ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЧЕТКИ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Разновидности чёток
Чётки представляют собой несколько разновидностей конкретной культовой принадлежности монахов и верующих мирян в различных мировых религиях. В этой книге будут представлены и описаны чётки христиан, мусульман, буддистов и брахманов, то есть представителей основных мировых религий.
Тот или иной вид чёток определен устоявшимися нормами конкретных конфессий. Чётки представляют собой:
- верёвку на которой через равные промежутки навязаны узелки;
- нитку с нанизанными на нее круглыми или овальными бусинами (зёрнами);
- нитку с нанизанными на нее плоскими предметами, напоминающими по форме квадраты или прямоугольники (вид сверху);
- кожаную полоску с кожаными жгутиками.
Сами насадки, то есть бусины или квадраты изготавливаются из любого более или менее ценного материала. Конкретно этим материалом может быть:
- Дерево: масличное, можжевеловое, красное, черное, дуб, ясень, тополь, осина и другие.
- Минералы (камни поделочные и полудрагоценные), янтарь, коралл, горный хрусталь и другие.
- Плоды и даже косточки от плодов, семена растений и прочее.
Концы нитки (верёвочки) с нанизанными на нее предметами-насадками связывают между собой. Тем самым, чётки в готовом виде представляют собой замкнутое кольцо (круг). Аллегорическое значение которых — венок или венец веры. После связывания двух концов нитки в узелок, к узелку подвязываются: крестик и кисточка (три зерна и кисточка, крестик и три зерна и т. п.) - в православном христианстве; только крестик - в католическом христианстве; две кисточки или несколько бусинок на обоих концах нитки - в буддизме; только две равнозначные кисточки в индуизме; кожаная полоска, состоящая из четырех треугольных кожаных лопастей, - в старообрядчестве.
Согласно своему виду, насадкам и назначению чётки имеют свои именные названия. Например, издревле на Руси молитвенный инструмент (чётки) назывался ВЕРВИЦА, то есть верёвочка с узелками. В частности, святой преподобный Сергий Радонежский использовал именно этот вид чёток. В православии вервица в смысловом значении выражает благодать Духа Святого.
Лествица (название старославянское, теперь это «лестница») - это кожаная полоска шириной в палец, с нашитыми на нее с равными промежутками кожаными жгутиками. Лествица, как культовый атрибут, востребована греческими (афонскими) монахами. Лествицу так же можно увидеть на иконах, изображающих житие преподобного Серафима Саровского, причем, как правило, она находится на его левой руке.
Появление лествицы исторически связано с синайским отшельником преподобным Иоанном Лествичником (VI век), который составил рукописное руководство к монашеской жизни «Лествица райская». Лествица, то есть ступени духовного восхождения в лоно Господа Бога Иисуса Христа, изображена на некоторых иконах с образом Пречистой Богоматери. По научению преподобного Ефрема Сирина: «Лествица - молитвенное покаяние, возводящая нас туда, откуда ниспали».
Лестовка, то есть подобная «лестнице» - это слегка видоизмененная лествица, которая до сих пор используется в качестве молитвенного атрибута у старообрядцев. И, наконец, собственно - ЧЁТКИ, а именно нитка с нанизанными на нее бусинами. В Древней Руси в быту по культовым чёткам производили «чит», то есть «читали молитвы». По ним считывали поклоны, то есть производили «счёт». «Считка» и «счёт» в конечном итоге привели к появлению единого именного названия молитвенного атрибута - чёток (чётное число вознесения молитв к Богу). «Все что чёт - Богу, все, что нечет - лукавому» (народная пословица).
В тоже время, например, в республике Беларусь, на западе и юго-западе Украины чётки называют КОРОНКА, от латинского «соrоnа», то есть венок, венец. Здесь, несомненно, оказала влияние географическая близость Польши, страны с католическим христианством и влиянием западной церкви.В греческой церкви чётки называли «КОМВОЛОГИОН» (Τό κομβολόγιον), то есть «узлословие» (от «комвос» - узел и «логион» — изречение), а в наши дни называют «КОМБОЛОЙЕ» (Τό κομβολοιέ). Другими словами, каждый узелок - это молитва сказанная вслух. Также в Греции можно услышать такие названия чёток как: «РОДИНОС СТЕФАНОС» (Ο ρόδινος στέψανος, то есть розовый венок, «КОМПОСХИНИОН», то есть «верёвочка хвалы» (Богу). Причем, насадки для греческих чёток делают в основном из ситника или тростника в па-
мять о том, что Иисус Христос пользовался в быту тростниковыми циновками.
