ЧТО ТАКОЕ ВУДУ

глава из книги В.И. Капалина "Шаманизм и культура востока", вышедшей в издательстве "Nota Bene" размещенная с любезного разрешения издательства wwwnbpublish.com
*
О вуду, как и о целлюлите слышали все. При этом понимания того, что это такое по вопросу вуду еще меньше, чем по вопросу целлюлита. Отсюда всяческие курьезы, вроде рекламы "тибетского вуду" при виде которой не только оккультный специалист, а любой образованный человек начинает ржать и бить копытом как Буцефал Александра Македонского.
В отсутствие в обозримой родословной гаитянских корней, позволяющих с уверенностью заявлять: "Я - старая больная негритянка, и вы можете меня не слушать, но я все равно скажу..."
*
Ведьма предпочла обратиться для разъяснения вопроса к работам профессора В.И. Капалина, книга которого "Шаманизм и культура востока", вышла в Издательстве "Nota Bene", по согласованию с которым здесь представлена глава о вуду из этой книги. Поскольку охват книги значительно шире и затрагивает оккультные практики, например, Китая и Японии оглавление и рецензия представлены здесь.
Ведьма выражает искреннюю благодарность издательству "Nota Bene" и лично профессору В.И. Даниленко за разрешение разместить материал. Материал является авторским. По вопросам его размещения и приобретения книги обращайтесь в издательство. (wwwnbpublish.com)
Духи и зомби вуду
*
Культ предков, как составная часть шаманских религиозных систем, был распространен в древности у всех народов и повсеместно дожил до наших дней. В России об усопших родственниках принято вспоминать, прежде всего, на Радуницу, т.е. во вторник на второй пасхальной неделе.
*
В Западной Европе и Америке 31 октября отмечается День мертвых, а 1 ноября – День Всех Святых. В англоязычных странах День мертвых называется Hallow’en, что можно перевести как «Вечер Приветствий». В этот день приветствуют существа иного мира, духов. Специальные программы запускаются в ресторанах и местах развлечений. Детвора и подростки переодеваются в страшные костюмы существ потустороннего мира. Тыквы с прорезями для глаз, носа и рта с зажженными внутри свечами представляют головы призраков. Этот праздник – наследие языческих времен – теперь превратился в Европе и США в развлечение, и отношение к нему не очень серьезное.
*
Есть, однако, страна, где культ мертвых имеет очень серьезное значение, связанное с понятием живого мертвеца – зомби. Эта страна – Гаити, религиозная система которой называется вуду, корни которой лежат в африканских культах. Схожие культу существуют и в других странах Нового Света, куда попали представители черной расы. В Бразилии – это миримба, на Кубе – сантерия.
*
Остров Гаити был открыт Колумбом в 1492 году и был назван Испаньола. Коренные жители острова, индейцы, скоро вымерли от непосильного труда. От первоначального населения в 1,3 миллиона человек вскоре осталось не более 60 тысяч. На их место Испания стала ввозить представителей черной расы – из Африки. При королеве Елизавете I Англия тоже завоевала право ввозить рабов в испанские колонии. Привезенные рабы были, в основном, проданы в рабство своими же соотечественниками – захвачены в междоусобных войнах. Среди них были и представители африканской знати и жрецы. Так религиозная культура Западной Африки, религия духов и магии, называемая «воду» с культом священных деревьев, змей и воды попала в Новый Свет.
*
Восточная часть Испаньолы вскоре была захвачена Францией, и «Индийская кампания», основанная Кольбером, продолжала ввоз невольников из Африки. Сан-Доминго, так стала называться французская часть острова, стала одной из богатейших французских колоний за счет производства сахара, какао, индиго.
