Свитки мудрости
«Вот, тайный покой, похищены свитки из него. Тайны его раскрыты. Заклинания его опасны, ибо повторяемы…» – сокрушается вельможа Ипувер в своем «Речении», рассказывающем о времени социального кризиса. Помимо профанации сакрального знания, которого всегда так боялись египтяне, в этих словах кроется и еще один, более глубокий смысл: уничтожаются книги, которые поддерживают миропорядок, сборники ритуальной магии, защищающей космос, государство и царя. Тайна, всегда окружающая магию, защищает священное знание от посягновений, от копирования, сохраняя его исконный смысл и изначальную форму, в которой оно было обретено. Так, один из сборников магических заклинаний, список которого датируется 19 в. до н.э., согласно традиции восходит к свитку, волшебным образом проявившемуся в храме в царствование фараона Хуфу (26 в. до н.э.), который приказал поместить его в сокровищницу.
Во введении к другому магическому тексту говорится, что его оригинал был найден в древнем ларце под статуей Анубиса в начале III тысячелетия до н.э. В 17 главе Книги мертвых упоминается «книга, в которую записано все сущее и все, что будет сущим», хранителем которой является гелиопольский феникс Бену. Отдельные заклинания и магические сборники своим происхождением приписывались богам и мудрецам – Имхотепу и Джедефхору. В некоторых текстах утверждается, что они - тайны «Дома Жизни», которые не должны быть раскрыты профанному миру. Более того, в некоторых документах говорится, что смерть будет участью каждого, кто читает храмовые свитки без соответствующего разрешения. Тем не менее, ясно, что очень многое из этих книг со временем стало частью ежедневной народной магии.
Некоторые храмы были особенно известны своими библиотеками. Так, знаменитый папирус Солт 825 происходит из храмового хранилища в Абидосе; папирус Бремнер Ринд, содержащий Книгу повержения Апопа, видимо, является копией текста, хранившегося в Карнаке, а Бруклинский магический папирус – происходит из библиотеки храма Ра в Гелиополе. В I тысячелетии до н.э. особенно знамениты своими сокровищами были библиотеки храма Бастет в Бубастисе и святилища Нейт Саисской. Все эти знания служили одной цели и использовались для поддержания вселенского миропорядка Маат. Перечни книг на стенах небольшой комнаты-библиотеки в храме Хора в Эдфу упоминают тексты для защиты храма и царя; кроме того там хранились работы по мифологии, астрономии и географии, учебники по храмовому строительству и декорировке. Среди документов из храмовой библиотеки Тебтюниса в Фаюме, датируемых 800 г. до н.э. – 300 г. н.э., имеются справочники по ритуальной магии, гимны, мифы, календари праздников, работы по астрологии и медицине, сонники, перечни полезных растений, исторические романы, поучения и рассказы о призраках. Таким образом, магические тексты были лишь одной из составляющей огромного корпуса знаний, хранившихся в обителях богов.
Редкие сохранившиеся частные библиотеки, судя по всему, были столь же неоднородны. В число книг, принадлежавших уже упоминавшемуся нами Кенхерхепешефу помимо магических трактатов, входили сборники поэзии, светские литературные произведения, несколько исторических трактатов. Более древнее собрание книг, обнаруженное в безымянной гробнице 17 в. до н.э. под Рамессеумом в Фивах, включает в себя дидактические тесты, гимны, сборники царских ритуалов, магические и медицинские тексты; там же, кстати, что особенно интересно, были обнаружены некоторые предметы, использовавшиеся в магических ритуалах – статуэтка женщины в львиной маске, сжимающей в руках металлических змей, вероятно изображающая богиню Бесит, бронзовый жезл в виде змеи, костяные кастаньеты, фаянсовые фигурки павианов и львов.