В каждой стране мира чётки имеют свое название. Например: у итальянцев - capellina; корсиканцев - corone; немцев - Der Rosenkranz; французов - le rosaire или le chapelet; англичан - the chaplet, ирландцев - the rosary и т.д.
Появление чёток в христианстве
Доподлинно не известна конкретная дата появления чёток в христианстве. Более того, ни в одной из книг Библии (состоящей из 39 книг Ветхого Завета, написанных до Рождества Христова и 27 книг Нового Завета, написанных после Р.Х.) нет упоминания о чётках. Ни Христос, ни его соратники-апостолы, ни их последователи даже не упоминали о чётках как о ритуально-молитвенном предмете. А период раннего христианства вообще не знал о них. (Вплоть по начало V века, когда в ряды христиан входили сотни тысяч монахов и уже существовали множественные храмы и монастыри, даже в эту эпоху о чётках практически не знали и не применяли их в культовых целях).
Основатель иноко-отшельничества преподобный Антоний Великий Египетский (251-356 гг., ушел в пустыню на берегах Нила и стал отшельником), а также основатель иночества общежительского (киновия) преподобный Пахомий Великий (292-348(346) гг.) не вводили чётки в обиход монахов. И причина тут вероятно одна. На тот период развития христианства о них (чётках) скорее всего не знали. Раннехристианские монахи, собираясь в общины, занимались коллективным трудом телесным «абы прокормиши ся», воздерживались от обильных трапез и пития. Более всего заботились о духовном стяжании терпения, сострадания, любви и покаяния. И возношение молитв к Всевышнему почитали за главное предназначение в своей Святой Миссии.Не погрешив против истины, можно утверждать следующее, а именно: иноки ТВОРИЛИ умную молитву, «стяжая Духа Святаго», духовно созерцая в размышлениях о Боге (а не ради многократного перечитывания «кратких молитв» и заучивания их до автоматизма). И если даже конкретная молитва обращалась к Нему единожды, то шла она из глубины сердца, то есть от всей души. Согласно заповедям Иисуса Христа (Мк. 13,33; Лк. 21,36) и апостола Павла (1 Фес. 5, 17; Еф. 6, 18; 1 Кор. 14,15)* монаху должно молиться непрестанно. Молиться не только умом, но и духом. Причем, о чётках в сих заповедях не упомянуто вообще. Ведь моление, то есть обращение к Богу, должно быть, как возношение ума и сердца, а счёт молитв (по чёткам) возможен только при многократном повторении одних и тех же молитв. В христианских летописях и преданиях нет конкретного определенного упоминания относительно появления и происхождения чёток. Хотя нельзя не упомянуть о греческих монахах, которые, рассказывая о житие Пахомия Великого, вспоминают о его учениках, среди которых было много безграмотных простолюдин, не умевших ни писать, ни читать. А из множества молитв, выучивших на слух только одну молитву - обращение к Иисусу. Так вот преподобный Пахомий Великийобязал своих иноков читать эту молитву определенное число раз в сутки. А, чтобы не было сбоев при читке, каждому иноку давалась верёвочка (вервица, верви). Прочитал молитву - завяжи узелок. Так же греческие монахи ссылаются на воспоминания о житие святого Василия Великого из Кесарии (330-379 гг.), который перед своей кончиной оставил завещание монахам (свод правил), относительно их молитвенного творения. В этом завещании есть конкретное упоминание о вервице и святости ее употребления при вознесении молитвы к Богу.
Во времена описываемых событий вервица для счёта молитв представляла собой по внешнему виду не круг (венец), а только лишь отрез верёвки определенной длины. Тем самым разговор шел не о чётках в современном представлении, а о вспомогательном молитвенном предмете, являвшимся, по сути своей, предтечей сегодняшнего культового молитвенного атрибута — чёток.
