Полезная и интересная информация про стихию воды
В египетской иероглифике символ воды представляет собой волнистую линию с небольшими острыми гребнями, изображающую водную поверхность. Тот же знак, будучи утроен, символизирует необъятные воды, т.е. первозданный океан и первоматерию.
Согласно герметической традиции бог Ну был той субстанцией, из которой возникла эннеада - девять верховных богов (19).
Китайцы считают воду специфическим обиталищем дракона, поскольку вся жизнь выходит из воды (13).
В Ведах вода именуется матритама (самая материнская), поскольку в начале времен все было подобно морю, лишенному света. В Индии данный элемент обычно рассматривается как хранитель жизни, циркулирующий во всей природе в форме дождя, сока растений, молока и крови. Будучи безмерными и бессмертными, воды суть начало и конец всего на земле (60).
Хотя вода по внешнему виду бесформенна, древние культуры проводили различие между "верхними водами" и "нижними водами". Первые соответствуют потенциальному или еще только возможному, вторые - актуальному или уже сотворенному (26).
В самом общем смысле понятие "воды", конечно, выступает представителем всякой жидкой материи. Более того, в первоначальных водах - образе первоматерии - содержались и все твердые тела, прежде чем приобрели форму и жесткость. По этой причине алхимики дали ртути на первый стадии ее трансмутации наименование "воды" , а по аналогии - также и "текучему телу" человека (57). Это "текучее тело" интерпретируется современной психологией в качестве символа бессознательного, т.е. неформальной, динамической, мотивирующей, женственной стороны личности. Проекция материнского образа на воды наделяет их различными нуминозными свойствами, характерными для матери (31).
Вторичное значение данного символизма находим в отождествлении воды с интуитивной мудростью.
В космогонии месопотамских народов глубины вод рассматривались как символ неизмеримой, безличной Мудрости.
Один из древнеирландских богов носил имя Домну, что означает "морская глубина".
Представляется, что в доисторические времена слово, обозначающее пучину, употреблялось исключительно для именования того, что является безмерным и таинственным (4).
Короче говоря, воды символизируют вселенское стечение потенциальных возможностей, tons et origo ("источник и происхождение"), предшествующее всем формам и всему творению.
Погружение в воду означает возврат к преформальному состоянию, имеющий, с одной стороны, смысл смерти и уничтожения, а с другой - возрождения и восстановления, поскольку погружение укрепляет жизненную силу.
Символика крещения, тесно связанная с символикой воды, изложена Св. Иоанном Златоустом ("Толкование Евангелия от Иоанна", XXV, 2): "Оно представляет смерть и погребение, жизнь и воскресение из мертвых. ...Погружением головы в воду, как в гробницу, мы целиком погружаем и погребаем ветхого Адама. В тот миг, когда мы восстаем из воды, появляется новый человек" (18). Приведенная цитата двусмысленна лишь на первый взгляд: в данном конкретном аспекте общего символизма воды смерть затрагивает только природного человека, тогда как возрождается человек духовный.
На космическом уровне эквивалентом погружения является потоп, понуждающий все формы раствориться и вернуться в текучее состояние, освобождая таким образом элементы, которые позже воссоединятся в новых космических образованиях.
Привычно ассоциируемые с водой свойства прозрачности и глубины достаточно объясняют почитание древними этой стихии, которая, как и земля, представляет женский принцип.
Вавилоняне называли ее "домом мудрости". Оаннес - мифическое существо, принесшее человечеству культуру, изображается в качестве получеловека-полурыбы (17).
Кроме того, в сновидениях рождение обычно изображается посредством образов, связанных с водой (См. "Введение в психоанализ" Фрейда). Выражения "поднявшийся из волн" и "спасенный из вод" символизируют плодородие и служат метафорическими образами деторождения. С другой стороны, из всех стихий именно вода - наиболее подходящий посредник между огнем и воздухом (эфирными элементами) и землей (элементом твердости). По аналогии с этим вода выступает посредником также между жизнью и смертью, представляя двусторонний, положительный и отрицательный, поток творения и уничтожения. Миф о Хароне и судьба Офелии символизируют последний путь. Смерть - первая мореплавательница.
