Автор Колояр Ветчинин
ЖЕРТВА , жертвоприношениие — часть собственности, добровольно передаваемая людьми сверхъестественным силам, и магический обряд, совершаемый с целью умилостивления адресата, получения от него помощи, защиты, здоровья и др. жизненных благ или в благодарность за исполнение просьбы.
«Славянские древности». Этнолингвистический словарь. Т-2.
*
Данный материал является плодом личного рассуждения и сделанных выводов на основе изучения этнографического материала истории славянских народов, проведенного анализа истории современного неоязычества и подведение личной практики под соблюдение норм морали и законодательства современного общества.
*
Начну с очевидных вещей и понятий. Статья для широкого круга читателей, с разным уровнем понимания современного славянского язычества.
Введение и суть подхода к вопросу
Сразу скажу, что современное языческое сообщество основывается лишь на некоторых традиционных аспектах древнего славянского мировоззрения и взглядов наших далёких предков на способы взаимодействия с природой, с Богами и духами, окружающими нас в повседневной жизни. Большинство старых языческих традиций для нас уже неприемлемо. Сотни лет официального главенства христианской религии на славянских землях и в умах наших предков, сильно изменили моральные качества, образ восприятия божественного, отношение к ушедшим предкам, само качество жизни нашего народа.
Я не буду сейчас давать оценку произошедшим историческим мотивам и их результатам, что было то было, и не мне судить предков. Однако факт остаётся фактом. Изменения на религиозной основе были сильные, и привнесённые восточные традиции авраамического толка оставили глубокий след на становлении современного славянского общества и поделили историческую эпоху развития на — до и после. Изменения были как позитивные, так и негативные с точки зрения современного язычника, что-то хочется вернуть из того что мы знаем о прошлом, а что-то уже ушло навсегда и вероятно к лучшему.
Все народы в историческом плане постоянно проходят разные этапы эволюционного развития, и религиозные представления могут лишь корректировать это развитие, притормаживая его или подгоняя. Однако эволюция общества является неизбежной и связанные с ней изменения всегда вносят новые коррективы в традиционные представления народов о смысле и образе жизни, нормах морали, понятиях добра и зла, допустимого и запретного в тех или иных случаях.
Таким образом, в качестве ответа не осознающим задачи и цели современного славянского язычества (далее ССЯ, или же ССО -общества) личностям, выше приведенные причины и осознание структурных изменений общества, должны раз и навсегда показать невозможность возврата к «лаптям и кровавым человеческим жертвоприношениям», на которые до сих пор ссылаются некоторые неумные люди или идейные(мировоззренческие) противники развития ССЯ как НРД России, и вообще Восточной Европы.
Против лаптей ничего не имею, естественно, как и против традиционной славянской одежды, если это уместно в повседневной жизни, на крупных традиционных праздниках или фестивалях реконструкторов. И даже наоборот, всячески приветствую, т.к. люблю и уважаю культуру своего народа во все времена его исторического развития. Тут лишь хочу отметить необходимость качественного подхода к выбору аутентичного костюма, внешний облик человека не должен напоминать смесь мужских и женских частей гардероба на одном человеке, различной вышивки, несовместимой и не к месту присутствующей, вообще «марсианских нарядов», к сожалению часто наблюдаемых у различных индивидуумов, отличающихся особым умом и сообразительностью.
*
Конечно не все сразу разбираются в этом вопросе и понимают как одевались наши предки в 10 или 12 вв., в той или иной местности, того или иного славянского рода или племени. Однако часто желание «быть причастным» идёт впереди здравого смысла и мы наблюдаем жуткие картины, издевающиеся не только над памятью предков, но и над здравым смыслом. Многие проходят через подобное, стесняться не стоит если это осталось в прошлом, однако желание знать, разбираться и изучить вопрос обычно сильно в этом помогают. Как говорится, было бы желание. Однако часто в этом вопросе помочь может лишь профессиональное вмешательство специалиста по психиатрии.
Источники и свидетельства
Для понимания сути обряда, его предназначения, цели и состава участников надо вернуться в далёкое прошлое. Представить как жили наши далёкие предки, каково было отношение к природе, каким было понятие о семье, своем роде, племени. Что для них было божественное и кого они называли Богами, а кого духами. Как религиозные представления влияли на их повседневную жизнь. Как они взаимодействовали с высшими силами и на каких условиях, что предлагали взамен или чем были обязаны за помощь.
