КАББАЛА И ИМЕНА СИЛЫ
Каббала - это свод оккультных знаний, первоначально сложившийся в. среде
евреев, но с энтузиазмом воспринятый и эзотериками нееврейского
происхождения (начиная с XV века). Заметное влияние Каббалы испытали Леви,
Мазере и Кроули. Современных оккультистов привлекает древность и
таинственность Каббалы, а также тот факт, что в ней заключены великие
магические принципы. Эти принципы гласят, что вселенная - это единое
целое, подобное человеческому организму; что структура ее тесно связана с
числами и планетами; что человек- это Бог и вселенная в миниатюре и что
человек способен развивать в себе божественное начало до-тех пор пока не
овладеет веем миром и не превратится в Бога. Многие элементы
каббалистического учения загадочны и туманны, поэтому трудно что-либо
сказать о нем без чрезмерных упрощений. Каббала - это "хокма нистара",
"тайная мудрость", которую мудрецы якобы передавали из поколения в
поколение со времен патриарха Авраама, которому, в свою очередь, ее открыл
сам Господь Современные каббалисты говорят, что- в записанных и
опубликованных каббалистических текстах не содержатся, самые важные тайны
Каббалы: последние открываются лишь тем, кто достоин их, - либо в устной
форме, либо в виде древних рукописей, которых никогда не касалась рука
непосвященного. К счастью, комментарии современных оккультистов проливают
некоторый свет на эти глубинные тайны. Помимо этих комментариев,
каббалистическое учение состоит из множества текстов, созданных различными
анонимными авторами. Главные из них - это "Сефер Йецира" ("Книга
Творения") на древнееврейском языке, которая, по-видимому,
была написана в Вавилонии между III и VI веками н. э.; и "Зогар" ("Сефер
ха - Зогар" - "Книга Сияния") на арамейском языке, основная часть которой
была создана в Испании вскоре после 1275 года и, вероятно, принадлежит
перу каббалиста и ученого Моисея Леонского (Моше де Леона). Многие из
базовых каббалистических идей присутствуют также в гностицизме - учении,
развивавшемся приблизительно в то же время и в тех же районах (в странах
Восточного Средиземноморья, примерно во времена Христа). Как гностицизм,
так и каббала придают особое значение познанию. Оба; учения претендуют на
обладание гнозисом - знанием! Бога. Это знание достигается не рациональным
анализом и не спорами о природе Бога: то и другое бесполезно. Знание Бога
обретается при непосредственном божественном вдохновении или посредством
священных преданий, созданных под влиянием божественного вдохновения.
Благодаря этому знанию приобретший его человек преображается и восходит к.
участию в божественном бытии: знать Бога означает быть Богом. Избранный -
это не тот, кто ведет праведную жизнь, а тот, кто просветлен, кто обладает
знанием о божестве. Грех, отделяющий человека от Бога, состоит не в
каких-либо отступлениях от норм морали, а в невежестве. Учение о гнозисе -
одна из основополагающих идей оккультизма. Она объясняет то презрение к
нравственным условностям, которое проявляли многие гностики и каббалисты,
а также, как это ни странно, служит причиной гностической и
каббалистической страсти к классификациям, которые представляют собой
попытку вписать все свойства Бога и мира в некую логически стройную схему.
Так как знание - это ключ к Божественному, то высшее знание должно дать
ответы на все вопросы. Но для этого необходим разум, рассудок. Начав с
отказа от рационального рассуждения о Боге, каббалисты приходят к мысли,
что знание Бога невозможно ни понять, ни передать другим без помощи
рассудка. То, что является совершенно иррациональным и беспорядочным,
непостижимо и необъяснимо, и, вопреки первоначальному отказу от рассудка,
каббалист в своей жажде познания приходит к жестко рациональной схеме Бога
и мира.
СИЯЮЩИЕ СВЕТЫ
В этой книге говорится о Сефирот и Путях, о Духах и Заклинаниях, о Богах,
Сферах, Планах и многих других предметах, которые могут существовать, а
могут и не существовать. Неважно, существуют они или нет. Определенные
действия влекут за собой определенные результаты; однако настоятельно
предостерегаем ученика от всяких попыток приписывать этим результатам
какую-либо объективную реальность или философскую значимость. Алистер
Кроули. Магия - в теории или практике
Каббалисты, как и гностики, стремятся ответить на вопросы, с которыми
сталкивается любой религиозный мыслитель. Если Бог благ, то почему в мире,
сотворенном Богом, существует зло? Если Бог милосерден, то почему жизнь
полна страданий и боли? Если Бог вечен и не ведает границ, то в чем
состоит связь между Богом и конечным, ограниченным в пространстве и во
времени миром? Бог по определению непостижим, ибо безграничен, а быть
постижимым означает быть ограниченным; но как же тогда человек может
познать Бога? На эти вопросы Каббала дает два ответа. Первый ответ
заключается в том, что Бог - это сумма всех вещей. Всякая идея внутренне
противоречива, и Бог, будучи суммой всех идей, заключает в себе все
противоречия. Бог одновременно добр и зол, милосерден и жесток,
беспределен и ограничен, непостижим и постижим; все эти противоположности
объединены в великом целом, которое и есть Бог. Второй ответ состоит в
том, что связь между Богом и миром не является непосредственной.
