Чёрный цвет в картине мира славянских народов

Черный цвет, черное — один из основных элементов цветовой символики, выступающий в оппозиции белое — черное (противопоставлен белому цвету как «темный», непрозрачный, «плохой», «злой») или в триаде белое — красное — черное. По сравнению с другими цветами, особенно белым и красным, черный цвет обладает более конкретной и однозначной символикой, ассоциируясь с мраком, землей, смертью, нечистотой, с «чужим», злым или демоническим началом, с потусторонним миром [1; 2. С. 481^82; 3. С. 43-44].
*
Этим, возможно, обусловлен запрет на приложение эпитета «черный» к предметам и объектам, наделяемым сакральным статусом: например, нельзя говорить о хлебе «черный», следует сказать — «ржаной» (рус. рязан., Владимир.). Эпитет «черный» придает слову дополнительное отрицательное значение, ср. черныеслова (рус.) ‘брань’, ‘проклятие’, черные дни (рус.) ‘бедность, неудача, горе’, черное жыто ‘ядовитое растение спорынья’ (полес. бреет.).
*
Черный цвет в космогонических представлениях. По легенде из Македонии (Прилеп), день сменяется ночью, потому что Бог постоянно разматывает поочередно два клубка пряжи — белой и черной [4. С. 55]. Сравни загадку о смене ночи и дня: «Чорна корова Bcix людей поборола, а бша кобила ecix зведе» (укр.).
*
Черный цвет противопоставляется белому как злой — доброму, грешный — праведному. В ((Chronica Slavorum» Гельмольда (XII в.) упоминается Чернобог — злое божество, которому древние славяне приносили жертвы наряду с добрым богом (Белобогом). По поверьям поляков Вармии и Мазур, грешные души являются в виде черных теней, праведные — в виде белых; души грешников появляются также в виде животных черной масти (собаки или кошки). По чешскому поверью, души висельников блуждают в виде черных псов. Души некрещеных детей (mavje, movje) летают в облике черных птиц (словен.)
*
Черный цвет в народных представлениях — цвет смерти, ср. приметы: если черная корова смотрит в окно в избу, в доме кто-нибудь умрет (бел.); если у новорожденного жеребенка черно во рту — волк съест его в то же лето (бел.); если запоет черная курица — к добру, она «отпевает» врагов (бел.). У всех славян черный цвет считается траурным, соответственно велика символика черного в погребальном обряде. Для снятия мерки с больного использовали черную нитку (бел.). Если ребенок мучился в агонии, лицо его прикрывали черным платком (бел.). В гроб покойнику клали черную ленточку или кидали ее в могилу (бел. бреет). Мужчин хоронили в черном гробу, девушек и парней — в белом или светло- сиреневом, детей — в голубом (пол. краков.). На Рязанщине взрослых хоронили в черных гробах, молодых мужчин — в голубых, девушек — в розовых. В Полесье в семьях, где был траур или если в прошедшем году в семье был покойник, пасхальные яйца красили в черный или другие темные — зеленый, фиолетовый, синий — цвета ([5], гомел.). В Боке Которской (Сербия) «траурные» пасхальные яйца также были черного цвета. Черные яйца относили на могилы на первый или на второй день Пасхи для поминания умерших (черногорцы племени Кучи).
*
Черный цвет — одна из характеристик потустороннего мира, «того света» (ср. макед. църна ‘тот свет’). В заговоре на изгнание болезни покойника, который лежит в гробу в черной хате в черном лесу, просили забрать болезнь: «Мне белы свет, табе чорны лес» (бел. могилев.) [6. С. 159]. Местами изгнания болезней в заговорах являются «черное море» (бел., болг., серб.), «черная земля» (бел., серб.), «черная гора» (болг., серб.), «черное поле» (серб.). По карпатским поверьям, клады сторожат черный орел, черный медведь, большой черный «гад». В некоторых регионах жертвенное животное, предназначенное для обитателей потустороннего мира, должно было быть черного цвета, например, в районе Разлога для курбана предназначались черные бараны (с.-з.-болг.).
