Апоп (Апеп, Апо́фис, греч. Ἄπωφις) — в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Часто выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Он явлется обожествлением тьмы и хаоса, противником света и Маат (мировой порядок / истина ).
*
Вера в Апопа оформилась во времена Среднего царства. Он стал частью мифа об Атуме-Ра. Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод до Великой Эннеады. Существовала и версия об Апопе как о старшем боге-создателе Вселенной. К концу Среднего царства, после завоевания гиксосов, Апоп как олицетворение зла стал отождествляться с богом Сетом, почитавшимся завоевателями.Мифы иногда говорят, что Aпоп был пойман в ловушку подземного мира, низвергнутый с трона предыдущего главнога бога и пострадал от переворота Ра. Или же потому, что он был злой и был заключен в тюрьму.
Рассказ о великой ежедневной битве Апопа и Ра появился уже во времена Нового царства. Но следует отметить, что уже на на Раскопках в Нагада I (ок. 4000 до н.э.) был найден сосуд миска (в настоящее время в музее Каире) где змея была нарисована на внутренней стороне обода в сочетании с другими пустынными и водными животными в качестве возможного врага божества, возможно, солнечного. Кроме того, образ гигантского змея, как врага бога солнца существовал под другими именами (в Текстах Пирамид ), уже до того, как появилось имя Апеп/Апоп.Тексты древнейших пирамид говорят о битве Ра со змием (змей Джосер, он же крокодил Мага).
Гигантское чудовище (змей, крокодил, позднее дракон), Апоп обитал в темных глубинах Земли, его также называли Змеем Нила и "Ящерицей Зла. Гигантский пестрый змей вьется кольцами, а когда вытягивается, достигает в длину 450 локтей. Это примерно 230 метров.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Днём Ра плывёт, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывёт со своей свитой по подземному Нилу. На иллюстрациях к текстам о загробном мире, сохранившихся на стенах гробниц фараонов в Долине царей, особенно в усыпальницах Рамсеса VI (KV9, 1143-1136 гг. до н. э.) и Рамсеса IX (KV6, 1126-1198 гг. до н. э.), изображены мириады обитателей иных миров и пространств, которые могли быть как милостивыми, так и враждебными по отношению к живым и мертвым. В своем путешествии по иным пространствам, солнечное божество проходило через двенадцать подземных пещер, внутри каждой из которых находился свой собственный мир с пустынями, огненными озерами, реками и островами. Эти пещеры были населены самыми невероятными существами; некоторые из них изображались с головами животных, птиц, рептилий и насекомых, некоторые — многоголовыми, некоторые — с лицами, повернутыми назад, некоторые с раскаленными ножами и факелами пламени вместо ликов. Их имена содержат яркие характеристики их сущности: «Кровопийца, приходящий из бойни», «Повернутый назад ликом, приходящий из бездны» или «Поедающий экскременты позади себя». Многие другие демоны, например демон темноты Небедж, как и Апоп представали в облике змей.
— На своем долгом пути Солнце проходит через самую далекую область иного мира — Хетемит. Здесь, в «Месте уничтожения» все погружено в бесконечный и неизменный мрак; только символические «руки» этого пространства свидетельствуют о том, что оно распростерло свое могущество вплоть до видимых частей Дуата. В Хетемит предаются бесконечной казни злобные и разрушительные силы, враги богов и мира. Их головы отрублены, их сердца отделены от их тел, их тела сожжены, их души ба уничтожены, их тени разрушены, а их имена преданы небытию. Иллюстрации к Книге врат показывают гигантского змея, изрыгающего пламя, который душит их, предварительно связанных; ужасные духи с ножами в руках разрезают их на части и бросают их в огненные озера, где они вечно горят в неугасимом пламени. В Книге пещер демонические существа «с ликом ужасным, которые не боятся ни богов ни богинь», вооруженные огненными ножами или змеями, опять же изрыгающими пламя, разжигают угли под котлами, в которых плавают проклятые сущности или их разрозненные части. Это пространство, куда не проникает ни единый луч света, ни божественное «дыхание жизни», является тем состоянием, в которое погрузится мир в конце времен, символом которого в иероглифике является черный диск — «небытие».