Представим себе, что Бог - это зеркало, отражающее яркий свет. Этот свет
падает на поверхность второго зеркала, которое отражает его в третьем
зеркале, третье - в четвертом, и так далее. Отражаясь от очередного
зеркала, свет теряет частицу своего первоначального чистого блеска, и до
покрытой трещинами и налетом "зеркальной поверхности" нашего конечного,
бренного, пронизанного злом мира доходит лишь тусклый отблеск. Вначале
существовали только Бог и ничто. Затем в ничто проникла эманация Бога
(которую часто описывают как свет). От нее произошел еще ряд эманации. В
общей сложности их было десять, и в каждой следующей эманации содержалось
все меньше и меньше божественной субстанции. Эти десять эманации называют
сефирот (множественное число от древнееврейского "сефира"), что означает
"счисления" или "категории". В книге "Зогар" характерным для
каббалистических текстов запутанным и парадоксальным языком поясняется:
"Древний из Древних, Непознанный из Непознанных имел форму и не имел
формы. Он имел форму, посредством которой сохраняется мир, и не имел
формы, ибо он непостижим. Сперва приняв форму Когда душа только покидает
Бога и движется к Земле через небесные сферы, по дороге она принимает
свойства каждой из сфер по очереди. Например, в сфере Марса она получает
отвагу и свирепость, а в сфере Венеры - способность любить. Эти качества
постепенно окутывают душу концентрическими слоями, последним из которых
становится физическое тело. В результате душа становится похожей на
луковицу, покрытую несколькими оболочками, уподобляясь луковицеобразному
космосу (только оболочки души располагаются в обратном порядке по
сравнению с космическими оболочками Земли). Когда человек умирает, душа
сбрасывает эти оболочки: сначала - физическое тело, а затем, восходя через
небесные сферы к Богу, - и другие слои, один за другим. В Каббале также
принято учение о нисхождении и восхождении души через космические сферы,
хотя здесь насчитывается не девять сфер, а десять, ибо каббалисты испытали
влияние пифагорейской мысли. Земле тоже соответствует отдельная сфера -
последняя из сефирот. Над ней располагаются семь сефирот, соответствующие
семи планетам, а еще выше - две сефирот, соответствующие сфере неподвижных
звезд и Перводвигателю. Человек соединяется с Богом, поднявшись вверх по
лестнице сефирот и достигнув их источника. Каждую сефиру сторожат ангелы,
принадлежащие к одному из ангельских чинов; эти стражи пытаются остановить
душу в ее восхождении и отправить ее обратно на Землю. Кроме того, в
низших сферах обитает множество злобных существ, подстерегающих
невежественные и беспечные души. Многие каббалисты вели праведную и
безгрешную жизнь, но в жилах каббалистического учения струится языческая
кровь чародейства и магии. Одно из основных положений Каббалы состоит в
том, что смерть не является обязательным условием для восхождения души к
Богу. Душа способна взойти по лестнице сефирот, оставаясь в физическом
теле, и человек может стать земным Богом. Десять сефирот - это великие
силы, движущие вселенную и человека. Поднимаясь от одной сферы к другой,
маг познает и подчиняет себе могущественную энергию каждой сефиры.
Крещеный еврей Паоло Риччи, в 1521 году ставший профессором
древнегреческого и древнееврейского языков в университете Павии,
утверждал, что в учении Каббалы "перечисляется множество священных имен,
которые следует призывать, и множество различных телодвижений В оккультных
обществах, обучающих своих членов методам восхождения через сферы, часто
принимаются десять разрядов, или ступеней посвящения, соответствующие
десяти сефирот. В обществах А . А Алистера Кроули ученик начинал со
ступени Неофита (десятая сефира, сфера Земли). Далее следовала ступень
Ревнителя (девятая сефира, сфера Луны), на которой следовало достичь
мастерства в определенных практиках, похожих на йогические. На ступени
Практика (восьмая сефира, сфера Меркурия) ученик завершал интеллектуальную
подготовку и изучал Каббалу; на ступени Философа (седьмая сефира, сфера
Венеры) - завершал нравственную подготовку и проходил испытание на
"преданность Ордену". На ступени Младшего Адепта (шестая сефира, сфера
Солнца) ученик овладевал обрядом "Достижения Знания и Собеседования со
Священным Ангелом-Хранителем" - ритуалом сексуальной магии **, которому
Алистер Кроули придавал огромное значение. На ступени Старшего Адепта
(пятая сефира, сфера Марса) посвященный осваивал практическую магию,
включая такие "мелочи", как добыча желаемых предметов ("золота, книг,
женщин и тому подобного"), открывание запертых дверей, нахождение сокровищ
и призвание на помощь вооруженных людей. (По этому поводу Кроули бодро
замечает: "Мораль: стань Старшим Адептом!") Кроме того, Старший Адепт
должен был руководить членами ордена, находившимися на более низких
ступенях, "уравновешивая энергичность и инициативу таким образом, чтобы не
возникало ни разногласий, ни жалоб; с этой целью ему следует применить
формулу, именуемую "Зверь, соединенный с Женщиной"...". На следующей
ступени - Свободного Адепта (четвертая сефира, сфера Юпитера) -
посвященный "овладевает всеми этими предметами в совершенстве". Теперь он
либо становится Братом Пути Левой Руки, либо пересекает Пропасть,
разделяющую человеческое и божественное, дабы достичь трех высших сефирот
и стать Магистром Храма (третья сефира, сфера Сатурна), который
"возделывает сад" своих учеников и обретает совершенное понимание
вселенной. Маг (вторая сефира, сфера неподвижных звезд) "достигает
мудрости, провозглашает свой закон и становится Мастером всей Магии в
величайшем и высочайшем смысле этого слова". И, наконец, Ипсиссимус
(первая сефира, сфера Бога) "превыше всего этого и недоступен пониманию
тех, кто находится на низших ступенях". Он "полностью свободен от любых
ограничений и живет в природе всех вещей, не делая между ними ни
количественных, ни качественных различий *".
