Оборотни начали жить вместе с людьми во времена безраздельного господства языческих религий, поэтому нет ничего удивительного в том, что они переняли от них многие обряды и верования, приспособив их для собственных практических нужд и духовных потребностей. С приходом христианства, когда народы один за другим склоняли голову перед новой верой, самодовольно провозгласившей себя единственной Истиной, именно оборотни сохранили и пронесли сквозь века бесценные крупицы знания о верованиях наших предков, подчас ценой собственной жизни.
В их сообществах языческая Традиция не прерывалась никогда. Оборотней, добровольно принявших христианство, с позором изгоняли из общины, а в исключительных случаях даже убивали. У териантропов были веские причины для подобной жестокости. Религиозная власть довольно быстро поняла, что обратить оборотней в христианство миром не удастся, поэтому их попросту начали уничтожать, вырезая целые племена со стариками и детьми. Поганое язычество должно было исчезнуть с лица земли, а вместе с ним и все, кто отказывался принять новую веру «добра и милосердия».
Позднее оборотней убивали уже лишь за то, что они родились такими, и ни о каком прощении для них не могло быть и речи. Кровавая машина Средневековья набирала обороты, перемалывая в труху судьбы людей и отдельных народов. Оборотни уходили дальше в леса, которых становилось все меньше, пока на Земле не осталось места, где не ступала бы нога миссионера, вооруженного Библией и мечом. Териантропы научились прятаться среди людей и в совершенстве овладели искусством лицемерия, пряча свою подлинную природу и убеждения от враждебных глаз, ослепленных фанатичной ненавистью к Иным.
Время испортило оборотней, научив их лжи и двоемыслию во имя выживания собственного рода. Днем они посещали церковные службы и исповедовались в мелких грехах священникам, а ночью собирались вдали от поселков и деревень, чтобы хоть немного побыть самими собой. Слухи об этих сборищах обрастали невероятными подробностями, порождая мифы о шабашах и сатанинских оргиях, на которых сам Князь Тьмы пожирал принесенных ему в жертву некрещеных младенцев. Слухи эти лживы. Как уже говорилось ранее , большинство оборотней, в отличие от вампиров, не трогают детей, соблюдая свою часть древнего договора с людьми. К сожалению, мы не можем сказать столь же лестных слов о людях, которые не чурались убивать детенышей оборотней.
Как правило язычники относились к оборотням с большей терпимостью, поскольку видели в них союзников в борьбе с христианством, однако родноверы не считали их хранителями подлинной Традиции и не воспринимали как единоверцев. Любая религия провозглашает именно людей любимыми детьми бога или богов, а оборотни лишь выглядели как люди, но не были таковыми по сути.
С проникновением христианства во все сферы народной жизни, недоверие к оборотням в рядах язычников только росло, а массовое переселение бывших крестьян в города и вовсе заставило многих разувериться в их существовании. На смену тотальной христианской идеологии пришла не менее жестокая и репрессивная тирания рационализма, не оставившая в умах людей места для веры в вампиров и оборотней.
*
Обряды при рождении
*
Информация о религиозных воззрениях оборотней практически не сохранилась. Они редко допускали в свой круг чужаков и уж тем более не спешили делиться с ними сокровенными тайнами своих эзотерических доктрин. Об их обрядах и традициях нам известно намного больше, поскольку они во многом напоминали ритуалы народов, среди которых жили териантропы. При этом следует учитывать специфику существования оборотней, их внешнюю двойственность, сопряженную с рисками и удовольствиями, недоступными обычным людям.
Впрочем, специфические отличия ритуальных практик, принятых в сообществах оборотней, носят преимущественно декоративный характер, поскольку в жизни всех живых существ есть несколько общих для всех этапов, к коим в первую очередь относятся: рождение, взросление и смерть. Гораздо более важными являются смысловые коды, определяющие отношение участников к совершаемому обряду. В этом отношении оборотни и люди придают разное значение практикам, кажущимся весьма схожими на первый взгляд.
Рождение оборотня сопряжено с большим риском для женщины. Как правило оборотень обретает возможность трансформироваться в животное к началу полового взросление, то есть приблизительно в 10-11 лет. Однако порой из-за генетического сбоя оборотень может неосознанно преобразиться в утробе матери приблизительно на восьмом месяце беременности, что в большинстве случаев ведет к гибели женщины. Выжившего младенца в таком случае убивали, поскольку не умеющий контролировать свой облик ребенок мог выдать своих родителей и весь их род.
