У человеческой жизни есть одна цель - достичь союза с Богом. Мало что меняет тот факт, рассмотрен ли Бог в качестве личного или безличного, или, как единство, Троица, или весь пантеон персонифицированной божественной силы. Важно то, что человеческие существа способны внутренне объединять в себе влияние и величие бесконечно большее, чем их собственная личность, и что при реализации этого потенциала, мужчины и женщины могут в буквальном смысле перестать быть просто детьми Земли и могут присоединиться к царству богов или бога. Усилия, направленные на достижение этого союза, были известны под многими названиями: йога, молитва, магия, и медитация. Последняя приобрела большую популярность в последние годы, к сожалению не всегда сопровождаемая пониманием ни целей, ни методов его проведения. Цель медитации состоит в том, чтобы очистить тропу между внешней индивидуальностью человека и внутренним центром его существа. Эта тропа становится Лестницей Иакова, по которой поднимаются ангелы внешнего человека, встречаются и участвуют в радостном союзе со спускающимися ангелами Бога. Невежество, страх, враждебность, вина, и разногласие - барьеры, которые затрудняют свободу опекаемого ангелом попасть на встречу на высшем уровне души. Изучить правду о наших отношениях с божественным в наших душах, и сбросить путы, которые делают нас пленниками, означает отдать нам способность к путешествию на пути к Божеству согласно своей воле. Тот, кто молится о чем угодно, но не о союзе с Богом, является богохульником!
Йог, упражнения которого направлены к любой другой цели, кроме как достижение союза с Брахманом, является всего лишь ложным йогом. Точно так же вся магия, которая не стремится к призыву божества в магический круг человека, является колдовством, и то же самое должно утверждаться о медитации. Здоровье, богатство, любовь, счастье, и все другие наши сокровенные желания индивидуальности развращены силами более низкого мира. Никакая молитва, относящаяся к йоге власти, или магическая привилегия не могут изменить исчезновение земных вещей. Мы должны искать царство, которое за пределами этого мира, и, когда обнаружим его, все вещи, необходимые и полезные для благосостояния нашего истинного я, придут к нам со временем. Тот, кто медитирует для "вещей", одновременно дезинформирован и глуп, потому что пытается навязать могущество и исполняет приказы тщедушного человеческого эго, и в то же время при условии, что он не может избежать последствий такого опрометчивого акта.
Древний китайский адепт сказал: "Если неправильный человек использует правильные средства, они работают неправильным образом". Это высказывание печальным образом отражает слишком уж частую одержимость людей Запада идеей «правильного» метода, безотносительно к характеру и мотивам того, кто применяет его Метод - просто путь, руководство, взятое человеком, но настолько же важное, поскольку путь – сам человек непосредственно. Готовясь к путешествию, которое распланировано, и в конечном счете предназначено для того, чтобы привести нас к звездам, мы должны задать себе вопрос: Что я за человек? Если честно ответить, что мы подвержены ошибкам человеческих душ, но тем не менее стремимся отвоевать свою потерянную божественность, мы увидим, что практически любой метод, которым мы могли бы воспользоваться, окажется подходящим. В той мере, пока мы освобождаемся от нашего безумного поиска уловок и трюков, который мог бы быть компенсацией за наши неправильные побуждения, нашу тупость, и наш эгоизм, мы придем в своё время к подходящим средствам, которые могли бы помочь нам молиться, призывать, или медитировать успешно.
Современная психология, особенно в исследованиях К.Г. Юнга, находит, что западное сознание страдает от того, что можно было бы назвать болезнью односторонности. Эта болезнь состоит в тенденции переоценивать сознательные функции нашей психики и пренебрегать бессознательной частью. Современная наука, и многое, что выдает себя за "современную" религию, несет губительную печать этого чрезмерного акцента сознательного эго в ущерб бессознательного. Характер и функции всех медитативных усилий очень тесно связаны с этим явлением, поскольку цель этих усилий явно следует искать в бессознательной самости нашего существа. Медитативные усилия, под каким бы названием они не были нам известны, предполагают усвоение бессознательного компонента нашего бытия. Среди так называемых "цивилизованных" народов, завышенный курс сознательного психического фактора стал настолько велик, что бессознательный вынужден уйти в тень, и отсоединиться от бессознательных архетипов, которые призваны выполнять функции связей с космической и мистической жизнью. Человеческая душа, таким образом, оторвана от своих корней и больше не способна связать себя с силой и мудростью архетипических изображений. Борясь за более сознательный контроль над силами и обстоятельствами жизни, эго в конечном счете теряет контроль над собой, а неврозы и другие несчастья делают жизнь невыносимой.
