ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ » Теория Таро » Отражение архетипов в Таро.


Отражение архетипов в Таро.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Отражение архетипов в Таро.
Введение.

Вокруг Таро вертится множество теорий и предположений, загадок и версий. Это легенды о их происхождении, способы и методы работы карт, принципы работы с картами, а так же множество идей о применении их в области более широкой, чем предсказание. Да сложно не согласиться, с тем, что Таро - это очень объемная область применения и не меньшая область тайн и загадок. Но есть некоторые моменты, которые очевидны в своей истинности. Картинки, изображенные на картах Таро, являются образами коллективного бессознательного нашего мира, отражением общечеловеческих архетипов, представленных в работах широко известного психолога К.Г. Юнга. В данной работе я хочу привести неоспоримые доказательства этому факту. И начну с того, что вкратце объясню некоторые принципы аналитической психологии Карла Густава Юнга, необходимые в данной работе. Далее определю связь архетипов и Таро, приведу примеры отражения архетипов на некоторых картах колоды Таро, в старших и в младших арканах.
*
Коллективное бессознательное, архетипы.
*
То, что человеческая психика делится на сознание и бессознательные процессы, известно еще со времен исследований Фрейда. Но в своей, аналитической психологии, Юнг несколько расширил понятие бессознательного. В своих изыскания он выделил два его основных вида, это индивидуальное бессознательное и коллективное. Индивидуальное бессознательное - это личные переживания индивида, его импульсы, желания, истоком которых является личностный опыт человека, как осознаваемый, так и вытесненный или забытый. Коллективное бессознательное - это опыт прошлых поколений. Не осознаваемое хранилище прошлых и настоящих следов всего человечества. Чувства и мысли, общие для всех людей. Многовековое историческое, культурное, духовное наследие, которое передается из поколения в поколение. Такой опыт мы не осознаем, но он во многих аспектах обуславливает наше поведение, мысли, представления, отношения, действия, сны. Причиной этому служит, содержание в коллективном бессознательном, первичной модели поведения, именуемой первообразом или архетипом. Сам Юнг понятие архетип охарактеризовал как, "смежные состояния сознания, передаваемые по наследству и воспроизводящие глубинные мифологические символы". Архетипы лежат в основе сказок, мифов, легенд, художественных произведений, символов.
Иначе говоря, человеческий разум содержит в себе не только личностно-индивидуальный опыт, но так же и образы опыта общечеловеческого. Примером этого является, прохождение людьми схожих этапов жизненного пути, однотипные действия в схожих ситуациях совершено разных людей и т.д. Происходит это потому, что многие поступки или решения проблем, в какой либо ситуации, определяет заложенный в подсознании архетип коллективного бессознательного. Их существует великое множество, но важно отметить то, что сам К.Г. Юнг выделял из всего множества шесть основных, наиболее важных - классических архетипов. Это:
*
• тень (все недозволенное, все отрицательные и негативные качества),
• персона (публичное лицо человека, социальные роли, маска),
• анима/анимус (женская сторона в мужчине/мужская сторона в женщине),
• мудрец (зрелость, жизненный опыт, мудрость),
• Бог (конечная реализация психической реальности сконцентрированной на внешний мир, собственная индивидуальность),
• самость (внутренняя гармония, психическая целостность и полнота, единство противоположностей).
Поэтапное прохождение этих архетипов является главной жизненной задачей каждого индивида. А самость Юнг, определял, как самый главный и конечный этап человеческого жизненного пути. Достижение самости, по мнению Юнга, основная цель развития личности.
*
Это основные архетипы, они очевидны и присутствуют в жизни каждого индивида, кроме них можно назвать еще тысячи различных архетипов. Они присутствуют в любой области человеческого бытия. В любом произведении искусства, кинематографа, литературы, можно отследить влияние, какого либо архетипа. Архетипы присутствуют даже в религиозных писаниях: Библия, Коран, мифологические источники разных народов и т.д., все они имеют схожесть в каких аспектах описания нашего мироздания. Сонники тоже основаны на архетипах, какой-то предмет или событие, имеет, общие, схожие эмоции для большинства людей, это позволяет определить, какое значение имеет, для них, приснившийся предмет или событие.
*
Карты Таро.
*
Одним из показательных примеров содержания архетипов, являются карты Таро, которые имеют непосредственную связь с теорией Юнга. Эта связь заключается в том, что картинки, изображенные на картах, являются отражением каких-то моментов или событий, происходящих в жизни каждого человека в нашем мире, в разных временных отрезках, в разных исторических эпохах, в разных местах географического расположения, но при этом схожих между собой. Отсюда следует вывод, что картинки, изображенные на картах Таро, напоминают образы коллективного бессознательного из аналитической психологии. Изображения Таро в символической форме являются образцами этапов жизнедеятельности человека и стереотипов человеческого поведения. Для примера можно взять любую карту, пускай это будет шестерка жезлов в младших арканах. На карте изображен человек на коне, скорее всего это какая-то известная личность, он окружен почитателями, тут ясно прослеживается архетип поведения и внешнего вида публичного, уверенного в себе человека, прямая спина, горделивая осанка, он снисходительно, с небольшим превосходством смотрит на людей находящихся вокруг него. Именно так в большинстве случаев ведут себя люди, занимающие высокое положение в обществе либо уверенные в себе люди, часто бывающее на публике. То есть, исходя из данного примера, можно сделать очевидный вывод, изображения карт Таро, не что иное, как архетипы - модели и образцы поведения общие для всех людей.
*
Где, когда и кем созданы карты, неизвестно, но очевидно то, что человек, создавший их, очень хорошо разбирался в психологии, как индивидуальной, так и общечеловеческой. Он прекрасно знал и понимал, тогда еще научно не подтвержденную теорию коллективного бессознательного. Двадцать два старших аркана Таро очень точно в своих изображениях, олицетворяют человеческую жизнь, каждый жизненный этап, по порядку, начиная от рождения, точно так же как и шесть классических архетипов Юнга. Ко всему прочему, Таро - это путь героя, идущего вперед по пути развития, аналог такого пути встречается во всех сказках, мифах, во многих современных произведениях. Герою в таких мифах и сказках, необходимо пройти все испытания, преодолеть все этапы своего пути, для того, что бы достичь конечной цели, придти к миру, достигнуть душевного спокойствия и умиротворения. Двадцать два старших аркана являются отражением данного пути, как и шесть основных архетипов Юнга, дорога к самости, достижение конечной цели, посредством последовательной отработки этих архетипов.
*
В настоящее время, наиболее сильно архетипы выражены на таких колодах, как марсельское Таро (старшие арканы) и колода Райдера-Уэйта (старшие и младшие арканы). Они считаются классическими и несут коллективные образы на своих картинках, а не лично-индивидуальное или субкультурное восприятие мира и событий в нем. Поэтому архетипичность Таро, наиболее целесообразно рассматривать на примере этих колод.
*
Теперь, более подробно рассмотрим архетипичность карт Таро на примере некоторых карт. Начать стоит с зарождения, с начала жизненного пути, то есть с аркана под номером 0 (Шут). Здесь стоит сделать небольшое замечание: во многих течениях эту карту могут отправить на двадцать второе, последнее место либо в середину. Но мой взгляд, такое его положение не совсем верно, так как шут олицетворяет начало дороги, героя ступившего на свой путь, а остальные карты, это наслоение на этого героя, знаний, качеств, опыта, навыков. Шут - нулевой аркан, зарождение, начало. Олицетворяет рождение личности, души человека. Душа родилась, но пока ничего еще не имеет, ни сознания, ни интуиции. На картинке изображен человек на краю обрыва, не смотрящий себе под ноги, он еще не умеет думать, сознавать, можно сказать и сам он еще не совсем существует. Такой этап присутствует в жизни каждого человека, как рождение его самого, так и зарождение чего-то в его жизни. Появление новой идеи, еще не реализованной, не продуманной, но уже существующей. В раскладах, данная карта, так и интерпретируется: начало зарождения, начало отсчета, ничего нет, все только зарождается. А так же это личностное бессознательное или подсознание.