Традиционно беременная оборотнем женщина должна была присутствовать при убийстве домашних животных. Считалось, что вид крови поможет ребенку вырасти бесстрашным воином. По той же причине беременным предписывалось есть как можно больше мяса, а вот прикасаться к домашней скотине было нельзя, поскольку она ассоциировалась с таким неприглядными для оборотней качествами как покорность и трусость. Впрочем, в деревнях, где женщинам приходилось следить за домашним хозяйством, этот запрет трудно было исполнить, поэтому был найден разумный компромисс: так, например, беременной женщине запрещалось доить коров в темное время суток.
Летом женщины уходили рожать в лес, который оборотни считали своим настоящим домом, а зимой — в какое-нибудь нежилое помещение (сарай, амбар, баня). При родах обычно присутствовал муж и проверенная повитуха. О том, что происходят роды, никому не говорили, пока все не закончится, ведь ребенок мог родиться с заметными признаками оборотня, обычно покрытый шерстью, которая вскоре выпадала сама собой. Никакие инструменты при родах не использовались. Сильный ребенок должен был родиться сам, без посторонней помощи, а о слабых никто особо не пекся. Спартанские оборотни были менее щепетильны и просто убивали хилых младенцев, бросавших тень на мужественность их отцов.
Некоторые исследователи полагают, что сразу после родов отец давал младенцу тайное имя, по которому его должны были узнавать в стае сородичи. Данную гипотезу следует признать ошибочной по следующей причине: на самом деле оборотни считали новорожденного обычным человеком, а настоящим оборотнем в их глазах он становился лишь после обряда инициации, то есть в 13-15 лет. Именно тогда вожак стаи и давал ему особое имя, известное лишь другим оборотням. До этого момента ребенок не принадлежал к стае и не имел права принимать участия в делах общины.
*
Обряд инициации
*
Обряд инициации следует признать, пожалуй, самым важным в жизни каждого оборотня. От его результатов зависела вся дальнейшая судьба новообращенного, его положение в стае, перечень прав и обязанностей, а так же выбор будущей невесты. Во времена, когда любовь еще не стала мощным двигателем поп-индустрии, оборотни, как и люди, вступали в брак, исходя из сугубо практических соображений и клановых интересов.
Многообразие инициационных обрядов создают определенную трудность для исследователей культурного наследия оборотней, однако некоторые детали позволяют нам с изрядной долей уверенности утверждать, что тот или иной обычай зародился либо развивался в сообществе териантропов. Первым и главным признаком подобных обрядов является упоминание о символическом или даже физическом преображении его участников в животных. Трудно сказать, в какой степени славянский культ волка был инспирирован общением с оборотнями, однако подобная связь кажется в достаточной степени очевидной.
Молодые оборотни проходили посвящение в лесу, где в течении нескольких дней и ночей опытные наставники готовили их к первому осознанному преображению в зверя. Требование осознанности исключало из ритуала употребление одурманивающих и изменяющих сознание веществ, которые использовались обычными людьми для того, чтобы поверить в собственное преображение. Само преображение объяснялось по разному, но обычно его связывали с представлении о племенном тотеме, в роли которого выступал, как правило, волк или иной хищный зверь, например, рысь.
Юноши некоторое время жили в лесу в спартанских условиях. Взрослые никаким образом не ограничивали их поведение, позволяя лидерам проявить свои лучшие или худшие качества. В этот период у молодой стаи формировалась внутренняя иерархия отношений, в которой каждый занимал определенное место в соответствии со своими личными качествами и способностями. Родственные связи и знатность происхождение значения не имело, хотя после окончания обряда ставший вожаком стаи парень из небогатой семьи не получал никаких дополнительных привилегий в обычной жизни, а подчинившиеся ему отпрыски уважаемых родов не теряли своего положения в обществе.
Таким образом структура волчьей стаи не отражала иерархическое устройство племени или общины, однако традиционно вожаки стаи пользовались уважением соплеменников и в людском обличии, даже если их социальный статус в повседневной жизни был относительно невелик. К моменту прохождения инициации многие подростки уже превращались в зверей тайком от родителей, поэтому практическая часть не вызывала у них трудностей. Исключение составляли лишь заведомые аутсайдеры, которым приходилось объяснять все буквально на пальцах.
Иногда, в спорных случаях, когда лидера стаи невозможно было точно определить или на это место претендовало несколько равных по силе соперников, между ними устраивались бои. Обретя лидера, стая отправлялась глубоко в лес на охоту. Вожак должен был на глазах у всех подтвердить свое право на лидерство и завалить крупного зверя: оленя или медведя. Старшие оставались в стороне, зорко следя за тем, чтобы молодняк по глупости не напал на забредшего в лес человека. Впрочем, люди знали о времени инициации и старались в эти дни не ходить в лес без особой нужды.