И действительно в «Номоканоне» можно прочитать следующее (здесь сохранены написание и стилистика старославянского языка):
«Аще не книжный есть монах, да творит на всякий час поклонов 50, глаголя: «Господи, помилуй!», на всяк час, сорок [раз]. Аще ли не может творити поклонов, да глаголет пятьсот молитв, на час, глаголя со вниманием: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго». И далее: «Да, творит безкнижный монах, за полунощницу, вервиц десять; за утреню, вервиц два десять; за часы, вервиц десять; за девятый час, ивечерню, десять; за вечерню, десять. Вервица же да имать узлы, сто и три; на всяком же узле да чтеть преднаписанную молитву. Канон же им есть: сущым убо малаго образа, поклонов 300, схимником же, поклонов 600» (Большой Требник, гл. 108; Номоканон сиречь Законоправильник, ст. 87). Если обратить свой взор на древние книги, фрески, иконы и прочее, то можно отметить тот факт, что изображения иноков, святых с чётками в руках появились в христианском культе где-то на рубеже Х1-ХП веков, но не как не ранее. Основным поводом для приобретения и внедрения в христианский культ чёток могло послужить и то, что чётки имели 33 зерна. У тогдашних палестинских христиан - это число было священным и почитаемым в память 33 лет земной жизни Иисуса Христа. В последствие, в связи с буквально повальным внедрением чёток в быт верующих чётки были приняты к употреблению среди монахов Афона. Хотя стоит оговориться. Монашествующая братия отнеслась философски к такому явлению как чётки. Афонские монахи приняли к употреблению чётки в 100 зёрен и положили христианскую традицию использования чёток для удобства читки молитв и счёта поклонов при этом. В последствие благодаря русским паломникам-христианам, посещавшим Святые земли, традиция использования чёток распространилась и на Руси. Сначала среди монахов, затем, как пример для подражания, и среди мирян. Здесь нельзя не упомянуть и об обратной связи. На русскую землю в целях распространения христианства и для собирания пожертвований (подаяний) приходили греческие монахи и епископы. То есть существовала прямая и обратная связь. Иерусалим, Афон, Царьград, Русь. Уже в ХУ1-ХУ11 веках чётки на Руси являлись повсеместным, бытовым предметом. В частности, о них упоминается в книге «Домострой попа Сильвестра» (гл. 13), где дается совет «каждому всегда иметь при себе в руках чётки».
В настоящее время чётки вручают монаху при обряде пострижения. Как это делается и с каким напутствием - является тайной, таинством самого обряда. Но вот в смысловом, аллегорическом значении чётки в православии считаются «щитом Божиим». Находясь постоянно в руках монаха, чётки осязаемо не дают пролиться гневу, вспылить, повести себя недостойно, не соответствовать чину. Перебирая чётки в руках, монах концентрируется на сосредоточении, покое души, читке соответствующей молитвы. Чётки для монаха в наши дни стали необходимым атрибутом бытия, службы Богу, укрепления Веры. И если чётки есть символ «щита веры», то «Глагол Божий» - есть «меч духовный», тем самым,
монах является воином, стоящим на страже веры и духовности.
Число насадок в чётках. Христианство православное.
Общепринятое, число насадок (зёрен или бусин) на чётках - 100 штук в круге, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем - нитяная кисточка. 100 насадок являются наиболее удобными для читки молитв и отбивания поклонов, то есть соблюдения молитвенного правила. Ведь в православии принято читать молитвы в большом количестве (например, инокам 100,300,600,1000 (!) молитв для достижения состояния духовного подвижничества и отрешения от мирских оков). Чётки также бывают в 150,120, 50,40, 30, 20 зёрен. Такое разнообразие в количестве насадок обусловлено, прежде всего, специфическим предназначением каждого вида чёток. И даже есть чётки в 10 зёрен по кругу, которые носят на перстах (пальцах) и называются они - перстные чётки. По этим чёткам читают краткие молитвы. Например, молитву-обращение к Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». А также, «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» или, например, «Ангеле-хранителю, мой святый, от всякаго зла сохрани мя» и тд.
10 зёрен
Богочеловек Иисус Христос. Христос - по-гречески, Мессия - по-древнееврейски переводится как «Помазанник», то есть буквально: Иисус - сын человеческий - Помазанник Божий.
20 зёрен
В христианстве выделяют два из семи церковных таинств. А именно: крещение новообращенного в христианскую веру и святое причастие. У католиков они называются «доминикальные таинства», то есть «от Бога».
30 зерен
«Воскресенье Троицы». В народе называют Троицын день. Этот день служит напоминанием людям о вечной природе Бога, о том, что Господь Вседержитель един в трех лицах - Отца, Сына, Святого Духа. Сама молитва христианская, по сути, есть обращение к Богу Отцу через Сына Иисуса Христа под водительством Святого Духа.
40 зёрен
«Великий пост». Сорок дней предшествующих Пасхе, в течение которых Иисус находился в одиночестве в пустыне после своего крещения Иоанном Крестителем и подвер гался искушениям диавола (лукавого). Сорок дней - это период воздержания от скоромной пищи. Также в сороковой день по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся душой и телом на небеса и воссел одесную (справа) от Бога Отца.
50 зерен
«Троица (Пятидесятница)» - в православии, «Пятидесятница» - в католичестве. Истоки нисхождения Св. Духа на ранних христиан описаны в начале «Деяний Апостолов» и связаны с иудейской традицией еврейского праздника первого урожая. Отмечается через пятьдесят дней после Пасхи.
100 зёрен
Десять заповедей «Закона Божия».
