Хеймдалль — сын Одина, белый ас, он велик и священен. Его родили девять матерей, и все они являются сёстрами. Он сам говорит в «Заклинании Хеймдалля» (Heimdallargaldr):
*
Heimdallr heitir einn, hann er kallaðr hvíti áss,
hann er mikill ok heilagr.
Hann báru at syni meyjar níu ok allar systr.
...
Ok enn segir hann sjálfr í Heimdalargaldri
Níu em ek mœðra mögr,
níu em ek systra sonr
*
Его ещё называют Халлинскиди (Hallinskidi) и Гуллинтани (Gullintanni), а его конь зовётся Гулльтоп (Gulltoppr)185. Его жилище — это небесные горы, Химинбьёрг, у радуги Бифрост186.
Хеймдалль — страж богов; он сидит у края небес, чтобы охранять мост (от горных великанов). Его жилище стоит у края моста, — там, где Бифрёст восходит на небеса. Ему требуется меньше сна, чем птице; он видит одинаково хорошо как днём, так и ночью — на сотни миль вокруг себя; его стух такой тон¬кий, что он может слышать, как растёт трава на земле и шерсть па овцах — а также он может слышать всё, что громче этого.
У него есть рог, который называется Гьяллархорн (Gjallarhorn), чей звук слышен во всех мирах. Меч Хеймдалля зовётся головой, или голова зовётся мечом Хсймдалля, и из-за этого «Меч» является одним из имён Хеймдалля. Он зовётся врагом Локи и искателем драгоценности Фрейи, посетителем прях, Вагаскерс (Vagaskers) и Сингастейн (Singasteinn), он дрался с Локи за ожерелье Брисингов. Также он зовётся Виндлери (Vindhleri).
Говорят, что Локи и Хеймдалль были в обличье тюленей, когда они дрались, и Хеймдалль завладел драгоценностью. Хеймдалль является самым праведным из всех асов, он верный страж, и не думает далее сверх того: он — служитель Одина.
Божественное благословление имеет двойственное происхождение — оно идёт от моря и принадлежит ванам, но оно также исходит с неба с дождём и принадлежит асам. Сверкающая радуга как раз является символом их благословенной милости.
Хеймдалль является священным посредником между небесами и землёй, и пока он стоит как страж у радуги и она сияет в небе, на земле существует мир. Как радуга соединяет небеса и зем¬лю, он связывает земные роды с богами. Название его дома — Химинбьёрг — означает «горы высотой до небес». Они лежат у конца небес, у края земли. Он является богом самого жаркого времени лета, который принимает солнце в своём доме, когда оно достигает своей наивысшей точки, и вновь начинает заходить. Также его дом лежит на Млечном Пути, где он первым обнаружит сынов Муспелля192, когда те пойдут в сражение против богов.
Вёльва знает, почему рог Хеймдалля спрятан под священным деревом, она видит реку, надменно изливающуюся из залога Одина. Залог Одина — это солнце, и вёльва видит, как река — нисходящий дождь, - освещённая солнцем, порождает радугу.
Единственный в своём роде из богов, могуче выросший, он был рождён на заре времён: девять йотунов породили его, милосердного человека у края земли. Его питала сила земли, холодное море и лучи солнца. Он также возникает и растёт с силой земли, потоками воды и лучами солнца. Имена его матерей дают выражение для его составных частей. Важно не путать его матерей с девятью дочерями Эгира, у которых совершенно другие имена.
Один выбрал Хеймдалля, чтобы вызнать у хранительницы Гьялларсоль (Gjallarsol), что она знает о каждом из миров. Идун упала с Иггдрасиля в нижний мир и боги очень беспокоились за неё. Поэтому Один выбрал стража радуги, чтобы узнать у Модгуд (Modgudr), хранительницы Гьялларбро (Gjallarbro), которая перевозит Гьёлль (Gjoll) в нижний мир, знает ли она что- либо о судьбе Идун.
Здесь Хеймдалль вновь у края земли и небес, а Идун — у нижнего мира. Они также находятся рядом друг с другом. Мост Гьялларбро ведёт вниз, в то время как мост Асбро (он же Бифрёст) — вверх. Последний — это радуга, первый же — это северное сияние: восставший из глубины у самого края моря, пламенеющий северный свет, знак возмущения в природе; в то время как радуга — это предвестник мира. Здесь Хеймдалль — это по-прежнему река нисходящего воздуха, в форме ночного влажного тумана и росы, который ложится вдоль склона во тьме и поднимается к небесам снова, когда встаёт солнце.
В «Песне о Трюме» (Hamarsheit, «Обещании молота») именно Хеймдалль — обеспокоенный за свой мир, когда Тор не получил свой молот обратно — советует Тору переодеться Фрейей. Здесь он является как асом, так и ваном, что обусловлено его смешанным происхождением — земля, вода и небесный солнечный свет.
Локи говорит о Хеймдаллю, что он ведёт печальную жизнь, так как он должен долго стоять под дождём и всегда иметь мокрую спину. Благословлённый в дожде и покрытый золотом небесного солнца, он падает вниз на землю — как благодетель для людей.
Весь человеческий род зовётся детьми Хеймдалля. Хеймдалль получил задание от Одина — задание, которое они держали в тайне от всех, чтобы йотуны не смогли узнать об этом. Один видел, что люди не были достаточно сильными, храбрыми и достойными, и он хотел вывести новую расу, которая могла бы быть включена в его собственное общество.