Во многих заклинаниях важную роль играло точное произношение некоторых слов, передававшееся в утерянной ныне устной традиции. Папирусы греко-римского времени иногда сообщают, каким тоном голоса следовало произносить те или иные божественные имена. Особенно значимой для египетской магии была игра слов. Многие слова, на письме выглядевшие по-разному, звучали одинаково. Так, например, приснившаяся арфа (bnt) сулила человеку беду (bint), а осел (aA) предвещал процветание (saA). При всей той значимости, которая придавалась произнесенному слову, огромную роль играло в магических ритуалах и просто выписанные иероглифические знаки текста. В некоторых вариантах Текстов пирамид, например, все иероглифы, имеющие форму живых существ, намеренно либо расчленены, либо лишены жизненно-важных частей. Так, знаки-птицы в этих текстах не имеют ног, а змеи рассечены пополам, дабы они не причинили вреда умершему. В иероглифическом письме сила образа и сила слова всегда были неразделимы.
В Египте всех эпох была широко распространена вера в возможность перемещения хека текста в какую-либо другую субстанцию. Достаточно вспомнить, как Нанеферкаптах «испивал» знание «Писаний Тота». Кроме того, эта возможность активно использовалась в храмовой медицине. В египетских коллекциях многих музеев мира хранятся так называемые стелы Хора на крокодилах – обычно небольшие каменные памятники, на которых изображены Хор-младенец сжимающий в ручках змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов, а также голова бога Беса. Тексты, которыми покрыты некоторые из этих памятников, содержат легенду о волшебном исцелении Хора, укушенного змеями и скорпионами в болотах Дельты. Обычно такие стелы ставились во дворе храма и обливались водой, а их маленькие подобия держались в домах в качестве амулетов. Впитав в себя магическую силу текста, вода становилась священной. Испив ее, каждый больной должен был исцелиться подобно Хору, излеченному магией Исиды и Тота. В I тысячелетии до н.э. в некоторых храмах этот церемониал получил такой размах, что во дворе ставилась особая целительная статуя известного жреца-врача, держащего перед собой стелу с изображением Хора-младенца. Самый известный из подобных памятников – статуя Джедхора происходит из Атрибиса и датируется 4 в. до н.э. Джедхор сидит на корточках, сложив руки на небольшой стеле Хора на крокодилах. Все его тело покрыто иероглифами заклинаний против укусов змей, скорпионов и других опасных существ. Статуя устанавливалась на специальном постаменте с бассейном, в который собиралась излитая на статую вода. Судя по тому, как сильно обточены жидкостью иероглифические тексты и изображения божеств в самом бассейне, статуя пользовалась когда-то огромной популярностью; впрочем, это подтверждается и эпитетом самого Джедхора – «спаситель».
Магические практики
Слово было лишь составляющим компонентом магического ритуала. Для каждого ритуала или магического действия по специальному календарю выбирался подходящий день и час, связанный с предстоящим действием; так, заклинания, связанные с солнечным божеством произносились обычно при появлении первых лучей светила. Рассвет вообще был наиболее подходящим моментом для магических действий, так как являлся локальным подобием момента сотворения вселенной. Заклинания, направленные против ужасов ночи, соответственно, произносились на закате, с наступлением сумерек.
Некоторые тексты отмечают, что маг должен быть чист телом, подобно храмовому жрецу. Несмотря на то, что многие жрецы были женаты, им не дозволялось касаться женщины в течение семи–девяти суток до службы и в день отправления самой церемонии. Женщины во время менструации считались настолько нечистыми, что даже одно их прикосновение к человеку, делало все его обращения к высшим силам в этот день малоэффективными. Ритуальная чистота также включала в себя пост и отказ от ритуально нечистых блюд из свинины и рыбы, бритье головы и тела. Перед службой жрец должен был омыться в священном храмовом озере; а в самом храме его дополнительно обливали освященной водой в помещении «Дома Утра». Более того, жрец, руководивший церемонией, полоскал рот специальным раствором воды и натрона – природной соды, использовавшейся также и при мумификации. После омовения, как жрецы, так и маги облачались в чистые белые льняные одежды и надевали тростниковые или пальмовые сандалии. Кожа и шерсть считались нечистыми.