*
Черный цвет является одной из основных характеристик персонажей, которым в народной культуре присвоен статус «чужих»-инородцев, иноверцев, мифологических персонажей [7]. В севернорусских и уральских легендах фигурирует черная (чернокожая) чудь. Признак «черный» в польской фольклорной традиции прилагается к шведам, цыганам и жмудзинам, что отражают клише czarny jak Szwed, czarny jak Cygan, czarny jak Zmudzin [8. S. 133]. У поляков бытует поверье, что русины (карпатские украинцы) обладают «черным нёбом»; те в свою очередь считают, что «u mazura czarna шга [глотка]» [9. S. 180-181]. Аналогичный признак приписывают мазуры — «литвинам» и «жмудзинам», краковяки — гуралям, поляки — цыганам; в русской традиции чернонёбыми называют жителей Коломны [8. S. 31; 10. С. 331]. Согласно полесской легенде, прародителем цыган является некий «черный человек», от которого и пошел весь этот народ ([5], волын.).
*
Черный цвет может выступать как показатель того, что персонажи, отмеченные им, совершили в прошлом неблаговидный поступок, за что и были наказаны. По болгарским легендам, от непочтительного сына Ноя, насмеявшегося над наготой отца, произошли «пияниците, резилите, църните и темните луге» (пьяницы, насмешники, черные и темные люди), а также цыгане и «арапи». От неблагодарных подданных, оклеветавших своего царя, произошли «болгарские цыгане» — царь проклял клеветников, и они «с виду почернели» [11. С. 53]. Поляки считали, что евреи носят черную одежду якобы в знак траура по Иисусу Христу, которого они распяли, так и не уверовав в него (Подлясье, [11. С. 42]. Чернота «чужих» может объясняться их связью с нечистой силой (ср. пол. czarny ‘русин’ и ‘дьявол’). Черный цвет волос у цыган объясняется их родством с чертом: цыгане произошли от черта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и евреев во время исхода из Египта (Галиция). Поляки в Подлясье говорили, что евреи похожи на чертей, потому что они черноволосые и смуглые [11. С. 41-42]. «Родство» евреев и черта проявляется также в том, что у них черная, похожая на смолу кровь (гуцул.) [11. С. 58]. В обрядовых масках «чужих» персонажей («еврея», «цыгана» и др.), которые часто осознавались как существа, связанные с нечистой силой и демоническим миром, преобладали белый и черный цвета.
*
Черный цвет маркирует различных демонологических персонажей [12] как в совокупности (например, рус. калуж. чёрная планида ‘нечистая сила’), так и индивидуально. Локальные названия черта отражают его связь с черным цветом: рус. чёрный, чёрный шут, черняк црни (хорват.), corny (в.-луж.), сагпу (н.-луж.), czarny czarni bog (кашуб.), вран (болг., хорват.), vranic (хорват.). Русские представляют как существ черного цвета (с черными телами и лицами) домового, обитающего в доме подпечного, банника, овинника, рижника, лешего, полудницу, полевого духа «удельницу», водяного, шуликунов. Богинки (з.-слав.) и русалки (в.-слав.) имеют черные зубы или клыки. По поверьям болгар, вампир имеет черную вонючую кровь; украинцы Карпат считают, что у черта кровь тягучая и черная, как смола. В сербских мифологических рассказах и эпических песнях упоминаются црни Арапи — трехглавые демоны, обитающие под землей; в одной хорватской эпической песне «черный арап» преследует сватов в образе огромного змея с поднятыми крыльями и разинутой до облаков пастью. В виде черного ветра налетает чудовище ала (Хомолье, Болевац), вызывающее болезнь человека.
*
Черный цвет у демонов может быть приобретенным: черт почернел, обгорев в первом огне, который развел Бог (бел.). «Черные» мифологические персонажи могли наводить черный цвет на людей и животных. Так, 1 марта девушки надевали красные амулеты, чтобы «не почернеть» при встрече с бабой Мартой, чтобы баба Марта «не сделала их черными» (капанци, Странджа).
*
В черных одеждах являются богинки, русалки и домовой (Полесье), суденицы — духи судьбы (серб., болг., макед.). Поляки говорили, что планетник (атмосферный дух, способный разгонять тучи) носит черную шляпу. По сербскому поверью, у черта есть черная палка, с помощью которой он всех дурачит (Чачак). Колдуны-чернокнижники осуществляют свою магическую деятельность с помощью «черной книги», на черных страницах которой нанесены белые таинственные знаки (в.-слав.).