*
В аркане маг, очень четко выражен архетип человека познающего оккультное искусство. На карте изображен Гермес Трисмегист, который считается отцом оккультных знаний. Гермес явно просматривается в позе мага: левая рука показывает вниз, правая вверх, эта поза означает главный принцип учения Трисмегиста - то, что внизу подобно тому, что наверху. У него на столе собраны символы всех четырех стихий. Судя по этому, маг обладает знаниями об этих стихиях, контролирует их, способен управлять ими, имеет многие навыки. Тут можно отметить, что в древности, маги, жрецы, брахманы, волхвы, всегда считались людьми, обладающими всеми возможными тайнами, а так же имели навыки в управлении сил природы, стихий. Если все это перевести в более будничную форму, то маг - это образ, олицетворяющий наше сознание, отвечающее за контроль, сбор информации, анализ, знания.
*
Интересен аркан под номером два. Жрица - интуиция, оккультные знания, но скрытые, спрятанные, которые не так просто вытащить на поверхность. Карта женского начала в духовном проявлении. В большинстве древних учений о мироздании, мужское начало представляет собой активность, агрессию и логику, а женское, созидательность и интуитивное восприятие. А интуицию всегда сопровождают оккультные знания и тайны. Вот и образ данной карты вещает о какой-то тайне, тайном знании, эзотерическом опыте, а так же есть ещё одно значение этой карты - холодность. Жрица, является хранительницей тайных, духовных знаний. Она существует вне материального мира, в мире духовного, в мире идей. Ее не интересуют физические проблемы и материальная жизнь, главная задача жрицы - уберечь ценные, мистические тайны от покушений извне. Поэтому она и холодна, ей не нужно человеческое тепло и другие удовольствия мира физического, цель ее жизни в другом.
*
Наиболее сильно выражена архетипичность в шестом аркане: влюбленные. Молодой мужчина познал женщину и теперь перед ним стоит выбор, оставить отчий дом и начать строить свою собственную семью или остаться в доме родительском. Такой выбор приходится делать абсолютно каждому индивиду любого пола. Данный выбор очень хорошо просматривается на рисунке, изображенном на карте, молодой мужчина стоит между двумя женщинами - матерью и возлюбленной. Так же этот архетип можно соотнести с одним из классических архетипов - анимой. То есть, с женской стороной в мужчине. Если он выберет возлюбленную, то сможет понять и принять женское начало своей личности. А так же данную карту можно связать с архетипом мудрец, проработка которого происходит посредством избавления зависимости от родителей. Если в раскладе выпадает такая карта, то практически всегда она означает, выбор, связанный с любовью.
*
Следующий за влюбленными аркан - колесница, олицетворяет начало пути во взрослую жизнь. Где нужно научиться управлять дорогой своей жизни, своими недостатками, отрицательными положительными чертами. Это начало карьеры, ее рост. Если рассмотреть эту карту с позиции современного человека, то выходит, это следующий этап, после создания семьи. Семью необходимо обеспечить, за этим человек выезжает во внешний мир, где находит работу и поднимается вверх по карьерной лестнице. Это архетип дороги, как по карьерному росту, так и просто путешествие.
*
Справедливость, архетип совершеннолетия или личностной зрелости, в зависимости от места положения карты, на восьмом или одиннадцатом месте. Это этап человеческой жизни, когда он постигает все общественные и юридические законы, может полностью отвечать за свои действия, мысли, поступки. Говоря современным языком - становится юридически и социально грамотен. Учитывая, что на карте изображен судья, можно так же охарактеризовать ее, как архетип законности и справедливых решений.
*
В старших арканах можно найти отражение так же и шести классических архетипов. Например, тень - дьявол, луна, все темное, социально неприемлемое, хранящееся в бессознательном, а конкретно дьявол, еще искушение и зависимость от темной своей стороны. Отражением самости, на мой взгляд, является аркан солнце, в физической жизни это последний этап, обретение своей индивидуальности, внутренней гармонии, психической целостности, объединение противоположностей своей личности, завершение одного из этапов развития. Главная цель достигнута, пора начинать новый путь. Тут хотелось отдельно выделить аркан страшный суд, который является отражением архетипа, который присутствует во всех религиях. После прохождения всего жизненного пути на земле, перед переходом в иной уровень бытия, личности предстоит встреча с Богом или другой высшей сущностью. Где индивиду придется ответить за все совершенные им деяния. И только после, очистившись от всего негативного, поняв свои ошибки, наш герой совершит переход в мир новый, более совершенный.
*
В младших арканах архетипы отражены не столь философски, как в старших, в основном это наше будничное поведение и повседневные действия. Рассмотрим насколько кратких примеров и в них. Десятка жезлов - образ архетипа, нагрузки. На карте изображен мужчина, который несет тяжелую ношу, по изображению видно, что ему очень тяжело, но он не бросает ее, так как сил нести на себе эту ношу достаточно. Шестерка кубков - образ архетипа заботы. На картинке изображен молодой человек, передающий девочке наполненный кубок, скорее всего это ее брат. В позе его явно просматривается любовь и нежность к этой девочке, обычно так же себя ведут и в жизни, люди проявляющие заботу к кому-то. Десятка мечей - образ архетипа паники. В человека воткнули десять клинков, хотя хватило бы и одного, люди у которых случилось паническое состояние именно так себя и ведут, совершают много лишних, не нужных и не обдуманных действий. Восьмерка пентаклей - образ архетипа мастерства. Тут явно просматривается действие человека, занимающегося кропотливым трудом. Индивид на рисунке карты вытачивает с помощью инструментов очередной "пентакль". В позе его прослеживается старание и усердие. Так и выглядит в представлениях большинства людей, образ мастера.
*
Рассмотреть рисунки карт всей колоды не является задачей данной статьи, для доказательства архетипичности колоды карт Таро, вполне достаточно приведенных примеров. Заинтересовавшиеся же, могут самостоятельно найти остальные отражения первообразов в колоде Райдера-Уэйта, марсельского Таро или в любой другой колоде.
*
Заключение:
*
Благодаря архетипичным образам карт Таро, мы можем с их помощью прогнозировать и анализировать различные ситуации будущего, прошлого и настоящего. Получать советы и ответы, знать об отношении к нам окружающих нас людей. Но предсказательная или гадательная, не единственная их функция. Карты Таро развивают интуицию, творческие навыки, образное мышление, красноречие. Могут помочь разобраться с психологическими проблемами. Таро, не просто мантический инструмент, это еще и стройная философская система, отражение нашего мира, жизнедеятельности людей в нем. Карты Таро - это одна из ступенек на лестнице развития ясновидения. Существует множество систем работы с картами Таро, прогностическое, психологическое, мифологическое, духовное направление. Такие системы могут развивать подсознание, сознательные процессы нашей психики, выявлять комплексы и сбои в работе разума, могут помочь окунуться в тайны прошлых поколений, почувствовать мистический опыт наших предков, получить информацию о будущем и настоящем. Так же систему карт Таро возможно соединить с ритуальной магией, а используя нашу систему, превратить такое соединение в работающий софт для разума.
*
автор Юлия Лысенко.

