Медитации на Таро
Мудрость Таро
Истинное происхождение карт Таро покрыто, по-видимому, непроницаемой тайной. Одно из самых ранних упоминаний относится ко времени древнего Египта, где, согласно легенде, на алтаре храма Пта в Мемфисе были найдены выгравированные на золотых пластинах изображения, которые относительно напоминали Козыри, или старшие арканы Таро. Французский ученый, Курт де Жебелен, написавший об этом в своей работе Le Monde Primitif, в 1781 г., утверждал, что Таро фактически единственная книга древних Египтян, которая сохранилась после сожжения александрийской библиотеки и что, кроме того, она содержит "самое чистое знание глубокого материала", охваченного мудрецами Египта. Многочисленные более поздние студенты Таро имеют тенденцию расценивать вышеупомянутую версию как неверную и кротко признаваться в своем невежестве касательно происхождения карт. Однако, у египетской гипотезы есть многочисленные прославленные последователи, включая Элифаса Леви, Пола Кристиана, Папюса и других. В представлении многих Таро воплотилось в таинственной, давно потерянной Книге Тота, приписанной богу сокрытой мудрости Тоту, более известному под своим греческим именем Гермес.
*
К четырнадцатому столетию изображения Таро достигли Испании, Италии, и Франции и распространились в другие страны цыганами, которые, кажется, использовали карты главным образом в целях гадания. Это сомнительно, однако, в том смысле, что изображения, напоминающие арканы Таро, возникали вокруг в различных формах еще до четырнадцатого столетия.
*
В то время как историческое расследование происхождения Таро приводит нас в лучшем случае к цыганским повозкам, а в худшем случае никуда, мифы и легенды приводят к намного более многообещающим результатам. Было справедливо сказано, что миф несет в себе больше правды, чем история, потому что он имеет дело с бесконечными истинами души, вместо бледных размышлений над этими истинами сквозь призму времени и факта. Таким образом, мы находим, что миф происхождения Таро является, действительно, гораздо более значащим, чем его история. Мистическая традиция говорит нам, что после окончательного разгрома великой библиотеки Александрии и в начале Темных веков, мудрецы, которые встретились в городе Фесе (Марокко), решили создать вместилище знания, посредством которого священная древняя мудрость могла бы быть сохранена для будущих поколений. Благодаря пророческому предвидению эти мудрецы знали, что тираническая средневековая церковь разрушила бы любое такое учение, если бы было очевидно, что в нем содержатся идеи и символы, враждебные тому, что рассматривается в качестве христианской ортодоксальности. Эти мудрецы также знали, что неграмотность будет царить в течение многих столетий, и поэтому устная и письменная передача знания была бы бесполезна. Поэтому древние мудрецы, как говорит нам легенда, решили вложить универсальное знание в картинки, которые избегут внимания исследователей и продолжат в течение бесчисленных лет напоминать мужчинам и женщинам о более глубоких жизненных истинах, и истинную природу их собственного существа.
*
Хоть этот рассказ и не имеет никакого фактического обоснования, он указывает на то, что рассматриваемые мудрецы обладали психологическим знанием. Картинка стоит тысячи слов, и если она соответствует архетипическим образам в глубинах бессознательного, изучение и созерцание таких образов может привести к выдающимся открытиям и изменениям в психике. Аналитический психолог К. Г. Юнг точно сказал, что "тот, кто говорит при помощи глубинных изображений, говорит с нами будто тысячи труб, он захватывает и пересиливает, и в то же самое время он возвышает то, о чем он говорит из индивидуального и преходящего в сферу вечного". Если карты Таро действительно результат усилий некоторых неизвестных людей, их создавших, чтобы направить в бессознательное, то следует с благодарностью и почтением поздравить этих авторов-художников. Если бы, с другой стороны, Таро не были разработаны, но развились согласно некоторому таинственному внутреннему собственному плану, то эта возможность только углубила бы их тайну и заставила бы наши сердца биться еще быстрее, приближаясь к ней. Был ли маленький желудь колоды карт посажен давным-давно духовными гигантами, или упал ли он случайно с неизвестной высоты в почву души западной цивилизации, он превратился в могучий, священный дуб, давая тень, комфорт, и восхищение бесчисленным мужчинам и женщинам в течение многих поколений. Как дерево, Таро живут и растут; углубляясь в землю, которая питает их водой, согреваясь в солнечном свете, это дерево достигает с его кроной высоты безграничной вечности. Как инструмент познания, они почти не имеют равных. Знание, полученное с их помощью, простирается от космологии и космогонии, через философию, астрологию, алхимию, и магию к психологическому анализу и самопознанию. В нем начало всего, в очень верном смысле оно все еще для нас Книга Tота, свиток с изображениями, принесенный с высоты небес мудрым Гермесом, посланцем богов и учителем человечества.