*
Происхождение некоторых демонов связано с животными черного цвета, и сами они имеют вид черных зверей или птиц или распоряжаются ими. Духи-обогатители (словац. zmok, rardsik, skraitok, bozik, хорв. тинтилин, серб, цицкавец) появляются из яйца, снесенного черной курицей, и выглядят, как черный цыпленок. У болгар известны: мамник, мамниче — черный цыпленок из выношенного ведьмой за пазухой яйца, отбирающий молоко у коров (ю.-родоп.); мамници, мамяци — черные бабочки с желтыми крыльями, выношенные ведьмой за пазухой (карнобат.). Большую черную бабочку (вещерица) себе в помощь ведьма выводит из большого яйца (пловдив.). По полесскому поверью, «черта» в виде черного ворона держали за печкой, кормили яичницей, а он в благодарность приносил хозяину краденое добро (бел.).
*
Нечистый дух в виде черной с красными точками бабочки вселяется в женщину, делая ее вештицей (болг.). По поверьям, нечистый дух, изгнанный из тела человека, является в виде черного паука (пол.), черного червячка (рус. калуж.). Белорусы считали, что появление черного животного (собаки, кошки, поросенка, курицы) после смерти чародея — свидетельство того, что из него вышел черт; это животное следовало тут же убить, проткнув осиновым колом.
*
Черт появляется в виде черного козла, барана, кота (бел.), черной птицы с красными глазами (пол. познан.); банник — в виде черного кота (рус. вологод.); вампир — в виде черной курицы (словен.).
*
Домовой может выглядеть, как черный заяц, черный теленок (рус. тул.). Коровья смерть являлась в виде черной кошки, собаки, коровы. По карпатским поверьям, ведьму-босорку сопровождали черные кошки. Во время грозы из дома выгоняли кошек и собак черной масти, так как считалось, что в них прячется черт (бел.).
*
Черные животные — обычная ипостась оборотней. Ведьмы и колдуны оборачиваются в животных черного цвета, особенно в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Волколак превращается в черного коня (серб.), в черного быка (хорват.) или вола (далматин.). Мора оборачивается в козу, кошку, барана черного цвета (хорв.).
*
Черный цвет считался опасным: повсеместно у славян известно поверье о том, что сглазить может человек с черными глазами. В то же время черный цвет выступает как оберег для людей, домашних животных, хозяйственных объектов. В сербских и карпатских заговорах часто упоминается защитник — черный (красный, железный) человек в черной (красной, железной) шапке с черным (красным, железным) мечом [13].
*
По белорусскому поверью, черная собака, черный кот и черный петух, живущие мирно между собой, оберегают дом от нечистой силы. Согласно легенде с Витебщины, «знающий» избавил людей от змея, посыпав его землей, привезенной в лапте на черном петухе [14. С. 303]. Чтобы человека (особенно невесту) не сглазили, ставили черной краской точку на лбу или на лице (макед. охрид.). Если ребенок много плакал, мать заворачивала его в черное и выносила вечером на крыльцо (серб.). По поверьям русских Рязанского края, при опахивании женщина, впрягающаяся в соху, должна была быть черноволосой. Для изгнания ведьм из села в последний день масленицы разводили костер каравештица, калавештица, крлавештица (ю.-в.-серб.), буквально ‘черная ведьма’. Сербы верили, что черная собака охраняет охотника от черта.
*
Чтобы волки не нападали на скот, пастух должен был держать за пазухой первое яйцо от черной курицы (бел. витеб.). По поверью, волк боится черных свиней (с.-в.-болг.). От волков накануне «волчьих дней» женщины на пороге шили красными нитками черную тряпку, «зашивая» волку уши, глаза, пасть (болг., Странджа). Сербы и болгары в канун «волчьих» праздников совершали жертвоприношение черного петуха, цыпленка, курицы.
*
Новорожденного теленка заворачивали в черную мужскую рубаху, чтобы он не был подвержен сглазу (рус. смолен.), или в черную юбку, «чтобы дьявол не пристал» (укр.). Чтобы предотвратить эпидемию кур, хозяйка в сочельник закапывала под насестом голову от черной курицы (серб., Лесковацкая Морава). Во время падежа скота сжигали черного петуха перед опахиванием (рус. смолен.), закапывали черного петуха на перекрестке (бел. мин.).