120 зерен
Божественная Сила Святого Духа снизошла на 120 последователей Иисуса Христа (Деяния, 2) в первую христианскую «Троицу».
150 зёрен
Сто пятьдесят псалмов в православии и пятнадцать главных событий в жизни Иисуса Христа и Его Пречистой Матери в католичестве.
В традиционных христианских странах (православных и католических) чётки используются как у духовных пастырей, так и у светских мирян. В царской России, а затем и в СССР, чётки, а точнее, ранее упомянутые лестовки, были в основном в ходу у старообрядцев (они же староверы, раскольники). Православные христиане отдавали предпочтение нательным крестикам (крестильным). В недавнем, доперестроечном времени, на территории СССР, в годы однопартийного коммунистического режима было крайне опасно открыто посещать храмы и церкви. Поэтому люди верующие, опасаясь за себя и своих близких, скрывали принадлежность к христианским устоям. Естественно не носили в открытую чётки, предпочитая скрытое ношение крестика на шее.
Старообрядческая лестовка для несведущего человека не ассоциировалась с конкретными религиозными чётками. Она скорее воспринималась как ремешок, украшение и т.п., да и сами старообрядцы умели держать язык за зубами и ни словом, ни взглядом не выдавали основного назначения своих религиозных обрядовых атрибутов. А, например, те же раскольники считали лестовку религиозно-догматическим священным предметом. В журнале «Миссионерское обозрение» за июнь 1899 г. (СПб., с.730-731) можно найти интересную информацию о лестовке:
«Лестовка - тоже догмат великий и премудрый. Все ее устройство имеет таинственное и догматическое значение:
12 бобков - 12 апостолов (12 учеников-последователей ученггя Иисуса Христа);
38 бобков - 38 недель (38 недель Иисус Христос был в утробе матери до своего появления на Свет Божий);
33 бобка - 33 земных года Иисуса;
17 бобков - 17 пророков (17 пророчеств об Иисусе Христе);
9 бобковпо лестовке - 9 чинов ангельских;
4 лепестка (лопатки) - 4 евангелиста, в середине кожаная вставка - евангельское учение;
7 передвижек (жгутиков) - 7 церковных таинств. Эти семь таинств суть: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. Без лестовки не может быть истинной и богоугодной молитвы.»
Способ использования чёток при молитве:
Суть применения чёток при обращении к Господу состоит в том, что их держат и, соответственно, перебирают зерно за зерном в левой руке. Правой осеняют лоб (чело), чрево (живот, утробу), правое и зате левое плечо (рамены), по аналогии последовательности прибивания рук Христа к кресту крестным знамением, то есть накрестием. Наложение накрестия на свое тело православные ассоциируют со следующим смыслом:
1. Лоб - во имя Отца Небесного.
2. Чрево - во имя Иисуса Христа, Сына Божия.
3. Плечи - во имя Святого Духа, Третьего Лица Святой Троицы.
По прочтению очередной молитвы откладывают одно зерно. И так раз за разом» Пока не завершится круговой цикл читки положенных молитв, то есть до тех пор, пока не исполнят всего правила, базирующегося на заданном числе молитв, соответственно им числа поклонов и наложения крестного знамения на тело. По завершению цикла читки, чётки вешают к образам (иконам), если моление было дома, или убирают в карман, если моление было в церкви. Это касается православных верующих. А католики надевают их на шею (100, 150 зёрен) или на голову (на уши) в виде венца (33 зерна). Монахи носят чётки постоянно с собой. Православные, намотав их на левую руку, а католики (например, доминиканцы), заткнув за трут (пояс) на рясе. Греческие монахи используют чётки только в своих кельях, когда молятся, а в быту ими не пользуются.
Христианство католическое
В лоне католической церкви появление чёток как атрибута монашества связано с именем амиенского Петра Пустынника, который был пилигримом, паломником. Именно он после посещения Востока, в том числе Иерусалима, где поклонялся Святым местам, принес на Запад свой амулет-талисман - чётки. Атак как Петр странствовал вместе с рыцарями-крестоносцами, то последние последовали примеру сподвижника и так же обзавелись чётками. Естественно, по возвращению на родину, после посещения Святой земли, крестоносцы явили собой живой пример для подражания. Католические монахи сразу же переняли целый ряд традиций, переданных им странниками, в том числе и чётки. Есть основание полагать, что Петр Пустынник (Еремит) при посещении Святой земли и Гроба Господня перенял традицию использования чёток у восточных христиан. Со своей стороны последние указывали на то, что эта традиция использования чёток была заимствована у магометан (мусульман), а те, в свою очередь, переняли ее у индусов-брахманов, то есть индийцев-ариев. Кстати, именно во времена крестовых походов на Восток на римских иконах появились изображения апостолов и Пресвятой Богородицы с чётками в руках (Х1-Х11 вв.). Пилигрим Петр приобрел себе чётки скорее всего «как память» о паломничестве в Иерусалим. И это является общечеловеческой традицией, ведь и до сих пор все паломники скупают в Святых землях всевозможные атрибуты веры: крестики, иконки, образки, чётки и т. д.
