БЕТ
ב
Цель: жилище для Бога внизу
Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга "Еврейские буквы".
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги "Еврейские буквы" нужны спонсоры.
*
Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Бога: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов». В мидраше сказано, что целью сотворения мира было желание Всевышнего создать Себе жилище в нижней реальности. Исполнение этого желания начинается вместе с сотворением человека, Божественной души, облаченной в физическое тело, и продолжается с ростом человеческого рода, чтобы «покорить» весь мир и сделать его Царством Бога.
*
В Торе приведено подробное описание Мишкана (переносного Храма в пустыне) и его принадлежностей и сказано о его конечном назначении: «И воздвигнут мне Храм (Байт), и Я буду пребывать в них». Мудрецы объясняют: сказано не «в нем», а «в них» – в каждом еврее. «Пребывание в них» является, в сущности, Откровением Божественности народу Израиля, которое всегда есть, но иногда «скрыто в тени», как во время изгнания и разрушения Храма. Когда внутренняя святость народа Израиля, «Святилища Бога», открыта и связана с землей Израиля, земля Израиля расширяется, и, в конце концов, она охватит всю землю (нижнюю реальность): «В будущем земля Израиля распространится на все страны земли».
*
Числовое значение буквы бет, 412 равно числовому значению слова таава, «жажда» или «страсть». Вообще таава – негативное человеческое качество. Но иногда этим словом называют положительную страсть цадика, праведного человека. В одном месте книги Мишлей сказано: «Он исполнит страстное желание праведника» и в другом месте: «Страсть праведников – только добро». Страсть Бога, «Праведника мира», выше всякой логики. На этом уровне нельзя задать вопрос «почему». Как сказал Альте Ребе: «Невозможно спрашивать о причине страсти». Бог – само Добро, поэтому Его страсть – «только добро».
*
«С кем Всевышний, благословен Он, советовался, сотворить ли мир? С душами праведников». «Души праведников» – души всех евреев, как сказано: «Народ Твой – все праведники». Название Бога «Праведник мира» означает абсолютное происхождение душ всех евреев от Его Сущности и единства. Когда душа нисходит, чтобы облечься в конечное сознание и в опыт тела, кажущегося мирским, ее цель – стать праведником внизу в подражание своему Источнику – Праведнику наверху. Это достигается путем очищения страсти, таава, чтобы стать «только добром».
*
Верхний Праведник пребывает в жилище, созданном для Него праведником нижним. В этом самая глубокая страсть Всевышнего. Большая буква бет, первая буква в Торе и в начале Сотворения, выражает эту конечную цель, как сказано: «Конечное действие сначала возникает в мысли». В первом слове Торы, Берешит, три «служебные» буквы – приставка бет и две буквы суффикса: йуд и тав – составляют слово байт, «дом» (соответствующее полному названию буквы бет). Корень слова בראשית, Берешит – рош, означает «голова». Таким образом, при самой естественной перестановке букв слова Берешит получается рош байт – «глава дома». При одной из перестановок букв рош получается ошер, «счастье». Когда праведник привлекает Бога, «Главу», в Его Дом, этот Дом становится местом истинного и вечного счастья.
*
Привлечение вниз «Главы», чтобы Она пребывала в Своем «Доме» внизу, в истинном счастье – это тайна «благословения», браха, слова, которое начинается с буквы бет. Наши Мудрецы учат, что большая буква бет в слове Берешит начинает Сотворение и Тору в целом силой благословения. Бог благословляет Свои творения, созданные Его свойством Доброты, свойством Авраѓама, как объясняется при рассмотрении буквы ѓей. Авраѓам, первая еврейская душа, соответственно одарен Божественной силой благословения, большой буквой бет Сотворения, как сказано: «И ты будешь (орудием) благословения». Позднее, во время его обрезания, к его имени была добавлена маленькая буква ѓей Сотворения, сила привлечения книзу и проявления Божественного благословения и счастья к мельчайшим деталям сотворенного.
*
Благословение священников, биркат коаним, состоит из трех стихов. Число слов в них увеличивается в порядке 3, 5, 7 с одинаковой разницей в 2, бет. Число букв увеличивается в порядке 15, 20, 25 с одинаковой разницей в 5, ѓей. Слова представляют собой полное, или большое сознание, а буквы – частное, или малое сознание.
