АЛЕФ –
парадокс Бога и человека

Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.
*
Вода впервые упомянута в Торе в рассказе о первом дне Творения: «И дух Бога носился над по­верхностью воды». Тогда верхние и нижние воды не были разделены, это было состояние «вода в воде». На второй день их разделил небосвод.
*
В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а ниж­няя вода «холодная» с чувством разделения и раз­очарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первич­ное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чув­ство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его воз­вышенность, тем сильнее экзистенциальная про­пасть между реальностями Бога и униженностью человека.
*
Талмуд рассказывает о четырех мудрецах, во­шедших в Пардес, которых раби Акива предупре­дил: когда войдете в чистые мраморные чертоги, не говорите «вода, вода», ибо сказано: «Лжец не ус­тоит перед Моими глазами». Аризаль объясняет: это место соединения верхних и нижних вод, и не следует говорить, как бы разделяя: вода-вода. Ме­сто чистого мрамора – место Истины, где Божест­венная сила одновременно являет обе противопо­ложности. По словам рава Шалома бен Адрет, это парадокс парадоксов. Здесь возвышенность Бога и Его близость к человеку соединяется с «униженно­стью человека» и его отдаленностью от Бога.
*
Тора начинается с Бет Берешит, а десять запо­ведей с Алеф. Мидраш говорит, что «высшая ре­альность» была отделена от «низшей» – Бог поста­новил, чтобы одна не опускалась и вторая не под­нималась. Но, дав Тору, отменил декрет, Сам пер­вый сошел, как написано: «И спустился Бог на гору Синай». А низшая реальность поднялась: «И Моше приблизился к облаку». Соединение высшей реаль­ности и низшей реальности, двух йуд с помощью вав – тайна буквы Алеф.
*
АЛЕФ
*
ФОРМА: Йуд сверху и йуд снизу с вавом, одно­временно раз­деляющим и соединяющим – секрет образа, по ко­торому был сотворен человек.
*
Миры
*
Верхние и нижние воды разделены небосводом.
*
В мире:
*
Верхняя и нижняя атмосфера, океан и воды. Энер­гетические волны, атмосфера, цикл воды.
*
В теле человека
*
Дыхательная система, диафрагма, пищевари­тельная система.
*
Внутричерепная жидкость, мембрана, внутри­мозго­вая жидкость.
*
Души
*
Чувствовать одновременно близость к Богу и уда­ленность от Него с преданностью Торе и мицвот, балансируя между этими эмоциями.
*
«Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны».
*
Божественность
*
Трансцендентный и имманентный свет с сокраще­нием (цимцум) и влиянием (решиму) между ними.
*
Человек в совершенном союзе с Божественной Во­лей Бога.
*
Название буквы: Бык, тысяча, учение, хозяин.
*
Миры
*
Бык – физическая реальность, низшая животная душа.
*
Тысяча – множественность в Творении, «тысяча гор, объеденных быком».
*
Ярмо быка, подчиняющего в тысячу раз больше и возвращающийся к единству.
*
Души
*
«Я научу тебя мудрости». Корень души исходит из мудрости Бога.
*
Прямое прозрение божественной истины. Быть ни­чем.
*
Божественность
*
«Владыка вселенной»
*
Божественное Одно раскрывается во множестве со­творенного.
*
ЧИСЛО: Один
*
Миры:
*
Прежде всего, все подсчитываемые числа.
*
Начало процесса в природе и продолжение в миро­вых событиях.
*
Считает «что-то из чего-то».
*
Души
*
«Один народ на земле».
*
Органическое единство всех еврейских душ.
*
Счет «чего-то из ничего».
*
Божественность
*
«Бог Один»: абсолютное единство Бога.
*
«Нет ничего кроме Него»: «Один, единственный и уникальный».
*
Считает «ничто из чего-то».
*
ФОРМА
*
В Зоаре форма Алеф представляет «образ Бога», по которому создан человек. А-дам: Алеф – бецалмену, «наш образ», дам – кидмутену, «как наше подобие».