В XI веке чётки назывались «молитвенными кружками» (sphacrulae precatoriae -лат.). История крестовых походов подтверждает, что Петр Еремит в 1098 г. выполнял миссионерскую работу на территории Италии и южной Галии, участвовал в осаде Антиохии, состоял при посольстве к моссульскому эмиру Кербоге. А Иерусалим посетил за год до взятия его крестоносцами штурмом (15 июля 1099 г.) По возвращению домой Петр в окрестности Люттиха близ Гюи построил церковь во имя Христа и в честь святого Гроба Господня. Затем основал монашескую общежитную общину. Был назначен первым приором (зимой 1100 г.), где и скончался 8 июля 1115 г.
Чётки католические во времена описываемых событий состояли из:
1) 33 бусин (зёрен) - в память о 33 земных годах жизни Иисуса Христа;
2) 50 бусин (зёрен) - по католическому преданию первая биографическая книга об Иисусе Христе была написана через 50 лет после его физической смерти и вознесения на небеса. В начале XIII века святой Доминик (род. предположительно в 1170 г.) - основатель доминиканского ордена (период с 1215 по 1220 г.) ввел в обиход своих послушников чётки в 150 бусин (или 15 десятков) в память о 15 главных событий в жизни Иисуса и Его Пречистой Матери. Чуть позже в обиход католиков вошли чётки в 100 бусин. По ним читаются такие молитвы, как «Pater noster» («Отче наш...»), «Аvе Маriа» («Богородице Дево, радуйся!..»). Как было уже упомянуто ранее, ношение чёток при себе благодаря паломникам-крестоносцам быстро укоренилось и среди монашеской братии в качестве перенятая традиции у тех, кто поклонялся Гробу Господню, и среди мирян. Сначала как нововведение, не запрещенное латинской церковью, а затем и как обязательный атрибут принадлежности к церкви.
С появлением в Европе в XVI веке протестантства (Лютеранская церковь, основатель - Мартин Лютер (1485-1546). Пресвитерианская церковь (реформатская церковь), основатель - Джон Кальвин (1509- 15^4)- Англиканская церковь, основатель — Томас Кранмер (XVI век), в которой существуют три течения: католическое, либеральное и евангелическое. Баптистская церковь (крестильная), основатель - Уильям Кэри (XVIII век). Методистская церковь, основатели - братья Джон и Чарльз Уэсли (XVIII век). Церковь Пятидесятницы. Основана в начале 40-ых годов XX века, в честь праздника, отмечающего Дары Святого Духа, ниспосланные первым ученикам Иисуса), как самостоятельного направления в западном христианстве, чётки (капеллина, корона) особо не прижились и не пользуются до сих пор широкой распространенностью.
Мусульманство
Чётки как молитвенный атрибут у мусульман в большом ходу. Причем, как у духовных лиц (муфтиев, имамов, дервишей), так и у мирян. В мусульманстве чётки напрямую служат для чтения по ним кратких изречений из Корана. Например, «Ляль Илла иль Алла, ву Махомет расуль Алла», то есть «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет - пророк Божий». «Алла ху акбар» — «Бог - велик». «Бе иссле миллахи» - «Во имя Бога». «Эль хамди лиллахи» — «Хвала Богу». Причем, мусульманские чётки имеют два вида: одни из них похожи на общепринятые (на нитку нанизаны зёрна), другие — плоские (на нитку нанизаны квадратики, прямоугольники), называемые в народе - перекидные. Этим видом чёток пользуются представители горских народов Кавказа. Причем, не только мусульмане (например, азербайджанцы, дагестанцы, балкарцы, кабардинцы и т. д.), но и христиане (например, армяне, грузины, ассирийцы и т. д.). Первым видом чёток пользуются в основном духовные лица ислама, а вторым видом пользуются в основном миряне. Хотя и это относительно. Мусульманские чётки состоят из 33, 36 и 99 зёрен (шариков) и называются по-арабски - суббах. Персы, турки называют их тасбих, афганцы - тисба, татары - диспе. Все эти названия происходят от одного тюркского корня «СБХ», то есть молиться, восхвалять Бога, буквально - хваление (Бога), похвала (Всевышнему). Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем —
перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
1. Намерение молитвы
2. Стояние на ногах
3. Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар)
4. Коленопреклонение
5. Падение ниц
6. Произнесение молитвы
7. Повторение имени Бога
8. Произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет - пророк Божий»
9. Приветствие
10. Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен)
11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом («предводительствующим» - арабск.).