Само место ритуала также подвергалось очищению. Пол мылся водой и посыпался тонким слоем песка, возжигались специальные благовония. Благодаря всем этим действиям создавалось особое сакральное пространство, для которого земное время не имело значения, в котором маг или жрец мог вернуться в предвечные времена и войти в контакт с изначальными энергиями творения. Кроме того, он должен был выполнить еще ряд необходимых церемоний. Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего текст должна быть начертана фигура богини истины Маат; в других случаях необходимые изображения и символы должны были быть начертаны на коже, дабы привлечь необходимое божество.
Во всех ритуалах обильно использовались различные жезлы, амулеты, талисманы. Библейские книги сохранили воспоминание о магах фараона, которые с помощью заклинания умели обращать свои жезлы в живых змей. Подобные жезлы в виде змей достаточно часто изображаются в руках божеств, связанных с магией – Беса или Бесит. Видимо, они были связаны с образом богини-змеи Уретхекау, дочери и Ока Солнца, охранительницы фараона и его корон. Изображения змей, Солнечного Ока, а иногда и само имя Уретхекау встречаются на метательных палках, обнаруженных в некоторых погребениях. Тексты саркофагов уточняют, что подобными палками умерший оборонялся от злобных демонов загробного царства, выступающих в системе египетского символизма в виде диких болотных птиц. Полукруглыми костяными магическими жезлами маг или жрец обводил брачное ложе, создавал защитное пространство вокруг беременной женщины или маленьких детей. На подобных жезлах часто изображены лягушка Хекет, усер – иероглиф силы, Бес и Бесит, знак магической защиты са. В ритуалах использовались самые различные посохи, обычно украшенные фигурами крокодилов, павианов, львов, а также оком Хора - уджат.
Некоторые церемонии требовали более сложной и изощренной экипировки, включавшей в себя картонажные маски Беса или Анубиса; некоторые заклинания выписывались особым цветом, либо на поверхности сосудов и чаш, чтобы их сила передалась жидкости внутри. Многие заклинания читались над специальными фигурками либо амулетами: в этом случае одушевленная словом хека текста переходила в материальный предмет. В рецепт магических снадобий входили как самые простые ингредиенты, такие как обычное масло или свежесобранные травы, так и самые невероятные - волосы человека, умершего насильственной смертью и жир летучих мышей. Вероятно, одному из магов, живших в греко-римскую эпоху, принадлежали сотни сосудов с сушеными ящерицами, обнаруженные в поселении близ Лишта: в это время состав многих рецептов еще более усложнился и зачастую для изготовления снадобья требовались совершенно невероятные ингредиенты.
Согласно тексту Лейденского демотического папируса, для того чтобы приворожить женщину к мужчине следовало обратиться за помощью к милостивой богине, Солнечному Оку, дабы дочь Ра поместила силу, данную ей отцом, в ароматном масле, приготовленном магом. Для этого последний должен поместить рыбу особого сорта в розовое масло на несколько дней, по прошествию которых, следовало все это поместить в стеклянный сосуд и добавить трав, посвященных богине Исиде. После этого рыбу было необходимо истолочь, смешать с маслом, прочитать необходимое заклинание над смесью семь раз в течение семи дней. Затем рыбий скелет, смешанный с благовониями, закапывался в тайном месте, а маг, умастив голову получившимся снадобьем, шел на встречу с желанной женщиной.
Особенно значимыми материалами в египетской магии считались глина, воск и хлебный мякиш; подобно богу-гончару Хнуму, создавшему богов и людей на гончарном круге, маг с помощью этих материалов мог создавать подобия божеств, духов и людей. В случае необходимости, в эти материалы добавлялись человеческие волосы, кровь, ногти или слюна. Несколько таких фигурок, погребенных по завершению ритуальных действий, дошли до нашего времени. Самая интересная из них датируется 3 в. до н.э. и хранится в собрании Лувра. Это глиняное изображение коленопреклоненной женщины со связанными руками, пронзенное восемью железными иглами. Фигурка была помещена в горшок вместе с текстом любовного заклинания, написанным на коже по-гречески. В заклинании призываются Тот, Анубис, Антиной и духи усопших. Текст Луврского магического папируса, судя по всему описывающий именно этот ритуал, гласит, что маг или иное заинтересованное лицо должен был сделать фигурку коленопреклоненной женщины со связанными руками. Имена могучих духов должны были быть написаны на ее теле. Затем нужно было проколоть фигурку тринадцатью иголками, каждый раз приговаривая: «я пронзаю желудок (и т.д.) такой-то, чтобы она не могла думать ни о ком, кроме меня». Необходимые заклинания и призывы к духам, написанные на куске кожи, должны были быть привязаны к фигурке шнуром с узелками. В заключение все это нужно было закопать в могиле человека, умершего насильственной смертью.
