Как и ворота в целом, олицетворяет проход от внешнего (профанного) к внутреннему (сакральному) пространству, вхождение в новый мир. Связан с определёнными ритуалами и требует особого внимания.
Большое символическое значение приобретает это понятие в вошедших в обиход речевых оборотах ("на пороге зрелости", "на пороге сознания" и др.), очевидно в связи с упоминавшейся верой в наличие "хранителей порога", а также с архаическими ритуалами "перехода".
Тонуть в воде; войти в темный лес, в дверь в стене — пороговые символы входа в опасную неизвестность.
Поток связан с "пороговой" символикой, обозначающей межевую черту между двумя государствами или двумя формами реальности, как, например, сознательное и бессознательное или сон и пробуждение.
Как граничный символ означает место встречи естественного и сверхъестественного, что ритуально определяется в церемонии "разрушения границ", заново определяющий пространственную структуру космоса, так же, как новогодние церемонии заново определяют структуру времени.
Во многих культурах принято считать, что в нем обитает его покровитель, "хранитель порога", которого нельзя обижать. Невесту, перед тем как она впервые войдет в дом, где будут жить молодожены, переносят через порог, очевидно для того, чтобы обмануть "хранителя", внушить ему, что она здесь жила и раньше. "Хранитель порога" имеет силу останавливать непрошеных пришельцев, как, например, демонов или ведьм.
Весталки, богини девственности, —пороговые богини, например, Лары. Стражи порога, которых должно преодолеть тем, кто идет в священное место — это драконы, змеи, чудовища, собаки, люди-скорпионы, львы и т.п. В физической и духовной реальности стражи препятствуют идущему зайти слишком далеко, идти слишком быстро, встретить или увидеть больше, чем он способен вынести в оккультном или эзотерическом знании.
Почитавшийся филистимлянами бог плодородия Дагон имел в Ашдоде храм, на порог которого нельзя было наступать и через который нужно было переступать (1 Цар 5:5, ср. Соф 1:9 — предупреждение о том, что нельзя перепрыгивать через порог по языческому обычаю).
Вход и выход следовало явным образом предвещать, чтобы они не были неожиданностью для сверхъестественных сил. Израильский священник должен был носить пришитые к краю одежды золотые колокольчики, "дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть" (Исх 28: 34-35).
Фигуры богов-хранителей или сверхъестественных животных часто устанавливались у порога святилищ.
В Японии для него посыпают порог солью, чтобы он отгонял духов умерших.
В Европе на пороге (но чаще на перекладинах или на двери) вырезали пентаграмму. Фауст нарисовал пентаграмму для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома.
Св. Клара Ассизская, согласно легенде, поставив дароносицу с гостией на порог своего монастыря, обратила в бегство язычников, окруживших монастырь.
У славян эта часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным местом связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей. По украинским приметам, нельзя есть на Пороге, иначе люди будут сплетничать; нельзя переливать через Порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота; запрещалось мести хату от Порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты; нельзя выметать мусор через Порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты. Если рубить что-нибудь на Пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у Пороге. Нахождение на Пороге связывалось со смертью, в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».Порог, как границу дома защищали с помощью оберегов. На Русском Севере в Порог нового дома еще на этапе строительства закладывали капельку ртути или высушенную змеиную шкурку, а также прибивали к Порогу подкову или обломок косы-горбуши. Гуцулы закапывали под Порог в Юрьев день кусок железа, чтобы у тех, кто его переступит, были здоровые ноги. Русские, построив после пожара новую баню, закапывали в землю под ее порогом задушенную черную курицу.Отправляясь в церковь крестить ребенка, украинцы и западные славяне для защиты от сглаза клали на Порог или около него горячие уголья, нож, топор либо серп. На Полтавщине младенца передавали крестной матери через лежащий на Пороге дома топор. В Житомирском р-не крестные родители переступали через нож, положенный кверху острием на Пороге. В Курской губ. новорожденного мальчика передавали крестной через Порог, чтобы он стал «хранителем дома».