Традиционность гадания на рунах
В настоящее время практика гадания на рунах распространена настолько широко, что многие считают ее основной сферой применения этого древнего алфавита. Более того, множество изданной литературы и интернет-публикаций пропагандируют руны в качестве гадательной системы, при этом апеллируя к древней традиции. Существует множество концепций «гадания на рунах», раскладов и т.п. В данной статье предлагается разобраться в истоках вопроса и определить место рунической мантики в современой эзотерической практике относительно древнего наследия.
Автор статьи основывается в своих суждениях на концепции традиционности, т.е. прямой логической связи между выводами, сделанными на основе изучения фактических историко-культурных данных либо непротиворечащих им концепциях, и основами современной практики.
*
Пожалуй, в настояще время на рунах не гадает только ленивый и тот, кто не знает об этой... пожалуй забаве, поскольку со своей популяризацией эта практика превратилась (к счастью пока не у всех) в особый вид развлечения.
Карл Густав Юнг в ХХ веке ввел в психологическую науку термин «синхронистичность», означающий нефизическую взаимосвязь между объектами и целыми системами, организующую зависимость изменений в одной от таковых в другой. Иными словами, информация о любом событии в любой точке Вселенной может быть считана в любой другой ее точке, при применении для этого особых методов. Боязнь будущего и вообще всего неизвестного заложена в психике человека на уровне архетипа. Именно поэтому человек, к какой культуре бы он ни принадлежал, желает «знать что будет». Именно поэтому во всех традиционных культурах мира существует институт гадания как метода получения знания о будущем или неизвестном настоящем, либо совета высших сил при принятии сложного решения.
Такой метод существовал и в древней Европе, во множестве вариантов, среди которых были гадания по полету птиц, по палкам, перешагнутым конем и т.п. Среди прочих особо выделяется (по крайней мере сегодня) гадание на рунах.
*
В качестве единственного обоснования практики гадания на рунах повсеместно принимается следующий отрывок из текста римского историка I в. н.э. Корнелия Тацита:
*
"Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Вынимают же они жребий безо всяких затей. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань.После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом, — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками Если оно сулит неудачу, повторный запрос о том же предмете в течение этого дня возбраняется, если, напротив, благоприятно. необходимо, чтобы предреченное, сверх того, было подтверждено и птицегаданием"
*
Публий Корнелий Тацит, «Германия»
*
Оригинальный текст:
*
«Auspicia sortesque ut qui maxime observant: sortium consuetudo simplex. Virgam frugiferae arbori decisam in surculos amputant eosque notis quibusdam discretos super candidam vestem temere ac fortuito spargunt. Mox, si publice consultetur, sacerdos civitatis, sin privatim, ipse pater familiae, precatus deos caelumque suspiciens ter singulos tollit, sublatos secundum impressam ante notam interpretatur. Si prohibuerunt, nulla de eadem re in eundem diem consultatio; sin permissum, auspiciorum adhuc fides exigitur. Et illud quidem etiam hic notum, avium voces volatusque interrogare; proprium gentis equorum quoque praesagia ac monitus experiri. Publice aluntur isdem nemoribus ac lucis, candidi et nullo mortali opere contacti; quos pressos sacro curru sacerdos ac rex vel princeps civitatis comitantur hinnitusque ac fremitus observant. Nec ulli auspicio maior fides, non solum apud plebem, sed apud proceres, apud sacerdotes; se enim ministros deorum, illos conscios putant. Est et alia observatio auspiciorum, qua gravium bellorum eventus explorant. Eius gentis, cum qua bellum est, captivum quoquo modo interceptum cum electo popularium suorum, patriis quemque armis, committunt: victoria huius vel illius pro praeiudicio accipitur.»
Подавляющее большинство современных сторонников «рунической мантики» принимают этот текст как доказательство ее традиционного существования. Однако это не так, хотя бы потому, что в нем нет прямого указания на руны.Тацит называет изображаемые германцами символы «особыми знаками», из чего следует, что римлянам эти знаки не были знакомы. Будь это руны, римляне, с чьих слов Тацит добросовестно писал свою «Германию», непременно узнали бы в них буквы, ведь почти половина рун Старшего Футарка идентична по форме буквам римского алфавита. Поскольку I в.н.э. - это период военной экспансии Рима в Германию, римский контингент там состоял из солдат и чиновников, и безграмотных среди них не было (в римской армии существовала система пимьменных приказов).
*
Так что же это были за знаки?
Со времен древнейших цивилизаций известно множество знаков, не имеющих прямого отношения к рунам, как-то различные формы и сочетания крестов, кругов, спиралей, точек, черт, зигзагов, солярные символы, стилизованные изображения животных и людей и т.п. В Европе найдено немало предметов, датируемых началом нашей эры и содержащих подобные знаки. Они не имели фонетического значения (т.е. не являлись буквами), но несомненно имели значение символическое. Они использовались в магических целях с древнейших времен, а значит имели широкую известность и применение, в отличие от рун, которые среди древних германцев являлись редким, элитным знанием. Поэтому вероятнее всего именно такие знаки увидели свидетели Тацита на гадательных палочках германцев.