"Прозрачная глубина", кроме прочих значений, выступает в роли связующего звена между поверхностью и пучиной. Поэтому можно сказать, что вода связует воедино два этих образа (2).
Г. Башляр указывает на множество различных характеристик воды, выводя из них многочисленные вторичные символические значения, обогащающие описанное нами фундаментальное значение. Эти вторичные значения представляют собой не столько набор четко очерченных символов, сколько своего рода язык, дающий выражение трансмутациям этого вечнотекущего элемента. Башляр перечисляет разновидности воды; чистая, талая, проточная, стоячая, очищающая, глубокая, штормовая и т.д.
Сочтем ли мы воду символом коллективного или личностного бессознательного, или же посредничающим и растворяющим элементом) - очевидно, что ее символизм служит выражением жизненного потенциала души, происходящей в глубинах психики борьбы в поисках пути формулирования отчетливого сообщения, внятного для сознания.
С другой стороны, вторичные пласты символики выводятся из таких ассоциируемых с водой предметов, как сосуды, а также из способов ее использования; омовения, бани, освященная вода и т.д.
Существует также немаловажная пространственная символика, связанная с "уровнем" вод и обозначающая корреляцию между реальным физическим уровнем и абсолютным моральным уровнем. Именно по этой причине проповедь Будды в Ассапуране была связана с тем, что он имел возможность рассматривать горное озеро - прозрачные воды которого позволяют увидеть на дне песок, ракушки, рыб и моллюсков - как путь спасения. Это озеро, очевидно, соответствует одному из фундаментальных аспектов "верхних вод".
Еще один аспект "верхних вод" представлен облаками. В "Превращениях" Лудовико Дольче находим мистическую фигуру, глядящуюся в незамутненную гладь пруда, в противоположность "проклятому охотнику", пребывающему в неустанной погоне за добычей, здесь подразумевается символический контраст между созерцательной деятельностью - состоянием саттва в йоге, - и слепой внешней активностью - состоянием радгкас.
Наконец, верхние и нижние воды находятся в постоянном взаимообмене посредством процессов дождя (инволюция) и испарения (эволюция). Здесь вмешивается огонь, видоизменяющий воду: солнце (дух) заставляет испаряться морскую воду (т.е. сублимирует жизнь). Вода конденсируется в облаках и возвращается на землю в виде дающего жизнь дождя, наделенного двумя благими качествами; он есть вода, и он приходит с неба (15).
Лао-цзы уделял значительное внимание этому циклическому метеорологическому процессу, в одно и то же время являющемуся физическим и духовным, и замечал, что: "Вода никогда не бывает в покое, ни днем, ни ночью. Когда она течет сверху, она вызывает дождь и росу. Когда она течет внизу, она образует потоки и реки. Вода имеет выдающуюся способность творить добро. Если на ее пути соорудить дамбу, она останавливается. Если ей проложить путь, она течет по нему. Поэтому говорят, что она не борется. И однако ей нет равных в разрушении того, что сильно и твердо" (13).
Когда вода обнаруживает свои деструктивные аспекты во время катаклизмов, ее символика не меняется, но просто подчиняется господствующей символике бури. Нечто подобное происходит и в тех контекстах, где подчеркивается текучая природа воды, например, в изречении Гераклита, что "в ту же самую реку дважды не войти; ибо новые воды все время притекают (к входящему)". Здесь имеется указание не на символизм воды как таковой, но на идею необратимого течения вдоль заданного пути.
