В славянском (ново)язычестве есть одна, крайне специфическая тема, которая подходит даже людям вроде меня, не верящим в личностных богов. То, вокруг чего можно даже выстроить полностью самодостаточный языческий культ, в том смысле, что ничего кроме него не особо и нужно .
Это — то, что древние называли «Род» (имхо). Я сейчас называю эту силу «Дом» (именно так, с большой буквы, как имя собственное, потому что Дом в славянской мифологии — явным образом персонифицируется, но обо всем этом далее).
Вообще призываю вас задуматься над тем, что такое "дом". Не в смысле как само здание, но скорее как жилище. Понятие «дома» обладает для нас отчетливыми психологическими особенностями. Допустим, вы приезжаете на курорт отдохнуть и заезжаете в гостиницу. В этот момент — это чужое для вас место, в отличие от дома, который остался для вас где-то там, далеко. Но проходит несколько дней, — и вот номер гостиницы постепенно превращается в свое, в место, куда так приятно вернуться вечером, где безопасно и можно расслабиться (ср. «чувствуйте себя как дома»). Ибо дом для нас — это концентрированное воплощение «своего» (напомню, что *svojь - это ключевое для всей славянской мифологии понятие).
Мой дом — это как моя одежда, — не только нечто внешнее по отношению ко мне, но и в каком-то смысле часть меня самого. Даже без всякой мистики, а чисто психологически — см. пример с гостиницей. Дом — это то понятие, явление, место, в котором отражается мое «Я» — как мое индивидуальное «Я» , так и весь мой Род в целом, от которого мое «Я» в принципе неотделимо (см. немного про это). Понятие Рода (и это мое глубокое убеждение) является фундаментом для всего славянского язычества, и, если вы считаете себя славянским язычником, то в вашей жизни должно присутствовать осознание этого. Не обязательно при этом любить своих родственников. Просто нужно осознавать ту природную, биологическую силу, которая стоит за всеми этими, порою чрезвычайно мелочными и неприятными, людьми. Силу, большую, чем вы сами. Повторюсь, это чрезвычайно важно для каждого, кто считает себя славянским язычником — осознание своего рода как совокупности предков и потомков (насчет последнего, — если у вас не все хорошо с предками, как, например, у меня, можно выстроить осознание рода не сколько на предках, сколько на потомках), и соответствующее — уважительное и почтительное — отношение. Отношение действительно как к божеству (ведь род ничего вам не должен, он для вас все, а вы - лишь его частица). В принципе, это не так уж и сложно. Если быть честным с собой, то все это в нас уже есть. Где-то глубоко, под слоем повседневной шелухи (например, особое отношение к родителям или готовность пожертвовать собою ради собственных детей вшита в нас биологически). Осознание себя частью чего-то большего, осознание собственного рода - это вообще как бы не предмет веры, а то, что уже присутствует в нашей жизни, просто мы привыкли этого не замечать. Я не зря постоянно говорю "осознайте" вместо "представьте себе" или "вообразите". Все, что нам нужно - это перестать отворачиваться от нашей биологической реальности. Итак, посмотрите на свой дом как на то место, где воплощается не просто ваша индивидуальность, но сила всего вашего рода. Кстати, с этой точки зрения, не дом — часть меня самого, это я не совсем точно выразился, а я сам — всего лишь часть моего дома (причем, это не так уж трудно представить — дом ведь тупо больше вашего тела и вы, находясь внутри него, в некотором смысле являетесь его частью ).Даже сейчас, в современном русском языке словом «дом» принято обозначать не только архитектурное сооружение, но и нечто более глубокое, подразумевающее семейно-родственные связи — династию или клан (ср. совр. английский, — например "This is my house and my family's ancestral home"). Понятно уже, что не любое здание - это "дом" (давайте, наверное, я, чтобы отделить одно от другого, буду обозначать такой "дом со смыслом" с большой буквы). Дом становится таковым, только если в нем живут, если дом становится для живущих в нем людей Домом. С другой стороны, не стоит вдаваться и в следующую распространенную крайность - считать Домом только некий "настоящий дом" (эта т.з. очень выпукло описана у Льва Прозорова в известном рассказе "Крикса": ".. Люди поставили на пустоши коробку из железобетона и назвали ее дом. Плоская кровля дома не переглядывалась с небесами резными солнышками и звездами причелин и полотенец, солнечным скакуном князька. Его подпол, в который вместо еды и прочих припасов были спиханы уродливые железные потроха, по которым люди сливали свои нечистоты, был врыт в неоткупленную землю без жертвы и договора. Его стены не породнились со сторонами света, материал, пошедший на них, был взят у прежних Хозяев без спроса."). Прошу прощения, но это — не наш путь.
Дом - там где вы живете: неважно, что это такое: квартира в многоэтажке, комната в малосемейке, чужое/съемное жилье, просто «свой угол», куда вы можете бросить свой вещмешок, мечтая о настоящем доме. В моих словах, конечно, есть что оспорить - это не так уж и важно. То, что по настоящему важно для язычника, - это вести себя так, как будто у вас уже есть Дом, не оправдывая свое бездействие и/или неправильный образ действий его отсутствием (как там у Кастанеды — нечто вроде «воин безупречен тогда, когда доверяет своей силе, независимо от того, насколько она мала», вот с Домом что-то типа того ). Если принять тождественность Рода и Дома, то да, это так.
Если принять тождественность Рода и Дома, то понятно, что почитать Род «где-то там» — в ином месте, на отдельном святилище — это довольно нелепая идея. Место почитания Рода — это наш Дом. В действительности, я не смогу сказать об этом лучше, чем, в свое время, Афанасьев: "...Изба пользовалась особенным почетом, как место, свидетельствующее о быте предков, как место пребывания пената - бога-хранителя и покровителя домашнего очага, как место совершения различных религиозных обрядов...
Теги: Культ Дома в славянском новоязычестве