*
Способность благословлять «полнотой » – сила буквы бет, как сказано: «И полон благословением Бога».
*
Способность привлекать благословение книзу, к мельчайшим деталям реальности, принадлежит букве ѓей.
*
Это служение Авраѓама, и всех евреев после него, ведет к исполнению конечной цели Сотворения, реализации еврейской способности благословлять. Так что власть Царя («Главы дома») простирается и охватывает всю реальность и, тем самым, наделяет всех истинным счастьем.
*
БЕТ
*
ФОРМА: Три соединенные вместе буквы вав с отверстием слева, на «северной стороне».
*
Миры
*
«Зло начинается с севера».
*
Способность человека выбирать добро или зло.
*
Три положительные черты животной души и влечение к дурному.
*
Открытая северная сторона символизирует атрибут смелости и силы.
*
Души
*
Открытая северная сторона символизирует «страх перед Небом».
*
«Все в руках Неба, кроме страха перед Небом».
*
Машиах закроет открытую сторону – интеграция свободной воли и Всезнания.
*
Произнесение слов Торы – раскрытие внутренней искры Машиаха.
*
Божественность
*
Закрытые стороны – Божественное откровение – «Ты» – в мысли, речи и действии.
*
Открытая сторона – Божественное откровение – «Он» – в скрытом сердце – темнота над светом.
*
НАЗВАНИЕ: Дом
*
Миры
*
Физический дом.
*
Метафизический «дом» человека – его отношение к реальности.
*
Все сотворенное – «дом» по отношению к Богу.
*
Сверхсознательное удовольствие – «Человек, не имеющий дома – не человек».
*
Души
*
Женский аспект души, представленный домом.
*
«Дом человека – его жена».
*
Душа как дом Бога – дочь священника.
*
Сила беременности.
*
Божественность
*
Желание Бога, чтобы сделали для него жилище в нижней реальности.
*
Дом имманентности и Дом трансцендентности.
*
ЧИСЛО: Два
*
Миры
*
Начало проявления множественности.
*
Дуалистическая природа Сотворенного.
*
Иерархическая сложность.
*
Души
*
Душа описывается как «вторая после Царя».
*
Йосеф: эффект призмы – откровение ума.
*
Мордехай: эффект времени – откровение сердца.
*
Божественность
*
Божественная сила соединения двух противоположностей.
*
Сокрытие Божественной сути и откровение Его Света.
*
Сокрытие и открытие света на нижнем и высшем уровнях сознания.
*
Тора начинается с большой буквы бет.
*
Имя Ѓавайе и Имя Элоким.
*
«Два неразлучных друга».
*
ФОРМА
*
Буква бет состоит из трех соединенных вместе букв вав, образующих как бы квадрат, но открытый слева. Согласно Торе, верхняя линия квадрата обращена к востоку, правая сторона обращена к югу и нижняя сторона обращена к западу. Открытая сторона обращена к северу.
*
МИРЫ
*
На этом уровне форма буквы бет представляет борьбу человека со злом. Естественная, животная душа еврея представляет собой смесь добра и зла. Ее три положительные характеристики – «скромность, милосердие и доброта» – можно рассматривать как соответствующие трем буквам вав в букве бет. Влечение к дурному, негативная черта души, соответствует открытой, северной стороне. С этой стороны Бог как бы позволяет дурному искушению вступить в мир. Поэтому сказано: «зло начинается с севера» – враги Израиля будут атаковать с севера. В кабале «север» соответствует сфире гвура, «сила». Сам духовный источник севера представляет собой силу преодолевать и покорять его нижнее проявление, «открытый север» этого мира. Бог дает душе силу преодолевать свою склонность к дурному, как учат наши Мудрецы: «Кто силен, гибор (от слова гвура, «сила», север)? – Кто побеждает свои дурные склонности». Способность быть «сильной» дается душе при рождении, в момент ее вступления в этот мир и первой встречи с «открытым севером». Эта сила сообщается посредством заклинания: «Будь праведником и не будь грешником. И даже если весь мир говорит тебе, что «ты праведник», смотри на себя как на грешника». «Смотреть на себя как на грешника» значит постоянно видеть реальность «открытого севера», оставаясь смелым и полным уверенности в победе над ним – с Божьей помощью. Ежегодно в день рождения человека по еврейскому календарю эта сила особенно ярко «сияет», и потому в этот день особенно сильно пробуждается осознание этого мощного источника «силы».
