Афро-Карибская магия.
Сантерия

Сантерия - не архаичная религия. Это - яркая сила с пятью сотнями лет непрерывной истории в Западном Полушарии. Африканские корни уходят по крайней мере так же глубоко, как и Христианские. Сантерия имеет миллионы почитателей в Соединенных Штатах, на Карибах, Центральной, и Южной Америки. Имеется Вуду в Гаити, Макумба в Бразилии и Кандомле на Северных побережьях Южной Америки. Поклонники прибывают из всех слоев общества: врачи, адвокаты, политические деятели, воры и сводники. Все те, кто ищут силу, чтобы управлять своими собственными жизнями и хотят вести их в соответствии с самыми глубокими частями их существ - кандидаты на инициирование в Сантерии.

Поскольку традиционные системы веры Западного мира прекращают обеспечивать прямую эмоциональную причастность к тайнами жизни, все больше людей поворачиваются к пульсирующему из Сантерии звуку барабанов. Это - религия транса, тайны, одержимости, крови и секса.
То что видно, это только слабый отблеск Сантерии. Если Вы хотите знать больше, идите к церемониям, жгите свечи и танцуйте с барабанами. Цвет кожи или язык не имеет никакого значения. Древние боги признают свой собственный.
/ Нуньес Луис Мануэль "Сантерия Практическое руководство по Афро-карибской магии."/

Введение
Традиция, известная в современном мире под названием Сантерия, распространена во многих странах мира – Венесуэле, Панаме, Доминиканской Республике, Пуэрто-Рико, Мексике, Коста-Рика, Испании, Канаде, США, Франции, Германии, Италии, Швеции, Великобритании, на Виргинских островах и т.д., ну и, конечно же, на Кубе.

Для обозначения данной Традиции используется несколько названий: Йоруба, Лукуми, Сантерия, Регла де Оша, Айоба (Ayoba). Сегодня все эти наименования равнозаконны и используются как синонимы. Однако так было не всегда.

Термин «Йоруба» в средние века применялся для обозначения населения Империи Ойо (ныне – Нигерия), в которую входили многие племена. Как полагают исследователи, слово «йоруба» произошло из языка Хауса, на котором оно означало «люди Ойо». Данный термин изначально использовался северными соседями Империи Ойо в качестве названия населявших эту Империю Народов. В середине 19 века, термин «йоруба» был принят колонизаторами как официальное название не только Народа города Ойо и его окрестностей, но и всех населявших Империю племен, говоривших на различных диалектах одного языка.

Термин «Лукуми» происходит от йорубанского приветствия Oluku mi («мой друг»), которое европейцы ошибочно приняли за имя племени. В трудах ранних исследователей и ученых для обозначения Йоруба использовались термины Ulkami, Ulkumi, Alkami и упоминается Королевство Oulkoumi (Ulkumi).

Термин «Сантерия» изначально являлся вульгарно-уничижительным, и использовался испанцами для обозначения популярных народных христианских верований, придававших чрезмерное значение почитанию католических Святых (Санто). Впоследствии этот термин был повторно использован испанцами в качестве названия религиозных воззрений рабов Йоруба, которые почитали своих Ориша под прикрытием их католических «двойников».

Термин «Оша» обычно рассматривается как сокращение от слова «Ориша». В своей полной форме данный термин, как правило, используется в виде словосочетания «Регла де Оша» (о происхождении которого будет сказано чуть ниже). Иногда также используется (напр. на «IV Международной Встрече Йоруба в Гаване») более развернутое наименование – «Религиозная Система Оша-Ифа». Следует иметь в виду, что термины «Сантерия» и «Регла Оша» являются абсолютными синонимами, обозначающими одну и ту же Традицию (см. напр. Определение Совета Старших Священников (Ориате) Кубы, где оба этих названия используются как взаимозаменяемые синонимы).

Относительно этимологии термина «Ayoba» нам не удалось обнаружить фактических данных, но можно предположить, что данное слово является сокращением от слова «Yoruba» (с приставкой «А»), подобно тому, как «Оша» является сокращением от «Ориша».

Боги ориша олицетворяются чудотворными камнями, которым и совершается поклонение.
Культовая практика сантерия заключается преимущественно в так называемом "кормлении камней", которое проводится трижды в год. Церемония длится 3 дня. Камни смазываются кровью священных животных и поливаются ритуальным настоем. Церемония строго регламентирована, каждому камню соответствует свой вид ритуального животного и свой настой. По воскресениям и праздникам проводятся собрания в специально подготовленных помещениях с алтарем и ритуальными барабанами.