*
Привезенных рабов, средняя продолжительность жизни которых на плантациях была 7 лет, крестили, не объясняя суть христианского учения. Как следствие, они воспринимали крещение как магический обряд и принимали иногда крещение по несколько раз. Более того, привезя с собой культ сверхъестественной силы воду, они практиковали шаманские культы Африки под видом практики католичества. Итогом этого смешения и явилась религия духов вуду, за практикование которой при владычестве белых могли сварить живьем в сиропе сахарного тростника. В 1804 году Гаити стала первой страной, освободившейся от власти белых и религия вуду, сыгравшая свою роль в процессе освобождения, перестала быть подпольной религией.
*
Клятва Кайманова леса – любимый сюжет художников Гаити - во время которой участники церемонии вуду принесли в жертву черную свинью и выпили ее кровь, являлась началом борьбы за независимость страны, которой после освобождения было возвращено ее исконное индейское название – Гаити, что означает «Горная Страна».
*
После провозглашения независимости Гаити, вуду ждала довольно сложная судьба. Еще в 1835 году, согласно принятом уголовном кодексу, вуду объявлялось суеверием, за практикование которого полагалось заключение сроком от шести месяцев до двух лет. Известный диктатор Франсуа Дювалье, правивший Гаити с 1952 по 1971 год, год своей смерти, с помощью террора, опирался, однако, на вуду. Он всегда появлялся в костюме старшего из духов смерти – Гедэ – Барона Субботы – во всем черном. Его личная гвардия носила название «призраков» - «тонтон-макуте». Только после восстания 1986 года официальный запрет на практику вуду, которая, впрочем, никогда не прекращалась на самом деле, был снят. Более того, сейчас она вместе с выходцами из Гаити стала распространяться и по всему миру и в храм Вуду можно попасть и в Париже. Хотя католичество на Гаити – официальная религия, в вуду верят порядка 80 % населения и «проклятие вуду» для гаитян серьезная вещь, которая может иметь самые печальные последствия. Смерти от «проклятия вуду», от колдовства – факты, зафиксированные медициной, но истинной причиной смерти считают страх.
*
О том, как силен страх «проклятия вуду» видно из следующего случая из практики американского пластического хирурга, доктора М. Мольца[ii].
*
К доктору Мольцу на прием пришел обаятельный представитель черной расы. Единственное, что портило его внешность – это слишком толстая нижняя губа. Пациент просил сделать ему операцию, объясняя, что из-за этого дефекта девушка, за которой он ухаживает, отказывается выйти за него замуж. Доктор согласился сделать операцию, но поставил следующее условие. После операции пациент должен был сказать своей девушке, что истратил все свое состояние на эту операцию. Операция была сделана за умеренную плату и прошла успешно. Но когда уже в своем новом виде пациент пришел к девушке и сказал, что он истратил на операцию все свое состояние, последовало то, чего он не ожидал, но что предвидел опытный врач. Девушка пришла в ярость и стала кричать, что он ей не нужен и никогда не был нужен. Но дальше случилось то, чего врач не ожидал. В ярости девушка закричала, что она напускает на пациента «проклятие вуду».
*
Некоторое время спустя бывший пациент почувствовал, что на оперированной губе с внутренней стороны появилась опухоль. Помня о «проклятии вуду», он обратился к «специалисту». Диагноз был неутешительный. Опухоль вызвал ужасный африканский вирус, против которого нет лекарств.

Когда через три месяца бывший атлетический молодой человек пришел в клинику, его никто не узнал. Это была развалина, на которую было жалко смотреть. Когда он рассказал о своей ужасной болезни врачу, тот прежде всего осмотрел опухоль. Эта ужасная опухоль оказалась простым послеоперационным шрамом, который доктор удалил за пять минут и показал пациенту. Раздался вздох облегчения.
*
Через несколько месяцев доктор Мольц получил письмо от своего бывшего пациента, куда была вложена фотография. На фотографии он, вновь ставший атлетическим красавцем, был вместе с красивой девушкой, которая согласилась принять его предложение.
*
Вера в то, что ты обречен, или, как в данном случае, что на тебя наслано «проклятие вуду» может уничтожить человека и внедрение этой веры в ум жертвы через посредников – основной механизм действия африканских колдунов. Всю остальную разрушительную работу проделывает сам ум жертвы, как в описанном случае, действующий по закону причин (вера) и следствий (гибель человека). На этой вере было основано и действие древних колдовских зелий и, в частности, «любовного напитка».