*
И еврейскому народу в целом дана свыше сила покорения недругов. День рождения еврейского народа – это день исхода из Египта, освобождение, с помощью сильной руки Бога, от порабощения нормами и ограничениями общества. Воспоминание об этом ежегодно отмечается на Седере, где доводится до нашего сознания, что Божественная сила избавляет нас и внешне, и внутренне.
*
ДУШИ
*
«Все в руках Неба, кроме страха перед Небом». Открытая сторона буквы бет, север, представляет собой как страх и трепет в душе, так и силу. Учение хасидизма считает страх основной мотивацией актов силы. Открытая сторона буквы бет, поле битвы свободной воли, на более глубоком уровне сознания и эмоций Божественной души отвечает служению души, направленному на приобретение страха перед Небом. Достижение страха – существенный «акт» души, проявление врожденной силы свободной воли. От открытой стороны буквы бет порождается следующая за ней буква, гимел, «бег» которой символизирует свободу воли, о чем говорится дальше.
*
Наши Мудрецы учат, что Машиах, который завершит дело Творения, будет тем, кто закроет четвертую сторону буквы бет. Так бет превратится в закрытую конечную мем, что поясняется при разборе формы этой буквы. Машиах откроет, что хотя свобода воли истинна, в перспективе души (тайна открытой стороны буквы бет), всеведение Бога пронизывает все существующее (тайна закрытой буквы мем). И как парадокс, свобода воли и всеведение Бога существуют одновременно. Истинность свободы воли – то же, что истинность Божественной души евреев, подлинной частицы Бога. Истинность всеведения – это истинность Бесконечной Сущности Бога. Конечная тайна такого интегрированного сознания в том, что свобода воли души есть сама свобода воли Бога, ибо во времена Машиаха сознание душ и сознание Бога сольются воедино. Машиах откроет неведомые глубины Торы, которая будет действовать как катализатор, соединяющий в сознании души и Божественность.
*
Письменная Тора начинается с буквы бет в слове Берешит, «в начале», а Устная Тора заканчивается закрытой буквой мем в слове бе-шалом, «в мире». Соединение этих двух букв составляет слово бам, содержащееся в велении постоянно изучать Тору и говорить о ней: «И будете говорить о них». Говоря «о них», начиная от написанного начала и кончая устным концом, человек открывает свою врожденную «искру Машиаха», способность соединить понятие свободной воли, Берешит (решит хохма ират Ашем, «начало мудрости – трепет перед Богом»), с понятием полного Всеведения, бешалом («чтобы увеличить царствование и мир до бесконечности» – всеохватное Царство Бога, открытое на земле).
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
Бывают периоды, когда Бог открывает нам Свое присутствие, а иногда скрывается. Когда открывается, мы способны обращаться к Нему на «Ты». Когда скрывается, говорим о Нем «Он». В составе эти двух слов, ата, «Ты», и ѓу «Он», есть четыре разные буквы, из которых состоит слово таава, «страстное желание», числовое значение которого равно числовому значению буквы бет, как объяснялось выше. В полном написании ата ѓу равно 418 – гематрия буквы хет, представляющей собой тайну жизненной динамики бега ввысь, к непознанному «Он», и возвращения книзу с обогащенным сознанием «Ты».
*
Видимые линии бет символизируют уровни Божественного раскрытия, а недостающий север говорит о сокрытии Божественного Присутствия. В более глубоком смысле, всякое осознанное раскрытие само заключает в себе потаенный сверхсознательный уровень сокрытия. Три видимые линии буквы бет отвечают трем общим уровням осознанного раскрытия: уму, сердцу и действию. Горизонтальные линии ума и действия, «неба» и «земли», соединены вертикальной линией сердца, эмоции («движение души между небом и землей»), с правой стороны. Невидимая левая линия, сокровенное «левое сердце», – это намек на служение левитов (тайна левой стороны в кабале), чтобы достигнуть сверхсознательного сокрытия, стоящего над раскрытием, как сказано: «Леви служит (на уровне) Он».