— Из текста Книги мертвых и сопровождающих его виньеток хорошо известна демоница Амемит — «Пожирательница» отягощенных грехами сердец, восседающая в облике фантастического существа с частями тела льва, гиппопотама и крокодила под великими весами, стоящими перед Осирисом.
*
Когда Ра встречается с Апопом, тот желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В своих сражениях, Апоп считалось, использоватл магический взгляд чтобы загипнотизировать Ра и его окружение, пытаясь поглотить их. Идея пронзающего, уничтожающего взгляда особенно хорошо показана в 108 главе знаменитой «Книги мертвых», где Апоп обращает свой взгляд на Ра, отчего даже останавливается плывущая по воде солнечная ладья. Бог Сетх, который здесь выступает как защитник солнечного божества, обращается к змею хаоса с требованием отвернуться: «...ты, смотрящий издалека, закрой глаз свой!». Глаз змея Апопа, устремленный на солнце из глубин иного мира, мог нанести непоправимый вред божеству.
Изображение
Иногда Апоп получал помощь от других демонов, Сек и Mot. Ра помогали его защитники, Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Охранять солнечный диск от посягательства подземных врагов великому Ра помогают его сын Гор с головой сокола, дочь Хатхор, богиня справедливых законов Маат, ибисо-головый мудрец Тот, бог-змей Нехебкау и бог-волк Упуаут, знающий магические заклинания. путешествовущие вместе с ним, самое могущественный из них был бог Сет, который сидел за рулем .В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра с помощью других богов поражает Апопа копьями и мечами и, пронзив каждый изгиб его туловища, заставляет изрыгнуть всю проглоченную воду. Он:
*
Поражает злотворящего змея,
Разрубает позвоночник его,
И огонь пожирает его...
«Книга Мертвых»
*
В другом варианте мифа Ра принимал облик рыжего кота и отрывал голову Апопу под священным сикомором города Гелиополя.
*
Однако и когда Апоп бывал убит, он все равно возвращался каждую ночь (так как он уже жил в мире мертвых). Иногда он воспрнимался как Пожиратель Душ . Таким образом, мертвые нуждались в защите и иногда хоронились с заклинаниями, оберегающими от Змея.
*
Землетрясения обычно приписывались движениям Апопа. В Книге мертвых часто описывалась борьба Ра и Апопа. Существовали представления о конце света, когда Апоп сумеет победить Ра и займет его место. Во время ежегодных ритуалов с элементами мистерий жрецы «помогали» Ра победить Апопа, разыгрывая представления о великой битве. Текст Книги повержения Апопа,содержит описание храмовых ритуалов, призванных уничтожить этого огромного змея, символ хаоса, причину штормов и землетрясений. Кроме того, Апоп символизировал силу враждебных Египту иноземных народов. В Книге содержатся различные заклинания против Апопа. Большую роль в ритуале играло четырехкратное повторение некоторых слов и словосочетаний. Совершающий ритуальные действия царь или жрец вначале призывал на помощь хека Тота и Исиды, Око Ра, Око Хора и оружие Сетха. Знание истинных имен и форм проявления Апопа обеспечивало успех предприятия. В правильном порядке в тексте перечислены части тела Апопа, его «душа» Ба, его «двойник» Ка, его тайное имя, его тень, его хека, его кости и семя. Имена и формы Апопа выписывались свежей краской на новом папирусе и сжигались. В другой части ритуала свиток с именами помещался в коробку или сосуд, запечатывался и погребался. Видимо, этот метод борьбы со злом пережил египетскую цивилизацию: мы вновь находим его на страницах «Тысячи и одной ночи». Из воска делались изображения Апопа и его слуг; фигурки затем прокалывались металлическими иглами и сжигались. Все, что осталось от уничтоженных таким образом Апопа и его свиты, погружалось в сосуд с мочой. После всех этих действий Апоп был повержен, но эта победа была чисто символической; враги космического миропорядка возрождались на следующий день вместе с солнечным божеством, и эта нескончаемая борьба продолжалась вновь.