Теги: Отражение архетипов в Таро.

0

2

Путешествие по архетипам Юнга

Многие специалисты по Таро уверены, что серия событий, на которые указывают Старшие Арканы, представляет собой архетипическое повествование о развитии человека – путешествие Глупца (Аркан 0). Согласно Юнгу, архетипы – это абстрактные формы и модели коллективного бессознательного человека. Персонажи известных мифов представляют собой архетипы различных моделей поведения и реакций. Архетипы являются своеобразной комбинацией символов. Их можно распознать по тому наплыву чувств, который они вызывают. Основным архетипом у Юнга является Субъект (с заглавной «С») – архетип, наделенный глубинным смыслом, в отличие от субъекта (с прописной «с»), обычного обозначения человека. Архетипы находятся в нашем коллективном подсознании, мы видим их в снах, мифах, фантазиях. К тому же мы способны проецировать архетипы вовне, наблюдая их проявление в поступках других людей, а не только в своих собственных действиях.
*
Каждая карта Старших Арканов представляет собой особый архетип (хотя здесь присутствуют не все архетипы, предложенные Юнгом). Приведенные архетипы обязаны своим происхождением юнговской концепции, в основе которой лежит утверждение, что любая ситуация, чувство, состояние и модель поведения имеют свой архетип в коллективном бессознательном. Эти архетипы всего лишь один из возможных способов мышления, ощущений и поведения. Юнг сравнивал архетипы с высохшим руслом реки, которое оживает только тогда, когда по нему начинает течь вода. Для нас архетипы оживают лишь тогда, когда наше поведение начинает соответствовать одной из универсальных моделей.
*
Прежде чем приступить к рассмотрению карт Старших Арканов, взглянем на весь маршрут путешествия Глупца, шаг за шагом, от карты к карте.
*
Аркан 0. Глупец.Начало путешествия, Молодой человек, полный сил, немного наивный, готов отправиться в дорогу, перед ним раскры- ваются новые возможности. Глядя в небо, он стоит на краю пропасти, не замечая, что прямо под его ногами – зияющая пустота. Верный пес, лает, пытаясь предупредить его об опасности. Своеобразие этой кар- ты – склонность к авантюре. Независимость и свобода Глупца по- зволяют астрологам соотнести эту карту с планетой Уран. Согласно Юнгу, Глупец связан с архетипом Божественного Дитя (миф о боже- ственном ниспослании ребенка для просвещения человечества)
*
Аркан 1 . Маг. На этом этапе Глупец учится фокусировать свою творческую энергию, пользоваться орудиями и инструментами для реализации своих желаний. В астрологии логика, сознательность, объективность, приспособляемость и трудолюбие Мага ассоциируются с планетой Меркурий. Согласно Юнгу, Маг представляет собой алхимический персонаж Меркуриус (мировой творческий дух) и архетип Трикстера (Ловкача; Обманщика).
*
Аркан 2. Верховная Жрица. Чего-то не хватает в логике Мага, возможно объективности и способности управлять материальным миром. Аркан Верховная Жрица готовит Глупцу встречу с тайными, духовными, подсознательными и интуитивными сторонами Вселенной. Маг и Верховная Жрица дополняют друг друга, словно Солнце и Луна. В астрологии Верховная Жрица ассоциируется с Луной, хозяйкой ночи.
*
Аркан 3. Императрица. Соприкоснувшись с объективной и субъективной реальностью, Глупец уже готов к встрече с родительскими архетипами: Императрицей (Мать, Лоно) и Императором (Отец, Фаллос). Императрица – это сама Мать, Земля. Она символизирует питание, плодородие и изобилие. Она чувствует, исцеляет, вскармливает, рождает, принимает и дарит любовь. Астрологи ассоциируют плодородие и любовь Императрицы с Венерой, хотя к этой карте можно отнести и многие характеристики Луны. Согласно Юнгу, Императрица относится к архетипу Анима (женская часть души).
*
Аркан 4. Император. Император – карта, дополняющая Императрицу. Эти две карты составляют пару: мать – отец, жена – муж. Император символизирует власть, порядок, разум, рассудок, силу, контроль. Астрологии ассоциируют карту Император с зодиакальным знаком Овна, который олицетворяет волю и желание всегда быть первым. Согласно Юнгу, Император относится к архетипу Анимус (мужская часть души).
*
Аркан 5. Иерофант. В этом Аркане Глупцу предстоит познать традиционные ценности и моральные нормы. В Таро Иерофант (Папа) обозначает консерватизм, осмотрительность, следование традициям, благочестивость и ортодоксальность. Это человек, который хранит и передает древнюю мудрость, религиозные учения. В астрологии Иерофант ассоциируется с зодиакальным знаком Тельца. Согласно Юнгу, Иерофант относится к маске, иными словами – к роли, которую мы играем в социальных взаимоотношениях.
*
Аркан 6. Влюбленные. Сейчас Глупец уже готов к познанию двойственности, Ян и Инь, соблазна, принятия решения, увлечения, выбора, дружбы, союза с человеком, который очень важен для него, сексуальных и романтических отношений. В астрологии карта Влюбленные ассоциируется со знаком Близнецов.
*
Аркан 7. Колесница. Усвоив понятие дуализма, Ян и Инь, познав свет и тьму, Глупец должен научиться приводить в равновесие противодействующие силы, чтобы ничто не могло свернуть его с выбранного пути. В этом Аркане Глупец осознает, что жизнь – это и конфликты, и компромиссы, что не существует света без тьмы, что человек неотделим от своей тени. В астрологии Колесница ас. социируется со знаком Рака.
*
Аркан 8. Сила. В этом Аркане Глупец учится верить в себя, развивает уверенность и внутреннюю силу. В астрологии карта Сила ассоциируется со знаком Льва, которому присущи направленность вовне, творческий подход и гордость.
*
Аркан 9. Отшельник. Теперь Глупец постигает науку внутреннего созерцания, медитации, уединенных размышлений. Он учится доверять своему внутреннему голосу. Отшельник является воплощением древнего изречения: «Познай самого себя!». В астрологии Отшельник ассоциируется с благоразумной, осторожной, услужливой Девой.
*