Процитируем Эволу ("Герметическая традиция"): "По мнению Зосимы, без божественной воды не существует ничего. С другой стороны, в число символов женского принципа включаются такие, которые фигурируют в качестве истока вод (материнства, жизни): Мать Земля, Матерь Вод, Камень, Пещера, Дом Матери, Ночь, Дом Глубины, Дом Силы, Дом Мудрости, Лес и т.д. Нас не должно сбивать с толку слово "божественная". Вода символизирует земную, природную жизнь, но никогда не - жизнь метафизическую". [КЕРЛОТ]
Вода, капля за каплей льющаяся на камень. Этим создается впечатление последовательности. Постоянные усилия преодолеют величайшие трудности. То, что не может быть достигнуто силой, Достигается неторопливостью и последовательностью. [EMSI 25-10,с.209]
Торчащий из воды обрубок дерева, который, вследствие преломления света, кажется искривленным. Внешность обманыва. Символ означает, что наши чувства обманчивы, и поэтому им нс следует доверять или полностью на них полагаться, а следует дополнить их разумом и опытом, даже когда мы судим о вещах самых обыкновенных. [EMSI 31-12,с.234]
Доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами (см. Рыбы). В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой - таит угрозу потопления и гибели. В воды западных морей каждый вечер погружается Солнце, чтобы ночью обогревать царство мертвых, вследствие чего вода также ассоциируется с потусторонним миром. Часто "подземные воды" связываются в сознании с первобытным хаосом, напротив, падающие с неба дождевые воды - с благодатным оживлением. Водоворот (см. Спираль) наглядно изображает трудности и перевороты, спокойно протекающие реки - планомерно текущую жизнь. Заводи (пруды) и полыньи (трясины), а в особенности родниковые озера рассматривались во многих культурах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного рода, наделенных в то же время мудростью. В этом также проявляется двойственность воды в символике. Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино смешивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляется "огонь" вина, что указывает на две природы (божественную и человеческую) в личности Иисуса. Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающего элемента, который при крещении смывает пятно грехов. В качестве элемента чистоты воду применяли при распознавании ведьм, будучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испытании лишь безвинный тонет и поэтому вытягивается с помощью ве то время как чертовы Ведьмы" как пробки должны алыть по водной поверхности. В религиозных обычаях важна еще не. смешанная с елеем вода, равным образом как и освященная в определенные праздничные дни "святая вода", которую верующие приносят в свои жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным порогом. Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причем существовал обычай разбрызгивания нескольких капель в помещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно широко распространенному народному поверью, должны помогать "бедным душам в чистилище", смягчая жар очищающего пламени. Чуждым европейской образной системе было представление майя на Юкатане (Центральная Америка) о потустороннем мире как водном царстве, о чем можно заключить по изображениям на разрисованных глиняных сосудах. У ацтеков рай назывался именем бога дождя Тлалока "тлалокан" и изображался в сущности радостным местом в сравнении с подземным миром , где поселялись после смерти обычные смертные. В принятом в Центральной Америке двадцатидневном календаре девятым дневным знаком была вода как символ изобильного дождя. Ему приписывалось значение "болезни, лихорадки (жара)", и знак считался несчастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принадлежал также мексиканскому иероглифу войны, который можно перевести как "вода-огонь", причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы. Широко распространенным является почитание той воды, которая пробивается прямо из глубин земли как подарок подземных богов, особенно если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержанию минералов. Большинство культовых гротов людей ледникового периода на Пиренеях были расположены по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные дары. Почитание священных источников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды находятся в связи с жертвенными дарами Матери-Земли (например, богиня Сулис при термальном источнике Бат в Англии). Обычай бросать монеты в источник (колодец, фонтан), очевидно, - отголосок символической жертвы водяным божествам, которым приписывалась способность исполнять желания в смысловом поле представлений: вода - земля - плодородие - счастье - богатство. В культовопочитаемых источниках поклонялись нимфам - воплощениям желанного благодатного воздействия (см. Водяные существа). Представление о том, что ритуально освященная вода может сообщать благодать, причем одновременно оказывает очищающее и плодоносящее воздействие, что выражается в религиозном обряде, не ограничивается Европой, но имеет место и во внеевропейских культах, например в парсизме. В Индонезии впавшие в транс танцоры окропляются священной водой, для того чтобы вернуться в реальность.