*
Однако разрушительная работа ложного знания не обязательно связана с колдовскими операциями. Примером тому может служить следующая история, рассказанная автору книги его знакомым-психологом. Этот психолог, известный специалист, страдал заболеванием внутренних органов, в результате которого у него случались приступы острой боли. В этих случаях он просил своего соседа, специалиста по этим заболеваниям сделать ему укол. Сосед приходил, делал укол, и боль проходила. Но однажды во время дружеской беседы его сосед, смеясь, сказал, что инъекцией от приступов на самом деле была дистиллированная вода. С этого момента жизнь психолога существенно осложнилась. На него перестали действовать обычные лекарства, назначаемых в этих случаях, т.к. его «внутреннее я» твердо знало, что это – вода и ему приходилось терпеливо ожидать окончания приступов.
*
В древних культурах и, в частности, у наших предков славян на этом механизме работы ума был построен процесс «божьего суда». Для определения кто прав и кто виноват, противными сторонам предлагалось взять голыми руками раскаленный металл. Правая сторона оставалась невредимой, виновная получала ожог. Бессознательные структуры психики защищали человека, твердо верящего в «правое дело», как писал апостол Павел в Послании к римлянам: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет». Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Современный человек, однако, твердо верит не Богу, а в законы природы и потому обжигается, даже если он прав – механизм «божьего суда» стал неприменим.
*
Вера в своих духовных покровителей делала неуязвимыми в битвах великих воинов Северной Америки. Однако эта же вера, эти же структуры бессознательного приводили индейских воинов к гибели в случае нарушения ими, причем непреднамеренного, серьезных табу. Этот механизм действия бессознательного обуславливает и действие колдовства вуду в первую очередь и тех самых языческих колдовских зельев, о которых уже говорилось.
*
Сущностью религии вуду (правильное произношение – с ударением на последний слог) является вера в одного бога – Бондьё (Bondieu – добрый бог, фр.) и множество божеств духов – лоа (loa), которые могут нисходить на людей. Изображения Бондьё – это, фактически, изображения Небесного отца христианства. Только он имеет три глаза и изображается с двумя змеями и ритуальными барабанами. Барабан – это основной инструмент вуду, его божество, заменяющий шаманский бубен. В вуду священным инструментом являются также трещотка – асон.
*
В вуду не существует установленных ритуалов, догматов письменных текстов, оно сохранило структуру древних шаманских религий, включая принесение жертв деревьям, где живут духи, за исключением того, что духи в ней изображаются в виде католических святых. Так, главный дух Легба, открывающий путь для нисхождения духов в тело медиума, представляется в виде Св. Петра с ключами. Дух молнии и огня – Шанго – в виде Иоанна Крестителя. Богиня любви – Эрзили – в виде Девы Марии. Их изображениями, однако, являются также магические диаграммы – вевэ, которые воспроизводятся на земле с помощью муки или кофе и используют для вызова соответствующего духа. Так, дух Эрзили изображается виде сердца с двумя змеями по бокам – змеей Дамбала и змеей Айдахведо.
*
Центром храма вуду – умфро – является столб – «дорога духов», Древо Жизни, называемый «митан» с изображениями уже упомянутых змей. В вуду считается, как и во всех религиях шаманского типа, что духи сами по себе не являются ни добрыми, ни злыми, но их использование может принести как добро, так и зло. Специальные свертки – «ванга» служат оберегами, амулетами Вуду против злых влияний.
*
Вследствие своей мрачной репутации к жрецам вуду – «унганам» и жрицам вуду – «мамба» особенно часто обращаются для нанесения зла. Особенно мрачную репутацию имеют Гедэ - духи мертвых. Самым важным из них является Барон Самди (Samedi – суббота, фр.), Барон Суббота. Он считался первым умершим в столице Гаити, Порт-о-Принсе.