Аркан 10. Колесо Фортуны. В этом Аркане Глупец познает случайности и непредсказуемость жизни. Он понимает, что жизнь изобилует взлетами и падениями, невозможно воспринимать каждый день как само собой разумеющееся событие: любой из них может стать последним. Глупец приходит к выводу, что существуют судьба, рок, силы, которые не подвластны контролю, усваивает понятие кармы, учится делать выводы из увиденного. В астрологии Колесо Фортуны ассоциируется с планетой Юпитер.
*
Аркан 11. Справедливость. Во Вселенной существует не только случайность, Вселенная основана на принципе справедливости, который отражает нашу потребность в равновесии и гармонии. Карта Справедливость позволяет понять уроки кармы: наши действия влекут за собой определенные последствия, за которые мы отвечаем. В обществе существует система правосудия, гарантирующая справедливость по отношению к каждому его члену. В астрологии Справедливость ассоциируется с зодиакальным знаком Весов, знаком гармонии и равновесия.
*
Аркан 12. Повешенный. В этом Аркане Глупец учится доверять судьбе, избегать чрезмерной привязанности к материальному миру, осознает потребность рассмотрения проблем с различных точек зрения. На карте изображен человек, подвешенный за одну ногу головой вниз и безмятежно созерцающий Вселенную. Вероятно, он отказался от материального в поисках высшего духовного. В астрологии Повешенный ассоциируется с планетой Нептун, планетой жертвенности, неординарных способностей, духовности и иллюзорности.
*
Аркан 13. Смерть. Возможно, Повешенный на предыдущей карте размышлял о своей смертности, об окончательном переходе из одного состояния в другое, окончательном отстранении.
*
В Аркане 13 Глупец должен усвоить урок из Нового Завета: пока зерно пшеницы не упадет в землю и не умрет, оно не прорастет. Эта карта обозначает переход, трансформацию, обновление, смерть старого, очищение, значительные перемены. В астрологии Аркан Смерть ассоциируется со знаком Скорпиона, таинственным, скрытным, сексуальным, обладающим даром исцеления, постоянно развивающимся и способным быстро восстанавливать силы.
*
Аркан 14. Умеренность. Столкнувшись в предыдущем Аркане .; со Смертью, в Аркане 14 Глупец получает урок целостности, пер\ спективы равновесия, умеренности. Он познает наконец достоинства умеренности. В астрологии Умеренность ассоциируется с мудрым, терпеливым и независимым Стрельцом.
*
Аркан 15. Дьявол. Несмотря на то что в Аркане 14 Глупец достиг ' зрелости, он все же безоружен в борьбе со своими личными демонами. Аркан Дьявол указывает на узы, сковывающие нас и сдерживающие наше развитие. Эти узы могут проявляться в самых разных видах. Некоторые из них – это невежество, необузданные страсти, мании, наваждения, материализм, фанатизм, чрезмерное увлечение спиритуализмом, слабая заинтересованность, импульсивность, несдержанность, негативное мышление, зависимость от других, ложные идеалы, сомнения, неуверенность в себе. В астрологии Дьявол ассоциируется с честолюбивым, непреклонным, целеустремленным Козерогом. Согласно Юнгу, Дьявол относится к архетипу Тени, то есть темной стороны нашей личности.
*
Аркан 16. Башня. Молния попадает в башню: конструкция рушится, возникают пожары, обитатели башни падают на землю. В этом Аркане Глупцу снова приходится столкнуться с тем, что на каком-то Жизненном этапе могут произойти внезапные и кардинальные изменения. Возможно, карта Башня советует Глупцу освободиться от оков Дьявола и обратить свой взор к правде, двигаться вперед в своем развитии. В астрологии Аркан Башня ассоциируется с огненной, энергичной и воинственной планетой Марс, однако внезапность является одной из характеристик планеты Уран.
*
Аркан 17. Звезда. Вслед за разрушениями в Аркане Б а ш н я у Глупца появляется луч надежды в Аркане Звезда. Если Глупец усвоил уроки Дьявола и Башни, сбросил сковывающие его узы, то он готов продолжать развивать свои особые таланты. В астрологии Звезда ассоциируется с мечтательным, гуманным и альтруистич- ным Водолеем.
*
Аркан 18. Луна. При лунном свете довольно трудно четко различать предметы. В Аркане Луна Глупца ожидает встреча с иллюзией, обманом, неизвестностью, неясностью, тайными силами, основными инстинктами, унынием, цикличностью, интуицией, меланхолией, беспокойным мышлением. Произойдет таинственная встреча Глупца с подсознанием, на которое при свете дня он редко обращает внимание. В астрологии Луна ассоциируется с творческим воображением, паранормальными способностями, впечатлительностью, доверчивостью и загадочностью Рыб. Согласно Юнгу, Луна относится к архетипу Великой Матери.
*
Аркан 19. Солнце. После блуждания в лунном свете Глупец вновь попадает в ослепительное солнечное сияние. Он чувствует прилив бодрости, целеустремленность, энтузиазм и оптимизм. Он принял свою внутреннюю детскую суть и набрался смелости показать свою сущность. Сознательное планирование и приложенные усилия увенчаются успехом. В астрологии Солнце ассоциируется с динамичной и энергичной звездой Солнце, символизирующей мужское начало и являющейся источником энергии в нашей Солнечной системе.
*
Аркан 20. Суд. Солнечный свет разбудил Глупца, и сейчас он может внимать трубному гласу карты Суд, символизирующей призыв к духовному возрождению и исцелению духа в воскрешении. В астрологии карта Суд ассоциируется с планетой трансформации Плутоном. В мифологии Плутон – бог подземного царства.
*
Аркан 21. Мир. Глупец завершает свой цикл. Венок вокруг фигуры на карте Мир является символом завершения путешествия, выполнения миссии, актуализации. В астрологии эта карта ассоциируется с планетой Сатурн, орбита которой – самая удаленная из всех планет Солнечной системы. Эта планета является как бы завершением видимой глазу Солнечной системы. Сатурн – это символ структурированности и стабильности.
*
Совершив вместе с Глупцом обзорное путешествие по картам Старших Арканов, давайте рассмотрим отдельно каждую из них

0

3

Архетипы Таро. Путь души в пространстве старших Арканов.