Основной цикл молитвы называется фард. На чётках после одиннадцатого зерна обычно крепится перемычка, она как раз и символизирует фард, то есть выполнение обязательных требований при молитве. Сами одиннадцать зёрен чёток символизируют цикл молитвенных поз, строго фиксированных движений, произнесение формул, то есть порядок чередования в ритуале моления (ракат).
В отличие от христианских чёток вместо крестика, перед кисточкой, находится овальная удлиненная косточка (камушек). Она символизирует одно из главенствующих учений пророка Магомета - веру в Единого Бога.
Большие чётки (99 зёрен) зачастую составляются из двух нитей и в местах соединения образуют два узла по разные стороны друг от друга, на каждом из которых крепятся кисточки. Число 99 означает 99 имен (эпитетов) Аллаха и называются они «прекрасные имена», по-арабски - «ал-асма ал хусна». Например: «Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!» (Коран, 59:22-24).
Доподлинно известно, что в Коране мусульман, так же как и в Библии христиан нет упоминания о чётках. Более того, известно, что и пророк Магомет (570-632 гг.) не изобретал и не вводил чётки в обиход правоверных. Не было их и при первых последователях ислама халифах: Омаре, Османе, Абу Бекре и особо чтимом мусульманами Али (ум. 660 г.), зяте пророка Магомета. Исторические летописи Востока донесли до современности сведения, о том, что распространение магометанской веры шло параллельно, а точнее в одной связке с военной экспансией тюркских народов. Многие исторические факты указывают на то, что магометане при завоевании Индии, в царствование династии Оммайядов (661-750 гг.), столицей которой являлся город Дамаск, именно тогда познакомились и позаимствовали традицию использования чёток
у индийцев. Конкретное внедрение чёток в культуру и веру мусульман происходило уже при династии Аббассидов (750-1070 гг.), царствующего дома в Багдаде. Это было время наивысшего расцвета культуры магометан. Науки, искусства, ремесла, торговля, промышленность достигли своего апогея. Посл& покорения Индии, по завершению войны как таковой, наступил период обоюдного перенятия культур и традиций между завоевателями и покоренными. Та часть индусов, которая добровольно приняла ислам, отправлялась в паломничество (хадж) в Мекку (духовный центр ислама) через города Дамаск и Иерусалим. Причем, приняв новую для себя веру на «веру», они не отказались от своих старых обычаев и пристрастий. Совершая паломничество, новообращенные мусульмане являлись распространителями чёток в магометанском мире. Наступивший XI век уже автоматически откорректировал внедрение традиций ислама в быт народов всей Азии.
Из бескрайних Туркменских степей под знаменем ислама вышли турки-сельджуки. Они покорили всю малую Азию (1050 г.), затем - Палестину (1074 г.) и, наконец, Сирию (1086 г.). Тем самым «священный джихад» способствовал и распространению чёток у магометанских народов. Вероятно, именно в XI веке турки-сельджуки, покорившие Палестину и Иерусалим (1074 и 1070 гг.), привнесли своим примером использование чёток и другим «неправоверным» народам. Чётки стали входить в употребление и у восточных христиан и у жителей Палестины, Сирии, Греции. А затем уже перешли и ко всем остальным христианским народам Востока и Запада, этому конкретно способствовали паломники-крестоносцы, совершавшие паломничество в Палестину, Иерусалим.
Повсеместное употребление чёток мусульманами Сирии и Палестины, а также их продажа на базарах Дамаска, Багдада, Иерусалима, в караван-сараях и чайханах местными торговцами (серабами), причем, как христианами, так и мусульманами, конечно, не могли не содействовать самому широкому внедрению и распространению чёток между богомольцами-паломниками, явившимися из РАЗНЫХ СТРАН на поклонение святым местам Палестины.