*
Мельники держали на мельнице животных черного цвета или носили при себе шерсть черного козла, поскольку водяной любит черный цвет (рус. Новгород.). Для задабривания водяного мельники бросали в реку животное черной масти — кота, собаку, свинью, утку, курицу, голубя (сербы-лужичане). Чтобы отпугнуть ведьму, на пасеке оставляли внутренности черного барана (серб.).
*
При заговаривании илечении различных болезней, а также в магии использовали предметы и животных черного цвета: от испуга ребенка клали на черный кожух (бел. витеб.); нож в черных ножнах защищал ребенка от испуга (серб.) или от зморы (словен.); черную бусину клали в питье при лечении коклюша (макед.); черную шерсть использовали для избавления от злого демона живака (серб.); черную курицу обносили вокруг посевов от града (серб.); перья черной курицы служили средством от головной боли (болг., серб.); яйцом черной курицы терли глаза от куриной слепоты (бел.), «угощали» им 77 лихорадок (бел.), ели его от желтухи (словен.), использовали для приворота мужчины (серб.); при лечении «падучей» закапывали живьем черную курицу для женщины и черного петуха для мужчины (болг.); черную курицу купали в воде, и этой водой потом мыли ребенка, чтобы избавить его от «находа» — кожного заболевания, вызванного тем, что на него посмотрела женщина в период месячных (бел.); в воде, в которой сварили неощипанную черную курицу, купали страдающего от эпилепсии ребенка (укр. Житомир.); крыльями живой черной курицы терли спину младенцу от крылищ (зуда между лопатками, вызванного тем, что мать во время беременности грызла куриные кости) (бел.); ели печень черной свиньи от лихорадки (укр. ровен.); молоко черной свиньи использовали для изготовления лепешки, применяемой в черной магии (бел.); молоко черной ослицы — для лечения коклюша — црна кашлица (макед.); молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией (полес); водой после обмывания зада черной коровы изгоняли лихорадку (рус. рязан.); почки черного ягненка применяли для лечения гениталий (макед.); кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.), на крови из гребня черного петуха замешивали хлеб, который помогал при трудных родах (серб.), навоз черного вола или коровы использовали от коросты (в.-серб.), за черную кошку, обвитую смоляной веревкой и проданную на базаре в полдень за целковый, можно было выручить неразменный рубль (рус. Новгород.); черного кота разрывали над ребенком, страдающим эпилепсией (словен.), варили для приворотного зелья (серб.), из черной кошки получали кость-невидимку (рус, бел., пол.); кончиком хвоста черного кота терли нос от насморка или подпаливали шерсть черного кота и давали нюхать больному (бел.); черной улиткой мазали тело для профилактики заболеваний (словен.), применяли ее для лечения грыжи (серб.), от зубной боли (хорв.); шип черного терновника забивали мертвецу под ноготь, чтобы «не ходил» (серб.) и т.п. В народной медицине и магии применяются «черные» растения — черный терн, боярышник, черная шелковица, чернобыль (полынь), черная напороть (наделяемая магическими свойствами разновидность папоротника). В качестве способа мести устраивалась так называемая чорна служба в церкви (заказывался молебен, во время которого свечу следовало держать так, чтобы с нее капал воск — так же истает жизнь врага) (укр.). У восточных славян было широко распространено гадание о судьбе с помощью черной курицы.
*
Черный цвет часто присутствует в названиях тяжелых и эпидемических болезней, например рус. чёрная смерть, серб, црна чума, црна болка. Болезни персонифицируются как существа черного цвета, например чума появляется в виде черной цыганки (болг.).
*
В качестве защитных средств против «черных» болезней выступали различные предметы черного цвета. В Полесье во время припадка эпилепсии {чорна хвороба) накрывали лицо больного черным платком, сукном, кожухом. При «черной болезни» окуривали больного черной лентой, взятой в церкви ([5], Житомир.).