Старшие Арканы Таро связаны между собою общей структурой. В арканологии существует множество трактовок этой структуры. У каждого автора своя. Мне близка позиция Хайо Банцхафа (Банцхаф), что порядок Старших Арканов иллюстрирует представления древних о движении Солнца и находит свое отражение в культурах и мифах разных народов, как метафора о путешествии Героя. Мне также любопытна идея о том, что Старшие Арканы Таро представляют собой алфавит, как способ сохранить знания о языке. В то время как Младшие– знания об исчислении. Язык отражает культуру, и алфавит разных народов содержит в себе воззрения на мировой порядок, на развитие любого процесса, будь то жизнь вселенной, или отдельного человека.
Шут – нулевой Аркан – является путешественником. Это уникальная карта колоды. Он долгое время оставался без номера и даже пробрался в игральные карты в качестве джокера. И только Мазерс, а за ним А.Уэйт ставят этого скитальца в начало колоды. Шут уникален тем, что метафизически включает в себя всю колоду. Он обозначает абсолютное ничего, не обусловленное ни формой, ни содержанием. Поэтому на каждом новом этапе пути, он становиться следующим Арканом, обретая его функции. И вся череда карт – это этапы пути Шута. От бродит по этим ступеням, и в какой-то момент становиться то Императрицей, то Отшельником. Как и наша душа, которая растет, подчиняясь законам эволюции, самоактуализируется последовательно в каждом из Арканов, и наконец расцветает во всем многообразии в Аркане Мир. Именно путь реализации души, которая стремиться к совершенству, восстанавливает свою целостность, показан в Пирамиде опыта.
*
Уровень души – Шут, Маг и Жрица.
Шут – Верховная Личность человека, идентичная предельной реальности космоса, которая в религиях именуется различно – Брахман, Дао, Аллах, Бог, а в трансперсональной психологии называется Mind и «есть то, что имеется, и всё, что имеется; не находящийся в пространстве и потому – бесконечный, не существующий во времени и потому – вечный, вне пределов которого ничего не существует. На этом уровне человек идентифицирован с универсумом, Всеединым, или даже скорее он и есть Всеединое. ... Этот уровень надо рассматривать… как единственно реальное состояние сознания, относительно которого все остальные уровни / - Старшие Арканы Таро, следующие за Шутом / - существенно иллюзорны.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 33) Шут – это божественное состояние Вселенной и человека – традиционно связывают с местом пребывания души до зачатья, а также с внутриутробным и младенческим периодами развития. И это такое качество, когда мы еще не отделяем Я от Мира. Здесь нет границы между внутренним и внешним, нет осознания себя, своего бытия. А значит нет и понимания своих возможностей или не возможностей, что дает абсолютная свободу. Свободу быть любым. И с этим неразделенным космическим сознанием человек приходит в этот мир.
*
Следующие две карты – Маг и Жрица – это две части сознания: мужская и женская, логика и интуиция, рациональность и креативность, левое и правое полушарие мозга. Маг – активность и внедрение. Жрица – пассивность и принятие. И здесь находят свое отражение космогонические представления о первоначальном иллюзорном дуализме, о разделении Неба и Земли, «субъекта и объекта, познающего и познаваемого, наблюдателя и наблюдаемого; онтологически – это разделение между Я и другими, организмом и средой…Как только человек начинает отождествляться со своим организмом, тут же возникает проблема бытия и небытия, жизни и смерти. Появление такой двойственности с необходимостью влечет за собой возникновение времени, ибо в безвременье вечного Mind не существует ни рождения, ни смерти, ни начала, ни конца, ни прошлого, ни будущего.» (Уилбер К. Вечная психология: спектр сознания. // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 36) Здесь хочу отвлечься на одну из психоаналитических идей, которая также, как и трансперсональная, находит свое отражение в структуре Старших Арканов Таро. Наша психика условно состоит из трех частей. Сознание – маленькая верхушка айсберга, все, что мы понимаем, осознаем и пытаемся контролировать. Эта часть соответствует Магу. Затем, личное бессознательное или интуиция соответствует Жрице. Это наш опыт, который мы не осознаем: внутриутробное развитие, процесс рождения, большинство событий раннего детства, и другой опыт, который по каким-то причинам вытеснен из сознательной памяти, что помогает создать единственный в своем роде субъективный мир отдельной личности. И, наконец, большая часть психики – это коллективное бессознательное. Эта часть общая у всех людей, вне зависимости от эпохи и места рождения, от воспитания и условий жизни. Она передается по наследству и содержит базовые общечеловеческие понятия, например, добро и зло, мать и отец, успех и поражение. Это опыт нашего рода, нации, этноса, всего человечества, и еще шире – животных, растений, минералов, всего космоса. В картах Таро это Шут, и одновременно с ним все Старшие Арканы как архетипы, отправные точки восприятия мира.
*
Следующая ступень Пирамиды – уровень семьи – Императрица, Император, Иерофант (Жрец).
Человек рождается в этот мир, и первое существо, которое он встречает – это мама. Третий Аркан Императрица. Во многих колодах эта карта называется Великая Мать или Хозяйка. В контакте с матерью человек получает опыт базового доверия, сытости, достаточности, удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Надо сказать, что любой Аркан как архетип амбивалентен, двойственен. Так, Императрица-мать может быть заботливой и любящей, и одновременно жестокой, необузданной и жадной. И переживание этих состояний конкретным человеком зависит от личного опыта общения с мамой в его детстве. Примерно с трех лет становиться значимой фигура отца и следующий Аркан – это Император. И за ним стоят такие качества, как ответственность, власть, контроль, дисциплина, статус, соблюдение субординации. В нашей жизни этот архетип ранжируется: сначала отец, потом начальник, государство и, наконец, верховный начальник – судьба.
*
Третья карта уровня семьи – Иерофант. Его еще называют Первосвященник или Жрец. Эта карта нам говорит о самом понятии эгрегора и семьи, как духовного сообщества. О процессе воспитания, передачи традиций, нравственных воззрений социума, в котором живёт человек. Она изображает учителя, старейшину рода. С ней связано любое коллективное движение к истине, в том числе религия, мораль и школа.