*
На уровне Миров, алеф – парадокс человека, ограниченной твари, но несущей образ Бога. На уровне Душ, это парадокс бесконечного Бога, отра­женного в душе человека (еврея, живущего Торой и заповедями). На уровне Божественности, парадокс выражен фразой, которую говорят о Моше и цади­ках – «человек Бога», единого с Его волей. Его без­граничная воля – это «образ» в нем, источник Его открытой воли, выраженной в конечных мицвот. Задача «человека Бога» – «бегать и возвращаться» от Источника, Его Сути – к мицвот, для максималь­ного выражения Его воли, «объединяя Тору с Бо­гом». И это секрет потенциала Бет, буквы Цели – «создавая обитель внизу», раскрывая потенциал Алефа.
*
Миры
*
На самом материальном, физическом уровне это атмосфера, по которой сверху плывут облака, а под ней – воды морей и рек. На более тонком уровне, это высшие слои атмосферы, электромаг­нитные волны и другие поля, а внизу вся гидроло­гическая система.
*
В теле человека – это диафрагма, разделяющая и соединяющая верхние воды – дыхательную сис­тему – и нижние воды, пищеварительную систему. Высшие воды омывают, питают все тело, и нижние воды очищают еду от шлаков, несут питание.
*
На высшем уровне – это оболочка мозга, раз­деляющая «жидкость» интеллекта от духовного по­тенциала сверхсознания.
*
Души
*
На уровне души, высшие воды – радость бли­зости к Творцу, когда человека ведут глаза Прови­дения и к нему протянуты руки Милосердия. А нижние воды – горечь удаленности от Творца, часть страдания неочищенного, неискупленного мира.
*
«Плачут нижние воды: хотим близости к Богу» – как верхние воды. Но это произойдет лишь во время окончательного освобождения, когда «Я заставлю нечистый дух удалиться с земли».
*
Вав в алефе сначала разделяет, а потом соеди­нит воды – это сила Торы и мицвот. Подчиняя себя служению Богу с помощью Торы и мицвот, человек достигает баланса, в том числе противоположных чувств – радости близости и горя отдаленности. Ра­дость изучения мудрости Торы соединяет с высшей радостью, а искреннее принятие ярма мицвот – с горечью отдаленности. Идеальный баланс и одно­временное переживание радости и горечи выражен в Зоаре: «Плач в моем сердце с одной стороны и радость с другой стороны». Сила, которая вносит эти чувства, – даат, секрет буквы вав, которая при­ходит в награду за принятие Торы и заповедей.
*
Божественность
*
Хасидут учит, что свет Бога исходит двумя путями: как Трансцендентный свет (совев коль ола­мин – окружающий все миры), охватывающий всю реальность, и Имманентный свет (мемале коль ола­мин – наполняющий все миры), который раскрыва­ется каждому (сосуду), согласно его способности воспринимать. Верхний йуд представляет Транс­цендентный свет, а нижний – Имманентный. Вав, вначале разделяющий, а потом соединяющий эти два Божественных света – секрет первичного со­кращения (цимцума) беспредельного света Бога (содержащего корни обоих светов) вместе с впечат­лением (решиму) этого света, которое остается по­сле сокращения. Это впечатление соединяет две формы света, как преданность Торе и мицвот (сила которой исходит от впечатления полученного соз­нанием плода, когда его учили Торе в утробе ма­тери) соединяет противоположности радости и горя души.
*
Истинная радость – только быть «погружен­ным» в Сущность Бога (леештаве бегуфа малка) по­средством связи с Трансцендентным светом.
*
НАЗВАНИЕ
*
Алеф значит бык, тысяча, учение, властелин.
*
Миры
*
Бык – самый основной животный образ, сим­волизирует мирскую реальность в целом. «Живот­ная душа» – уровень сознания инстинктивно свя­занный с физическим творением: «Животный дух нисходит к земле» (а «дух человека» поднимается ввысь, тянется к духовному).
*
1000 – полное выражение множественности, отраженной в физическом творении – 10х10х10. Каждая десятка – полный спектр 10 сфирот, прояв­ляющихся во всех аспектах реальности. На полноту тысячи намекает стих алеф леха Шломо – «тысяча тебе, Шломо». Шломо можно прочесть как шалем – совершенство.
