Поскольку неоднократно мы использовали слово шаман, то необходимо ответить, кто же он такой. Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков и через русских ученых, исследователей вошло в мировую литературу, и уже в XVIII веке оно употреблялось как общепринятый научный термин. Другое слово, которое широко употребляется в русской литературе в связи с шаманизмом, это «камлание». Оно обозначает обрядовые действия шамана в состоянии измененного сознания и происходит от слова «кам» - названия у древних тюрков и некоторых современных тюркоязычных народов, в частности алтайцев.
Как полагают исследователи, шаманизм возникает на определенном этапе развития анимистических верований, начиная с эпохи, когда сформировались более или менее отчетливые представления о духах. Анимизм пронизывает любую религиозную идеологию, хотя со временем взгляды на свойства духов и характер взаимоотношений с людьми претерпевали изменения.
Основным признаком шаманства является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами, которые будто бы избирают человека, а затем духи обучают его, таким образом, устанавливая связь между людьми и богами, а также мирами.
*
Как же помогал шаманизм справляться с бедами, страданиями, болезнями?
Несмотря на то, что в шаманизме существует несколько концепций относительно причины болезни, в значительной степени преобладает концепция «отделения» или «похищения» части души.
*
Так, например, Сарангэрэл отмечает, что люди с «потерянной» частью души ами и сунесу долго не могут справиться с той или иной болезнью. Дети чаще взрослых теряют ами из-за своей пугливости и неразвитости сульде.
*
Пропажа сунесу, как пишет Сарангэрэл, влечет чаще всего за собой тяжелые последствия, поскольку связана с умственными способностями. Она более устойчива, чем ами, и оставляет тело только в случае сильной травмы, например, такой как потеря близкого человека. Она отличается от ами значительно большей устойчивостью, и поэтому ее нелегко вытеснить из тела. Души сунесу, в отличие от ами, обычно странствуют вдали от тела. Чтобы отыскать ее необходимо совершить длительное путешествие в другие реальности.
Если ами и сунесу покидают тело по разным причинам, то сульде всегда в нем, и неразлучима с телом до самой смерти.
*
В некоторых случаях болезнь может иметь двоякую природу: похищение (пропажа) души совпадает с проникновением в тело злых духов; и тогда шаманское исцеление включает как нахождение души, так и изгнание злых духов. Вторжение может быть следствием внезапной физической или психической травмы, и может вызвать разного рода функциональные расстройства. Во многих традициях существует также понятие одержимости, которое связывают с вторжением очень сильных духов, которые в монгольской традиции называют духи — бурханы. Такого рода вторжения глубоко травмируют больного.
Независимо оттого, имеет место пропажа души или вторжение духа, шаман перед возвращением души должен выяснить причину страдания. Независимо от природы страдания и его видимой причины, в понятиях шаманизма, как и многих древних религиях, страдание никогда не было лишено смысла. О ней шаман узнает от духов помощников, или вступая в диалог с духами, препятствующими возвращению души. Как только причина страдания выяснена, оно становится переносимым.
*
В каждой традиции существуют свои способы возврата души, и как правило, они сводятся к ритуалу шаманского путешествия. В нем шаман осуществляет путешествие за утраченной частью души, обнаруживая ее в самых отдаленных уголках вселенной, в виде человека или светящегося элемента, или окаменевшего камня. Образные представления души, как правило, соответствуют пространству, где ее обнаруживает шаман. Он забирает ее оттуда пряча в складках одежды, или вдыхая в себя, или же отбирает ее, побеждая в сражении со злым духом. Духи – помощники, выступаемые чаще всего виде животных или духи покровители помогают ему в этом непростом путешествии, наставляя и указывая путь.
*
В завершении хотелось бы отметить, что страдание и боль, утрата души в рамках архаической цивилизации никогда и нигде не воспринимались как «слепые» и лишенные смысла» (Мирча Миф о вечном возвращении). Шаманские ритуалы служили не только средством исцеления, связью с различными мирами, но и благодаря этому способствовали поддержанию тождества между мирами, способствуя росту духовного наследия племени.
*
(Взято с форума "Мистерия волшебства")