*
Только мудрые знают, как использовать недостаток как достоинство для хорошего дела. На первый взгляд, мудрость и азартные игры имеют мало общего, они противоположны по своей природе. Тем не менее, если бы не было азартной игры, мудрость, известная как Таро, могла быть потеряна. Карты, которые вероятно первоначально были сделаны из кожи или металла, использовались как средство для азартной игры и развлечения, и таким образом хранились многими, кто не оценивал их философию или мистику. Карты Таро стали игрой в карты. Таинственные изображения бессознательно использовали незнание и фривольность как средство передачи мудрости поколений.
*
Полная колода Таро состоит из семидесяти восьми отдельных карт, которые разделены на две группы: пятьдесят шесть карт так называемых младших арканов и двадцать две карты старших арканов, последние также были известны как Козыри. Пятьдесят шесть карт младших арканов породили нашу современную игру в карты. Они разделены на четыре масти, а именно Пентакли, Чаши, Мечи, и Жезлы, каждая из которых состоит из десяти карт, пронумерованных 1-10 и четырех карт двора, которые называются Королем, Королевой, Рыцарем, и Пажом. Старшие арканы состоят из двадцати двух ключей и пронумерованы от ноля до двадцати одного.
*
Мнения расходятся, относительно того, каким мастям Таро соответствуют масти игральных карт и в какой последовательности, но наиболее вероятная классификация идет следующим образом:
*
Пентакли (бубны) указывают на материальные денежные интересы, Чаши (червы) указывают на любовь, счастье, Мечи (пики) указывают на борьбу, неудачу, Жезлы (трефы) указывают на славу, предприятия.
*
Со временем, игорная изобретательность человечества упростила Таро и уменьшила его до различных более ограниченных колод, состоящих по-разному из пятидесяти четырех, тридцати двух, и даже двадцати четырех карт, которые используются для таких игр как Вист, Мост, Скат, Покер, Реми, Пикет, и другие. Двадцать две карты Старших Арканов были полностью устранены из большинства игральных колод, за исключением Джокера, искаженной формы Дурака Старших Арканов. Козырные карты, весьма напоминающие Большие Козыри Таро, могут быть найдены, однако, в игральной колоде популярной в Центральной Европе, названной Тарок (Tarock).
*
Рука об руку с расширением использования младших арканов Таро в игральных целях пошло и пренебрежение этими самыми пятьюдесятью шестью картами студентами оккультизма, которые, начиная с Элифаса Леви в девятнадцатом веке, начали концентрировать свое внимание почти исключительно на двадцати двух символических картах старших арканов. Автор расценивает эту тенденцию как понятную, но неудачную ошибку. Вселенная и человек (который является Вселенной в миниатюре) состоит из двух главных измерений. Первым из них является внешнее, или меньшее измерение, состоящее из аспектов, явленных нам нашими ощущениями, отраженных нашими чувствами, оцененными нашим мышлением и предугаданных нашей интуицией. Наряду с этим внешним, постижимым, действительным миром мы можем также признать существование другой, намного более таинственной, но бесконечно более богатой сферы бытия, которую с точки зрения психологии Юнга мы могли бы назвать обителью архетипов коллективного бессознательного. Первое или внешнее царство - то, изображенное пятьюдесятью шестью картами младших арканов, в то время как второе или внутреннее царство обозначено двадцатью двумя символическими картами старших арканов. Вместе они составляют полное, свободное, и неразделенное символическое представление из макрокосмической и микрокосмической действительности. Попытка со стороны некоторых оккультистов и мистиков проигнорировать эти пятьдесят шесть карт по большей части происходит из их склонности уйти в таинственный внутренний мир этой тайны и, в то же самое время, пренебречь видимой, понятной стороной внешнего мира и их личного космоса. Это и есть наше намерение - показать природу и отношения этих двух областей существования так, как демонстрирует нам Таро.