Предполагается, что во время ритуальных плясок один из богов ориша сходит на кого-либо из танцующих, при этом человек впадает в транс и совершает судорожные движения. Наблюдаются явления глоссолалии . Проводятся специальные колдовские ритуалы.
В сантерии имеется жреческое сословие, в которое могут входить и мужчины, и женщины. В обязанности жреца входит в основном руководство сектой, проведение собраний и определение того, какой именно бог ориша вселился в человека.
Ориша (Орича)
Политеистический пантеон народа йоруба. Число богов в пантеоне превышает 20.
Во главе ориша стоит бог грома и молнии Шанго, основными богами считаются бог-творец Олорун, бог войны и железа Огун, супруга Шанго и богиня пресных вод Ойа, бог сельского хозяйства Оно, бог-целитель Баба-ау-Айе, богиня соленых вод Йемайя.

Вуду

Краткая история Вуду

"Вуду" на древнеафриканском языке племени фон означает "дух". Общение с вуду-лоа (или, как называли их негры из племени йоруба, духами-ориша) было религией западноафриканских негров, завезенных испанцами на Карибские острова. Духам приносились кровавые жертвы, а при помощи барабанного боя, музыки и ритуальных плясок верующие впадали в состояние транса (считалось, что внутрь человека в это время входил дух). Примечательно, что многие духи по своему, так сказать, характеру и деяниям весьма напоминали христианских святых и древнегреческих богов. Но испанцы не желали ничего этого знать и пытались обратить своих рабов в классический католицизм.
За хранение статуэтки какого-нибудь духа рабу можно было запросто лишиться жизни. И тогда негры на Карибских островах, в особенности на Гаити, сменили алтари. Но под масками святых, архангелов и мадонн они поклонялись своим старым духам. Ни рабовладельцы, ни духи против этого не возражали. И вот всего через четыре года после того, как на Гаити завезли первого чернокожего раба, против успокоившихся рабовладельцев на острове вспыхнуло восстание. Оно было подавлено, но объединенные вуду негры продолжали бунтовать до тех пор, пока в конце XVIII века не взяли остров под свой контроль — он к тому времени наполовину принадлежал Франции, и на подавление восстания отправился Наполеон, однако он потерпел на Гаити одно из своих первых поражений. Примечательно, что с самого начала и до настоящего времени вуду было тайным культом. Неприметный американский мусорщик вполне может оказаться колдуном вуду. Следующие подобным практикам не разглашают это даже сейчас.
В XX веке столицей вуду стал Новый Орлеан — именно туда переместилось большинство потомков гаитянских негров. Атмосферу города очень хорошо описывали местные джазисты. Они говорили, что весь Нью-Орлеан тогда был только музыкой, только любовью и только смертью. И если девушка хотела привлечь в свои объятия джазового трубача из местного кабачка, она просто добывала волосок с головы своего любимого или еще что-нибудь в этом роде, делала куклу вуду, втыкала в ее сердце, голову и ноги булавки — и очарованный трубач думал о ней, стремился к ней сердцем, а ноги сами несли его к девушке. Жена этого трубача (буде такая случалась) могла отомстить, слепив в свою очередь куклу вуду, символизирующую разлучницу, вызвать духов разрушения и понатыкать в куклу булавок — считалось, что девушка после этого должна была заболеть, умереть или уехать.

Зомби

Это один из самых главных мифов вуду. Некоторые верят, что колдун вуду при помощи особых порошков и заклинаний может убить человека, а потом воскресить его для работы. Человек, мол, при этом теряет речь и память и превращается в подобие бессловесного животного, способного только работать.
Строго говоря, зомбификация - это не миф, а реальность. Чтобы сделать из человека зомби, африканские колдуны используют составляющие различных растений и животных. Основным компонентом порошка является яд тетрадотоксин, содержащийся в мясе многих рыб, в том числе и рыбы фугу (сходный вид водится у западного побережья Африки).В Японии рыба фугу - это опасное лакомство, и задача повара, готовящего ее, - снизить количество тетрадотоксина в мясе. В небольших количествах этот яд вызывает наркотическое действие (собственно, ради этого фугу и едят). Если доза превышается, у человека возникает ощущение покалывания в руках и ногах, потом его глаза стекленеют и наступает полный паралич.
В коматозном состоянии отравившийся человек может находиться довольно долго, в африканских практиках его "оживляют" с помощью особого растения "огурец зомби", который возвращает человеку способность двигаться, но не говорить.
Примечательно, что хозяева зомби категорически запрещают своим рабам есть соль. Дело в том, что тетрадотоксин блокирует передачу нервных импульсов, не допуская ионы натрия в клетки тела человека. Соль же - хлорид натрия - "разблокирует" этот механизм, и к зомби возвращаются, речь и память.