*
Первоначально защитником Ра был Сет, каждую ночь побеждающий Апопа. Позже Апопа сближали с Сетом. Сет в конечном итоге стал рассматриваться как бог зла, и постепенно взял на Себя все характеристики Aпопа. Следовательно, образ Aпопа был полностью полностью поголщен Сетом.
*
Апеп - Апофис, Апеп, Апепи, Аапеп - в египетской мифологии: огромный змей, олицетворяющий Мрак, Зло, Хаос. Апеп - Дракон Тьмы, извечный враг бога Солнца Ра, и существующего порядка. В древнеегипетских заклинаниях, Апеп упоминается не только как змей, он обычно выступает как собирательный образ всех врагов Солнца. Слово ксепер, а точнее кхефер можно перевести, как - быть, есть, сущий. Тогда условный перевод фразы XEPER-I-APEP, будет следующим - сущий есть Апеп, или - я есть Апеп, такая неоднозначность перевода обусловлена самим значением слова кхефер. Интересно отметить взаимосвязь значения этого слова с фразой - Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. Исх 3.14. С позиций этой взаимосвязи эта фраза может иметь богохульный контекст - Апеп не просто приравнивается к яхве, выступает в том же качестве и месте, он уничтожает яхве, и все сущее, пожирает его вместе с миром, где проявляется самостоятельно и через посредство сыновей Своего семени - горящих Темным Пламенем. Фраза XEPER-I-APEP имеет ярко выраженное противопоставление Хаоса, и себя как его части, - существующему порядку.
*
Сет-хех один из вариантов перевода - Вечный Сет. Храм Сета (Temple of Seth) переводит Сет-хех, как Бог бесконечного будущего.
*
(В Книге Ам -Туат (The Book of Am-Tuat. E. A. Wallis Budge) Сет-хех - огромный змей стоящий на своем хвосте. Отрывок из одиннадцатой главы - …отец, который был беспомощен (когда-то), сокрушил вас, он разрезал ваши тела, разрубил ваш дух и ваши души на части, рассеял на части ваши тени, на части разрезал ваши головы; вас не будет более, вы должны быть свергнуты, брошены вверх тормашками в бездны пламени, вам не сбежать оттуда, вы не сможете бежать от пламени, которые пылают внутри змея Сет-хеха.)
*
В Древнем Египте не было идеи противопоставления добра и Зла, света и Тьмы, вместо этого существовала идея конфликта Порядка и Хаоса, Маат и Исфет. Древние Египтяне верили, что все сущее создано Порядком, именно Порядок придал всему форму. Творение произошло из Нун (Первозданного Хаоса, Пустоты) когда Атум-Ра проявил себя вне Нун. Поскольку все сотворено Атумом-ра, в сущем нет ничего злого. Маат появилась во время творения, когда бог-творец вышел из Нун - первозданного водного хаоса. Маат - богиня закона, правды, истины. Она является персонификацией закономерности, лежащей в основе всего сущего; она олицетворяет понятия "право", "правда" и "миропорядок". Обычно ее изображали в виде женщины, с крыльями, в одной руке у нее скипетр, а в другой анкх. Маат не только богиня, но идея, суть порядка, космоса, гармонии, закона. Без Маат нет жизни, она поддерживает существование мира, она- пища и питьё бога Ра. Маат находится в основании всего сотворенного, это основа жизни и духовности. Все в Природе, подчиняется маат: движение звезд, растения, животные, течение рек, смена времен года.
*
Маат противодействует сила, желающая уничтожить творение, стремящаяся вернуть все обратно в первозданный Хаос. Это сила - Исфет, сила Хаоса, сила разрушения, сила обращенная против закона и порядка. Апеп - персонифицированная сила Исфет. Исфет обращает против маат все богатство своей сути, извращает закон, разрушает порядок, искажает истину. Там, где нет маат есть Исфет. Как только маат будет уничтожена, сущее погибнет.
Теги: Апоп