КРОВЬ — в народных представлениях средоточие и символ жизни, субстанция жизненной силы, обиталище души. Кровь имеет многообразные ритуально-магические функции, прежде всего продуцирующие; составляет основу важнейших социальных институтов и концептов (кровное родство, кровная месть, кровавая жертва). Символическими заместителями крови (главным образом по признаку цвета) выступают вино, красные нитки и полотно, калина и др.
*
Кровь живого человека воспринимается как одушевленная субстанция: она ходит, приступает, бросается, закипает, застывает в жилах. По укр. поверью, в крови находится душа; ср.: если у человека часто идет кровь из носа, он недолговечен (бел.); у женщины с менструальной кровью выходит «сила» и ускоряется процесс старения (словац.). В сказках оставленная дома частица крови героя чернеет, когда он погибает (рус.); братья узнают судьбу друг друга, втыкая ножи в дерево: если брат жив — из ствола течет кровь, если умер – вода (рус., словац.). В поверьях о животных кровь часто осознается как «человеческий» элемент: у голубей «человеческая кровь» (рус.), «хрисцияньская кров и адзин дух с человеком» (бел.); прилетев в теплые края, аист мочит клюв в крови и становится человеком, а когда окунется в воду, вновь превращается в птицу (пол.).
*
Кровотечение расценивается как потеря жизненной силы и требует немедленной остановки. В заговорах это реализуется в мотивах зашивания, замыкания, запекания крови, уподобления крови камню. Аналогичную символику имеют совершаемые действия: для прекращения кровотечения из носа навешивали на шею замок или замкнутые железные путы (рус., бел.), брали в каждую руку по ключу (рус.), старались, чтобы несколько капель крови упали через обручальное кольцо (рус.).
*
С представлениями о крови как воплощении жизни (души) связаны о.-слав. фольклорные мотивы о крови растений и произрастании деревьев и цветов из крови убитых людей. Кровь сочится из дерева, в которое превращен человек (о.-слав.). Базилик вырос из крови распятого Христа (рус.) или оклеветанной девушки (серб.); пион — из крови юнаков, погибших в Косовской битве (серб.). Согласно польским поверьям, у деревьев, выросших на могилах, вместо сока в стволах течет кровь.
*
Кровь мертвого человека, закопанная в землю, не отпускает с места преступления убийцу (макед.), выступает на трупе, указывая на приблизившегося к телу убийцу (рус. Владимир.). Чтобы мертвец не являлся убийце, тот должен лизнуть крови из мизинца убитого (рус. костром.). Заложные покойники всегда остаются на месте своей смерти («сукровище»), старательно собирая свою кровь (Закарпатье). Места, где пролилась кровь человека, считались опасными, «нечистыми»: здесь не строили дом (о.-слав.; ср. в то же время обычай кровной животной жертвы при закладке дома), не пасли скот (бел.); там появлялась душа убитого, пугая людей и насылая болезнь на скот (карпат.). Опасными были также места, где забивали скот: у наступившего на кровь чесалось или краснело тело (бел., с.-з.-рус., серб.).
*
Теплота крови и ее цвет становятся особенно значимыми в родинных обрядах. Опасными для беременной считаются «бескровные» или «хладнокровные» объекты (ср. запреты для беременной смотреть на покойника или змею — ребенок может родиться мертвым или в «лице ни кровиночки не будет»), а также кровь домашних животных (нельзя смотреть, как режут скот или птицу, наступать на кровь убитого животного или переступать через нее — у ребенка на теле будут красные пятна или глаза с кровавыми прожилками). Лицо новорожденного мазали кровью матери, чтобы был здоров, красив и румян (серб.). В Словакии при рождении девочки резали петуха и кровью румянили щеки младенцу. При первом купании следили, чтобы вода не кипела — у ребенка будет «горячая кровь» и он будет развратным (болг.). Кровь роженицы обладала продуцирующей силой: бесплодная женщина должна выпить немного крови первородящей; женщина, не желающая больше иметь детей, собирает послеродовую кровь и выливает ее в проточную воду (пол. келец.). Магическими свойствами наделялась также менструальная кровь.