Основные постулаты этих знаний у нас имеются, поэтому я не буду подробно на них останавливаться, только кратко по мере необходимости. Кое какую информацию по теме мы находим в сохранившихся письменных источниках, написанных к сожалению уже не в языческие времена христианскими священниками, ибо в большинстве своём только они и были обучены грамоте. Это и письменный памятник истории ПВЛ, «Голубиная Книга», всевозможные «поучения против язычества», народные сказания и конечно песенные памятники старины - былины, колыбельные, свадебные песни и заупокойные. Кое что есть в письменных наблюдениях «интуристов», путешествующих по территории славян или встречавших их на своих землях. Таких свидетельств тоже не так много, поэтому большинство из них мы знаем.
*
Такими были записки арабских путешественников, например:
Абул-Али-Ахмедибн-Омар-ибн-Русте — арабский писатель начала 10 века. Он писал о славянах в своей «Книге драгоценных сокровищ».
*
Ахмад-ибн-Фадлан — арабский путешественник и писатель 1-й половины X века. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В своей книге о путешествии на Волгу в 921-922 гг. он приводит множество уникальных сведений этнографического характера о гунах, башкирах, булгарах.. Кроме этого, Ибн-Фадлан видел в Булгарии русов и оставил подробное описание их погребального обряда.
*
Также 10 век. Лев Грамматик, Константин Багрянородный, Лев Диакон.
*
Некоторые подробности мы можем найти у знаменитого путешественника и купца второй половины 13 века Марко Поло, который также путешествовал по нашей территории, держа путь в Китай и Монголию.
*
В 6 веке о славянах писал Прокопий Кесарийский, император Маврикий много писал о славянах того периода в своей «Стратегике». Историк Иордан. И другие…
Свидетельства о жертвоприношениях у древних славян имеются в письменных памятниках: Прокопки Кесарийскяй (VI в.) сообщал, что подунайские славяне жертвуют верховному божеству грома и молнии коров и быков; Ивн-Флдлаи (X В.) привел рассказ о рус. купцах: приезжая с товарами, они жертвовали идолам хлеб, мясо, лук, молоко и опьяняющий напиток; когда выгодно сбывали свои товары, то говорили: «Владыка помог мне, и я должен заплатить ему[», -~ и убивали нескольких быков и овец; часть мяса раздавали бедным, другую клали перед истуканами, а головы жертв надевали на колья, вбитые в землю; если мясо ночью было съедено собаками, то считалось, что божество приняло дар. Константин Багрянородный (X в.) сообщил о жертвоприношениях петухов, хлеба и мяса на о. Хортица около огромного дуба ради успешного плавания по Днепру. В слав. летописях, поучениях, житиях святых упоминается о поклонении рекам, озерам, колодцам: «мясо молоко масло яйца и вся потребная 6l;c(№Th на печь ломоть... И то все проповеданое сами ядят» пиють. Ихже недостоитъ ни псомъ ясти» (Галък.БХО Я 2:34—35). О жертве деревьям упоминается в житии Константина Муромского: «Дуплинам древяным ветви убрусцем обвешивающе и сим поклоняющиеся» (Манд.ООО:208-209).
«Славянские древности». Этнолингвистический словарь. Т-2
Без этих достойнейших людей своего времени наши знания о далёких предках были бы куда более скудными, из-за отсутствия письменности в нашей культуре. А устную традицию не всегда удавалось сохранить из-за религиозных гонений и политики государственных чиновников… Но традиция жила в умах простого народа, в деревнях и сёлах, близких и далёких. Некоторые сведения о наличии языческой традиции восточных славян были отмечены даже в начале 20 века. Это история о почитании беларусами камня Дзеда и капище на месте его нахождения.
В Густинской летописи сказано, что идолу Перуна в пантеоне богов князя Владимира "…как богу жертвы приносили и огонь неугасимый из дубового дерева постоянно жгли". Историки древности Константин Багрянородный, Ибн-Фадлан, Прокопий Кесарийский свидетельствуют, что славяне жертвовали своим богам цветы, венки, мясо, зелье, хлеб, петухов, овец и рогатый скот.
Летописи и другие исторические источники указывают, что жертвоприношения у славян происходили во времена больших праздников в честь богов; во время разных важных событий в жизни племени (поход, победа в битве, тризна).
Так что есть откуда нам черпать знания, да и в этнографии всё это христианское время ярко описывается как двоеверие. Официально все православные, а на бытовом уровне язычники. Сколько бы официальная церковь не боролась с языческими народными традициями, воз и ныне там.