"Десять - это число невыразимых Сефирот, - говорится в книге "Сефер
Йецира", - десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Пойми эту
мудрость и будь мудр в понимании... Десять невыразимых Сефирот связаны с
десятью обширными областями; изначально безграничны и бесконечны; бездна
добра и зла". Сефирот насчитывается именно десять, а не девять и не
одиннадцать, потому, что это -числа от 1 до 10, базовые числа
пифагорейцев, лежащие в основе всех вещей. "Десять обширных областей" -
это области вселенной, над которыми властвуют силы сефирот. Сефирот обычно
изображают на диаграмме, называемой Древом Жизни. Это - схема
мироустройства и иллюстрация фундаментального единства вселенной. Древо
Жизни простирает ветви над всем творением и
Древо Жизни
примиряет все разнообразие в единстве, ибо хотя ветвей много, но Древо
одно, и все вещи и явления во вселенной - это листья, побеги и ветви,
связанные в единое целое. Древо Жизни - это модель Бога, вселенной и
человека. Это классификация, охватывающая все на свете: нет ничего такого,
что нельзя было бы поместить в одну из десяти сефирот - категорий. Древо
состоит из трех треугольников; десятая сефира, Малькут, стоит особняком и
располагается внизу. В каждом треугольнике содержатся две противоположные
друг другу силы и третья сила, уравновешивающая и примиряющая эти полюса.
Сефирот располагаются на Древе справа налево, поскольку именно справа
налево положено писать на древнееврейском языке. Сефирот, расположенные в
правой части Древа, - мужские и позитивные, в левой - женские и
негативные, а в средней -двуполые, примиряющие в себе противоположности.
Каббалистическое Древо Жизни не во всем четко укладывается в
астрологические и нумерологические представления. Сферы Сатурна, Марса и
Меркурия считаются здесь женскими, а сфера Венеры - мужской. В некоторых
случаях номер сефиры соответствует стандартному нумерологическому значению
этого числа, но не всегда. Иногда Древо Жизни изображают в виде
человеческого тела: верхний треугольник - голова, средний - туловище и
руки, нижний - половые органы и ноги. Такой вариант изображения основан на
аналогии между человеком и Богом. Сефирот - это этапы процесса сотворения
вселенной Богом. Если Бог - это великое подобие человека, то процесс
творения мира должен быть подобен творческому процессу человека. Верхний
треугольник Древа символизирует оплодотворение женщины мужчиной и
зарождение новой жизни - ребенка или вселенной. Средний треугольник
представляет воспитание ребенка отцом и матерью в детстве и отрочестве.
Нижний треугольник олицетворяет ребенка, ставшего взрослым, или вселенную
как законченное творение. Система соответствий, значительно расширенная в
трудах Макгрегора Мазерса и Алистера Кроули, определяет "десять обширных
областей", находящихся под властью десяти сефирот. Некоторые из этих
соответствий показаны в таблице на рис. 2. Сюда включены мифические
животные и боги древности, ибо они существуют в человеческом сознании, а
следовательно, и в "сознании" вселенной. Верхний треугольник Древа Жизни
символизирует творческие силы Бога и вселенной. Кетер, первая эманация, -
это сила Бога как Перводвигателя, Первопричины, Единого. Ее охраняют
"четыре животных" из 1-й главы Книги пророка Иезекииля, облик которых "как
у человека". Магический образ этой сефиры (мысленная картина, на которой
каббалист сосредотачивается во время медитации) - бородатый старик,
видимый в профиль. Олицетворения сефиры Кетер в античной мифологии - Зевс
и Юпитер, верховные боги Древней Греции и Рима. Ее символы - царский
венец, или корона, а также точка, означающая единицу. Душа, способная
достичь этой сферы, соединяется с Богом.