Шайтан – это взбунтовавшийся, заблудший и сбившийся с истинного пути джинн.
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ
*
"И тогда Мы повелели ангелам: "Падите ниц перед Адамом". Все пали ниц, кроме Иблиса, который отказался, возгордился и стал неверующим". (Сура "Аль-Бакара" 2/34).
Этот аят не свидетельствует о том, что Иблис – ангел. Он является одним из джиннов. Благодаря его поклонению Аллаху он был возвышен и находился среди ангелов. Всевышний Аллах обратился с повелением ко всем присутствующим, большинство из которых составляли ангелы. Иблис, основываясь на том, что он был создан из огня, а Адам (алейхис салям) из глины (Сура "Аль-Араф" 7/12), а также на том, что он служил Всевышнему Аллаху еще задолго до появления Адама (алейхис салям), возгордился.
Иблис долгое время беспрекословно исполнял повеления Аллаха, но из-за того, что он не поклонился Адаму (алейхис салям), подвергся проклятию Господа и стал неверующим (Сура "Аль-Бакара" 2/34). Шайтан видел преимущество огня перед глиной, хотя на самом деле этого преимущества не существовало. Шайтан признавал, что и огонь, и глина были созданы Аллахом. Но он не хотел замечать, что Адам (алейхис салям) является наместником (халифом) Аллаха на земле, обладающим благородством, превосходством духа, различными талантами, способностями и другими добродетелями, дарованными ему Создателем.
*
Не истина двигала Иблисом, а его самолюбие. Поэтому он видел в Адаме (алейхис салям) лишь примитивный комочек глины, а себя – высоко взвивающимся пламенем. Таким образом, в нем проявилось высокомерие не только по отношению к Адаму (алейхис салям), но и к Самому Всевышнему Аллаху. Иблис превратился в непокорного, не выполняющего приказы Аллаха упрямца, претендующего на правоту в своих действиях и обладающего огромным самомнением. Так Иблис стал первым созданием, чье собственное поведение привело к печальному концу[8]. Аллах изгнал Иблиса из Рая, отсрочив его наказание до Судного дня. А Иблис взялся сбивать с пути истины непокорных слуг Аллаха, превратив это в свою обязанность.
*
قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ
*
قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ
*
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ
*
ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ
*
وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ
*
قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُوماً مَّدْحُوراً لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ
*
"[Аллах] сказал: "Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в Раю. Изыди, ибо ты - из числа презренных". Иблис взмолился: "Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен [род Адама]". [Аллах] сказал: "Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку". [Иблис] сказал: "За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему истинному пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]". [Аллах] сказал: "Изыди из Рая униженным, обесславленным! А теми, кто последует за тобой, Я заполню до отказа геенну огненную". (Сура "Аль-Араф" 7/13-18).
*
Иблис, обманув Пророка Адама (алейхис салям) и его супругу Хаву, стал причиной того, что они совершили ошибку и были высланы из Рая (см. Суры "Аль-Араф" 7/19-24 и "Аль-Бакара" 2/35-3
Теги: ШАЙТАН