Древняя Греция.
Мифология Древней Греции относится к политеистическим религиям также как и мифологии других древних культур (Древний Рим, Древний Египет, Месопотамия и другие). Она не имеет четкого названия как некоторые другие религии мира (христианство, буддизм, ислам и другие). В целом вся мифология Древней Греции строится на мифах о пантеоне богов, на мифах о жизни титанов и гигантов, а также на мифах о подвигах других мифических (а зачастую и исторических) героев.
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер (в другом чтении Цербер), и лернейская гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.
Божества доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые представляются нам при словах "греческая мифология". Идея божества (по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето была представлена необработанным поленом.
Однако развитие древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир. Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа - знаменитого древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из самых значительных мифов этого периода - победа солнечного бога Аполлона над змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и окончательно дарует людям этот мир.
Героический период древнегреческой мифологии предствлен двумя выдающимися эпическими произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы - "Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев, совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.
По мнению современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры. Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета. Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим, именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов и богинь как внешне совершенных, безупречных существ.
Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания божеств, мистерии приобретали более оргиастический характер. При сохранении местных различий в пантеоне и формах культа постепенно получили все более широкое распространение некоторые универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов.
Одним из главных в Древней Греции культов "олимпийского периода" стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и другими. Его многочисленные эпитеты - Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) и другие - свидетельствуют о необычайном расширении его функций.
С культом Зевса по распространенности соперничал культ Диониса с мистериями, сближавшими его с культами египетского бога Осириса, малоазийских богов Сабазия и Адониса.
Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида, воплотившая черты многих греческих и азиатских богинь. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Сераписа - божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев, стремившихся слить воедино привычный для греков антропоморфный облик Зевса-Посейдона с функциями египетских зооморфных божеств Осириса и Аписа.
Сложившиеся на востоке синкретические культы проникли в полисы Малой Азии, Греции и Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье. Некоторые восточные культы почти в неизмененной форме воспринимались греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистические цари, используя восточные традиции, усиленно насаждали царский культ.
Мифологические воззрения древнего мира продолжали развиваться и изменяться. Греция переживала наплыв восточных культов, сами греческие мифы подвергались различным философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец почитанию божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к себе внимание и в наши дни.
Пантеон богов Древней Греции
Зевс - в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей. Сын титанов Кроноса и Реи.
Низвергнув господство Крона и богов старшего поколения - титанов, Зевс уступил власть над морем и подземным царством своим братьям - Посейдону и Аиду. Себе Зевс оставил верховную власть над миром и управление всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией (Зевс-"Громовержец", Зевс-"Тучегонитель"). Зевса почитали как охранителя общественного порядка и семьи; ему приписывали установление законов и обычаев.
Постоянным местопребыванием Зевса считался Олимп (Зевс-"Олимпиец"). Атрибутами Зевса были эгида, скипетр, иногда орел. Как дарующий победу на войне и в состязаниях Зевс изображался с богиней победы Нике (римское - Виктория) в руке. Зевс считался отцом младшего поколения олимпийских богов: Аполлона, Артемиды, Арея, Афины, Афродиты, Гермеса, Гефеста, Диониса, Гебы, Ириды, Персефоны, а также муз, харит и многих героев: Геракла, Персея и других. От Зевса вели свое происхождение многие знатные роды. Важнейшими местами культа Зевса были Додона (Эпир) и Олимпия (Элида), где устраивались в честь Зевса Олимпийские игры.
Отдельные эпизоды мифа о Зевсе содержатся в "Илиаде", "Одиссее", в "Теогонии" Гесиода, "Мифологической библиотеке" Аполлодора и других античных произведениях.
В древнеримской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
Уран - в древнегреческой мифологии бог неба, супруг Геи (Земли), отец титанов, циклопов и сторуких исполинов; был оскоплен и свергнут собственным сыном Кроносом.
Гея - в древнегреческой мифологии олицетворение земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, циклопы, гиганты.
В древнеримской мифологии Гее соответствовала Теллус.
Посейдон - в древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи, один из важнейших богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца. В Афинах чтили Посейдона как покровителя морского могущества города; ему были посвящена главная часть Эрехтейона на афинском Акрополе и храм на мысе Сунион. Посейдон считался также покровителем всадников и состязаний в беге на колесницах, входивших в состав Истмийских игр.
В древнеримской мифологии Посейдону соответствовал Нептун.