*
Обратите внимание, что здесь в структуре Таро ясно выделяются две смысловые пары. Маг и Жрица, Император и Императрица, олицетворяющие мужское и женское начало. В чем их разница? Маг и Жрица – представляют мужскую и женскую суть, энергию, которая есть в душе каждого человека вне зависимости от его пола. Эта мужская и женская сущности Бога-Творца. А Император и Императрица – это конкретный мужчина (в частности, отец, муж) и конкретная женщина.(мать, жена). И в то же время государственный миропорядок на земле (Император) и изобильная Мать-природа (Императрица). Маг – активное мужское начало. Его функция – создавать, генерировать идеи. Жрица – пассивное женское начало. Ее функция – сохранять информацию. Императрица – активное женское начало. Ее функция – созидать природу реального мира. Император – пассивное мужское начало. Его функция – сохранять структуру реальности. Есть и третья смысловая пара, не столь явная – Жрица и Жрец (Иерофант). Жрица олицетворяет собой Прародительницу, так же как Жрец – Прародителя. Корни рода. Таким образом, Жрица входит в пару и с Магом, и со Жрецом. Потому что связана с процессом женских инициаций. Этапы этого процесса показывает ее корона. Три фазы луны. Молодой месяц олицетворяет превращение девочки в девушку, чистоту, невинность и ожидание мужчины, готовность к инициации. Полная луна – женщину в рассвете сил, познавшую любовь и плодоносящую. Ущербный месяц – это женщина, вступающая в период мудрости, хранительница знаний и обрядов (повивальных, свадебных, похоронных). Это связывает Жрицу с мифическим образом Мойры, прядущей, отмеряющей и обрезающей нить судьбы.
*
Социальный уровень – Влюбленные, Колесница, Сила, Отшельник.
Итак, человек воспитанный в традиции своего рода, усваивает свою культуру и выходит на следующий уровень – социальный. Здесь он совершает свое становление в обществе. Первая карта, карта через которую он сюда попадает – шестой Аркан Влюбленные. Карта партнерских отношений. Она связана с осознанием различия полов, выбором «второй половинки», и как следствие, с отделением от родительской семьи и созданием своей собственной. Влюбленные отражают архетипы Анимы (женской части мужской души) и Анимуса (мужской части женской души). Роль этих архетипов важна на пути к самоактуализации личности и проявляется в дальнейшем порядке Старших Арканов. Проецируя на своих любовных партнеров собственную Аниму или Анимуса, мы усваиваем уроки жизни, познаем собственную темную сторону, интегрируемся с ней и с другими частями внутреннего мира, и наконец, освобождаемся от проекций, узнавая вещи такими, какие они есть. Влюбленные иллюстрируют проекционные отношения с миром вообще. Это проекции собственных состояний, желаний, ожиданий на мир, и в частности на партнеров. Так например, придя на вечеринку, влюбленный мужчина ищет свою девушку, и остальное происходящее для него вторично. Голодный человек стремиться к накрытому столу. Нарядная женщина оценивает платья подруг… Каждый выделяет из общего фона значимую для него фигуру, видит в другом актуальные для него черты.
*
Если в Аркане Влюбленные человек, словно лучом фонарика, очерчивает выбранную им область, то седьмой Аркан – Колесница – это движение по этому лучу к своей цели, когда выбор уже сделан, симпатии определены. Карта социальных достижений, амбиций, успешности, в том числе в карьере. Здесь мы видим выезд триумфатора. Это архетип героя, который управляет своим движением.
*
Далее в порядке Старших Арканов Таро еще со времен Мазерса существует запутанность. Наставник А.Уэйта не только поставил Шута в начало колоды, но и поменял местами Арканы Силы и Правосудия (Справедливости). Не буду углубляться в теоретическое обоснование этой замены. С точки зрения путешествия Шута и развития души, важно, как человек приходит от социальной жизни (Колесница) к духовной (Отшельник), от «мирских» целей к поиску внутреннего смысла. В марсельском порядке Таро этот переход лежал через Аркан Правосудия. То есть через ответственность героя за свои поступки, понимание причинно-следственных связей. В колоде Уэйта восьмой Аркан – Сила. И здесь для обретения мудрости герою необходимо овладеть психической энергией, мягко и гибко приручить собственного зверя, научиться разрешать внутренние и внешние конфликты, «играть с огнем», управлять собственными чувствами гнева и желания. Пред тем как искать духовности нужно принять свое тело, которое регулярно хочет есть, пить, любить и заключает в себе множество инстинктов, не подчиненных разуму. Таким образом, доуэйтовский порядок Таро можно назвать путем философа, ума, а послеуэйтовский – путем йогина, тела. Есть и еще одно обоснование такой замены. Колесница и Сила связаны с обрядами жизненного цикла человека, а именно с пубертатными инициациями юношей (Колесница) и девушек (Сила). Такие обряды архетипичны, так как распространены по всему миру, присутствуют в истории всех культур и имеют прочное место в нашем бессознательном. Пубертатные инициации приурочивались к проявлению половых биологических признаков и формально закрепляли изменение социального статуса человека, переход в сообщество взрослых людей. А психологически проявлялись как противостояние природным инстинктам и осознанное, ответственное движение по собственному пути.
*
Пройдя через Силу (или через Правосудие) человек попадает в Отшельника, где он осознает, что есть нечто главное, а именно поиск смысла, поиск Бога, поиск себя. Это так похоже на переживания возрастных кризисов, особенно на кризис среднего возраста. И на этом заканчивается социальный этап. Обратите внимание, он начинается выбором партнерства, проходит через управление сексуальной энергией и ответственность и заканчивается одиночеством. Так в главных экзистенциальных вопросах своей жизни человек одинок. Интересно, что арабское начертание шестерки и девятки иллюстрирует эти процессы. Шестерка – раскручивающаяся спираль – выход за пределы себя. Девятка – закручивающаяся спираль –уход в себя из мира.
*
Уровень идей – Колесо Фортуны, Справедливость, Повешенный, Смерть, Умеренность. Когда человек становиться Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая опыт.
*
И следующий уровень – уровень идей.