Теги: ЧЕТКИ

0

2

Буддизм
Восточные страны, такие как Индия, Китай, Корея, Япония, Цейлон, Памир, Гималаи, Тибет, Монголия, Манчжурия, Средняя Азия и иже с ними, издревле считаются регионами, где чётки являются основным атрибутом буддийской веры. Здесь чётки находятся в самом широком употреблении и разнообразном исполнении. Употребление чёток восходит здесь к седой древности. Появление буддизма - повременно появлению чёток, а само применение по назначению по аналогии приписывается основателю буддизма Сакья Муни Будде (Будда - Озаренный, Муни - Святой, Сакья - из рода Сакья, в миру - Сиддхартха). Использование чёток описывается в разных буддийских источниках за 500 с лишним лет до Рождества Христова. Из индийских «Вед» известно, что Будда чётки не изобретал, а только лишь ассимилировал под свою веру и идеологию из истоков буддизма-брахманизма. В буддийских комментариях к «Ведам» можно найти интересное описание повода к внедрению чёток в обиход верующих в «озарение», а именно:
«Один индийский раджа по имени Рури был так обременен государственными делами, что не имел свободного времени для молитвы и исполнения разных религиозных обязанностей и, находясь относительно в большом затруднении, решил отправить своего посла к Сакья Муни - спросить у Великого Учителя (Махатмы), нет ли какого-нибудь способа к тому, чтобы среди самих занятий можно было бы исполнить обязанности веры. Посол от лица своего государя передал Сакья Муни: «Махатма! Мое государство велико и обширно, и его ежегодно посещают великие бедствия: войны, засухи, голод и мор, и я, занятый государственными делами, не имею времени для молитвы. Как я могу выполнять обязанности веры и достигнуть блаженства (нирваны)?»
На это Сакья Муни ответил послу: «Поди, достань семена двух священных деревьев - «мыльного дерева» и «смоковницы», возьми просверли их и нанижи на нитку в количестве 108 штук и постоянно держа в руке, когда свободно, перебирай зерно за зерном, читай в тоже время молитву (мантру); «Намо Буддха! Намо Дхарма! Намо Сангха! Если прочитаешь 108 раз, то 108 греховных желаний будут совершенно уничтожены, если прочитаешь 10 000 раз по 108, то получишь полное спасение и прочно укоренишься на небесных полях блаженства. Когда же нужно заниматься каким-либо делом и нельзя будет читать молитвы, вращая в руках вышесказанным способом нитку с зёрнами, то можно намотать ее (нитку) на руку или повесить на уши как венок и держать так...».
В японской сутре «Дзюцу Кудоку Кэо» очень подробно описано и устройство самих чёток, и работа с ними, для уничтожения всякого рода грехов человеческих. Возвращаясь к упоминанию Сакья Муни семян двух священных деревьев, можно констатировать следующее: «Мыльное дерево» (хуань - китайск., моку рэн дзю — японок., sapindus -лат) имеет семена черного цвета, и по народному поверью они обладают способностью своим присутствием отваживать бесов. «Смоковница» (пу та шу - китайск., бодай дзю - японок., ficus religiosa - лат.) есть священное дерево Бодхи, медитируя под которым Сиддхартха стал Буддой, то есть «озаренным, просветленным» и познал путь спасения, находясь в сансаре (Мир Явленный), соответственно, став Святым (Муни). Так же, для полноты картины, можно отметить и то, что буддийские чётки изготавливаются из красного, черного, шелковичного, розового деревьев, полудрагоценных камней, коралла, жемчуга, янтаря, горного (тибетского) хрусталя, мелких ракушек и прочих материалов. Количество зёрен в традиционных буддийских чётках равно 108. Это число является священным у буддистов, так как это установлено самим Буддой. Так же есть чётки, содержащие в себе и большее, и меньшее количество зёрен от ключевого числа 108. Это обусловлено, прежде всего, назначением конкретных чёток для конкретных целей применения. Например, чётки в 21 зерно посвящены культу богини Тары (женский эквивалент Архата в буддизме). Вообще, количество зёрен в буддийских чётках говорит о принадлежности к той или иной буддийской школе (Хинаяна, Махаяна, Тантра), а также о принадлежности к конкретному направлению, течению и даже секте в лоне буддизма. Так, посвященный адепт (последователь веры) может буквально прочитать по конкретным чёткам, чему они посвящены. Например, священным буддийским книгам (Пустака), числу дней поста, почитаемым святым и тд. Так есть чётки в 159 зёрен. Из них 135 находятся в круге (венце), а остальные 24 зерна в обеих кисточках, по 12 штук в каждой. Есть чётки в 143 зерна, из которых 117 в круге и 26 в кисточках, по 13 в каждой. Есть чётки из 98 зёрен, в которых собственно в круге - 75 зёрен, а в кисточках: в одной - 22 зерна, в другой - 1 зерно. Есть чётки, состоящие и из 50 зёрен в круге, с двумя нитяными кисточками, и из 41 зерна, где 39 зёрен в круге и по 1 в каждой кисточке. Есть также чётки в 33 зерна, 27 зёрен и, как было упомянуто раньше, в 21 зерно. А в тантрическом буддизме есть даже чётки в 19 зёрен, причем, зёрна имеют форму черепов человеческих. Так, что буддийские чётки наглядно отражают многомерность и многоплановость мира, в котором мы все живем. Число зёрен в чётках и кисточках всегда имеет свое особое значение у буддистов. Канонические буддийские чётки, состоящие из 108 зёрен, составляются из числа 9, взятого 12 раз. Девятка в буддизме - число, особо почитаемое у эзотериков этого учения. Любой буддийский монах (лама) может иметь при себе только 9 предметов, отправляясь в путь-стран-ствие, а число 12 символизирует семерку (семь звёзд