Афина, Афина Паллада - в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Согласно мифу, Афина в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. Афина считалась покровительницей Афин; в честь нее справлялся праздник Панафинеи.
В древнеримской мифологии Афина отождествлялась с Минервой.
Афродита - в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, Афродита возникла из морской пены). По-видимому, первоначально Афродита почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте. Культ ее был широко распространен, кроме Греции, на побережье Малой Азии, Эгейского моря и в греческих колониях Причерноморья.
В древнеримской мифологии Афродита отождествлялась с Венерой.
Из античных изображений Афродиты наиболее известны: Афродита Книдская Праксителя (середина 4 в. до н.э.), Афродита (Венера) Милосская (2 в. до н.э.).
Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.
В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре ее культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мертвых.
Распространенный во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.
Аид, Гадес или Плутон - в древнегреческой мифологии бог подземного мира и царства мертвых [или царства теней (душ умерших)]. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Аид или Тартар, Эреб, у римлян Орк также название самого царства мертвых.
Аполлон - в древнегреческой и древнеримской мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологических образов. Вероятно, культ Аполлона проник из Малой Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в "Илиаде" Аполлон покровительствует троянцам). Первоначально Аполлон был божеством, связанным с культом производительных сил земли и отвращающим от людей беды и болезни. Так возникли его функции: бога-целителя, бога-прорицателя, а затем бога мудрости, а также покровителя искусства (отсюда Аполлон Мусагет - предводитель муз). Позднее Аполлон стал отождествляться с богом солнца (его прозвище Феб от греческого прилагательного phoibos - светлый, блистающий). Основными центрами культа Аполлона были Дельфы, о.Делос и Дидимы (в Малой Азии).
Артемида - в древнегреческой мифологии богиня, дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально Артемида - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, богиня луны, позднее - покровительница женского целомудрия и охранительница рожениц. Изображалась Артемида в виде прекрасной девушки-охотницы с луком и стрелами или как богиня луны - в длинных одеждах с полумесяцем на голове и факелами в руках.
В древнеримской мифологии Артемиде соответствует Диана.
Гермес - в древнегреческой мифологии первоначально бог скотоводства и пастухов, позднее почитался как вестник олимпийских богов, покровитель путников, купцов, бог торговли и прибыли, изобретатель лиры и пастушеской флейты, предводитель в хороводах нимф.
В древнеримской мифологии Гермесу соответствовал Меркурий.
Геба - в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на Олимпе. В обязанности Гебы входило подносить богам на их пирах нектар и амброзию (до того как виночерпием богов стал Ганимед).
Персефона, Кора - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и подземного царства. Дочь Деметры и Зевса, супруга Лида. В мифе о похищении Персефоны Аидом и ее ежегодном возвращении на землю из подземного царства отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира.
У римлян почиталась под именем Прозерпины.
Титаны - в древнегреческой мифологии дети Урана и Геи; боги, побежденные олимпийскими богами во главе с Зевсом и низвергнутые ими в Тартар (титаномахия). В позднейших мифах титанов отождествляют с гигантами.
Гиганты (Gigantes) - в древнегреческой мифологии чудовищные великаны, рожденные богиней земли Геей от капель крови бога неба Урана. Гордясь своей силой, гиганты восстали против олимпийских богов. Гиганты воздвигли одну гору на другую, чтобы добраться до неба. Только с помощью циклопов, выковавших перуны (молнии) для Зевса, и Геракла с его не знающими промаха стрелами олимпийцам удалось одержать победу над гигантами. Битва богов с гигантами (гигантомахия) неоднократно служила темой для античного изобразительного искусства: наиболее яркий памятник - знаменитый фриз алтаря Зевса в г.Пергаме (находится в Античном собрании, Берлин).
Титаны Древней Греции
Кронос - в древнегреческой мифологии титан, сын Урана и Геи (Земли).
Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Опасаясь, в свою очередь, за власть, Кронос проглатывал детей, рожденных ему титанидой Реей, пока ей не удалось спрятать от Кроноса и вырастить втайне Зевса. Возмужав, Зевс заставил Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, составивших поколение олимпийских богов, а сам Кронос и другие титаны, побежденные Зевсом, были заключены в Тартар. По более позднему варианту мифа, Кронос впоследствии был переселен на "острова блаженных". Отсюда в представлении древних греков "царство Кроноса" соответствовало сказочному "золотому веку". Первоначально Кронос почитался, по-видимому, как бог земледелия.
Римляне отождествляли с Кроносом местного бога Сатурна.
Образ Кроноса (Сатурна), пожирающего своих детей, получил отражение в изобразительном искусстве (Рубенс, Гойя).
