Почему вся информация, которая касается домовых, так популярна? Неужто из-за одной склонности к суевериям? Думаю, скорее, речь идет об интересе к традициям предков, – ведь были они неслучайны и основаны на стремлении обустроить жизнь в гармонии со всем сущим: природой, людьми, собственной душой.
При этом мифологический образ домового помогал выстроить нерушимый порядок взаимоотношений в семье и настраивал на достойное поведение независимо от того, есть ли тому свидетели. Домовой выполнял роль невидимого контролера благопристойности речей и поступков, а также согласия в отношениях между домочадцами. Опубликовано на ruslife.org.ua
По существующим версиям, он либо дух-хранитель самого дома, либо дух предка, который защищает семью потомка. В древние времена многие, если не все, народы включали в традицию аналогичный персонаж. Например, Сельве/Сельван/Сильванус этрусков и римлян, как уже упоминалось, выполнял подобные функции.
О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей. У наших предков один из таких праздников приходился на день 10 февраля – этой дате народный календарь не изменил и с принятием христианства.
В результате день почитания православного святого Ефрема Сирина стал в народе Ефремовым днем – Ефремом Ветродуем, Запечником, Прибаутником и Сверчковым заступником. А раньше праздничная дата называлась Кудесами, т.е. чудесами (вспомним: «Скажи мне, кудесник, любимец богов…»). Опубликовано на ruslife.org.ua
Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. В разных местах имелись свои особенности подношения кушаний для домашнего духа.
Где-то ставили на печь или за нее кашу в горшке, да не просто так, а обкладывая угольками, чтоб не остыла до полуночи, когда «суседушка» придет ужинать; где-то – наливали молока в миску. Кое-где за ужином ставили прибор «для хозяина» и накладывали в предназначавшуюся для него посудину всех кушаний, что подавались к столу. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.
В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету во исполнение поверья: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год. Мужички победнее в надежде разбогатеть оставляли там же медную денежку.