*
В народном календаре «черные» дни — это Тодорова неделя, первая неделя Великого поста (болг. Чернота неделя), вторник, среда и пятница на Тодоровой неделе (болг. Черен вторник, Църн вторник, Черна сряда, Черният петък Тудуришки), первый день 40-дневного поста («Пепельная» или «Черная среда» у чехов и словаков, когда было принято мазаться сажей), среда на Страстной неделе (полес. пин. Черная середа), пятница на Страстной неделе (рус. прикам. Черная пятница), первый вторник после Юрьева дня («Черный вторник» — серб.). В эти дни соблюдали пост и запреты на различные виды домашних и полевых работ — для сохранения здоровья людей и скота, чтобы вороны и галки не разоряли посевы и т.п.
*
В Родопах и Фракии отмечено почитание дня св. Черны (св. Анастасии) (праздники 19.1 и 3.V), следующего за днем св. Атанаса (вероятно, народный культ св. Черны сложился под влиянием христианской персонификации смерти, болезни). В Охридском крае дни, следующие за зимним (18.1) и летним (2.V) Атанасовым днями (т.е. собственно дни св. Черны) называются «черными днями». В эти дни проводится жертвоприношение черной курицы — для умилостивления чумы (макед.). Существуют мужские «двойники» св. Черны — св. Черняй и св. Тимньо (20.1). Братьями св. Черны считаются свв. Антон и Атанас, кузнецы, чумины светци. У родопских болгар в день св. Афанасия {Черен ден, Света Черна, 5/18.VII) женщины соблюдают запреты на все виды работ, чтобы насекомые не поели посевов.
*
Приметы относительно черного цвета разнообразны, но в основном неблагоприятны: муравейник с черными муравьями на месте строительства дома — к несчастью (гуцул.); увидеть черного паука — к несчастью (банат. болг.); на Новый год увидеть первым черного ягненка — не к добру (серб.); встреча с животным черной масти (кошкой, собакой, лисой, зайцем) — к несчастью (укр.); черная корова идет впереди стада — к ненастью (рус. костром.; бел.).
*
Ряд примет основан на принципе уподобления. Много весной черных жуков — к урожаю бобов (бел.). Черные овцы родятся, если написать на стене что-нибудь углем, вынести на двор головешки или вымазать обувь черным (бел. витеб.). В Рождество нельзя чернить обуви — ягнята родятся черными (бел. витеб.). Чтобы родились черные овцы, головни заливали крещенской водой и выносили в хлев(бел.).
*
Символика черного цвета в сновидениях (наряду с символикой объекта или предмета, которому атрибутируется черный цвет) имеет отрицательный характер. В Полесье считали, что увидеть во сне черную корову — к смерти, тяжелой болезни, к покойнику, к пожару; черный конь во сне означает болезнь, смерть, «черноту» (т.е. печаль), ссору, пожар и, в то же время, приход сватов [5]. Увидеть во сне черный платок или черную одежду — к печали или кто-то тебя очернит (бел.). Черные ягоды во сне предвещают горе (бел.).
*
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтина КБ. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь / Отв. ред. СМ. Толстая. М., 2002.
Словенска митологща. Енциклопедшски речник / Ред. СМ. Толстеу, Л>. Раденковип. Београд, 2001.
Ковачев Й. Народна астрономия и метеорология // Сборник за народни умотворения, наука и книжнина. София, 1914. Кн. 30.
Полесский архив Института славяноведения РАН (Москва).
Володина Т. Атрибутика сферы смерти в ритуально-магической практике белорусов // Кодовисловенских култура (далее — КСК). Београд, 2004. Бр. 9.
Белова О. Цветовые характеристики «чужих» в народных представлениях славян // КСК. Београд, 2001. Бр. 6.
Benedyktowicz Z. Portrety «obcego». Krakow, 2000.
Bystron J.St. Czarnosc obcych // Lud. 1922. T. 21.
Пословицы русского народа. Сб. В. Даля. М., 1957.
Белова О.В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005.
Раденкович Л. Белое и черное как признаки мифологических существ (на славянском материале) // Балканские чтения-9. Terra Balcanica. Terra Slavica. К юбилею ТВ. Цивьян. М., 2007.
Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М., 1989.
Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах / Собрал в Витебской Белоруссии Н.Я. Никифоровский. Витебск, 1897.
Белова Ольга Владиславовна — д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Работа выполнена в рамках проекта «Этнолингвистическая база знаний «Полесский архив»»
(РГНФ07-04-12113в). 2009 г.

Теги: Чёрный цвет в картине мира славянских народов