Рея - в древнегреческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса и мать Зевса, Деметры и других олимпийских богов.
Прометей - в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов.
По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, за что по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или через день) орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет, пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея.
В трагедии Эсхила "Прометей прикованный" к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счету, наблюдению за звездами и т.д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту. Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Н.П.Огарев, Т.Шевченко и другие), а также в музыке (Ф.Лист, А.Н.Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф.Г.Гордеев и другие). В произведениях Кальдерона, Гете, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее - создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделенных сознанием.
Антей - в древнегреческой мифологии великан, властитель Ливии, сын Посейдона и Геи (Земли). Антей был неодолим в единоборстве до тех пор, пока соприкасался с матерью-землей. Был побежден Гераклом, который оторвал Антея от земли и, подняв в воздух, задушил.
Герои Древней Греции
Геракл- в древнегреческой мифологии величайший герой, сын бога Зевса и жены фиванского царя Алкмены.
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея: Геракл убил немейского льва, лернейскую гидру, укротил чудовищную керинейскую лань, истребил стимфалийских птиц, победил эриманфского вепря, очистил авгиевы конюшни, укротил критского быка, одолел царя Диомеда (бросавшего чужеземцев на съедение своим коням), победил амазонок и добыл пояс царицы амазонок Ипполиты, похитил коров трехголового великана Гериона, добыл золотые яблоки из сада Гесперид, укротил и привел к Еврисфею стража Аида - Цербера.
Согласно другим мифам, Геракл освободил Прометея, победил Антея, принимал участие в борьбе богов с гигантами, сражался с кентаврами и совершил много других подвигов. Погиб от отравленного платья, которое в неведении послала ему его жена Деянира, желавшая вернуть себе любовь Геракла. После смерти Геракл был взят на Олимп и обручен с богиней вечной юности Гебой. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса.
Различные варианты мифов о Геракле нашли отражение в произведениях античных авторов [в "Илиаде", у Софокла ("Трахинянки"), Еврипида ("Геракл") и других], в пластике, затем в новой европейской живописи (П.Веронезе, П.Рубенс, Г.Рени, Я.Тинторетто и другие).
Ганимед - в древнегреческой мифологии прекрасный троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом на Олимп, где он стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Около 4 в. до н.э. появляется мотив похищения Ганимеда орлом, которого еще более поздняя античная традиция отождествляет с самим Зевсом.
Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара, Корреджо, Рембрандта, Торвальдсена и других).
Тартар - в древнегреческой мифологии бездна в недрах земли, куда Зевс заключил низвергнутых им титанов; царство мертвых.
Олимпийцы - в древнегреческой мифологии боги, обитавшие на Олимпе. Согласно мифам, дети бога Кроноса (Крониды) во главе с Зевсом восстали против отца и других богов старшего поколения - титанов. После упорной борьбы, победив титанов, они утвердились на Олимпе, разделив между собой власть над миром. Верховным владыкой стал Зевс, дети его также причислялись к олимпийцам (Афина, Афродита, Аполлон, Артемида, Гермес, Ирида, Геба и другие божества). Одно из отличий олимпийцев от простых смертных греки видели в их безучастном отношении к страданиям и волнениям людей. Отсюда иносказательное значение слова "олимпиец" - человек, сохраняющий невозмутимое спокойствие перед лицом земных страстей и волнений.
Олимп (Olympos) - наиболее высокий горный массив в Греции, у берегов залива Термаикос (Салоникского) Эгейского моря; высота до 2911 м. Сложен преимущественно мраморовидными известняками и кристаллическими сланцами. Склоны крутые, изрезаны ущельями. Вершины скалистые. Заросли вечнозеленых кустарников, широколиственные и сосновые леса.
В древне-греческой мифологии Олимп считается священной горой, местом пребывания богов во главе с Зевсом (отсюда название - олимпийские боги). Олимпом также называют собрание, сонм олимпийских богов.
Нектар (греч. nektar) - в древнегреческой мифологии напиток олимпийских богов (амброзия - "пища богов"). В переносном значении - напиток редкого вкуса и аромата.
Амброзия (греч. ambrosIa), в древнегреческой мифологии "пища богов" (нектар - "напиток богов"). У античных лириков оба понятия иногда смешиваются. Согласно мифу, амброзия и нектар дают богам юность и бессмертие.