Виды обрядов ССЯ и их предназначение
Чтобы знать как провести обряд, как обратиться к Богам, предкам, духам, надо конечно владеть информацией некоего другого предназначения, чем наблюдения «интуристов» и представления людей совершенно другого культурного и религиозного миропонимания. Здесь мне частично помогает этнография, довольно сильно изученная в последние годы, благодаря развитию науки, средств коммуникации и слаженным действиям не только научных коллективов одного направления, но и целым «институтам» славистики, то есть историкам, археологам, географам, геологам, теологам, лингвистам и этнолингвистам, мифологам и культурологам, фольклористам и просто неравнодушным людям, любящим культуру и традицию славянских народов, и работающим в одном направлении.
Конечно многое можно взять из трудов этих замечательных исследователей, однако большинство из них не язычники, то есть сами по себе не являются носителями мифологического сознания, не практикуют частые взаимодействия с «иным», сакральным миром. Поэтому многие вещи приходится додумывать самому, советоваться с грамотными людьми, проверять не только на историческую достоверность, но и подстраивать под неё свои наработки.
Именно поэтому мы не можем утверждать, что являемся прямыми наследниками и последователями древней традиции. Да и, по большому счёту, это уже невозможно в современных реалиях. Мир изменился.
Однако внутренние чувства, отношение к сакральному, божественному, любовь к силам природы, как мне кажется, не сильно отличается от представлений предков. Я не могу знать в точности как жили они, но я знаю как нужно поступать сегодня мне. Честно и по совести. И когда я ошибаюсь, — я об этом говорю прямо. Что-то меняю, экспериментирую, в общем учусь и познаю.
Итак, для воссоздания обряда нам нужно знать систему построения, основу, структуру, на которой взаимодействуют миры, наш и «иные». Эти знания мы найдём в космогонических мифах. Я в этом больше основываюсь на трудах замечательного румынского религиоведа, философа, культуролога и писателя 20 века Мирчи Элиаде. Из современных ученных в этом вопросе больше всего мне помог Альберт Кашфуллович Байбурин. Всем рекомендую).
Далее, — заговоры, славления, моления и обращения. Тут на самом деле широкое поле, материала полно. Начиная от сборника П. Майкова, Алмазова А.И., конечно нельзя не упомянуть А.Н.Афанасьева, до современных исследователей и собирателей Т.А. Агапкиной, А.Л.Топоркова, Ю.А.Крашенинниковой и многих других. Материала действительно много, отделяй зерна от плевел и работай.
И, наконец-то, тема этой статьи, — жертвоприношения. То, что мы отдаём сакральному миру и его обитателям за помощь в наших делах, за подсказки и участие, как благодарность и как просто угощение в честь какого-либо календарного или аграрного праздника, обряда инициации, за помощь в создании новой семьи или как плату за принятие в свой мир ушедшего от нас сородича.
Для принесения жертвы достаточно принести жертвенную вещь и(или) пищу в сакральное место. Это может быть и Красный Кут в доме, и дерево в лесу, священное место или особо почитаемый камень, общинное капище, храм. В доме это также может быть стол (см. семантику стола в сл. традиции). Далее читается обращение, славление, просьба, заговор. Жертвоприношение может быть передано как через трапезу, совместно с Богами или предками, так и при помощи природных стихий. Чаще конечно, лично я, в силу своей личной узкой спецификации, передаю их через Священный Огонь, однако это можно делать не менее эффективно через воду(опускание), воздух(развеивание) или землю(закапывание). Всё зависит от ситуации.
Жертвенные ритуалы иногда совершались молча и, как правило, сопровождались очистительными и предохранительными действиями (каждение ладаном, кропление "святой" водой, купание, мытье рук, зажигание свечей, закрещивание, ритуальный шум, произнесение молитв, здравиц, благопожеланий и пр.), часто сочетались с магическим обходом.
С.П.Бушкевич
*
Условно я делю обряды в плане жертвоприношений (треб) на четыре вида:
Внутренняя форма слова жертва (от жьрети) указывает на связь с языческими требами и прежде всего с кормлением духа , божества.
«Славянские древности»
1) Личные. Сюда относятся ежедневные славления, обращения, обряд «по требованию», «по необходимости», личные духовные практики.
2) Общественные. Праздники, общинные сборы, возможно объединенные с другими «коллективами».
3) Тризны. Прощание с людьми, ушедшими звёздной дорогой. Обряды памяти известных людей. Прощание с календарными сезонами.
4) Обряд инициации. Имянаречение, посвящение в члены общины, в круг друзей, возрастные переходные инициации.
Теперь рассмотрим подробней каждый из них на предмет традиционного, логически обоснованного жертвоприношения.
Теги: Обрядовые жертвоприношения современного славянского язычества