*
Как под светом есть тьма, в смысле утаения света от сознания, есть она и над светом, в смысле абсолютного сознания, которое выше любого возможного раскрытия света. В нашем мире мы связаны с этой высшей тьмой только через простую веру. В будущем мы познаем эту тьму так же, как знаем свет. Тогда сама тьма станет «сиять» с яркостью, несравнимой с любым известным нам светом. Это наиболее глубокое понимание открытой стороны буквы бет: в будущем это будет нечто одновременно открытое (неизвестное и темное) и закрытое (познанное и светлое), как конечная буква мем, и оба эти аспекта будут на уровне Божественного.
*
НАЗВАНИЕ
*
Слово бейт означает «дом».
*
МИРЫ
*
В широкой перспективе дом представляет собой общие рамки отношения человека к миру. Слово бейт происходит либо от корня бана, «строить», либо от корня ба, «прийти». С помощью воспитания и жизненного опыта, человек строит свой дом и вступает в него, чтобы получить уравновешенное и устойчивое отношение к реальности. На более глубоком уровне, все существующее – дом по отношению к Богу, т. е. Божественная «система координат» Бога по отношению к Его проявлению Себя. Буквы первого слова Торы, Берешит, составляют слова рош байт, «Глава дома». Замысел Творения, Божественный акт построения, заключается в том, что «глава», тайна буквы алеф, – раскрытие абсолютного единства Бога – вступает в Его дом, в букву бет.
*
Если переставить буквы слова рош, мы получим ошер, и тогда слово Берешит превращается в бейт ошер, «дом счастья». Счастье человека и его удовлетворенность жизнью во многом связаны с жизнью в доме: «Человек без дома – не человек». Как сознательные и сверхсознательные черты характера человека «подходят» к его одежде и так выявляются, так глубокие черты души – а особенно сверхсознательное удовольствие (ошер) – «подходят» к его дому и тем самым проявляются как счастье.
*
ДУШИ
*
Каждая душа обладает мужским и женским аспектом. Женский аспект души и вообще женщина в иудаизме символизируется домом. Буква бет означает благословение: «У кого нет жены, у того нет благословения». В самый святой день года, в Йом Кипур, первосвященник при служении в Храме прежде всего искупает грехи «свои и своего дома». Мудрецы учат: «Его дом – это его жена» – бейто зу ишто. Неженатый первосвященник не имеет права совершать храмовое служение в Йом Кипур. Искупление грехов, полное исправление души и окончательное благословение Свыше (вообще сила священника состоит в том, что он благословляет народ «с любовью») зависят от единения мужа и жены, двух частей одной души.
*
По отношению к Богу все души – женские. Это невеста в Песне Песней. В частности, еврейская душа называется бат коэн, «дочь священника». Здесь священник символизирует Бога. Слово бат, «дочь», тесно связано со словом байт, «дом». В слове бат, «дочь», выпала бывшая в корне буква нун из слова бен, «сын». Подобно этому слово байт, дом, связано с бана (строить), как уже указывалось. В женщине врожденная сила построения – способность беременеть. В сознании души это качество, называемое бина – понимание, которое в кабале представляет мать. Таким образом, дочь, (бат), на самом деле, потенциальная мать, что вызывает нежные чувства в ее муже. Бити, «моя дочь», – одно из ласковых обращений мужа к жене в Песне Песней. Если душа еврея проявляет себя внизу как «дочь священника» по отношению к Богу, тогда Божественное Присутствие, символизируемое буквой йуд, нисходит, чтобы обитать в душе (бат), образуя слово (байт), «дом».
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
На уровне Божественности дом символизирует конечную цель всего существующего: стать местом обитания внизу для проявления Божественного Присутствия. «Не как Авраѓам, который назвал это место (где впоследствии был построен Храм) «гора», и не как Ицхак, назвавший его «поле», а как Яаков, назвавший его «дом» ». Очнувшись от сна, внушенного ему Богом, Яаков сказал: «Как грозно это место; это не что иное, как дом Бога, и это врата Неба». «Грозный» – Божественный атрибут, соответствующий Яакову в начале молитвы Шмонэ эсре: «Бог Авраѓама, Бог Ицхака и Бог Яакова, великий, сильный и грозный Бог…» Слово «грозный» указывает на раскрытие Божественной Сущности, проявляющейся в способности Бесконечного вступить в конечное. Тот, о ком сказано: «Воистину небо и небеса небес не вмещают меня, и тем более этот Дом», вступает, однако, в Свой конечный дом.
