Число «5» - символ Шивы, поскольку оно играет существенную роль во всех проявлениях жизни (см. комментарий к Shiva Purana, Vidyeshvara Samhita, гл. I).
*
У Шивы пять лиц, относящихся к пяти основным аспектам воспринимаемого мира, из которого исходят пять элементов. Все в мире создано из пяти состояний материи. У живого существа есть пять чувств для восприятия этих структур, являющихся выражением природы самого Творца. Число «5» играет базовую роль в генетическом коде всех живых существ. Поэтому у нас есть 5 пальцев и 5 чувств, а у листьев деревьев — пять прожилок.
*
Первый аспект зовется Ишана (Господь). Он относится к «эфиру», элементу, который создает пространство и через который проявляются вибрационные принципы. Эфир относится к сфере слуха. Соответствующее состояние бытия — тонкое знание (Кшетряна).
*
Второй аспект - Тат-пуруша (Идентифицируемая Сущность). Он относится к «воздушному» элементу, сфере тактильных ощущений. Соответствующее состояние бытия — природа (пракрити), первое состояние вещества.
*
Третий аспект зовется Агхора (Не-Ужасающий), или Агни (огонь). Он относится к мужскому элементу, огню. Огонь — это принцип организации материи. Он принадлежит к сфере зрения. Соответствующее состояние бытия - интеллект (буддхи).
*
Четвертый аспект зовется Вамадева (Бог Левой стороны). Он относится к женскому элементу, «воде», сфере вкуса. Ему соответствует состояние «идеи себя» (ахамкара).
*
От единения огня (вертикаль) и воды (горизонталь), символически представленном в кресте или треугольнике «печати Соломона», рождается пятый аспект, зовущийся Садйиоджата (Спонтанно рожденный). Он относится к элементу «земля», твердому элементу, из которого сформированы звезды и тела живых существ. Его сфера — запах. Соответствующее состояние бытия — ум (манас), или думающий орган. Беспокойство ума поэтому рассматривается как своего рода химическая реакция материального порядка и является препятствием на пути к истинному знанию, непосредственному и интуитивному. Первая цель техник йоги — успокоить вибрации ума, чтобы открыться высшим аспектам бытия.
*
Число «5» можно найти во всех аспектах мира и жизни, которые сами по себе являются материальными структурами. Пятиугольник — символ Шивы. Это число было священным как в Египте, так и в более поздних сообществах посвященных. Мы видим важность пентатоники в музыке или «золотого сечения» в архитектуре, оба базируются на свойствах пятиугольника и позволяют создать «живые» пропорции. Полумесяц, как он представлен в Исламе, это пятидневный месяц, который Шива носит на своем лбу и который представляет собой вместилище сомы, эликсира жизни.
*
В ритуалах, поклонении и практике шиваизма очень важны различные аспекты бога. Когда изображают бога, в его короне проявляется Ишани (эфир), в лице — Татпуруша (воздух), Агхора (огонь) в сердце, Вамадева (воздух) — в сексуальном органе, Садиоджата (земля) — в его стопах. Этот символизм важен, так как помогает понять ритуалы и мифы, на которые оказал влияние шиваизм. Как пример, можно привести связь короны с властью; то, что ангелы изображаются парящими в воздухе; дух мужчины связывается с огнем; нимфы ассоциируются с водой и т.д.
*
Шиве поклоняются на пятый день лунного месяца (Шива — панчами). Это день молитвы и радости. Но поскольку Шива является разрушающим принципом, это не подходящий день для развлечений. Нельзя начинать работу на пятый день лунного месяца. «Избегай работы на пятый день месяца. Этот день труден и губителен.» (Hesiod, Works and Days, 807.)
*
Алиен Данилу

Теги: Пять аспектов Шивы