*
Праздник Дня мертвых на Гаити – это прежде всего праздник Барона Субботы. В этот день толпы паломников собираются у его могилы. Накануне они всю ночь празднуют и поют в его честь. Все курят и пьют ром, сдобренный жгучим перцем, ромом обрызгивают толпу и ждут нисхождения духа Барона Субботы. Барон Суббота считается покровителем всех бандитов и головорезов. Его необходимые признаки – черная шляпа, черные солнцезащитные очки, черный костюм и сигара- именно так одевался диктатор Дювалье. Крест на могиле Барона Субботы – это не христианское распятие, а известный во всех культурах знак перекрестка дорог. На нем может быть надета шляпа или череп.
*
Дух Барона Субботы нисходит на кого-нибудь из присутствующих - медиума. Помимо духа Барона Субботы могут нисходить дух богини любви Эрзили, духи змей и др. Барону Субботе в жертву приносят черного быка, черных козлов. Их кровь в чанах ставится перед алтарем храма. На алтарь вуду кладут предметы магии: куриные ноги, пучки человеческих волос, кресты для Барона Субботы, куклы, посвященные жене Барона Субботы - Бриджитт, бутылки с заключенными в них магическими силами - духами.
*
Экстатические состояния, переживаемые посвященными вуду в состоянии одержимости духами, включают видения «пересечения моря» и «достижения рая» в измененном состоянии сознания, сопровождаемом, как и шаманские камлания, резкими прыжками. Они заканчиваются ритуальным перекусыванием зубами сонной артерии живой черной свиньи – как во время клятвы Кайманова леса.
*
Считается, что праздник Барона Субботы посещают и живые мертвецы – зомби. Страх перед зомби очень распространен среди гаитян. Живые мертвецы лишенные своей воли и повинующиеся воле унгана – воспринимаются как реальность в вуду. Утверждается, что для превращения человека в зомби используется порошок, получаемый из ядовитой рыбы, которая водится у берегов Гаити. Если этот порошок выдуть в лицо человека, то он впадает в коматозное состояние, так что невозможно определить, жив он или нет. Перед закатом солнца в субботу жертву, как и всех умерших на Гаити, хоронят. Позже жрец вуду раскапывает могилу и выкапывает свою жертву. За счет пребывания в могиле человек становится зомби – он теряет память и становится полностью послушным колдуну вуду. Считается, что таких зомби унганы использовали ранее преимущественно для копания земли.
*
Ужас перед зомби, живыми мертвецами, однако не есть что-то специфическое только для культуры Гаити. Вплоть до XX века с не меньшим ужасом в цивилизации совсем другой расы – в Китае относились к духам мертвецов – гуй, представлявшимся в телесной форме (см. часть III). С не-меньшим страхом в Западной Европе относились к живым мертвецам – вампирам, самый известный из которых – трансильванский вампир граф Дракула. Наши предки-славяне испытывали ужас к душам мертвых – навьям и магически обороняли от них дома с помощью системы оберегов. Славянские навьи, как и китайские гуй, появлялись ночью на улицах селений и городов с шумом и гомоном и население пряталось от них «в свои хоромины», как свидетельствует следующая запись в Радзивилловской летописи, относящаяся к 1092 г.
*
«Предивно бысть чюдо Полотьсце (Полоцке), в мечте: бывшие ночи тутен (топот) стоняше, по улице яко человечищи рищуще беси… По сем же начаша в дене являться на коних и не бе их видети самех, но конь их видети копыта»[iii].
*
Страх перед мертвыми, «копытами их коней», присущ всем расам человечества и еще раз свидетельствует о единстве структур человеческой психики, о единой культуре Homo sapiens sapiens.
Фуллер Торрей Е. Древний Шаманизм, Средневековое Знахарство, Современная Психотерапия. М., «Balbe», 2003
*
[ii] Мольц М. Психокибернетика. Спб., «Питер», 2002.
*
[iii] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., «Наука», 1994