С Порогом были связаны многочисленные эпизоды семейных обрядов. На свадьбе молодая, входя после венчания в дом мужа, не должна касаться Порога, почему ее подчас и вносили на руках. Впрочем, кое-где в России невеста, наоборот, становилась на Порог или прыгала с него со словами: «Кышьте, овечки, волчок идет!» На Украине молодая наступала на Порог, утверждая этим свои права в новом доме. До XIX в. на Украине сохранялся обычай закапывать под Порог умерших некрещеными младенцев; это соответствовало осмыслению Порога, как места, где обитают души умерших, и как границы между миром живых и миром мертвых. В Полтавской губ. мертворожденных детей закапывали под Порог, веря, что священник окрестит его, когда переступит через П. с крестом в руках.При выносе гроба из дома у всех славянских народов было принято трижды ударять им по П., что символизировало прощание умершего с жилищем. Так поступали, чтобы покойник больше не возвращался домой (восточные и западные славяне) или чтобы в семье больше никто не умер (южные славяне). Впрочем, в некоторых местах, наоборот, не разрешалось задевать гробом за Порог и дверные проемы. В Заонежье верили, что если такое случится, то душа покойного останется в доме и ее нелегко будет выжить. При трудных родах роженицу трижды переводили через Порог избы, что символизировало выход ребенка из материнской утробы. В Вятской губ. новорожденного клали сначала на шубу на стол, а после несли на Порог и говорили: «Как Порог лежит тихо, спокойно и смирно, так и мой ребенок, раба божья (имя), будь тихий, спокойный и здоровый». В Заонежье женщина, возвращаясь домой после родов, переступала через младенца, положенного в избе вдоль Порога, со словами: «Как порог этот крепок, так и ты будешь крепок... Все уроки и призеры, останьтесь на Пороге, а с собой возьму здоровье».В семейных обрядах и особенно в народной медицине с Порогом связывается идея преодоления тоски, привычки, от которой хотели избавиться, болезни и избавления от страдания. У украинцев Харьковской губ. ребенок-сирота в день похорон отца или матери должен был, сидя на Пороге, съесть кусок хлеба с солью, чтобы не тосковать по умершему и не испытывать страха. В Вологодской обл. от тоски спрыскивали больного водой через Порог, причем знахарка стояла снаружи, а больной — в избе. В Заонежье, чтобы отлучить ребенка от груди, мать кормила его в последний раз, сидя на Пороге или стоя, поставив ноги по обе стороны Порога. Порог был местом совершения множества лечебных процедур и ритуалов. У русских при боли в спине или пояснице человек ложился на Порог, а последний в семье ребенок — мальчик клал ему на спину веник и легонько рубил его топором, при чем происходил обрядовый диалог: «Что сечешь?» — «Утин (болезнь) секу». - - «Секи горазже, чтоб век не было». В Вятской губ. мать «загрызала грыжу» у ребенка, сидя на Пороге; знахарка меряла на Пороге ребенка, а потом рубила на Пороге его «рев, переполох». В Архангельской обл. на Пороге лечили от испуга: больного ставили на Порог, знахарка обходила его, держа в руках нож и топор, затем вонзала их в Порог; при этом говорили: «Что сечешь?» — «Испуг секу, топором зарубаю, ножом засекаю, боль и испуг унимаю».На Пороге символически уничтожали колдунов, ведьм и другую опасность. У мораван женщина, которая подверглась влиянию колдовства, вбивала топор в Порог, этим она выкалывала чародеинице глаза и колола ее тело. Гуцулы под Рождество обходили скот с хлебом, медом и ладаном, замыкали хлев и тогда вбивали в П. топор, чтобы замкнуть волку пасть. Словаки вбивали топор в П. во время грозы в качестве оберега. Сидение и стояние на Пороге как действие, противоречащее повседневной практике, широко применялось в славянской магии, в том числе связанной с нечистой силой, и могло сопровождаться иными действиями, имеющими кощунственный характер. На Русском Севере девушки гадали, сидя или стоя на Пороге бани; выходя из бани, девушка левой ногой наступала на Порог, а правой на землю и произносила слова заговора-присушки; чтобы увидеть в бане черта, заходили в нее ночью и, ступив одной ногой за Порог, снимали с шеи крест и клали его под пяту. В Заонежье считалось, что на Пасху каждый может увидеть домового и поговорить с ним: для этого следовало не пойти на заутреню, а сесть на Пороге и зажечь свечу, принесенную с заутрени в Великий четверг. В Полесье хозяйка в Страстной четверг пряла особую нить до восхода солнца на Пороге, иногда раздетая донага.
Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С. 135-140.А.Л. Топорков
Заговоры для защиты дома
В любом доме, помимо заданной энергетики, диктуемой земной корой, всегда есть и своя внутренняя. Энергетические линии, словно паутина, окутывают наше жильё. Одни — добрые, другие — злые. От того, каких больше, часто зависит ваше самочувствие и «настроение» вашего жилища. Немалую роль играет и внедрение чужой негативной энергетики, обусловленное завистью к достатку, миру и гармонии, царящим в вашей семье. Как же обезопасить свой дом от стрел сглаза и порчи, вы узнаете, ознакомившись с заговорами, приведёнными в этой главе.
В первое воскресенье месяца нарвите осиновых веток, в понедельник запарьте их в ведре. Когда вода закипит, прочитайте 12 раз подряд заговор, глядя в ведро на ветки. Дождитесь остывания воды до нужной температуры, вымойте окна, двери, пол и в последнюю очередь — порог и крыльцо. Вылейте воду на перекрёсток, при этом одежда должна быть скромной, одноцветной. По дороге туда и обратно ни с кем разговаривать нельзя. Заговор:
Матерь Божия, вспомни свой дом,
Где Ты родилась, где жила-почивала.
По утрам с молитвою вставала.
Где ела, где пила, где знамения ждала.
Благослови мой дом во спасение,
От всякой скверной порчи на избавление.
Ради крова Твоего Отчего помоги.
Дом мой, Богородица, благослови.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Если нашли посторонние предметы (иголки, перья птиц, зерно и т. п.), не касайтесь их руками. Сожгите этот подклад
в комнате или на пороге с заговорными словами и перекреститесь 12 раз.
Вода к земле опускается.
Потом на небо в тучи возвращается.
Так и тела моих врагов чтоб к ним вернулись.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Если человек вам неприятен, а вы в силу деликатности не можете отказать ему от дома, поступите так. Маленький кусочек хлеба (с ноготок) подложите ему в карман верхней одежды или в пиджак, жакет со словами:
Как этому хлебу зерном не быть.
Так тебе в мой дом не ходить.
Аминь.
После ухода человека сразу же помойте пол.
Не так-то просто зайти в квартиру, поэтому чёрные дела вершатся у порога. Чтобы этого не допустить, прочитайте заговор на входную дверь, на порог.
Катись катаньем доля худая,
Разлучница-кумушница,
Катись — не тянись, у порога не крутись,
За крыльцо не цепляйся,
на воротах не виси!
Песнь лешова, воронья подмога.
Катись от порога!
Аминь.
И ещё оберег на порог:
Пронеси, Господи, мимо моего дома
Всех врагов, кого знаю и кого не знаю,
Кого жду и кого ожидаю.
Моё слово первое, врага слово последнее.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Оберег на порог
Порог - не только части двери вашу квартиру, но еще и некий вид энергетики, которая отделяет вас от окружающего мира. Он защищает от худого глаза и зависти, от порчи, если принять соответствующие меры. Есть приметы, связанные с порогом дома: на пороге не стоят, не разговаривают. Вы либо выходите сами за порог, либо впускаеете гостя в квартиру. В любом случае, на пороге не стойте. Иначе застоите идущее в дом благополучие. Через порог не передают никаких предметов. Над порогом всегда должны иметься обереги. В старину втыкали различные острые предметы. Или повесьте красный жгучий перчик. Можно из этих предметов сделать красивую "мозаику" для убранства квартиры, чтобы никто не спрашивал, "а зачем это у вас над дверью какие-то колючки?" Над дверью вешают молодую свежую ветку осины, где она и высыхает, корень полыни, или обычный черный тополь, имеющий такие же обереговые свойства как и осина.
Защитные заговоры на порог дома
Порча нередко наводится на порог дома, в таком случае стоит вам через «испорченный» порог переступить, и порча прицепится и к вам и на весь дом распространится. Поэтому полезно научиться защищать порог своего дома. Для этого существует несколько способов.
1. В пятницу, в полдень, возьмите левой рукой из деревянной солонки три щепотки соли и бросьте их в ведро (таз) с водой. Вымойте этой водой порог три раза, приговаривая при этом:
Солью присолено, водою размочено, соль не гниет, так и порча к дому моему не пристает. Отвернись, откатись, обратно воротись! Вон пошла, я тебя не звала. Аминь.
Остатки воды вылейте на пешем перекрестке.
2. Возьмите веник и трижды обметите порог, приговаривая каждый раз:
Выметаю скорби, болезни, хвори, порчи, уроки, сглазы наносные, приносные. Порог метенный, Богом благословленный. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.