Авгиевы конюшни - в древне-греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия. Были очищены в один день Гераклом, направившим в них воды рек Алфея и Пенея (один из 12 подвигов Геракла). В переносном смысле - крайний беспорядок и запущенность.
Истмийские игры, Истмии - в древности общегреческие празднества и состязания в честь бога Посейдона. Устраивались на Истмийском (современном Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Имели первоначально местное, а с начала 6 в. до н.э. общегреческое значение. На празднествах проводились гимнастические, конные, позднее поэтические и музыкальные состязания. Победителю вручалась пальмовая ветвь, и он увенчивался венком из сельдерея или сосновых ветвей. Начатыми в 80-е годы 19 века археологическими раскопками обнаружены близ Коринфа театр, ипподром, стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.
Олимпийские игры (греч. OlImpia) - древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 года до н.э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время олимпийских игр объявлялся обязательный для всех греков "священный мир", в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны. Проходили олимпийские игры в течение 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям мужчин и мальчиков (до 472 года до н.э. состязания проходили один день). В программу олимпийских игр в классическое время (5-4 вв. до н.э.) входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т.д. Выступать могли лишь полноправные граждане греческих полисов, позднее - также и римляне. Женщины не допускались к месту олимпийских игр. Победители соревнований (олимпионики) награждались венком из ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением, иногда даже обожествлялись. В своих городах они обычно получали важные экономические и политические привилегии. Во время игр перед собравшимися выступали поэты, философы, ораторы. Распорядителями и судьями игр были избираемые из граждан области Элида элленодики. Олимпийские игры были отменены с победой христианства римским импепатором Феодосием I в 394 году н.э.
Олимпиада (греч. Olympias, род. падеж Olympiados) - у древних греков 4-летний период между двумя следовавшими друг за другом Олимпийскими играми. Счет времени по олимпиадам был введен около 264 года до н.э. историком Тимеем. Годом первой олипиады считается 776 год до н.э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Летосчислением по олимпиадам пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и другие историки; оно велось в Древней Греции до 394 года н.э. (когда Олимпийские игры были отменены).
Олимпия (OlympIa) - древнегреческий город в Элиде (северо-западная часть Пелопоннеса), религиозный центр, место культа Зевса и проведения посвященных ему Олимпийских игр, важнейший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в 7-4 вв. до н.э. Олимпия пришла в упадок с победой христианства, а в 426 году н.э. была сожжена по приказу римского императора Феодосия II. Немногие сохранившиеся постройки и статуи были разрушены в 522 и 551 годах землетрясением.
Первые раскопки велись в 1829 году французскими археологами, систематически - с 1875 года (немецкий археолог Э.Курциус и другие), открыто более 130 статуй, около 13 тысяч бронзовых предметов, до 10 тысяч надписей на бронзовых табличках и дрогое.
На священном участке Зевса Олимпийского - остатки святилища Пелопса (с конца 2-го тыс. до н.э.), храмов Геры [конца 7 или начала 6 вв. до н.э.; статуя Праксителя "Гермес с младенцем Дионисом" (мрамор, около 340 года до н.э.) хранится в музее Олимпии], Зевса [468-456 годы до н.э., архитектор Либон; раннеклассическая скульптура фронтонов и находившаяся близ храма статуя "Нике" Пеония ныне хранятся в музее Олимпии], матери богов (Метроон; 1-я половина 4 в. до н.э.), Зевса Сосиполиса и Илитии (после 363 года до н.э.), 12 сокровищниц, в том числе гелоян (начало 6-1-я половина 5 вв. до н.э.), круглого в плане Филиппейона (338-334 годы до н.э.). За пределами священного участка - руины булевтерия (6-5 вв. до н.э.), стадиона классической эпохи, так называемого Леонидайона (4 в. до н.э., архитектор Леонид), эллинистические палестры и гимнасия. Музей Олимпии - памятники из раскопок.
Додона (Dodone) - древнегреческий город в Эпире, один из древнейших религиозных центров Древней Греции, где находился Додонский оракул. В результате раскопок Додоны, проводившихся с 70-х одах 19 века, были открыты хорошо сохранившийся театр на 18 тысяч мест, остатки акрополя, храма Зевса и помещений для паломников.
Додонский оракул - оракул при храме Зевса в Додоне, упоминаемый в "Илиаде", а также у Гесиода и Геродота. Представители жреческого рода Селлов, а также женщины-жрицы "прорицали" по шелесту священного дуба Зевса, по журчанию ручья, протекавшего у его корней, а позднее - по звуку от удара плетей при дуновении ветра по бронзовому тазу (отсюда