В Британском музее хранится другой подобный памятник - восковая фигурка, набитая человеческими волосами и клочком папируса с магическим текстом. Ввиду того, что текст практически не сохранился, мы не знаем, использовалась ли фигурка в любовной магии, или же, наоборот, служила ненависти. Эта фигурка датируется римским временем; столетиями раньше, в 17 в. до н.э. был написан текст папируса Весткар, одна из сказок которого повествует о херихебе по имени Убаунер и его неверной жене. Слуга рассказал Убаунеру о том, что его супруга встречается с любовником в павильоне, расположенном в саду, около озера.
«…Убаунер сказал ему: «Принеси мне мой ларец из эбенового дерева и золота…». Он сделал крокодила из воска, длиною в семь ладоней. (И) он прочитал… над ним заклинание: «Того, кто придет, чтобы совершить омовение в моем пруду, схвати…». Он дал его слуге (и) сказал ему: «После того, как неджес (простолюдин, любовник жены Убаунера – В.С.) спустится в пруд по своему ежедневному обыкновению, ты кинешь этого крокодила ему вслед». Слуга ушел (и) захватил с собою крокодила из воска. Затем жена Убаунера послала сказать слуге, приставленному к саду: «Вели приготовить беседку, что находится в саду, я приду, чтобы побыть в ней». Беседка была снабжена всяким добром. Они отправились (и) провели приятный денек вместе с неджесом. А когда наступил вечер, неджес пришел (к пруду) по своему ежедневному обыкновению. (Затем) слуга кинул воскового крокодила ему вслед в воду. Он превратился в крокодила семи локтей длины. Он схватил неджеса…»
Тем временем, Убаунер, проведя семь дней в царском дворце, вернулся домой вместе с царем, которого он пригласил посмотреть на чудо. Вынырнувший на зов вместе с телом простолюдина, крокодил был столь ужасен, что царь в ужасе отпрянул, а жрец взял его в руки, и крокодил вновь стал восковым. Любопытно, что в одном папирусе греко-римского времени есть рецепт, согласно которому маг делал глиняного крокодила и помещал его в свинцовый саркофаг. На саркофаге писались заклинания и имя жены совершающего ритуал. Эти магические действия должны были уничтожить всех потенциальных любовников женщины.
О колоссальной роли, которую играли в египетской магии специально изготовленные фигурки и модели, упоминают даже античные и раннехристианские авторы. В знаменитом «Романе об Александре», созданном в 3 веке н.э., описываются магические опыты фараона Нектанеба – легендарного персонажа, в основу образа которого легли фигуры двух одноименных царей, живших в 4 в. до н.э. Для того чтобы победить вражеские войска, Нектанеб приказывает принести чашу с водой, куда помещает восковые модели своих и вражеских кораблей. Затем царь берет жезл из черного дерева и, призвав богов и демонов, приказывает им войти в восковые модели и потопить неприятельский флот. В результате, как и следовало предположить, ко дну идут реальные корабли противника. Казалось бы, совершенно фантастическая, эта история полностью соответствует тем ритуалам, которые мы рассматривали в разделе, посвященном храмовой оборонительной магии.