Их пять. Они выражены в пяти мировых религиях. И первая, с которой встречается Отшельник, - это идея о карме. Аркан Колесо Фортуны. Эта карта говорить о том, что у всего сущего есть заданность развития, программа, судьба. И в жизни человека в целом, и в отдельных ее аспектах. И постижение этой данности, осознание этих повторяющихся сценариев, участие в них (пребывание на ободе Колеса) и одновременное наблюдение со стороны (пребывание в центре Колеса) дает человеку возможность быть осознанным, попасть в поток везения, оказаться в нужном месте, в нужное время, и в конечном итоге – выйти за пределы заданного обращения Колеса. Среди религий этой идее лучше проявляется в буддизме. Когда человек видит в жизни фатальную предрешенность, он понимает, что платит по своим счетам.
*
Следующая карта – Правосудие – идея о законе. И помимо нашего взгляда на справедливость, эта карта еще связана с таким сложным понятием как системная совесть. Есть законы, которые не понятны лично нам, но логичны с точки зрения системы, например, системы рода. Системная совесть регулирует коллективные процессы, приводит к балансу отношения между людьми, гармонизирует взаимообмен «брать-давать». Это ответ на такой несправедливый вопрос, почему рождаются больные дети, и на многие другие вопросы. Наши чувства и даже наша мораль могут говорить нам, что это несправедливо, но наблюдая за закономерностями развития нашего рода, мы понимаем, почему так происходит. В системе должен быть баланс, говорит эта карта, даже путем страдания кого-то. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и мусульманство. Вспомните жертвоприношение Авраама. Беспрекословное, трезвое подчинение требованию Бога, закону системы, не взирая на собственные чувства.
*
После суда часто бывают казни, и следующая карта – Аркан Повешенного. Это не только казненный преступник. На дереве (кресте) висели и боги, например Христос, Митра и Один. Часто посвящение происходит через мучительные и, на первый взгляд, бессмысленные страдания и изоляции. Здесь представлена идея о жертве, о том что можно спасти главное, принеся в жертву ценное и важное, стяжаемое, может быть, на протяжении всей жизни. Но прежние знания, опыт, достижения на этом этапе не приводят к решению, только больше запутывают человека. Необходимо прийти к качественно новому состоянию – к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется. То есть это путь, ведущий к озарению. Инициация, способствующая пониманию истинной сути всех вещей. Надо сказать, что Арканы этого уровня это не только идеи, которые постигает душа, но и продолжение ее движения по линии времени. Человек понимает, что есть его собственная программа (Колесо Фортуны) и есть законы, над которыми он не властен (Правосудие). И это период зрелости. Затем в Повешенном он ограничен в своих действиях, хоть и озарен иными знаниями. И это период болезней и старости. Следующий этап – это Смерть. И все, о чем дальше пойдет речь, напоминает мистические представления о жизни после физической смерти, во многом совпадает с описанием в Книге Мертвых и с другими религиозными взглядами. Также Повешенный олицетворяет заходящее Солнце и прохождение светила по подземному Царству. (Банцхаф)Однако, порядок Старших Арканов после Аркана Смерти – это не просто повествование о загробном мире, а прежде всего – путь ассимиляции в пространстве Мировой Души опыта, полученного человеком при земной жизни.
*
Тринадцатый Аркан – Смерть – идея о трансформации. О том, что жизнь постоянно меняется. И прямо в это мгновенье слова, которые вы читаете, уже становятся прошлым. И следующее их прочтение, возможно, откроет совсем иной смысл. Еще в утробе матери клетки неродившегося ребенка образуются, меняются, делятся и отмирают. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется, благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.
*
После Смерти мы встречаемся с Ангелом-Хранителем, неким светоносным существом. В Таро его являет Аркан Умеренность. Это Архангел Михаил в христианстве, или бодхисатва в буддизме. Он достиг совершенства, но остался в земном мире помощником в повседневных делах, проводником в подземном царстве. Он наш спутник в ассимиляции опыта, такой же, каким являются Анима и Анимус в приобретении этого опыта в земной жизни. Эта Аркан чувства меры в искусстве алхимии души, чуткости в смешивании противоположенных начал – материального и духовного, добра и зла, черного и белого, мужского и женского. Эта идея о Дао воплощается, например, в даосизме. Любопытно, что содержание кризисных Арканов перекликается с описанием последовательных переживаний базовых перинатальных матриц в трансперсональной психологии, в частности, с опытом космического поглощения и безысходности (Повешенный), борьбы с демоническими персонажами и смерти (Смерть), возрождения и видения радужного света невероятной красоты (Умеренность). (Гроф С. Принципы холотропной терапии // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 56-59)
*
Уровень реализации – Дьявол, Башня, Звезда, Луна, Солнце, Суд, Мир.
Следующий уровень Пирамиды – уровень реализации, на котором душа приходит к своей целостности. Здесь семь карт. Возможно, они соответствуют мистическому взгляду на семь тел человека, семь основных астрологических планет, семь нот, семь цветов радуги и другие архетипические семирицы. И первая карта, с которой мы встречаемся на этом уровне – это Дьявол, архетип Тени. Он князь мира сего, мира земного, сансары, где действуют законы обусловленности судьбой, материей, смертью. Здесь генерируется и сосредотачивается энергия. Представьте себе большое и полезное животное. Кого вы представили? Это животное когда-то родилось одновременно с вами. И его еще в младенчестве посадили в тесную, темную и голодную клетку. То ли из страха перед его будущей силой, то ли из представлений о чем-то плохом. Шло время, рос человек, и животное росло вместе с ним. И из животного вырос монстр, уродливый, ненасытный в своих желаниях и всемогущий. Согласно мифам, человеческая душа спускается в ад подземного царства, проходя искушения собственного эго. И здесь интегрируется со своей Тенью, ранее отчужденной от образа самого себя и кажущейся слишком болезненной, пагубной и нежелательной. Человеку здесь комфортно, и выходит он из Дьявола тяжело. Через Аркан Башня. То есть через катарсис, разрушение прежних устоев.