*
Имя Бога в словах Яакова «дом Бога» – это Элоким, числовое значение которого равно числовому значению слова атева, «природа». Это уровень Божественности, пронизывающей природу и раскрывающей себя в ней. В других стихах Храм называется «Дом Ѓавайе». На языке Мудрецов Талмуда, Дом (Храм) называется Бейт абхира, «Дом» избрания. Это выражение взято из стиха «место, которое изберет Господь Бог ваш для обитания там Имени Своего». Или Бейт амикдаш, «Дом святости» (из стиха «И они создадут мне святилище, и Я буду обитать в них»). Выражение «Дом Элоким» имеет отношение к тайне «Избранного Дома», места, где проявляется единение между выбором, свободной волей Бога и человека, как об этом уже говорилось. Так открывается конечная Имманентность Бога. Выражение «Дом Ѓавайе» в особенности относится к тайне «Дома Святости», ибо святость предполагает отделение и трансцендентность, как об этом учит теория хасидизма. Сумма числовых значений этих двух названий, «Дом Элоким» и «Дом Ѓавайе», составляет 36 х 26 (26 – числовое значение Ѓавайе), указывая этим, что в конечном счете опыт всех душ (содержащихся в 36 архетипах душ, душ 36 праведников каждого поколения) в святом Храме, в Доме Бога, вступит на уровень Имени Ѓавайе – «Ѓавайе – наш Бог, Ѓавайе Один».
*
ЧИСЛО
*
Числовое значение буквы бет равно двум.
*
МИРЫ
*
Множество начинается с двух. Это отражено в правиле, которым пользуются Мудрецы при комментировании Торы: меут рабим шнаим, «минимальное множество – два». Поскольку текст Торы всегда устремлен к предельной ясности – при множественном числе без указания количества имеется в виду два.
*
Прежде всего, два говорит о дуалистической природе физической реальности: энергия и масса, день и ночь, солнце и луна, мужчина и женщина и т.п. На более высоких уровнях Душ и Божественности феномен дуализма проявляется в определенных Торой категориях добра и зла, чистого и нечистого, святого и несвятого и т.п. Вообще вся сотворенная реальность обладает двумя взаимозависимыми измерениями: формой и материей. Внутренний дуализм Творения указан начальной буквой Торы, буквой бет.
*
На второй день Творения воды, которые в первый день Творения были созданы как нечто единое, были разделены небосводом надвое: верхние воды и нижние воды, как объяснялось выше. Из этого мы заключаем, что разделение на два первоначально является сознанием двух видов: более высоким и более низким. (Бессознательная) «природа» более высокого – стремление спускаться к более низкому. (Как, например, в физике более высокие «уровни энергии» спускаются к нижним ее «уровням»). В то время как стремление и сознательное желание более низкого (подобно крику-плачу нижних вод) – восхождение или «возвращение» к «более высокому». До дарования Торы велением Бога было: «верхние» не спустятся к «нижним», а «нижние» не поднимутся к «верхним». С дарованием Торы, однако, это веление было отменено, и буква бет Берешит, первого слова в рассказе о Сотворении, стала буквой алеф Торы в слове Анохи, «Я», которым была дарована Тора – Десять Заповедей.
*
Множественность, по сути, – это состояние иерархии (начиная с сознания «верхнего» по отношению к «нижнему») со своей внутренней сложностью. А единство, по существу – состояние равенства («день один») со своей внутренней простотой.
*
ДУШИ
*
В выражении мишне лемелех, «второй после Царя», слово «второй», мишне, – это перестановка букв слова нешама, «душа». Царь – Бог, тайна буквы алеф, как уже объяснялось. Душа – «первый помощник» Бога. Царь советуется со своим «первым помощником», как учат наши Мудрецы: «С кем Бог советовался (сотворить мир или нет)? С душами праведников», то есть с душами всего еврейского народа, ибо «народ Твой – все праведники». Царь поручает своему «первому помощнику» управлять всем, что Ему принадлежит.