Иногда пресловутые фигурки, созданные магом, вообще выступали как существа, способные существовать самостоятельно. В уже упоминавшейся удивительной сказке «Мерира и фараон», истоки которой восходят к 13 в. до н.э., идет речь о храбром писце Мерира, отправившемся в загробный мир, чтобы просить у Осириса продлить срок жизни больного фараона Сасебека. Тем временем, фараон по совету завистливых дворцовых советников и мудрецов, не сдержав данные писцу обещания, забирает себе в жены его прекрасную жену Хенутнефрет и приказывает убить его маленького сына. Богиня Хатхор Иментет, посетив землю, сообщила Мерира о произошедших несчастьях. В гневе Мерира берет кусок глины и делает из него человечка и посылает его в мир живых. Пришедшее в царский дворец из иного мира глиняное существо так впечатлило Сасебека, что тот исполняет его просьбу и приказывает казнить дворцовых мудрецов. Глиняный человечек, проследив за исполнением приговора, возвратился в Дуат и сообщил Мерира о произошедшем. К сожалению, папирус сильно поврежден и конец этой весьма занимательной истории утерян.
Фигурки, оживающие благодаря магии, получили широкое распространение и в сфере заупокойных обрядов. Скульптурные изображения слуг умершего широко распространены среди погребального инвентаря в гробницах Среднего царства; позже их заменяют ушебти – «ответчики» - особые изображения владельца гробницы в виде запеленутой мумии. Первые подобные памятники датированы 21 в. до н.э., т.е. началом Среднего царства. Обычно ушебти изготовлялись из дерева или камня, в более поздние эпохи получили широкое распространение и фаянсовые экземпляры. В тот момент, когда боги призовут усопшего на общественные работы на Полях Иару, одна из многочисленных ушебти, помещенных в гробницу, согласно тексту Книги мертвых, должна была ожить и выполнить все необходимое за своего владельца.
Многие магические тесты указывают на то, что божественные сущности могли быть привлечены ароматом, а злые силы могли быть уничтожены с помощью специального запаха. Египтяне считали, что, например, сильный запах чеснока отталкивает демонов. Желая изгнать призраков, змей и скорпионов, нужно было произнести соответствующее заклинание и разбрызгать над домом или гробницей смесь из толченого чеснока и пива. Особые благовония использовались и при предсказаниях. Текст уже знакомого нам Лейденского демотического папируса указывает, что для получения необходимой информации маг брал бронзовый сосуд с изображенным на нем Анубисом, наполнял его водой и наливал в нее некоторое количество масла, чтобы оно покрыло воду пленкой. Ребенка-медиума клали на четыре кирпича и покрывали тканью его голову. С одной стороны от ребенка маг зажигал светильник, а с другой – курильницу с экзотическими благовониями. Затем он несколько раз нараспев призывал Анубиса, и через какое-то время мальчик начинал видеть в масле картины будущего.
Особой магической силой обладали выделения человеческого организма. Египтяне верили, что менструальная кровь обладает свойствами, отталкивающими насекомых, слюна исцеляет, а моча разрушительна. Молоко матери, родившей сына, считалось очень ценным, хранилось в особых глиняных сосудах в форме женщины с ребенком на руках, и по своей целебности уподоблялось молоку самой великой Исиды.
Бесчисленные амулеты
Самые разнообразные амулеты, которыми была так известна египетская магия, пользовались огромной популярностью во всем древнем мире и широко экспортировались. Вплоть до настоящего времени их находят на огромной территории, в которую входит даже Россия. Основная функция амулетов, погребенных вместе с усопшим – обеспечить ему защиту в загробном мире. Использование египтянами амулетов в повседневной жизни изучено гораздо хуже. В египетском языке этот род предметов обозначался словами са, мекет и уджа. Кроме того, существовало и известное различие между понятиями амулет и талисман: амулетом защищает владельца, в то время как талисман приносил удачу или помогал в достижении желаемого.