*
Как правило, мы можем сказать, что пятьдесят шесть карт младших арканов представляют внешнее я или индивидуальность человека, в то время как двадцать две карты старших символизируют тайное королевство внутреннего я или индивидуальность. Эти два следуют за отдельными, но связанными законами операции, символизирующимися в Таро несколькими способами, из которых система чисел может быть упомянута здесь как особенно интересный пример. Младшие арканы - строящиеся на основе чисел четыре и десять, так как есть четыре масти с десятью пронумерованными картами и четырьмя картами двора в каждой. Старшие арканы основаны на числах три и семь, поскольку эти двадцать две карты могут наиболее полезно быть разделены на три септенера плюс нулевая карта, которая бросает вызов классификации, или 3x7 = 21 +0. Можно также отметить, что у каждой масти младших арканов есть четырнадцать карт, и что четырнадцать число, данное Е.П. Блаватской в Секретной Доктрине как количество манифестации: "дважды семь, общая сумма." С другой стороны, числа три и семь, когда сложены вместо умножения дают нам число десять, которое является числом сефирот на каббалистическом Древе Жизни. Это можно взять как указание на то, что принцип чисел три и семь, проявленных в Старших Арканах, описывает структуру божественных сил в вещах, тогда как принцип чисел четыре и десять, представленных в Младших Арканах, символизирует естественный, или созданный, аспект бытия; первый относится к жизни, последний указывает на форму.
*
Так как главной целью Таро является помощь в самопознании, нам необходимо смотреть на карты прежде всего с точки зрения их связей с психическими функциями и принципами в человеческой душе. Таким образом, десять пронумерованных карт и четыре карты двора четырех мастей младших арканов вместе соответствуют четырем основным функциям сознания как описано Юнгом; а именно ощущению, чувству, мышлению и интуиции. В то же самое время, мы должны иметь в виду, что двадцать две символических карты Старших Арканов – это представление глубинных изображений, или архетипов, в коллективном бессознательном.
*
Одним из самых древних, и также самым полезным символическим представлением личности человека является круг, пересеченный ровно начерченным крестом. Эта же модель используется также для зодиакального круга и для ежегодного календаря, разделенного на эти четыре сезона равноденствиями и солнцестояниями, которые, будучи соединены прямыми линиями, формируют крест внутри круга. Алхимики и маги древних использовали эту четверичную классификацию, говоря о четырех магических "элементах" Земли, Воды, Огня и Воздуха и обращаясь к четырем алхимическим веществам Ртути, Сере, Соли, и Воде. Эта вечно возвращающаяся структура четверки также использовалась Юнгом в его классификации психологических типов и, что еще более важно, функций человеческого сознания.
*
В юнгианских терминах требуется немного воображения для того, чтобы признать, что древний "элемент" земли, когда понимается в психологическом отношении, походит на функцию ощущения, в то время как вода означает эмоции, огонь - мышление, а воздух - интуицию. Аналогия может далее быть расширена, чтобы включить четыре масти Таро, таким образом связываем пентакли с функцией ощущения, чаши с чувством, Мечи с мышлением, и жезлы с интуицией. Точно так же четыре карты двора каждой масти могут в свою очередь быть приравнены к вышеупомянутым психологическим функциям.
*
Только справедливо указать, что когда дело доходит до соотношения четырех древних элементов к четырем мастям Таро, многие ученые часто находятся в разногласии друг с другом. Папюс и Кейс сопоставляют масть жезлов огню, а чаши воде, но Кейс отождествляет пентакли с землей и мечи с воздухом, тогда как Папюс связывает мечи с землей и пентакли с воздухом. Разногласие, существующее между этими двумя выдающимися оккультистами, может быть взято как пример разных мнений среди студентов Таро относительно соответствий. Зато почти всеми признано, тем не менее, что независимо от того, связана ли масть жезлов с воздухом или огнем, она воплощает более тонкую — и поэтому более мягкую, так же как и более призрачную функцию сознания, чем масть мечей. И также почти несомненно, что масть пентаклей связана с физической жизнью и с материальными проблемами, по сравнению с эмоциональными особенностями масти чаш. С помощью пентаклей мы имеем дело с вопросами, касающимися восприятия через ощущения; с чашами мы вовлечены во взвешивание и реактивную функцию чувства; с мечами мы оказываемся в царстве анализа через мышление; и с жезлами мы двигаемся в мир интуиции, которая является внутренним предчувствием вещей во всем их количестве. Полезность системы соответствий, использующей четыре юнговских функции сознания, чтобы описать качества четырех мастей Таро, таким образом, очевидна.