*
В Танахе две души были «первыми помощниками» Царя: Йосеф был правой рукой фараона, царя Египта, и Мордехай был первым приближенным Ахашвероша, царя Персии. Кабала и теория хасидизма учат, что даже нееврейский царь (бессознательно) соединен Наверху с Царством небесным (сфира Малхут в мире Ацилут – Божественной Эманации), что отражается в его управлении своим царством, как сказано: «Земное царство подобно Царству небесному». Каждый царь и каждое царство внизу связаны с их единственным источником Наверху. Мы находим в книге Зоѓар, что в источнике фараона «открыты все высшие Светы» «раскрыты», «фараоном». Аризаль, основываясь на мнении Мудрецов, интерпретирует имя Ахашверош как ахерит верешит шело – «начало и конец принадлежат Ему». Малхут, царство часто символизируется как «призма», через которую Светы высших сфирот концентрируются и светят в нижних мирах. Таков источник фараона, а Йосеф был его «правой рукой» в раскрытии этого качества. Малхут – это также источник времени, как мы говорим: «Бог – Царь, Бог был Царем, Бог будет Царем во веки веков». Это источник Ахашвероша, а Мордехай был его «правой рукой» в проявлении этого качества. Эффект «призмы» сфиры Малхут в основе своей – это раскрытие ума (существенным качеством которого является восприятие света), тогда как «время», эффект сфиры Малхут («память о днях Пурим никогда не прекратится в еврейском народе») – это, прежде всего, сознание сердца. (Оно дает начало системе циркуляции крови, сравнимой с бегом и цикличностью времени, в котором «биение сердца» определяет основную единицу времени). Таким образом, Йосеф и Мордехай соответствуют «верхней» и «нижней» категории в функции «первого приближенного», основной тайне числа два.
*
БОЖЕСТВЕННОСТЬ
*
Бог в Самом Себе как бы содержит два противоположных состояния. Они одновременно скрыты в Божественной Сущности и в раскрытии Его Света, или – на более низком уровне – в раскрытии света в высших состояниях сознания и в утаении света в низших его состояниях.
*
Открытая сторона в букве бет – широкая, она намекает на парадокс числа два на уровне Божественного. Эти два – тайна двух Божественных Имен, Ѓавайе и Элоким, двух Имен, которые употреблены вместе в выражении «Дом Бога», как объяснялось. Если рассматривать эти Имена с более высокой перспективы, Ѓавайе – Имя, относящееся к трансцендентности Бога, скрытой Сущности, тогда как Элоким – Имя, относящееся к Его имманентности, к раскрытому свету. Если рассматривать с более низкой перспективы, Ѓавайе – Имя Божественного раскрытия в высших состояниях сознания, а Элоким – Имя, указывающее на Божественную способность скрывать раскрытие Божественного Света, всегда присутствующего на нижних уровнях сознания.
*
В первом рассказе о Сотворении есть только Имя Элоким, а во втором – в подробном рассказе о сотворении Адама и Хавы (двух основ на уровне душ) – появляются вместе Имена Ѓавайе и Элоким. Имя Элоким имеет форму множественного числа и, в соответствии с уже упомянутым правилом «минимальное множество – два» намекает на соединение двух уровней в Самом Боге. Числовое значение Имени Элоким равно числовому значению выражения клей Гавайе, «сосуды Ѓавайе» (60+26=86), заключая в себе, таким образом, свойство «сосуда» вместе со светом Имени Ѓавайе. Две буквы, йуд и гей, в Имени Элоким – первые две буквы Ѓавайе, в обратном порядке. Они называются «двое друзей, никогда не расстающихся». Это тайна постоянного единения «отца» (мудрости) и «матери» (понимания). В имени Ѓавайе «отец» предшествует «матери», а в Имени Элоким «мать» предшествует «отцу», в тайне слов «во всем, что Сара скажет тебе, слушайся ее». Таким образом, Имя Ѓавайе – прежде всего врожденная сила в Авраѓаме, а Имя Элоким – сила Сары, внутренняя множественность которой – сила рождения множества детей, исправление первичного «два» Адама и Хавы, через совершенную преданность Божественному, как об этом учат кабала и хасидизм.