Сейчас сложно даже себе представить, какую важную роль играли амулеты в жизни египтянина, присутствуя практически повсеместно. Не будет преувеличением если сказать, что практически все египетские ювелирные украшения имели то или иное символическое значение. Особенно много амулетов окружало женщин и детей, так как египтяне считали, что их подстерегает гораздо больше опасностей со стороны мира иного, чем мужчин. Размеры амулетов сильно варьировались: это мог быть как миниатюрный символ бессмертия – стебель папируса уадж, так и массивный подголовник, украшенный необходимыми защитными изображениями. Его магическая сила, хека, зависела от его формы и цвета, материала, из которого он был сделан, сочетания всех этих характеристик. Магической силой обладали странные и экзотические предметы – раковины с побережья Красного моря использовались египтянами в качестве амулетов еще в IV тысячелетии до н.э., а раковины каури, свой формой напоминающие глаз, считались лучшими оберегами от дурного глаза. Амулеты природного происхождения часто имитировались египетскими ювелирами. В качестве примера можно привести восхитительный ритуальный пояс принцессы Сатхаториунет из ее гробницы в Дахшуре, в котором полые золотые каури сочетаются с ромбовидными бусинами из лазурита, золота, шпата и сердолика. Некоторые амулеты делались из совсем неожиданных материалов, таких как кошачья шерсть или особые редкие травы.
Изготовлению амулета всегда предшествовали специальные обряды и магические церемониалы; их основной целью было отождествление изготовителя амулета и бога, дающего через созданный предмет защиту и покровительство. Один текст, датированный концом II тысячелетия до н.э., повествует как сами Исида, Нефтида и Хеджхотеп, особый бог-покровитель амулетов, ткут и прядут льняной шнур, из которого богиня Нейт путем завязывания узелков делает амулет, приносящий здоровье.
Огромное количество египетских оберегов имеют форму божеств, демонов, животных, растений, частей человеческого тела, элементов мебели и ритуальных предметов. Среди божеств, особенно тесно связанных с амулетами, следует упомянуть внешне грозную, но благую бегемотицу Таурт, скарабея Хепри, хранителя домашнего очага Беса и Хеха, бога, дарующего «миллионы лет» существования. Среди египтян колоссальной популярностью пользовались амулеты в виде ока Хора уджат, выполненные из самых разнообразных материалов. Тексты гласят, что око уджат должно быть нарисовано зеленой краской на папирусе или ткани; уже одно это изображение могло быть оберегом. Вокруг этого символа существует целый комплекс мифов и легенд. Согласно одной из них, бог Тот излечил поврежденное Сетхом лунное око Хора, ставшее после этого символом целостности, здоровья и вечной жизни. Солнечное Око, милостивая богиня, возвращающаяся из Нубии, также могло изображаться в виде глаза уджат. Оба глаза часто комбинировались в египетских представлениях, сочетая в себе излечивающую силу Хора и покровительственную мощь солнечной богини.
При изготовлении некоторых других амулетов египтяне брали за основу форму важных церемониальных предметов, ежедневно использующихся в храмовом богослужении. К таким амулетам можно причислить систр – ритуальную трещотку богини Хатхор, символ постоянства, незыблемости и стабильности – столб Осириса джед. Многие амулеты были тесно связаны с иероглифическим письмом; среди них – знаменитый символ жизни анх, по поводу происхождения формы которого до сих пор не утихает дискуссия.
В качестве оберегов также охотно использовались печати с выгравированными на них именами богом и прославленных царей древности; так, имена Тутмоса III – “Менхеперра” и Рамсеса II – “Усермаатра” встречаются на ювелирных изделиях созданных много веков спустя после смерти этих великих властителей.
Описание некоторых амулетов встречается в тексте Книги мертвых. Глава 156 обещает умершему всестороннюю защиту благодаря амулету тет – узлу, символизировавшему кровь Исиды. Эту главу следовало произнести над амулетом, сделанным из красной яшмы, умастить его соком определенных трав, и на шнурке из растительных волокон повесить на шею умершего. Глава 101, предназначенная для защиты души в ладье солнечного божества, считалась особо секретной, написанной в предвечные времена Тотом для самого Осириса. Ее следовало написать на тончайшем полотне смесью мирры с пеплом тамариска. Полученный амулет клался на шею покойного и должен был защитить его от всех опасностей иного мира. Судя по текстам на некоторых подобных амулетах, опасность для человека могли представлять не только демоны, но и боги – Исида, Тот, а особенно Сехмет и ее сын Нефертум.