Большой Медведицы, семь дней недели, семь нот, семь цветов) и пятёрку (5 первоэлементов природы). И эти принятые за основу каноны имеют под собой философское обоснование. Девятка обозначает 9 месяцев (период от зачатия до рождения человека) и это число «девять» повторяется 12 раз по числу 12 циклических знаков (на западе «Зодиак», на Востоке - «Ветви»), составляющих полный годичный оборот Солнца. Так что число 108 есть сумма двенадцати девятимесячий равная 9 солнечным годам и, составляющая полный круг зачатий и рождений, повторяющаяся потом (от какой-то конкретной точки отправки) постоянно из года в год в одном и том же порядке. В буддизме число 108 также знаменует собой число священных буддийских текстов Тибета «Канджур» и 108 первоэлементов, находящихся в 6 буддийских мирах. Так же число 108 символизирует собой 108 духовных законов.
Продолжая рассказ о буддийских чётках, остановимся на рассмотрении кисточек на чётках. Устройство их несколько иное, чем в мусульманских, христианских, старообрядческих и брахманских чётках. Например, мусульманские чётки оканчиваются продолговатой косточкой - вера в единого Бога.
Христианские чётки могут оканчиваться крестиком - распятием в знак веры в Распятого, тремя круглыми зёрнами, в знак почитания Святой Троицы. Старообрядческие лестовки оканчиваются четырьмя треугольными лопастями (лопастками) в память о четырех евангелистах и четырех Евангелиях.
Брахманские чётки оканчиваются двумя равнозначными кисточками оранжевого цвета в месте соединения концов нитки, то есть исходят из единого узла.
Так вот, в буддийских чётках кисточку образуют остающиеся после соединения нитей два их конца. Один из них перекинут через второй конец, образуя тем самым крестообразную старославянскую букву «ук». Символично представляет два начала, мужское и женское, положительное и отрицательное, от соединения которых рождается жизнь. И это ни что иное, как крест буддистов, означающий рождение и смерть, возникновение и уничтожение, то есть круговорот бытия.
Далее в отношении зёрен на кисточках. Они бывают по 12 штук (6+6); по 22 штуки (11+11). В отдельных чётках общее количество зёрен в кисточках крепится на одной кисточке (12, 13, 22), а другая остается свободной. Такой вид чёток широко употребляем в Японии. Японцы переняли эту традицию у китайцев, и, если проследить истоки появления чёток у японских монахов (со) от китайских монахов (бонза), то на это укажут древние названия чёток, которые записывались японскими иероглифами, но имели китайское происхождение. Названия чёток записывались на «камбун», то есть японское слово из китайских корней. Например, «дзю-дзу», «нэн-дзю», то есть «шары внимания». В настоящее время в Японии чётки называют «омой но тама» или «омоэ тама», то есть «шары памяти». У китайцев чётки в настоящее время называются «су чжур», то есть «молитвенные шары». Во многих буддийских странах (по вероисповеданию) существуют и так называемые «храмовые молитвенные шары». Это те же чётки, но вот размеры этих чёток поражают воображение. Представьте себе верёвку длиной порядка 5 метров, связанную в круг (большой венец) с нанизанными на нее зёрнами (деревянными шарами), каждое из которых с марокканский апельсин. Такие воистину суперчётки хранятся в запасниках буддийских храмов или навешаны на гигантские фигуры Бодисаттв, Архатов и малых (по чину) Будд. А используются эти «дай дай обоэ тама», то есть «величайшие шары», только на храмовых празднествах и народных молебствиях. Например, на таких праздниках, как «Вынос Зуба Будды». Моление с использованием таких суперчёток проводят обычно ламы уровня «гуру» - духовных учителей. Обычно они садятся по кругу и, начиная молиться, перебирают руками шары. Если, например, случаются стихийные бедствия, такие как засуха, наводнение, падеж скота, то в этом случае используются другие суперчётки - «о-о дзу-дзу», то есть «великие чётки». Этот вид чёток монахи передают для моления селянам, пришедшим за помощью в монастырь. И пока сами монахи молятся в мона

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно