Брюнхильд
(Brynhildr)
Брюнхильд, Брюнхильда (средневерхненем. Brunhilt, Prunhilt, нем. Brunhild; имя этимологически связано с исл. hildr, «бой», точнее «поединок, происходящий на освященном огороженном месте»), героиня германо-скандинавской мифологии и эпоса. В эддических песнях Брюнхильд фигурирует как богатырша; «Сага о Вёльсунгах» отождествляет с ней валькирию Сигрдриву, разбуженную Сигурдом ото сна, в который ее погрузил Один. Помолвка ее с Сигурдом расстроилась, т. к. он, выпив напиток забвения, утратил память об их встрече и взял в жены Гудрун. К Брюнхильд (по некоторым скандинавским версиям она — сестра гуннского короля Атли) сватается брат Гудрун бургундский король Гуннар, он становится ее мужем, но обманным путем, т. к. брачные испытания выдерживает за него Сигурд, принимающий обличье Гуннара. Убедившись в обмане и оскорбленная тем, что клятвы были нарушены и ей не достался сильнейший муж (т. е. Сигурд), Брюнхильд подстрекает Гуннара к убийству Сигурда и добивается своего. Сама Брюнхильд кончает с собой, приказав положить ее на погребальный костер рядом с костром, на котором лежит ее возлюбленный. Смерть объединяет Брюнхильд с Сигурдом, и в эддической песни «Поездка Брюнхильд в Хель» изображен путь Брюнхильд в загробный мир, пролегающий через владения некоей великанши.
*
В немецкой «Песни о нибелунгах» Брюнхильд — дева-воительница, правительница сказочной страны Исландии, где и проходят героические испытания, предшествующие браку Брюнхильд с Гунтером (сканд. Гуннар). После раскрытия обмана и убийства Зигфрида (Сигурда) Брюнхильд исчезает из повествования.
*
В сюжете сватовства к Брюнхильд нашел отражение древний свадебный ритуал, сопровождавшийся испытаниями жениха. В эддических песнях подчеркивается, что выдающий себя за Гуннара Сигурд не посягает на девственность невесты (на ложе их разделяет обнаженный меч), между тем в «Песни о нибелунгах» сохраняется намек на лишение девственности богатырской девы Зигфридом, т. к. сам жених — Гунтер терпит жалкое фиаско и проводит брачную ночь подвешенным невестою на крюк. В. М. Жирмунский видит исток этого сюжета в богатырской сказке и приводит, в частности, русскую сказку о сватовстве царевича к правящей далеким царством богатырской деве: помощник царевича, выдержав вместо него испытания, которым она подвергает женихов, укрощает богатыршу на брачном ложе побоями, но становится жертвой ее мести после того, как обман раскрывается, — она отрубает ему ноги; разоблаченного супруга богатырша превращает в свинопаса, впоследствии безногий помощник вызволяет его. Ф. Панцер находит в этой сказке источник сюжета, в более позднее время героизированного «Песнью о нибелунгах». А. Хойслер и его ученики считают, что эта сказка — не что иное, как вульгаризация германского эпического предания. Жирмунский отвергает эту точку зрения и настаивает на сказочном характере повествования. Г. Хонти и К. фон Зе ставят это под сомнение, ибо оскорбленная честь героини скорее на месте в героической песни, чем в сказке.
*
В отличие от ряда героев германского эпоса, Брюнхильд — представительница мира мифа и сказки — не имеет исторического прототипа, хотя «ссора королев» (Брюнхильд и Кримхильды-Гудрун), возможно, и стоит в отдаленной связи с историей борьбы двух франкских королев VI в. — Брунихильд (Брунхильды, Брунгильды) и Фредегонды (но с перестановкой ролей: убитый в 575 меровингский король Сигиберт был мужем Брунихильд).
*
Вёлунд
(Völundr)
*
Вёлунд, зап.-герм. Виланд, в скандинавской героической мифологии («Песнь о Вёлунде» в «Старшей Эдде») чудесный кузнец, властитель альвов, женатый на «лебединой деве» — валькирии. Вёлунд, захваченный во сне в плен королем ньяров Нидудом (который заставляет Вёлунда только для него изготавливать искусные изделия), освобождается из плена, улетев чудесным образом по воздуху, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь. Английский фрагмент «Вальдера» (X–XI вв.) знает Вёлунда как отца Witga (Witege), известного из «Гетики» Иордана и немецких сказаний о Дитрихе Бернском; развернутое изложение сюжета о Вёлунде (Веленте) фигурирует в норвежской «Тидрексаге» (кон. XIII в.), составленной преимущественно на основании нижненемецких источников. В некоторых вариантах сказания о Вёлунде он улетает на летательном аппарате, изготовленном из перьев птиц; в этом обнаруживается сходство с греческим мифом о Дедале (греческое влияние могло проникнуть через готов).
*
Гевьон (букв. «дающая»), в скандинавской мифологии одна из богинь, жена Скьёльда — сына Одина. Гевьон, юной деве, прислуживают те, кто умирает девушками. В «Младшей Эдде» и «Саге об Инглингах» рассказывается о том, что шведский конунг Гюльви предложил наградить Гевьон за ее занимательные речи таким количеством земли, которое утащат четыре быка. И Гевьон отпахала плугом, в который под видом быков были впряжены ее четыре сына-великана, огромную площадь земли, названную ею «Зеландией» (миф о происхождении местности).
*
Гейррёд, в скандинавской мифологии:
один из великанов — противников Тора ;
конунг, который по наущению жены Одина Фригг (покровительницы Агнара, брата Гейррёда) захватил в плен покровительствовавшего ему Одина, когда тот странствовал под именем Гримнира, и подверг его пытке между двух огней. Силой магии Один сделал так, что Гейррёд упал на свой меч («Старшая Эдда», «Речи Гримнира»).
*
Грид
(Gríð)
*
Грид, в скандинавской мифологии великанша, мать бога Видара (сына Одина). В истории борьбы Тора с великаном Гейррёдом (изложение мифа см. в ст. Тор) она выступает в роли чудесной помощницы Тора, дает ему волшебный посох, пояс силы и железные перчатки, благодаря которым Тор одолевает великана.
Теги: Герои,колдуньи,валькирии,духи...