*
Повсеместно у славян распространен запрет употреблять кровь в пищу. Исключение составляет ритуальное питье «первой крови», например при забое скота. Кровь некоторых животных — лягушки (пол.), угря (чеш.) — считалась ядовитой.
*
Появление крови на продуктах или растениях — признак наведенной порчи или следствие нарушения запрета. Кровь появляется в масле, сделанном из молока, похищенного у коровы ведьмой (новгород.). Появление у коров кровавого молока объясняется действиями ведьм (укр., бел.); тем, что под коровой пробежала ласка, пролетела ласточка (полес.) или другая птица (сорока, козодой, горихвостка — бел.); что корова наступила на лягушку или место, где лежала змея (с.-рус.). Корова будет доиться кровью, если убить змею, живущую в хлеву (краков.), разорить гнездо ласточки (укр. эакарпат., пол.) или аиста (пол.). Если вытирать молочную посуду цедилкой, коровы станут давать молоко с кровью (бел.). По бел. поверью, того, кто охотился в праздники, на «том свете» будет обливать и жечь кровь убитых животных. Если женщина нарушала запрет прясть в пятницу, то в хлебе, выпеченном ею в этот день, появляется кровь (закарпат.). Кровь на хлебе, овощах, растениях появляется в результате нарушения запрета что-либо резать в день Ивана Головосека (в.-слав., ю.-слав.).
*
Кровь жертвенных животных использовалась в обрядах для увеличения плодородия земли и скота, наделения людей здоровьем, защиты от несчастий и сглаза, для вызывания дождя. Кровь животного, зарезанного в Сочельник, выливали на порог дома или хлева, смешивали с солью, зерном, отрубями и давали скоту для плодовитости (серб.); выливали на землю, чтобы к членам семьи не приступило никакое зло, например демоны караконджолы (болг., Сливенско, Разградско); палку, смоченную кровью рождественской свиньи, бросали в очаг; этой кровью обмазывали тушу свиньи на рожне, чтобы домочадцы были такими же «полнокровными» (Косово). Кровь ягненка, зарезанного в день св. Георгия (23.IV), закапывали под плодовым деревом, в огороде, у очага, у восточной стены дома или выливали в реку (чтобы у овец было много молока); ею мазали лица членов семьи, чтобы они были здоровы (болг., серб., макед.), окропляли постройки и плодовые деревья (Родопы), рисовали крест на дверях дома, чтобы был хороший урожай (Гюмюрджинско), обмазывали порог или верхнюю перекладину дверного проема, чтобы в дом не проникли порча, наговоры, болезни (Тырновско). В Пиринском крае кровью жертвенного ягненка обрызгивали посевы. В Македонии следили, чтобы кровь юрьевского ягненка не попала на землю: наступившему на это место грозила болезнь. В первый день сева семена обрызгивали кровью петуха (серб., Лужница, Нишава, Лесковачка Морава). Конец молотьбы знаменовался закалыванием петуха, кровь которого должна была смочить место, где был обмолочен последний сноп (болг.), или зерно, предназначенное для озимого сева (серб.). В Чехии, отправляясь в поле, сеятель должен был окунуть правую руку в кровь гусыни, заколотой на Ивана Головосека, и обрызгать ею семена, чтобы вырос хороший урожай, в поле не было сорняков и воробьи не клевали посевы.
*
В Тырновско (Болгария) часть крови георгиевского ягненка выливали в реку, чтобы летом был дождь. В с.-зап. Македонии (Тетовский край) кровь жертвенного барана пускали в озеро во время моления о дожде в дни св. Георгия и св. Ильи. Прежде чем копать колодец, на выбранном месте резали овцу или петуха, чтобы вода «окровавилась» — тогда она не будет уходить из колодца (серб.); при отыскании клада по следам определяли, кровью какого животного нужно окропить место, чтобы добыть сокровище (серб.).
*
Кровь жертвенных животных использовалась в гаданиях. Если в сердце рождественской свиньи или георгиевского ягненка осталось много крови, в новом году хозяина ждет печаль (болг.). В Софийском округе было принято собирать кровь всех жертвенных ягнят в один сосуд в течение лета: если кровь в сосуде начинала бурлить, это означало приближение градовой тучи.
Теги: Кровь в славянской народной традиции