Успешное окончание охоты и совместная трапеза завершали обряд инициации. Молодые оборотни возвращались в поселок и становились полноправными членами общины. Теперь они имели право говорить наравне со взрослыми и вступать в брак. О судьбе тех, кто не прошел обряд инициации, нам известно мало. В отношении рядовых членов стаи мы не можем сказать ничего определенного, скорее всего они оставались жить в общине, хотя и не имели полноценного статуса взрослого (что-то вроде деревенских дурачков или ущербных), а вот молодых вожаков, которые потерпели фиаско на своей первой охоте, безжалостно изгоняли из общины, и они становились «волками-одиночками», чья жизнь ценилась не особенно высоко.
*
Похоронные обряды
*
Отношение оборотней к смерти никогда не было настолько эмоциональным, чтобы сделать их прилежными последователями религии, обещающей красивую загробную жизнь для слабых и покорных. В этом отношении оборотни остаются верными своим языческим воззрениям на Природу и свое место в ней как равноценной ее части, подверженной подобно всем прочим старению и распаду.
Жизнь для оборотней представляет множество переплетенных и взаимосвязанных процессов, поэтому им чужд восторг христиан, описывающих картины неизменного Рая, где святые пассивно плавают в безвременьи созерцая величие своего неизменного божества. Когда первые христианские миссионеры красочно описывали оборотням картины никем не виданного Эдема, оборотни посчитали его темницей, из которой сбежали люди, а иудейский бог стал для них кем-то вроде рабовладельца, который желает вернуть назад сбежавших от него слуг. Не стоит после этого удивляться тому, что христианские проповеди не имели успеха среди териантропов.
Жизнь для оборотня — это в первую очередь возможность действовать, а смерть — лишь прекращение всякой деятельности тела и его переход в иное состояние. Жизнь не является ценностью сама по себе, значение имеет не каждая жизнь вообще, но лишь прожитая в соответствии с кодексом чести. Наградой оборотню служат его победы, достижения и потомство, а не потусторонняя морковка, подвешенная священнослужителями для заманивания ослов.
Смерть в представлении оборотней может быть как позором, так и избавлением от позора. Смерть труса избавляет его от страданий и осознания собственной ничтожности, поэтому его убийство не считается преступлением. Для воина, замаравшегося свою честь, смерть представляет собой достойный выход из непростой ситуации, совмещающей признание вины и ее искупление.
Умирая, все обретают равенство: и трус, и герой. Их жизненные энергии вплетаются в общий узор мироздания так, что одно уже неотличимо от другого. О покойниках не следует празднословить, а если уж возникает такая необходимость, то говорить следует только хорошее, ведь в жизни любого мерзавца и негодяя всегда найдется что-то светлое, о чем можно сказать несколько добрых слов. По этой же причине глумление над трупами считается у оборотней примером недостойного поведения. Убитого зверя или врага иногда поедают, тем самым показывая ему свое уважение: ты достаточно хорош, чтобы питать мое тело.
Похоронные обряды оборотней имеют несколько любопытных отличий. Существенное значение имел вид, в котором смерть застала оборотня. Если он умер в обличии человека, то его сжигали на погребальном костре, а кости относили в лес и закапывали под старым могучим деревом. Огонь поджигал жрец или старейшина, остальную же часть обряда брали на себя близкие родственники, либо в исключительных случаях — друзья или сослуживцы, если хоронили особенно выдающегося воина.
С оборотнем, умершим в своей волчьей ипостаси, дело обстояло намного сложнее. Вопреки расхожему мнению, убитый оборотень не преображается сам собой в человека, поскольку мертвое тело не обладает достаточным запасом энергии для подобной трансформации. Во многих культурах смерть от старости считалась позорной и недостойной мужчины, поэтому традиционно старые оборотни сами уходили умирать в лес, где превращались в зверей и ждали последнего часа.
Остальным строго-настрого запрещалось следовать за ними, возможно потому, что старческая немощь считалась заразной, или, что более вероятно, чтобы не оскорблять любопытными взглядами достоинство почтенного старца. Однако тихая и спокойная смерть была для оборотней скорее удачей, нежели общим правилом. Зачастую оборотней убивали или казнили, а над их телами глумились самым недостойными образом. В этом случае перед погребением необходимо было провести очистительные обряды, а затем уже сжечь труп или закопать волчье тело, где его никто не сможет отыскать.

Теги: Обряды оборотней