0

4

Это крушение тех стен, которые когда-то защищали нас и теперь стали малы, как одежда, из которой мы выросли. Нам самим осознать это трудно, мы к ним привыкли, поэтому необходимо потрясающее основы событие, как удар молнии. И одновременно это образ Вавилонской башни – падение гордыни, разрушение эго и самой структуры личности. Энергия аккумулированная в Дьяволе вырывается наружу, высвобождается, очищая психическое пространство.
*
Таким образом, Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня – чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий Аркан – Звезда – архетип чистоты и надежды. Это парадоксальная возможность сохранить себя в будущем без персонификации личного опыта, но через «волновой эффект». Последствия наших действий и мыслей влияют даже без нашего ведома и усилий на людей, встреченных нами, и далее – на их знакомых, которых мы никогда не встречали, и на следующие поколения. Или как писал об этом удивительном послании Ирвин Ялом: «Часть тебя теперь находится внутри меня. Она изменила и обогатила мен я, и я готов передать это дальше, другим людям.» «Ищите меня в моих друзьях.» (Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. – М.: Эксмо, 2008. – С. 111, 171). Здесь есть понимание связи со всеми людьми, братства, где каждый связан с каждым системным взаимодействием всего со всем. Трансперсональный опыт, медитативная и религиозная практика знают такое состояние сознания, когда границы человека и остального мира не фиксированы и не абсолютны. В Аркане Звезда и далее возможна пространственное единение с любым объектом, включая весь космос. Звезда льет из двух кувшинов мертвую и живую воду. Преображение представлено в следующих двух картах. Купание в мертвой воде – в Аркане Луна, в живой – в Аркане Солнце. В сказках человек входит в начале в мертвую воду, и она ведет в наши скрытые страхи, в небытие, в забвение.
*
Луна – Аркан темного предрассветного часа, самая глубокая точка Пирамиды опыта, середина ее основания и такой уровень исторической регрессии, когда сознание может идентифицироваться с биологической клеткой, быть связанным с жизнью животных, сущностью растений и минералов, процессами и объектами неорганического мира. Возможно, это изначальное знание о последствиях изменения тела после смерти, о его превращении в материю земли и продолжении его существования в других формах жизни. Под влиянием Луны находятся многие поступки, о причинах которых мы не догадываемся, тонкие нюансы поведения, которые мы не отслеживаем. Попытки осознать эти базовые процессы вызывают тревогу, трепет перед работой уникального механизма нашей Жизни. Поэтому Луна – это период сумерек, темного предрассветного часа, который проживается человеком в естественном трансе. Это уровень вневременного мифа, сказки, притчи, которые каждый потом трактует по-своему, но основное воздействие так и остается сокрытым.
*
Следующий Аркан – Солнце. Здесь речь идет о той части души, которая в разных религиях и ученьях называется по-разному. Искра Божия в человеке, сущностный центр, Самость, тело Света, неделимая Монада, нечто главное в нас. Здесь сознание выходит за пределы воспринимаемого чувствами мира и переживает интеграцию с многочисленными архетипическими персонажами и сюжетами, божествами различных культур. Это состояние внутреннего света и радости, уникальной и единственной реализации человеческой индивидуальности.
*
Из этого светоносного качества душа, как Феникс, возрождается к новой жизни в Аркане Суд. Здесь наступает новая эра для человечества и единичная душа приобщается к всеобщим процессам, коллективным программам своего рода, нации, этноса.
*
И, наконец, в Аркане Мир человек приходит к своей целостности, интегрирует все части своего существа. Здесь возможно переживание сознания целой биосферы, нашей планеты и всей Вселенной. Так, «многие трансперсональные переживания включают события их области микрокосма и макрокосма, которые не могут быть обнаружены непосредственно с помощью органов чувств, или же события, относящиеся к периоду до возникновения солнечной системы, связанные с формированием планеты Земля, появлением живых организмов, развитием центральной нервной системы и появлением человека разумного. А это, безусловно, означает, что в каждом человеке непонятным пока еще образом содержится информация обо всем в мире или обо всей жизни, что человек потенциально способен контактировать с каждой из частей этого многообразия бытия и представляет собой в каком-то смысле целостную космическую структуру, хотя каждый есть всего лишь бесконечно малая её часть, отдельная и малозначащая биологическая сущность.» (Гроф С. Принципы холотропной терапии // Практика холотропного дыхания. – М.: Маркетинг, 2004, - С. 67.) Аркан Мир (Вселенная) – это архетип вновь обретенного рая, завершение процесса актуализации и возвращение к истоку. В качестве метафоры, мне нравиться история об одном юноше, который решил отправиться в длительное путешествие, построил корабль, собрал команду, прошел пять моей, пережил множество приключений. И подплывая к родной земле увидел одиноко стоящую фигуру, которая ждала его на берегу. Кто бы это мог быть, ведь он никому не сообщил о своем возвращении? Юноша сошел на землю и узнал во встречающем его человеке самого себя. Они подошли совсем близко друг к другу и слились в единое целое. Истинное путешествие заканчивается воссоединением с самим собой, когда душа-путешественник приносит свой опыт, ассимилируется в океане Мировой души и всеобъемлющая жизненная сила вбирает ее в себя. Примечание.
*
При внимательном исследовании Пирамида открывает новые смыслы. Так, возможно правый склон Пирамиды (от Шута через Жрицу, Жреца, Отшельника, Умеренность к Миру) отражает эзотерические представления о Горном пути, левый (от Шута через Мага, Императрицу, Влюбленных, Колесо Фортуны к Дьяволу) – о Дольнем. Вот, что пишет Х.Банцхаф: «Дуальность обнаруживается в обоих путях, ведущих человека к познанию, пути магическом и пути мистическом. Они, в свою очередь, соответствуют двум основным способам сосуществования с Природой: вмешательству и приспособлению. Путь Мага – это путь Фауста, в поисках познания вмешивающийся в природу, проникающий в ее тайны, чтобы понять ее, а потом и овладеть ею. Этим путем пошел человек Запада – и пришел к своему теперешнему уровню жизни со всеми плюсами и минусами технической цивилизации (Аркан Дьявола – примечание автора). Это активный путь силы, преображающий мир «всеми возможными способами», а когда что-то выходит не так или мешает, то от него теми же способами отделываются. Это – энергия Мага, предполагающая активное действие, в отличии от энергии Жрицы, идущей по мистическому пути невмешательства, того самого недеяния, которое мы в наши дни находим на Востоке в качестве основополагающе жизненной позиции. Мистический путь означает тренировку, терпение и готовность услышать божественный зов, получить веление свыше и выполнить его (и об это Аркан Мир – примечание автора). Проще говоря, маг ищет, а мистик ждет, чтобы его нашли. И тот и другой путь – это путь познания, но каждый из них соответствует одному из двух полюсов как космической, так и человеческой дуальности, проявляющейся во всем, начиная с различной роли двух полушарий нашего мозга. Но при этом ни один из путей не важнее, не «правельнее» и не лучше другого. Он плох, если человек идет только им одним, и хорош, если человек соблюдает в его отношении верную меру. Поэтому и герой нашей повести, как и каждый из нас, должен пройти о тот, и другой путь, чтобы достичь цели.» ( ) Арканы уровня идей и уровня реализации, расположенные друг над другом, имеют смысловые связи, будто одни находят свое выражение через другие. Колесо Фортуны и Башня – заключенность в сценарий и разрушение оков. Справедливость и Звезда – баланс «Я и другие» и растворение в других. Повешенный и Луна – путь в транс и пребывание в растворенном состоянии сознания. Смерть и Солнце – смерть и жизнь. Умеренность и Суд – Ангел смерти и Ангел возрождения. Интересна центральная ось: Шут, Император, Повешенный, Луна... Эти тайны ждут своих путешественников. Может быть, Вас...

0


Вы здесь » ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ » Теория Таро » Отражение архетипов в Таро.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно