АЛЕФ –
парадокс Бога и человека
Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.
*
Вода впервые упомянута в Торе в рассказе о первом дне Творения: «И дух Бога носился над поверхностью воды». Тогда верхние и нижние воды не были разделены, это было состояние «вода в воде». На второй день их разделил небосвод.
*
В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а нижняя вода «холодная» с чувством разделения и разочарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первичное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чувство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его возвышенность, тем сильнее экзистенциальная пропасть между реальностями Бога и униженностью человека.
*
Талмуд рассказывает о четырех мудрецах, вошедших в Пардес, которых раби Акива предупредил: когда войдете в чистые мраморные чертоги, не говорите «вода, вода», ибо сказано: «Лжец не устоит перед Моими глазами». Аризаль объясняет: это место соединения верхних и нижних вод, и не следует говорить, как бы разделяя: вода-вода. Место чистого мрамора – место Истины, где Божественная сила одновременно являет обе противоположности. По словам рава Шалома бен Адрет, это парадокс парадоксов. Здесь возвышенность Бога и Его близость к человеку соединяется с «униженностью человека» и его отдаленностью от Бога.
*
Тора начинается с Бет Берешит, а десять заповедей с Алеф. Мидраш говорит, что «высшая реальность» была отделена от «низшей» – Бог постановил, чтобы одна не опускалась и вторая не поднималась. Но, дав Тору, отменил декрет, Сам первый сошел, как написано: «И спустился Бог на гору Синай». А низшая реальность поднялась: «И Моше приблизился к облаку». Соединение высшей реальности и низшей реальности, двух йуд с помощью вав – тайна буквы Алеф.
*
АЛЕФ
*
ФОРМА: Йуд сверху и йуд снизу с вавом, одновременно разделяющим и соединяющим – секрет образа, по которому был сотворен человек.
*
Миры
*
Верхние и нижние воды разделены небосводом.
*
В мире:
*
Верхняя и нижняя атмосфера, океан и воды. Энергетические волны, атмосфера, цикл воды.
*
В теле человека
*
Дыхательная система, диафрагма, пищеварительная система.
*
Внутричерепная жидкость, мембрана, внутримозговая жидкость.
*
Души
*
Чувствовать одновременно близость к Богу и удаленность от Него с преданностью Торе и мицвот, балансируя между этими эмоциями.
*
«Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны».
*
Божественность
*
Трансцендентный и имманентный свет с сокращением (цимцум) и влиянием (решиму) между ними.
*
Человек в совершенном союзе с Божественной Волей Бога.
*
Название буквы: Бык, тысяча, учение, хозяин.
*
Миры
*
Бык – физическая реальность, низшая животная душа.
*
Тысяча – множественность в Творении, «тысяча гор, объеденных быком».
*
Ярмо быка, подчиняющего в тысячу раз больше и возвращающийся к единству.
*
Души
*
«Я научу тебя мудрости». Корень души исходит из мудрости Бога.
*
Прямое прозрение божественной истины. Быть ничем.
*
Божественность
*
«Владыка вселенной»
*
Божественное Одно раскрывается во множестве сотворенного.
*
ЧИСЛО: Один
*
Миры:
*
Прежде всего, все подсчитываемые числа.
*
Начало процесса в природе и продолжение в мировых событиях.
*
Считает «что-то из чего-то».
*
Души
*
«Один народ на земле».
*
Органическое единство всех еврейских душ.
*
Счет «чего-то из ничего».
*
Божественность
*
«Бог Один»: абсолютное единство Бога.
*
«Нет ничего кроме Него»: «Один, единственный и уникальный».
*
Считает «ничто из чего-то».
*
ФОРМА
*
В Зоаре форма Алеф представляет «образ Бога», по которому создан человек. А-дам: Алеф – бецалмену, «наш образ», дам – кидмутену, «как наше подобие».
*
На уровне Миров, алеф – парадокс человека, ограниченной твари, но несущей образ Бога. На уровне Душ, это парадокс бесконечного Бога, отраженного в душе человека (еврея, живущего Торой и заповедями). На уровне Божественности, парадокс выражен фразой, которую говорят о Моше и цадиках – «человек Бога», единого с Его волей. Его безграничная воля – это «образ» в нем, источник Его открытой воли, выраженной в конечных мицвот. Задача «человека Бога» – «бегать и возвращаться» от Источника, Его Сути – к мицвот, для максимального выражения Его воли, «объединяя Тору с Богом». И это секрет потенциала Бет, буквы Цели – «создавая обитель внизу», раскрывая потенциал Алефа.
*
Миры
*
На самом материальном, физическом уровне это атмосфера, по которой сверху плывут облака, а под ней – воды морей и рек. На более тонком уровне, это высшие слои атмосферы, электромагнитные волны и другие поля, а внизу вся гидрологическая система.
*
В теле человека – это диафрагма, разделяющая и соединяющая верхние воды – дыхательную систему – и нижние воды, пищеварительную систему. Высшие воды омывают, питают все тело, и нижние воды очищают еду от шлаков, несут питание.
*
На высшем уровне – это оболочка мозга, разделяющая «жидкость» интеллекта от духовного потенциала сверхсознания.
*
Души
*
На уровне души, высшие воды – радость близости к Творцу, когда человека ведут глаза Провидения и к нему протянуты руки Милосердия. А нижние воды – горечь удаленности от Творца, часть страдания неочищенного, неискупленного мира.
*
«Плачут нижние воды: хотим близости к Богу» – как верхние воды. Но это произойдет лишь во время окончательного освобождения, когда «Я заставлю нечистый дух удалиться с земли».
*
Вав в алефе сначала разделяет, а потом соединит воды – это сила Торы и мицвот. Подчиняя себя служению Богу с помощью Торы и мицвот, человек достигает баланса, в том числе противоположных чувств – радости близости и горя отдаленности. Радость изучения мудрости Торы соединяет с высшей радостью, а искреннее принятие ярма мицвот – с горечью отдаленности. Идеальный баланс и одновременное переживание радости и горечи выражен в Зоаре: «Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны». Сила, которая вносит эти чувства, – даат, секрет буквы вав, которая приходит в награду за принятие Торы и заповедей.
*
Божественность
*
Хасидут учит, что свет Бога исходит двумя путями: как Трансцендентный свет (совев коль оламин – окружающий все миры), охватывающий всю реальность, и Имманентный свет (мемале коль оламин – наполняющий все миры), который раскрывается каждому (сосуду), согласно его способности воспринимать. Верхний йуд представляет Трансцендентный свет, а нижний – Имманентный. Вав, вначале разделяющий, а потом соединяющий эти два Божественных света – секрет первичного сокращения (цимцума) беспредельного света Бога (содержащего корни обоих светов) вместе с впечатлением (решиму) этого света, которое остается после сокращения. Это впечатление соединяет две формы света, как преданность Торе и мицвот (сила которой исходит от впечатления полученного сознанием плода, когда его учили Торе в утробе матери) соединяет противоположности радости и горя души.
*
Истинная радость – только быть «погруженным» в Сущность Бога (леештаве бегуфа малка) посредством связи с Трансцендентным светом.
*
НАЗВАНИЕ
*
Алеф значит бык, тысяча, учение, властелин.
*
Миры
*
Бык – самый основной животный образ, символизирует мирскую реальность в целом. «Животная душа» – уровень сознания инстинктивно связанный с физическим творением: «Животный дух нисходит к земле» (а «дух человека» поднимается ввысь, тянется к духовному).
*
1000 – полное выражение множественности, отраженной в физическом творении – 10х10х10. Каждая десятка – полный спектр 10 сфирот, проявляющихся во всех аспектах реальности. На полноту тысячи намекает стих алеф леха Шломо – «тысяча тебе, Шломо». Шломо можно прочесть как шалем – совершенство.
