Фатализм Вуду

В Гаити иностранцы подвергают Вуду сильной критике. Иногда просто потому, что они исповедуют конкурирующую религию и не хотят, чтобы люди продолжали верить в Вуду. А иногда они говорят, что это - поклонение дьяволу. Это высказывание - явная ерунда, особенно, если иметь в виду Рада Вуду в ее изначальной, первичной форме. С Петро, конечно, менее ясно. Однако, в Вуду нет никаких "дьяволов", хотя Петро и имеет дело со злом или, по крайней мере, с недобрыми духами. Однако, многие из нерелигиозных аспектов Вуду, которые люди часто критикуют, в действительности кажутся в большей степени результатом подавляющего фатализма религии Вуду. Это прежде всего относится к тому, в какой степени лоа определяют течение жизни людей. Гаитянский исповедник культа имеет лишь небольшое влияние на происходящее, в отличие от западной идеи относительно доброй воли и личной ответственности. В гаитянской религии, что бы ни случилось - все это дело рук лоа.

Если вы хотите что-либо изменить в вашей жизни - начиная от возникшей болезни и заканчивая фундаментальными основами социальной системы, то об этом тоже нужно просить лоа. Человек не может действовать по собственному усмотрению, сам по себе. Это приведет к обратным результатам, так как только лоа решает, быть тому так или иначе.

Однако, лоа не очень-то и изменчивы. Все случается именно так, потому что так решили лоа. Подобный фатализм внес значительный вклад в нежелание рабов бороться за освобождение.

Однако, возникает серьезный вопрос: это Вуду привело к зарождению гаитянского фатализма или же, в действительности, это – сама африканская/гаитянская история создала этот фатализм Вуду?