*
«Восполнение» (очищение) множественности (алеф) – возвращение к единству (алеф). Это жи­вотное описано как объедающее ежедневно траву с «тысячи гор», ѓарей элеф. Это символ изначального очищения реальности архетипическим чистым жи­вотным образом благодаря его тшуве снизу, восхо­ждению к образу Бога после полного погружения в материальное, как учит хасидут.
*
В частности, алеф изображает ярмо быка. Если принимают ярмо, «Много плодов силы быка». Бык пашет землю, у него есть сила нести тысячу (элеф) плодов (а потом переварить их в тшуве) – от одного (алеф) потенциального источника энергии (как в законе сохранения энергии в природе).
*
Души
*
Мудрость относится к Душам – учат душу, а потом она воспринимает мудрость. Еврейская душа извлекается прямо из мудрости Бога, как семя из мозга, седалища мудрости. Поэтому Тора передана еврейскому народу как детям Бога. Вав, представ­ляющая Тору и заповеди, раскрывает внутреннюю связь мудрости в наших душах, чье главное содер­жание – чувство отсутствия эго перед мудростью Бога. Обретая такое откровение, душа становится источником притока новых прозрений, как сказал Баал Шем Тов: «Душа человека учит его».
*
Так сделал Элиѓу, один из главных образов души Машиаха в Торе (его полное имя Элиѓу бен Брахель равно 358=Машиах). Он раскрывает свое обращение к Иову и его трем друзьям: «Я юн днями, а вы старики, поэтому боюсь раскрыть вам свое понимание. Я сказал, что дни будут говорить и многие годы сообщат мудрость. Но дух в человеке, и душа Всемогущего дарует ему понимание». «Ак­кумулируемое знание» «дней, которые будут гово­рить и многих лет, которые сообщат мудрость» – это секрет последовательности букв от бет до тав. Поэтому время Творения начинается с бет Берешит (В начале). А прямое прозрение духом человека всеохватной мудрости Бога – вневременный про­цесс – секрет буквы алеф. Первое свое обращение Элигу заканчивает фразой: эхреш вээлефха хохма – молчи и научу тебя мудрости. А начинается фраза словами им эйн ата Шма ли – «если нет у тебя (от­вета), слушай меня». Но, меняя огласовку, полу­чаем «Если ты ничто – слушай меня». Быть «ничто» – глубочайшая суть мудрости еврейской души, со­суда, способного слушать и учиться истинной муд­рости, это секрет буквы алеф.
*
Божественность
*
Наши мудрецы называют Бога Алуф шель олам – Владыка вселенной. Слово эхад интерпрети­руется как Алеф. Владыка вселенной – один в хет, 8, семи уровней небес и земли, и в далет – четырех сторонах света. По контрасту с элеф (тысяча) – множественности – алеф на уровне Миров, здесь алеф символизирует единство Бога.
*
«Не похожи пути человека на пути Бога. Че­ловек выпускает стрелу и не может ее вернуть, а Бог пускает стрелы и может вернуть, будто они не покидают Его руки». Образ Бога как стрелка из лука относится к способности Его Единства творить («стрелять» в реальность) миры, множественность. Стрела, хец, на иврите также значит половину (хаци), как бы способность расщеплять изначальное единство. Источник единства «возвращает» множе­ство, раскрывая его внутреннее Божественное Единство – Эйха эрдоф эхад элеф – как один может преследовать тысячу? Эти слова из Торы кабала ин­терпретирует как относящиеся к алефу: один (един­ство) преследует (чтобы «вернуть») тысячу (множе­ство) – это секрет Божественного парадокса. В эйха ирдоф эхад элеф гематрия начальных букв четырех слов (алеф, йуд, алеф, алеф) – 13, как у слова эхад – один. А последних букв (гей, пэ, далет, пэ) – 169=13х13=адам+алеф+эхад – это три слова для формы, имени и числа в букве Алеф. Человек (об­раз Бога), элеф (1000) и один – все они начинаются с алеф.
*
ЧИСЛО
*
Буква алеф – один.
*
Миры
*
Один – начало ряда чисел. Уровень один на­зывается эхад амануй – «подсчитываемая единица» – начальная точка или первопричина всей последо­вательности мировых событий. Причинность и эво­люция – естественные феномены, исходящие из эхад амануй – источника всех законов природы, как раскрывается сознанию благодаря рациональному процессу индукции. Тихое алеф в первом слове Торы Берешит (בראשית) на уровне Миров – это эхад амануй. Эта тишина (хаш) включена в первую слышимую (маль) букву Творения, бет (2), которой начинается процесс рациональной дедукции.
*
Слово эмуна (вера), первую силу души, можно прочесть как алеф монэ – алеф считает – считает всю реальность от одного. На уровне Миров «счет» миров от одного – это счет «чего-то из чего-то, как причинность и эволюция.
*
Свободный выбор и Божественное Провиде­ние (Направление), как и причинность и эволюция, проявляются только с перспективы высших уров­ней «Одного».
*
Души
*
Одна из Душ – органическое единство еврей­ского народа, сплав всех еврейских душ. Впервые это проявилось, когда евреи подошли к горе Синай, и сказано ваихан шам – и остановился там. Раши комментирует: как один человек с одним сердцем. Единство и любовь – предпосылки получения Торы. Это единство стало сосудом, способным принять Одного, чтобы сделал Себе место, «нис­ходя» в наши сердца.
*
Тора повелевает войти в Землю Израиля, чтобы достичь постоянного проявления этого от­кровения. Проникаясь единством Бога через Тору, наша цель – укоренить это сознание в земле. Мы названы гой эхад баарец – «один народ на земле».
*
Гематрия гой эхад (один народ) = лев (сердце), «как один человек с одним сердцем». А вся фраза = 325=13х25. Это сумма всех чисел от 1 до 25, где средняя точка последовательности или «сердце» – 13, эхад, один. Единство на уровне Душ происходит в сердце. (На уровне Миров единство отражается в печени, а на уровне Божественности во внутреннем оке Сознания.) Гематрия Эрец Исраэль – 832=26 (13х2 – Шем Гавайе)х32 (лев-сердце).
*
Здесь эмуна как алеф Моне – секрет одного, который считает все как «что-то из ничего» (в от­личие от уровня Миров где «что-то из чего-то»). Сам считающий не поддается счету, не имея отно­шения к подсчитываемой реальности. Счетчик – одно, единство всех душ Израиля, потому что «эйн (ничто) мазаль леИсраэль», как учит Бааль Шем Тов. Это «творческое искусство» (אמנות, оманут, от слова эмуна, вера) души, «партнера» Бога в Творе­нии.
*
Как Божественное Провидение над всем ми­ром распространяется от Его Внимания к земле Из­раиля, так плоды нашего сознания Единого распро­страняются от нашей связи со Святой землей. Этих плодов достаточно, чтобы обеспечивать духовной поддержкой все народы земли.
*
Божественность
*
Шма, Исраэль… – это единство не связано с тем, что можно посчитать на уровне Миров или ор­ганического единства на уровне Душ. Не имея ра­ционального определения и охватывающее всю ре­альность, это единство выражается только во фразе, описывающей откровение на Синае: «Вам было по­казано, чтобы вы знали, Бог – это Бог, и нет ничего кроме Него». Мидраш, комментируя Шма, добав­ляет, что нет ничего подобного Ему. А хасидут го­ворит, что слово один относится к глубочайшему уровню Сути Бога, несравнимой со всем другим, и это «парадокс парадоксов».
*
Шма, Исраэль – наставление Моше его поко­лению войти и заселить землю Израиля, «землю, текущую молоком и медом». Во фразе Шма Исра­эль Ашем Элокену Ашем Эхад 25 букв, в середине тринадцатая – Алеф в слове Элокену (наш Бог), ге­матрия этого имени 102 = Эмуна. На уровне Боже­ственности счет всего от Одного, «ничего из чего-то», потому что все, что есть – ничто по сравнению с Ним. Это секрет «перспективы Свыше» – Даат Эльон. А сотворение «чего-то из ничего» – это соз­нание перспективы снизу (Даат Тахтон), как учит хасидут. Вся «считаемая реальность» – ничто абст­рактных чисел, а Счетчик неисчислим, Его Реаль­ность и Единство – вне числа, непостижимо для ориентированного на числа сознания всего Творе­ния.