*
«Восполнение» (очищение) множественности (алеф) – возвращение к единству (алеф). Это животное описано как объедающее ежедневно траву с «тысячи гор», ѓарей элеф. Это символ изначального очищения реальности архетипическим чистым животным образом благодаря его тшуве снизу, восхождению к образу Бога после полного погружения в материальное, как учит хасидут.
*
В частности, алеф изображает ярмо быка. Если принимают ярмо, «Много плодов силы быка». Бык пашет землю, у него есть сила нести тысячу (элеф) плодов (а потом переварить их в тшуве) – от одного (алеф) потенциального источника энергии (как в законе сохранения энергии в природе).
*
Души
*
Мудрость относится к Душам – учат душу, а потом она воспринимает мудрость. Еврейская душа извлекается прямо из мудрости Бога, как семя из мозга, седалища мудрости. Поэтому Тора передана еврейскому народу как детям Бога. Вав, представляющая Тору и заповеди, раскрывает внутреннюю связь мудрости в наших душах, чье главное содержание – чувство отсутствия эго перед мудростью Бога. Обретая такое откровение, душа становится источником притока новых прозрений, как сказал Баал Шем Тов: «Душа человека учит его».
*
Так сделал Элиѓу, один из главных образов души Машиаха в Торе (его полное имя Элиѓу бен Брахель равно 358=Машиах). Он раскрывает свое обращение к Иову и его трем друзьям: «Я юн днями, а вы старики, поэтому боюсь раскрыть вам свое понимание. Я сказал, что дни будут говорить и многие годы сообщат мудрость. Но дух в человеке, и душа Всемогущего дарует ему понимание». «Аккумулируемое знание» «дней, которые будут говорить и многих лет, которые сообщат мудрость» – это секрет последовательности букв от бет до тав. Поэтому время Творения начинается с бет Берешит (В начале). А прямое прозрение духом человека всеохватной мудрости Бога – вневременный процесс – секрет буквы алеф. Первое свое обращение Элигу заканчивает фразой: эхреш вээлефха хохма – молчи и научу тебя мудрости. А начинается фраза словами им эйн ата Шма ли – «если нет у тебя (ответа), слушай меня». Но, меняя огласовку, получаем «Если ты ничто – слушай меня». Быть «ничто» – глубочайшая суть мудрости еврейской души, сосуда, способного слушать и учиться истинной мудрости, это секрет буквы алеф.
*
Божественность
*
Наши мудрецы называют Бога Алуф шель олам – Владыка вселенной. Слово эхад интерпретируется как Алеф. Владыка вселенной – один в хет, 8, семи уровней небес и земли, и в далет – четырех сторонах света. По контрасту с элеф (тысяча) – множественности – алеф на уровне Миров, здесь алеф символизирует единство Бога.
*
«Не похожи пути человека на пути Бога. Человек выпускает стрелу и не может ее вернуть, а Бог пускает стрелы и может вернуть, будто они не покидают Его руки». Образ Бога как стрелка из лука относится к способности Его Единства творить («стрелять» в реальность) миры, множественность. Стрела, хец, на иврите также значит половину (хаци), как бы способность расщеплять изначальное единство. Источник единства «возвращает» множество, раскрывая его внутреннее Божественное Единство – Эйха эрдоф эхад элеф – как один может преследовать тысячу? Эти слова из Торы кабала интерпретирует как относящиеся к алефу: один (единство) преследует (чтобы «вернуть») тысячу (множество) – это секрет Божественного парадокса. В эйха ирдоф эхад элеф гематрия начальных букв четырех слов (алеф, йуд, алеф, алеф) – 13, как у слова эхад – один. А последних букв (гей, пэ, далет, пэ) – 169=13х13=адам+алеф+эхад – это три слова для формы, имени и числа в букве Алеф. Человек (образ Бога), элеф (1000) и один – все они начинаются с алеф.
*
ЧИСЛО
*
Буква алеф – один.