*
Таким образом, данный текст говорит о традиции жребия у древних германцев, о традиции определенного вида жребия с палочкамии с изображенными на них «знаками», но никак не предполагает применения в качестве таких знаков рун Старшего Футарка, а также не устанавливает количество этих палочек.
Кстати, следует остановиться на употреблении в этой статье слова «палочки» вместо привычного «плашки». Дело в том, что свежесрезанную ветку довольно сложно нарезать плоскими плашками, а потом вырезать знаки на их поверхности: сырое дерево крайне непрочно. (Данное мнение родилось в результате попытки автора реконструировать процесс изготовления жребия согласно описанию Тацита и с применением древних инструментов). Ровные плашки сложно получить с помощью ножа, а если и так — они расколятся при попытке вырезать на них знаки. Поэтому более точным представляется понимание фразы «Virgam frugiferae arbori decisam in surculos amputant eosque notis quibusdam» как «они срезают ветку плодоносящего дерева, и на ее кусках вырезают некие знаки». «Плашки», таким образом, представляли собой короткие палочки, а знаки на них скорее всего изображались не на торце как приянто сейчас, а на боковой поверхности, где сделать это гораздо проще.
*
Далее рассмотрим процесс жребия как ритуал, также подробно описанный Тацитом. В тексте мы видим, что изготовление инструмента жребия (набора палочек со знаками) являлось частью этого ритуала, то есть для каждого такого случая инструмент изготавливался отдельно. Прямые указания на то, что делали с ним после ритуала, отсутствуют, по всей видимости он каким-то образом уничтожался или выбрасывался (что менее вероятно, поскольку из более поздних свидетельств известно особое отношение к изображенным магическим знакам, согласно которому они перестают действовать лишь будучи стертыми или уничтоженными вместе с носителем). Поэтому распространенное ныне мнение о том, что для вопрошения рун необходимо иметь постоянный набор в специальном мешочке (изготовлению которых уделяется чуть ли ни половина внимания в многочисленной литературе о «гадании на рунах»), не имеет оснований. Более того, это десакрализует ритуал гадания, исключая из него несомненно весьма сильное и значимое действие — изготовление магического инструмента. Кроме этого, немаловажным фактором является принцип «один ритуал — один набор — один вопрос». Мы видим, что для германцев жребий был торжественным мероприятием, на который собиралась вся деревня или вся семья, специально приглашался самый уважаемый человек (жрец или глава семьи). Делать это часто вряд ли представлялось возможным, соответственно и отношение к этому ритуалу было куда более трепетным, чем сейчас.
Насчет самой техники вопрошения сегодня также написано немало: предлагается множество различных способов и «рунических раскладов», опять же с апелляцией к истории. Что же мы имеем на самом деле, исходя из нашего единственного источника? Мы видим белую (достаточно дорогую в описываемое время) ткань, на которой случайным образом рассыпаются палочки со знаками. Жрец или отец семейства обращается к богам (ведь именно им задают вопрос, а не палочкам, служащим всего лишь инструментом для связи с богами), не глядя выбирает три палочки и толкует сочетание изображенных на них знаков как ответ на заданный вопрос.
Никаких раскладов, перевернутых значений и всего прочего, что было заимствовано современными «гадателями» из практики работы с картами Таро, принадлежащей к совершенно иной культуре.
*
Таким образом, распространенное мнение о том, что данный отрывок из «Германии» П.К.Тацита является доказательством и основой рунической мантики — не более чем спекуляция историческими источниками. Исторических оснований для использования постоянных наборов рун не существует, как и для различных видов раскладов. Все это не является традиционной практикой.
*
Однако, при отсутствии исторических оснований, в целом практика гадания на рунах не противоречит древним традиционным представлениям и может являться частью современной традиционной практики. В самом деле, если воспринимать руны как знаки с определенным символическим содержанием, они вполне могут стать заменой тем неизвестным знакам, что фигурировали в рассказе Тацита. Назвать эту практику традиционной мы имеем право, при соблюдении следующих принципов:
*
1. Гадание на рунах — это ритуал вопрошения богов, к которому следует относиться серьезно и уважительно. Это не повседневное действие, а торжественный момент, к которому следует серьезно готовиться.
2. Инструмент для гадания изготавливается специально для каждого случая. Это — часть ритуала, во время которой может происходить осмысление самого вопроса и его значимости: ради какой-нибудь ерунды не станешь тратить время и силы на изготовление инструмента жребия (набора рун).
3. Вопрошающим должен быть человек, способный и готовый взять на себя ответственность за трансляцию воли богов. Знать значения рун или иметь под рукой шпаргалку с ними для этого явно недостаточно. Здесь, кроме глубоких знаний рунических символов, необходимо знание божественного пантеона и вообще Традиции, а также опыт общения с богами.
4. Вопрос об использовании и даже разработке различных раскладов и методов чтения знаков пожалуй оставим на совести каждого вопрошающего. Например в раскладе «Иггдрасиль» нет ничего противоречащего Традиции, есть только его сложность, сильно затрудняющая толкование ответа. В принципе расклад, как и количество выбираемых знаков может быть любым, главное — понимание самого вопрошающего того, что он делает и почему.
5. Придание особого смысла «перевернутым» положениям рун — вопрос личных предпочтений.
*
(с) Сигвальд Годи