Говорим ли мы с религиозной точки зрения, что человек должен достичь единения с Богом, или же мы утверждаем, согласно Юнгу, что человек должен восстановить архетипическую реальность на её законном месте в его психической жизни, задача остается той же. Среди ерунды, распространяемой в своё время, мы находим такие утверждения как "любой может медитировать", или "только очистите свой разум". Без значительной степени умения направить ум, никакая медитация невозможна. Эту способность трудно приобрести, и ее эффективное развитие является в лучшем случае трудным. Способность сконцентрироваться является неизбежным условием любого истинного размышления; без нее студент, вероятно, испытает не больше, чем неопределенное блуждание идей и умственных картин. Предмет концентрации немедленно поднимает вопрос подходящего объекта. Некоторые учителя советуют людям концентрироваться на различных банальных вещах, никоим образом не связанных ни с чем существенным или вдохновляющим, и таким образом обрекают на большие усилия и на отказ от них из-за нехватки побуждения. Другие пытаются сконцентрироваться на простой умственной идее, фактически отключая свои чувства, даже вплоть до закрытия глаз.
Очевидно, у пути медитации, который эффективно объединил бы использование чувств с духовно значащими и полезными понятиями и соответствиями, будут большие преимущества перед методами, отмеченными выше. Достаточно любопытно и неведомо многим, но такой метод медитации существует и использовался западными оккультистами в течение многих столетий. Он состоит в запланированной программе медитативных упражнений, использующих двадцать два символических изображения Больших Козырей (Старших Арканов) Таро в качестве ключевых точек концентрации.
В отличие от большинства восточных школ медитации, которые имеют тенденцию уходить из мира ощущений в своей простой самосозерцательной манере, западная оккультная традиция всегда подтверждала ценность ощущений. Масонские, герметические, каббалистические и розенкрейцерские символические основные положения, которые составляют господствующую тенденцию этой традиции, имеют, по большей части, тенденцию использования чувств как содействия, посредством которого могли бы быть достигнуты более высокие царства сознания и бытия. К сожалению, распространенная картина якобы предающегося медитации, глаза которого плотно закрыты, лицо лишено всякого выражения, ладони повернуты вверх, в странном жесте восприятия, как если бы какие-нибудь небесное каштаны были сброшены в них в кратчайшие сроки - представляется весьма нелогичной для информированных западных оккультистов. Изображение традиционного адепта охарактеризовано предельной настороженностью, концентрацией, острым как бритва напряжением всех органов чувств, внешних и внутренних. Мастер-алхимик, страстно склонившийся над своим сосудом, или торжествующий маг, размахивающий палочкой в центре магического круга, - это фигуры, отображающие активный дух стремления к божественному состоянию сознания. Это не означает, что подлинное учение восточных школ йоги охарактеризовано прискорбной пассивностью, о которой упоминалось выше. То, против чего мы возражаем, это карикатуры на восточную медитацию, которые распространены в нашей среде теми, кого легко можно назвать "жалкими имитаторами" восточных духовных дисциплин.
Использование Таро с целью медитативной деятельности чрезвычайно совместимо с этим активным духом западной эзотерической традиции. Бессознательное думает и действует в символах и картинах. Таким образом, если использовать карту Таро в качестве объект концентрации, перед нами встает картина, наполненная универсальными мистическими и космическими символами. Вдали от искусственно выдуманных художниками картин, работающими на чисто сознательном уровне, эти символы являются постоянными обитателями коллективного бессознательного, они не являются новыми знакомыми, а старыми друзьями. Наша душа уже знакома с архетипической символикой карт, и пробужденные ими природные воспоминания о характере архетипических полномочий достигнут поверхности нашего сознания еще раз. Последователи индуистской тантры, школы мистической мысли, имеют большую близость к западной тайной традициии, есть высказывание, что тот, кто желает поднять себя от земли, должен сделать это также при помощи земли. Чувственный опыт возвышается и расширяется в суперчувственный опыт, не через пассивную интроспекцию, а через активное применение психической власти на арене чувств. Именно через наши чувства мы можем созерцать символы, которые могут выступать в качестве физических и психических ступеней, по которым сознание может пройти упорядоченным образом от символа к мистическому принципу. Понимание развивается как результат нашей растущей осведомленности отношений символа и принципа.
Медитация при помощи Таро - полезная и ценная практика, потому что она основана на экспериментальных фактах и законах человеческой психики. Это активная практика, вовлекающая все компоненты личности, физическое, эмоциональное, ментальное и интуитивное без отключения любого из них. Кроме того, это дисциплина, разработанная западными адептами на протяжении многих столетий, и таким образом выдержавшая испытание временем и опытом. Она не требует никаких трудных физических упражнений, никаких неестественных диетических правил и ведения аскетического образа жизни. То, чего она действительно требует - это чистое сердце, нетерпеливый интеллект, и интуитивное восприятие, все это должно быть и остаться полностью посвященным глобальной цели медитации и непосредственно всей жизни: эффективному союзу личности человека с пребывающим Божественным Присутствием, Высшим Я, Даймоном, Святым Ангелом Хранителем, безразлично, каким из имен мы можем назвать его.
*
( С. Хеллер )
Теги: Медитация на Таро. Автор: С. Хеллер