*
Миры
*
Один – начало ряда чисел. Уровень один называется эхад амануй – «подсчитываемая единица» – начальная точка или первопричина всей последовательности мировых событий. Причинность и эволюция – естественные феномены, исходящие из эхад амануй – источника всех законов природы, как раскрывается сознанию благодаря рациональному процессу индукции. Тихое алеф в первом слове Торы Берешит (בראשית) на уровне Миров – это эхад амануй. Эта тишина (хаш) включена в первую слышимую (маль) букву Творения, бет (2), которой начинается процесс рациональной дедукции.
*
Слово эмуна (вера), первую силу души, можно прочесть как алеф монэ – алеф считает – считает всю реальность от одного. На уровне Миров «счет» миров от одного – это счет «чего-то из чего-то, как причинность и эволюция.
*
Свободный выбор и Божественное Провидение (Направление), как и причинность и эволюция, проявляются только с перспективы высших уровней «Одного».
*
Души
*
Одна из Душ – органическое единство еврейского народа, сплав всех еврейских душ. Впервые это проявилось, когда евреи подошли к горе Синай, и сказано ваихан шам – и остановился там. Раши комментирует: как один человек с одним сердцем. Единство и любовь – предпосылки получения Торы. Это единство стало сосудом, способным принять Одного, чтобы сделал Себе место, «нисходя» в наши сердца.
*
Тора повелевает войти в Землю Израиля, чтобы достичь постоянного проявления этого откровения. Проникаясь единством Бога через Тору, наша цель – укоренить это сознание в земле. Мы названы гой эхад баарец – «один народ на земле».
*
Гематрия гой эхад (один народ) = лев (сердце), «как один человек с одним сердцем». А вся фраза = 325=13х25. Это сумма всех чисел от 1 до 25, где средняя точка последовательности или «сердце» – 13, эхад, один. Единство на уровне Душ происходит в сердце. (На уровне Миров единство отражается в печени, а на уровне Божественности во внутреннем оке Сознания.) Гематрия Эрец Исраэль – 832=26 (13х2 – Шем Гавайе)х32 (лев-сердце).
*
Здесь эмуна как алеф Моне – секрет одного, который считает все как «что-то из ничего» (в отличие от уровня Миров где «что-то из чего-то»). Сам считающий не поддается счету, не имея отношения к подсчитываемой реальности. Счетчик – одно, единство всех душ Израиля, потому что «эйн (ничто) мазаль леИсраэль», как учит Бааль Шем Тов. Это «творческое искусство» (אמנות, оманут, от слова эмуна, вера) души, «партнера» Бога в Творении.
*
Как Божественное Провидение над всем миром распространяется от Его Внимания к земле Израиля, так плоды нашего сознания Единого распространяются от нашей связи со Святой землей. Этих плодов достаточно, чтобы обеспечивать духовной поддержкой все народы земли.
*
Божественность
*
Шма, Исраэль… – это единство не связано с тем, что можно посчитать на уровне Миров или органического единства на уровне Душ. Не имея рационального определения и охватывающее всю реальность, это единство выражается только во фразе, описывающей откровение на Синае: «Вам было показано, чтобы вы знали, Бог – это Бог, и нет ничего кроме Него». Мидраш, комментируя Шма, добавляет, что нет ничего подобного Ему. А хасидут говорит, что слово один относится к глубочайшему уровню Сути Бога, несравнимой со всем другим, и это «парадокс парадоксов».
*
Шма, Исраэль – наставление Моше его поколению войти и заселить землю Израиля, «землю, текущую молоком и медом». Во фразе Шма Исраэль Ашем Элокену Ашем Эхад 25 букв, в середине тринадцатая – Алеф в слове Элокену (наш Бог), гематрия этого имени 102 = Эмуна. На уровне Божественности счет всего от Одного, «ничего из чего-то», потому что все, что есть – ничто по сравнению с Ним. Это секрет «перспективы Свыше» – Даат Эльон. А сотворение «чего-то из ничего» – это сознание перспективы снизу (Даат Тахтон), как учит хасидут. Вся «считаемая реальность» – ничто абстрактных чисел, а Счетчик неисчислим, Его Реальность и Единство – вне числа, непостижимо для ориентированного на числа сознания всего Творения.