Так было — я увидел руны и почувствовал «тайну». Я смотрел на эти символы, но не знал, что они означают. Ум мой бросался на эту загадку, как тигр на зайчика, предлагал разные варианты ответов. Но после останавливал сам себя, находя противоречия в предложенных решениях, — нет, всё не то… Не то… Но однажды я понял, что за рунами стоят действия, руны обозначают действия! Действия как явление — глобальны, они есть всегда и везде, они — настоящая, не выдуманная основа мира, и руны обозначают их! Это был прорыв! Именно с этой точки я начал своё обучение у рун. Ну, или через руны — так даже правильнее будет сказать… Оно не окончится никогда, и, в принципе, это хорошо. В данной статье я расскажу многое из того, что понимаю и знаю о познании через руны.
Подчеркну, что познание требует от практика страстности к рунам, времени и иногда конкретных материальных затрат. (Конечно, и знание эффективных способов не помешает, — несколько хороших упражнений я привожу ниже). А за такую преданность руны вырвут глаз, дадут синий плащ, посох и двух воронов на прокорм. Шучу! Дадут способность «видеть» глубже других и быть осмысленней и гармоничней, конечно.
*
1. Собственно познание значений рун
Познание рун — сложная работа, которая требует от человека недюжинного интеллекта, терпения и времени. В результате познания руник должен дать ответ на сложную головоломку — понять, какое же конкретно действие скрыто за каждым знаком.
*
Предварительно новичок обязательно должен изучить традиционные описания рун (а также основы культуры и религии древних германцев, чтобы понять эти описания) — ассоциации из них вместе с самими руническими графемами и переводами их имен составят основу для размышлений. В качестве помощи он может изучить работы современных руников — приводимые в них образы и идеи могут помочь «расшифровать» знак.
*
Понимание значения руны должно быть «выстрадано». Это — ключевая работа, и каждому практику временами приходится возвращаться к ней для того, чтобы скорректировать своё понимание. Руническое знание имеет свойство «выскальзывать из рук» познающего его. Казалось бы, вчера ещё казалось, что знаешь, а сегодня… хочется волосы рвать на голове — потому что не понимаешь ни черта! Это — бывает и будет, главное помнить: глубина рунического знания постоянно растёт. Достаточно глубокое знание психологически проявляется своеобразным чувством. Это прямо-таки физическое чувство, что-то наподобие экстаза — «Я знаю!» Такого уровня невозможно добиться просто «полуавтоматически» выучивая тексты или повторяя за кем-то, а только долгой работой.
*
Далее познающий должен научиться замечать конкретные формы действия, обозначенного руной. Сначала ему следует сделать это в своей собственной жизни. Это будет естественный шаг — ведь каждый человек есть центр собственного мира, важнейшая часть, отправная точка. Но ум пытлив, и познающий обратит своё внимание на других людей, будет изучать их, чтобы начать «видеть» через руны и их... Действия других людей во многом подобны его собственным, и расширить руническую систему описания на других людей — просто. Здесь есть один барьер. Можно остановиться на рунике как на исключительно «человеческой», социальной системе, сделать из неё очередной психологический инструмент. Что ж, можно и так… Но можно идти дальше. «Увидеть руны» в Богах… в животных… в растениях… в камнях… в водных потоках… во всём видимом и невидимом, что окружает. Тогда весь мир становится для познающего разлинован рунами, как школьная тетрадка клеточкой. А дальше — больше, уже и целые города, страны, саму планету он начинает «видеть через руны», описывать через руны… Солнце, звёзды… Молекулы, атомы, волны, мельчайшие кварки… Ничто не способно укрыться от взгляда руника. Он смотрит на рунический знак, а в воображении встаёт бесконечная череда образов, объединённых общей темой.
*
Одновременно с этим познающему предстоит осознать значимость действия, обозначенного руной, — во Вселенной вообще и в собственной жизни в частности. Для этого ему нужно будет размышлять, зачем и когда необходимо это действие, к чему приводит и как оно связано с другими действиями. Помимо абстрактного понимания его важности, такие упражнения способствуют повышению значимости действия внутри самого познающего, на эмоциональном уровне.
*
2. Обучение настройке и установление условного рефлекса
Познание рун может остаться чистым развлечением, интеллектуальной игрушкой, но может стать весьма утилитарной вещью.
*
Познание рун может «технически» усовершенствовать человека. Для этого познающему следует чувственно проживать конкретные формы действия, соответствующего руне, — в реальности или в воображении. Такое проживание подсознательно «обучает» познающего необходимой для совершения действия настройке. Оно «учит» его активизировать одни физические и психические механизмы, а другие, наоборот, притормаживать, — то есть «принимать определённую форму». Правильная настройка важна потому, что каждое действие максимально эффективно только тогда, когда организм полностью «заточен» под него.
*
Для интенсификации рунической практики вообще процесс познания руны стоит сознательным усилием совмещать с её визуализацией. Для этого нужно представлять перед собой руну (лучше, чтобы она была красного цвета) и в течение всей практики удерживать этот образ. В итоге в мозге практика установится (а в дальнейшем — укрепится) связь между руническим знаком и соответствующим ей действием. Качественно установленная связь «знак — настройка на действие» позитивно отражается и в магической, и в мантической, и в познавательной практиках.
*
3. Методы познания
Перед каждой практикой необходимо внушать себе следующую установку: «Я познаю руны. Я учусь у рун». Это повысит эффективность практики.