*
Если мы визуализируем четыре масти младших арканов как четыре сектора круга, мы могли бы в свою очередь предположить, что двадцать две символических Козырных карты старших арканов - это связи, соединяющие центр круга с его периферией, мало чем отличаясь от спиц, соединяющих обод колеса с его центром. Колесо - больше чем случайное изображение, когда используется в связи с Таро. Многочисленные студенты считают, что слово Таро представляет анаграмму латинского слова «Rota», что значит колесо. Используя эту аналогию, мы могли уподобить центр колеса нулевой карте (Дурак) старших арканов и соотнести двадцать одну Козырную карту со спицам, или частями спиц колеса. Карты старших арканов - фактически, переносчики или транспортеры изначальной психической энергии, исходящей из центра нашего существа к его периферии, где она становится рассеянной и ей дозволяется свободно перемещаться между четырьмя функциями. Они символизируют психологические потенции, которые несут впечатления от внешнего нашей личности в бессознательное, и наоборот, проведение модификаций внутренней силы коллективного бессознательного к сознательному уровню нашего бытия. Таким образом, совокупность самости, с центром везде, а окружностью нигде, представляется нам по структуре как большое колесо, или Rota, также известное как Таро.
*
Как указывалось, старшие арканы состоят из двадцати двух карт, пронумерованных от одного до двадцати одного и, кроме того, включая самую таинственную карту без числа, обладающую потенцией ноля и именем "Дурак". Эта карта была причиной большого разногласия среди студентов Таро. Некоторые поместили её в самый конец ряда под номером двадцать два, в то время как другие вставили её между двадцатым и двадцать первым арканами. По-видимому, намного более логичное положение было назначено Дураку учеными Таро некогда знаменитого Герметического Ордена Золотой Зари, которые поместили эту карту в самом начале ряда из двадцати двух карт, подтвердив бесспорный математический факт, что ноль прибывает прежде единицы.
*
Дурак, или нулевая карта во многих отношениях является наиболее важной и самой мощной из карт колоды Таро, поскольку он символизирует первозданный источник духовного и конечную судьбу всех возможностей и проявлений человечества. Она обозначает Альфу и Омегу проявления, Ничто, из которого появляются все вещи и в которое они обращаются в конце времен. Будучи символом этой основной беспричинной причины, и таким образом совершенно абстрактной и несуществующей в природе, эта карта обозначает глупость мирского. С точки зрения духа все земные приобретения не имеют смысла; дорога к земным достижениям ведет в никуда, ничего не значит, и заканчивается ничем. Мудрость мира – глупость для богов, и, наоборот, Божественная Мудрость появляется как глупость для людей, которые, забыв их собственное божественное наследие стали простыми людьми вместо сыновей богов. Весьма легко понять, почему непосвященному Дурак, или оригинальная духовная потенция, показалась бы воплощением бесполезности и глупости. Все внешнее - обман, и только в центре большого кругового танца создания, где Дурак еще стоит в неподвижном покое, мы находим то, что он не обманывает проявлениями, потому что он более не проявляется, но он есть. Чарльз Вильямс, в его восхитительном эзотерическом романе «Большие Козыри», наиболее проницательно описывает числа колоды Таро как выполнение постоянного кругового танца большой запутанности, в пределах которого Дурак занимает неподвижное положение центра, вокруг которого вращается весь танец.
*
Из таинственной точки оригинального и окончательного единства, символизируемого нулевой картой, или Дураком, исходят три потока, или спицы, каждая из которых состоит из семи карт старших арканов, вместе составляя двадцать один. Первая из них (I-VII, или от Мага к Колеснице) обозначает область творческих полномочий, или причин в пределах коллективного безсознательного, второй септенер (IIX-XIV, или от Силы к Умеренности) состоит из представлений законов, согласно которым исконные полномочия первого септенера направлены к проявлению. В-третьих, последний септенер (XV-XXI, от Дьявола к Миру) символизирует результаты или завершения конкретных проявлений первых семи полномочий, поскольку они появляются в своем реализованном или дифференцированном состоянии.
*
Перевод Юлия Трусова (Kseona)