Папирусы греко-римского времени также описывают амулеты, необходимые магу во время выполнения опасных ритуалов. Введение к заклинанию рекомендует фрагмент льняного полотна от храмовой статуи Харпократа. Краской из мирры на этой ткани следовало написать формулу, идентифицирующую мага с Хором; затем ткань оборачивалась вокруг стебля прочного растения и семь раз перевязывалась нитками, посвященными Анубису. Одетый на шею, этот амулет обеспечивал магу полную безопасность.
Века спустя
На протяжении тысячелетий своего существования, древнеегипетская цивилизация успешно боролась с иноземным влиянием. Однако успешные военные походы фараонов Нового царства, наводнившие Египет иноземцами, привели к тому, что уже в конце II тысячелетия до н.э. в услужении у многих вельмож были сирийцы и нубийцы; африканские и палестинские женщины обслуживали их жен и детей. В египетский пантеон и язык проникают иноземные божества и понятия, а вместе с ними – элементы чужеземной магии и сакрального знания. В I тысячелетии до н.э. долину Нила завоевывают ливийцы, нубийцы, а затем – ассирийцы и персы. Все это ведет к взаимовлиянию культур и постепенному растворению собственно египетского элемента культуры. В египетские храмы входят представители народов, которых египтяне опасались на протяжении веков и с которыми боролись на протяжении тысячелетий. Начинается общая профанация египетской храмовой культуры.
В «Романе об Александре» царь Нектанеб, последний уроженец-египтянин на престоле страны, в образе бога Амона прилетает в Македонию, чтобы в браке с царицей Олимпиадой зачать Александра Великого. Исторический Александр завоевал Египет в 332 г. до н.э; египтяне приняли его как освободителя от персидского ига, короновали по старинному обряду в Мемфисе, но, несмотря на то, что оракул в оазисе Сива назвал его сыном бога Амона, все же до конца не приняли.
С трагической кончиной Клеопатры VII и ее сына Цезариона, последних представителей династии Птолемеев, основанной военачальником Александра, Египет погружается, пожалуй, в самые мрачные века своего существования. Продолжается строительство обширных и великолепных храмов египетским богам, однако, в целом – это тусклая форма, лишенная своего истинного содержания.
Греко-римские магические папирусы стали в полной мере отражением тех процессов культурной интеграции, которые происходили в обществе. Постепенно теряется смысл древних заклинаний и формул, остается лишь слепая вера в целительную и защитную силу действий и предметов, история которых уходила глубоко в века. Отныне магия и священное знание, если таковое еще оставалось, использовались для любовных приворотов, достижения финансовых благ и успеха в обществе.
Одновременно, некоторые черты египетской культуры проникают в другие средиземноморские страны, и богиня Исида становится женщиной, культ которой победил Рим. На смену древней мудрости приходят гностицизм, ранние формы христианства и полное смешение культур и мифологий. Одно любовное заклинание обещает, что в результате его прочтения женщина полюбит мужчину так, как Пенелопа любила Одиссея, а Исида – Осириса. Другое заклинание, предназначенное для изгнания злых духов, предлагает в этом случае упомянуть христианские имена бога, а к ним присовокупить для пущей острастки греческую Афродиту, египетского Ра и созвездие Большой Медведицы… В 5 в. н.э. прекратил свое существование последний оплот древнеегипетской религии – храм богини Исиды на острове Филе. Египетская цивилизация угасла, но многие истины, составлявшие основу ее культуры, продолжали жить.
О тех трансформациях, которые произошли в культуре, можно судить по частично сохранившемуся коптскому тексту, рассказывающему о борьбе христианского отшельника с Бесом. Забавный карлик, охранитель домашнего очага и храмов предстает здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников, проходящих ночью у руин древнего святилища. Несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона». Конец текста утерян, но можно предположить, что в итоге последователи торжествующей религии наверняка «изгнали» древнего бога из его собственной обители. Удивительно, но эта история о Бесе пережила не один век. Еще в прошлом, XIX веке, местные жители рассказывали иностранцам, приезжающим в Луксор о карлике, танцующем ночами в развалинах Карнакского храма Амона
Теги: ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