Хеймдалль отправился в землю людей и назвался Ригом (Rigr). Он был могуч, быстр и честен, светл и великолепен. Он нашёл Ая (Ai) и Эдду (Edda) в избушке у берега. Он был у них три дня. Через девять месяцев Эдда родила темнокожего Трелла (Trell, «раб»), от которого произошёл весь род рабов. Он был некрасив и глуп, с чёрными волосами и сморщенной кожей. Риг странствовал далее и нашёл Афи (Ай)иАмму(Атта) в доме у берега. Через девять месяцев после этого Амма родила Карла (Karl), родоначальника бондов (свободных крестьян). Он был рыжеволосым, высоким и сильным, и имел светлые глаза. Как и раньше, Риг оправился вдоль берега и нашёл в покоях Фадера (Fader) и Модер (Moder), и через девять месяцев Модер родила Ярла (Jarl), прародителя воинов и королей. Он был высоким и светлым, имел светлые волосы и голубые глаза, был мудр и искусен во всём, чем он занимался. Ярл взял в жёны дочь Херсира (Hersir), и самый младший из их сыновей — это юный Кон (Коп). Риг оказывает внимание только самым последним родам: он заботится не только об их рождении, но также и об их обучении и воспитании.
Распространённое поверье, что у конца радуг и можно найти клад, происходит из мифа о Хеймдалле. Это точка соприкосновения неба с землёй, и тот, кто находится под радугой, может быть вознаграждён исполнением желания. Тогда его голова окружается благословлением.
Хеймдалль и Локи — это последовательные противополож¬ности: первый — благословление, второй - разложение. Хеймдалль открывает мир, Локи закрывает его. Сияющая дуга Хеймдалля оповещает о милости мировой силы, в то время как пламя Локи тихо приманивает к себе, коварно и обманчиво, пока оно наконец не вспыхнет всепожирающим огнём. Хеймдалль — это белый, чистый и спокойный мир в груди человека, всегда бодрствующий и никогда не дремлющий небесный страж; Локи — это дикие восставшие аффекты, собирающиеся и вспыхиваю¬щие пожирающим пламенем страсти.
Образ X. крайне труден для понимания из-за отрывочности информации и отсутствия связного мифа о нём. Учёные 19 в. считали «светлейшего из асов» персонификацией радуги (или млечного пути, небесного свода, зари, солярным или лунарным божеством и т. д.); его сравнивали как с Христом или архангелом Михаилом (трубит в рог), так и с различными «звериными» демонами - либо имеющими рога (козёл), либо воспринимаемыми как стражи (петух) или как духи дерева (дятел); была и попытка противопоставить X. как «бога начала» Локи как «богу конца», а также отождествить X. с каким-либо другим скандинавским богом - Тором, Видаром, Фрейром. Из новейших интерпретаций представляют интерес объяснения X. Пиппинга, Ф. Р. Шрёдера, В. Грёнбека, О. Ольмаркс. Пиппинг, исходя из работ У. Харва и А. Ольрика о мировом древе и из сибирских параллелей, расшифровывает Heim-dall как «мировое древо» и считает X. персонификацией мирового древа или мирового столпа. «Девять матерей» - это, по Пиппингу, «девять миров» (упоминаемых в «Прорицании вёльвы» «Старшей Эдды»). Шредер отождествляет X. с индо-иранским Митрой и с якутским Белым юношей - первопредком (ср. отождествление Хеймдалль - Риг), который якобы восходит к манихейству и митраизму. Грёнбек определяет X. как бога-стража, который, подобно индийскому Варуне, является охранителем святости культового праздника; его дети - культовая община, «девять матерей» - девять ритуальных актов, его «рог» связан с ритуальной музыкой. Ольмаркс современными филологическими средствами возрождает солярную интерпретацию X.: Врисингамен, за который X. борется с Локи, - это иносказание солнца, солнечный бог рождается из моря и его девять матерей - волны и одновременно девять месяцев беременности моря солнцем; первопредки (Риг) - якобы всегда солнечные боги, меч X. - солнечные лучи, а рог X. - лунарный символ (как и глаз Одина). Наиболее вероятным представляется интерпретация X. как стража богов и хранителя мирового древа, антропоморфной персонификацией которого он, возможно, и является. Одновременная связь с мировым древом Одина (как божественного шамана) объясняет параллелизм слуха (рога) X. и глаза Одина. Не исключено, что рог X. (в свете кеннинга о голове-мече) и прозвище «златорогий» первоначально связаны с его зооморфной ипостасью. С мировым древом связана и культовая община, откуда, возможно, и идёт представление о X. как первопредке. Не исключён и дополнительный солярный символизм. Образ X., трубящего в рог перед концом мира, скорее всего, обязан христианскому влиянию.
*
(с) по материалам Варга Викернса, Оhlmarks A., Heimdalls Horn und Odins Auge, Lund - Kbh„ 1937 (Studien zur nordischen und vergleichenden Religionsgeschichte, Bd. 1); Gronbech V., The culture of the Teutons, II, L. - Kbh., [1932]; Schröder F. R.. Altgermanische Kulturprobleme, В. - Lpz., 1929 (Trubnere phllologische Bibliothek, Bd. 11); Gurewitz A., Tripartitio Christiana - tripartitio scandinavica (W eprawie interpretacji «Piesni о Rigu.). «Kwartalnik historyczny, 1973, rocznik 80, № 3.
E. М. Мелетинский.
Теги: Хеймдалль- белый ас