Слово "Джинн" является производным словом от арабского "джанна", которое имеет значение: спрятать, скрыть, сделать неясным. Во множественном числе слово "джинн" имеет форму "джинна". (Сура "Ан-Нас" 114/6). "Джанн" является синонимом слова "джинн". На языке фарси "джинн" звучит, как "дэв" и "пэри".
Еще до ниспослания Корана арабы верили в существование невидимых и неосязаемых существ и называли их джиннами.
В терминологии существуют два значения слова "джинн":
Слово "джинн", обозначающее любые существа, скрытые, недоступные для восприятия органами чувств человека, употребляется в противовес слову "инс", обозначающему род человеческий. По этому обобщающему определению и ангелы, и шайтаны относятся к миру джиннов, т.е. к скрытому миру. Только слово "ангел" соотносится со словом "джинн", как частное с общим, т.е. любого ангела можно было бы назвать джинном (скрытым), но любого джинна ангелом назвать было бы нельзя. Однако перейдем к точному определению:
Джиннами называется один из трех существующих видов не видимых глазу существ. Рассмотрим их:
Ангелы – добродетельные, не грешащие, не вводящие человека в заблуждение, подчиняющиеся повелениям Аллаха создания из света.
Шайтаны – вводящие человека в заблуждение и направляющие его к совершению зла существа, имеющие ту же природу, что и джинны.
Джинны – находящиеся между двумя вышеуказанными группами, со свойственными им как добродетельными, так и порочными чертами существа, созданные Аллахом из огня.[1]
Поскольку джинны невидимы и неосязаемы, то источником сведений о них служит Священный Коран и достоверные хадисы. А здравый рассудок не видит противоречащих этому доводов и находит их существование возможным. То, что мы не видим джиннов, говорит лишь о том, что наши глаза созданы неспособными их видеть. В Священном Коране есть отдельная Сура "Аль-Джинн", повествующая о джиннах и состоящая из 28-и аятов. Джинны были созданы из огня раньше людей.
В Суре "Ар-Рахман" 55/15 сказано:
*
وَخَلَقَ الْجَانَّ مِن مَّارِجٍ مِّن نَّارٍ
*
"И создал джиннов из чистого огня".
*
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَانَ مِن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ
*
وَالْجَآنَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ
*
"Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня". (Сура "Аль-Хиджр" 15/26-27).
*
Джинны подобно людям едят, пьют[2], сочетаются браком, размножаются, среди них есть представители мужского и женского пола, они рождаются, растут и умирают. Продолжительность их жизни гораздо длиннее человеческой. Джинны делятся на различные группы: некоторые из них – праведные мусульмане, некоторые не достигли еще этого уровня, но подавляющее их большинство составляют неверующие.
*
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَداً
*
وَأَنَّا ظَنَنَّا أَن لَّن نُّعجِزَ اللَّهَ فِي الْأَرْضِ وَلَن نُّعْجِزَهُ هَرَبا
*
وَأَنَّا لَمَّا سَمِعْنَا الْهُدَى آمَنَّا بِهِ فَمَن يُؤْمِن بِرَبِّهِ فَلَا يَخَافُ بَخْساً وَلَا رَهَقاً
*
وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُوْلَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَداً
*
وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَباً
*
"Среди нас есть и праведные и неправедные;
*
и мы следовали разными путями. Мы знали, что мы не умалили силы Аллаха на земле и не спасемся от Него бегством. Когда же мы услышали [призыв] к истинному пути (т.е. Корану), то уверовали в него. А тому, кто верует в Господа своего, нечего бояться ни ущерба [себе], ни притеснения. Среди нас есть и мусульмане, и отступившиеся [от Ислама]. Те, кто покорны [Аллаху], встали на прямой путь. А отступившиеся же [от Ислама], - они топливо для Ада". (Сура "Ад-Джинн" 72/11-15).