*
3.1. Практики на нахождение действия руны и обучение настройке
«Практика перевода»
Базовая практика на нахождение. Заключается она в переводе всех наблюдаемых событий на язык рун. К примеру, гуляешь по улице, видишь — птичка летит, ты — «Опа! Да это же действие руны Райдо!», старичок с газетой на скамейке отдыхает, — «А тут и Вуньо, и Ансуз!» и так далее… Отслеживай действия вокруг себя, отслеживай свои собственные действия и называй, обозначай их рунами. Как варианты этой практики: «Чтение через руны» — читаешь книгу и тут же делаешь рунический подстрочник в уме; «Составление формул» — есть намерение, переведи его в руны. Это ещё и «магическим» навыкам подспорье.
*
«Практика поиска»
Базовая практика на нахождение. Берётся руна и соответствующие ей действия ищутся вокруг себя.
*
«Практика примеров»
Базовая практика на нахождение и проживание. Берётся руна и свободном режиме подбирается как можно больше подходящих к ней примеров. (Ребёнок растёт, разбухает рис в плове, облака заполоняют неба, лава вырывается из кратера, боец входит в состояние яри — всё это Уруз).
*
Второй частью этой практики является проживание. Сначала тебе нужно будет представить себя зрителем и пронаблюдать во всех подробностях избранный пример. Потом представь себя непосредственно деятелем из этого примера — ребёнком, рисом, облаками — и представь, прочувствуй, как ты выполняешь положенное действие.
*
«Практика от объекта»
Дополнительная практика на нахождение и проживание, обратная предыдущей. В начале берётся любой объект — повар, тропинка в лесу, молочный зуб…, а затем к нему вспоминаются действия всех рун. (Ну, например: молочный зуб питается через кровь — Феху, растёт — Уруз, измельчает пищу — Турисаз, с помощью нервов чувствует чрезмерный холод и жар — Ансуз, как-то двигается во рту — Райдо, скрипит, если скрежетать зубами — Кеназ, и так далее).
*
По проживанию — аналогично предыдущему примеру.
*
«Практика творческого выражения»
Дополнительная практика на проживание. Это не одна, а целая интереснейшая группа практик. Смысл их — через творчество прочувствовать значение руны. Варианты: через рисунок или другое изображение, через стихосложение, через напевание и игру на музыкальных инструментах, через позы, танец и жесты. В простейшем случае отображать нужно какой-то конкретный пример руны (Альгиз — олень прислушивается к шорохам леса, — танцуешь этого оленя); в продвинутом — ощущение самого рунического знака (представляешь перед собой сияющую руну Альгиз, ну и двигаешься, как Боги на душу положат).
*
«Практика Мастера»
Дополнительная практика на проживание. Заключается в воображаемом общении с персонажем, ассоциативно отражающим данную руну. Берёшь руну и думаешь: «Так… если бы эта руна была человеком, каким бы он был? Мужчиной или женщиной? Какого возраста? Занятий? Одежда? Что было бы в руках?», и так далее. Как только образ составлен, с ним можно попробовать пообщаться в воображении, дотронуться, обнять, подышать его выдохами (представить их можно в виде сияющего газа), луч протянуть от сердца к сердцу можно, можно скопировать его вид на себя… Практика очень эффективно обучает настройке.
*
«Практика сна»
Дополнительная практика на проживание. Засыпая, представляй себе руну.
*
«Практика вдыхания»
Дополнительная практика на проживание. Представляешь перед собой большой светящийся цветной (лучше синий) рунический знак. Можно представить его запах и то, что он тихо звучит какой-то мелодией. Дальше начинаешь вдыхать его цвет, сияние, запах, звук, представляй, как они входят в тебя через ноздри. И с каждым твоим вдохом знак растворяется, бледнеет, передавая тебе себя, пока не исчезнет совсем. (Эта и следующая практика синтезируют и углубляет эффект предыдущих практик, когда предметом проживания являются конкретные вещи, а не сами знаки; плюс к тому, они весьма способствуют укреплению связи «знак-действие).
*
«Практика куба»
Дополнительная практика на проживание. Мысленно ярко (лучше синим) нарисуй руну впереди себя, затем — сзади, дальше по порядку — слева, справа, снизу, сверху, и в конце — внутри себя, в центре этого куба. Среди этих 7-ми сияющих знаков нужно побыть примерно минуту. Это очень мощная практика.
*
3.2. Практики на осознание значимости рун
«Практика размышления над значимостью»
Базовая практика. Состоит она в размышлении над значимостью действия руны в своей собственной жизни, в существовании какого-то определённого деятеля, или в мире вообще.
*
«Практика двоек»
Дополнительная практика. Берётся изучаемая руна и ещё одна случайная. Смысл практики — размышление над взаимосвязью между двумя этими типами действий.
*
«Практика через систему»
Дополнительная практика. Футарк — сложная система, переполненная внутренними группами с интереснейшими взаимосвязями. Над этими взаимосвязями и смыслами, объединяющими эти группы, и нужно будет поразмышлять.
*
Вот группы Футарка — пары, четвёрки, шестёрки, восьмёрки (в варианте счёта с Феху они традиционно называются атты), двенадцатки (причём начинать счёт можно с любой руны в «звезде»; «соседи» — руна посредине и руны слева и справа от неё; «кресты» — через центр руны 0, +6, +12, +18; «триады» — через центр руны 0, +8, +16; «противостояния» — через центр 0, +12; а также «через 1», «через 2», «через 3».
*
© HaukwithR Gandwiki, SPb, 2009