День рождения Бога мудрости, изобилия и удачи Ганеша Чатурти с человеческим телом и головой слона – устранителя препятствий, отмечается в месяце Бхадра (август – сентябрь).
Считается, что Ганеша приносит удачу. Любые начинания сопровождаются молитвой Ганешу: «Ом Ганешая намаха». Ганеша не только бог удачи, но и бог мудрости. Он учит людей хранить хорошее и избавляться от плохого, учиться держать под контролем свои желания, стремиться к высоким целям и отсекать привязанности.
Празднования Ганеша Чатуртхи длится от четырех до десяти дней с ежедневными ритуалами и молитвами, обращёнными к Господу Ганеше, с тем, чтобы устранить свои проблемы и открыть двери для прихода в свою жизнь новых как духовных, так и материальных свершений и возможностей.
Специально к этому дню в многочисленных ремесленных мастерских изготавливают красочные статуи Ганеши разных размеров, некоторые до 10 метров в высоту и весом в нескольких тонн. Самой высокой статуей Ганеши можно по праву назвать фигуру в городе Гайдерабаде, ведь ее «рост» – целых 52 фута.
В день праздника статуи украшают гирляндами цветов, устанавливают в домах и храмах, или проносят на носилках по улицам города. Почитатели бога подносят ему сладости, фрукты, молоко, зажигают благовония. Фоном праздника является пение священных гимнов, мантр, стотр, бхаджанов посвящённых Шри Ганеше. Во время пребывания Ганеши в домах, общинах и храмах, преданные приносят Ему свои горести и несчастья. В некоторых штатах старые статуэтки, «прослужившие год», после молитв и церемонии прощания спускают на воду рек, озер и других водоемов и когда мурти, погрузившись в воды реки или моря, растворяется в них, то считается, что Шри Ганеша забирает с собой все проблемы, таким образом, освобождая путь для новых впечатлений и достижений.
Традиционно в этот праздник Господу Ганеше предлагают особые угощения, сделанные из шестнадцати продуктов. Но есть одно особо любимое Ганешей лакомство – Модака, круглые конфеты, которые также называют ещё и – Ладду. На большинстве иконографических и скульптурных изображений Шри Ганеша изображен с этим лакомством в руке, либо стоящим рядом с Ним блюдом с Ладду.
С Ганешей связывают красный цвет, он управляет центром муладхара. Аркан, который держит Ганеша символизирует привязанность и желание, над которыми Ганеша имеет власть. Также считается, что цветы красного цвета особенно дороги Ганеше.
История появления Ганеши
До наших дней дошло много историй о рождении Ганеши и о том, почему у Него слоновья голова.
Согласно Вараха Пуране, Шива создал Ганешу из своего смеха. Ганеша был красивым и лучезарным мальчиком, свет исходивший от Него озарял небо, как и сияние исходившее от Господа Шивы. Когда Гаури Дэви, супруга Господа Шивы, впервые увидела Ганешу, то от восторга Она позабыла даже о своём супруге, о Господе Шиве. Господь Шива видя это, пришел в состояние гнева из-за того, что Его супруга всё своё время и внимание уделяла ребёнку, за что Он и проклял этого славного ребёнка и обрёк Его на то, чтобы у него была слоновья голова, большой живот опоясанный змеями.
Гнев Господа Шивы также породил сонмы Ганов имевших внешний облик Ганеши, которые пали на Землю. Каждый из этих Ганов был совершенен и сообразителен. Гана означает – множество, толпа, сонм, народ, общественность, последователи. Ганы своим пребыванием на Земле нарушили баланс сил и энергий. По этой причине Дэвы обратились к Брахме с просьбой о том, чтобы поставить во главе этих Ганов предводителя, который контролировал бы их бурную деятельность на Земле. Тогда Господь Брахма обратился уже непосредственно к Господу Шиве с просьбой о том, лидером Ганов стал слоноголовый мальчик Ганапати.
Шри Ганапати также получил божественное благословение в форме того, что Его имя будет произноситься в начале любой молитвы и жертвоприношения. Шри Ганапати обладает способностью управлять массами, и Он помогает им, устраняя все препятствия с их пути, дабы они могли добиться осуществления своих целей и желаний. Шри Ганапати открывает своим преданным путь для обретения всего, что их душе угодно – будь то духовные или материальные сокровища и благословения.