештиц (черногор.); шествующих по селу во вторник на первой неделе Великого поста "тодорцев" (с.в.серб.) и пр. Для задабривания вредоносных демонов, наоборот, запрещается кадить дымом костров в определенные праздники, например, в Тодоров вторник (с.в.серб.). В ю.слав. отгонных формулах против дыма к нему обращаются как к живому существу, называют его по имени (серб.хорв. Карадим, букв, густой, черный дым’, задабривают и изгоняют из дома, предлагая ему за дверью яйца, хлеб, вино и пр. Например, если дым из очага начинает клубиться по дому, дети машут руками в сторону двери и говорят: "Там, дым-карадым, там тебе дверь, и жареные яйца, и вареные кости, довольствуйся этим". В юж. и вост. Сербии считается, что дым идет на того, кто помочился на перекрестке. В виде дыма появляются разные демонические персонажи. По рус. преданиям, в черный дым превращаются исчезающие, улетающие черти, бесы. По верованиям хорватов, на человека может напасть mrak — демон в виде густого дыма, без лица, с огромными когтями. Словен. dimek — карлик "дымчатой" окраски, помогающий горнякам отыскивать каменный уголь. По дыму распознают нечистую силу: в дыме сжигаемых в Сочельник поленьев можно увидеть ведьму (морав.словац.); дым из печной трубы в доме ведьмы идет против ветра (вологод.); если из земли поднимается дым, значит в данном месте закопан клад (в.серб.) и т. д. Поляки полагают, что в дыме от просыпанной в огонь муки при выпечке хлеба обитают "планетники".
В виде дыма нередко представляются болезни. Кашубы считают, что с серым дымом на человека налетает холера, отчего тот сразу умирает. В разных рус. областях рассказывают, что при лечении от порчи болезни вылетает из больного в виде темных клубов дыма; такой дым небезопасен для окружающих здоровых людей (Галиция). При лечении ряда болезней (особенно — зубов, горла), наоборот, предписывается вдыхать дым различных сжигаемых предметов (шерсти, волос, янтаря, корней растений и пр.).
*
А. А. Плотникова

Теги: Дым в славянской традиции