Они спешат к своему концу,
они, полагающие себя прочно стоящими.
Мне почти стыдно работать с ними.
Я чувствую страстное искушение
Вернуться снова в языки пламени.
Уничтожить тех,
кто однажды усмирил меня,
вместо того что бы глупо идти вместе со слепыми,
хоть они и божественнейшие боги!
Что не кажется мне глупым.
Я подумаю над этим: кто знает, что я сделаю?
Рихард Вагнер, “Золото Рейна”, сцена IV
*
Этот коварный друг богов наиболее неподдатлив к серьёзным методам анализа, делящего его на мифологические и фольклорные элементы. Само собой, его ловят время от времени и кладут на анатомический стол, тело вскрывают и внутренние органы нумеруют как принадлежащие частично духу зерна, частично духу природы и частично чему-то ещё; но анализу никогда не удаётся лишить его ловкости и проворства, он скользит из-под рук анатомов и вскакивает на ноги, готовый к шокирующим шуткам" (Грёнбех (Grønbech), II).
*
Немного есть богов и богинь, который вызывают такую сильную и немедленную реакцию среди последователей Северных путей как Локи. Особенно в ранние дни возрождения язычества его представляли почти как "Северного Сатану", никогда не призываемого и, обычно, не признанного как божество - за немногими исключениями, как, например, Алиса Карлсдоттир (Alice Karlsdóttir), чья статья в “Бореалис” (Borealis) про Локи остается одним из наилучших языческих исследований его характера (эта статья позже была перепечатана в “Гнозисе” (Gnosis)). Есть еще многие в германской религии, кого шокирует сама идея предоставить Локи любого рода почитание или духовное внимание, и кто не в силах представить себе, что можно, следуя Северным идеалами чести и верности, так поступать. Они рассматривают Локи как своего рода Северного Сатану. Мысль, что кто-то может называть себя "асатруа", верным асам, и в то же время поклоняться или даже работать магически с тем, кто частенько трудится, чтобы приблизить их конец, - все еще воспринимается как немалый вызов, и, в самом деле, открыта для дискуссии. Тем не менее, есть несколько верных, кто, подобно самому Водану, находят Трикстера кем-то, с кем стоит разделить рог. Тут предоставим слово одному из таких людей, Полю Стайгерду (Paul Stigеrd)... :плд:
*
В картину асов Локи не вписывается. Он - ни доблестный воин, ни воплощение мирового плодородия, ни Знающий с мудростью веков. Он не представляет божественный уровень чести, силы, смелости, или любой идеал тевтонского общества. В картину Асатру Локи по-прежнему не вписывается. Книги, имея дело с Северными богами как с субъектами религии или магии, склонны тратить на него по полстраницы. Вполне достаточно, чтобы дать представление о Творящем-Вред, но не достаточно, чтобы сподвигнуть задуматься о нём читателя. Вопросы к асатруа вызывают аналогичную реакцию. Никто, кажется, не хочет думать о Локи, он просто не вписывается.
*
Тем не менее, Локи вездесущ в Северной мифологии. Если наши языческие предки хотели бы проигнорировать его так же, как поступают современные асатруа, он был бы кратко упомянут в Эддах, а не доводил через раз Тора до бешенства. Очевидно, Локи всё же куда-то вписывается.
*
Учёные труды по Северной мифологии и язычеству также имеют с ним дело лишь поверхностно. Поэтому были написаны книги, посвященные сыну Лаувейи персонально. Де Фрис (De Vries) написал "Проблему Локи" (The Problem of Loki) в 1933, и Рутова (Rooth) работа “Локи в Скандинавской Мифологии”(Loki in Scandinavian Mythology) вышла в 1961. С Локи имели дело академически. Тем не менее, возрождение религии Одина и Тора не позволяет оставить злодея в покое. Локи требует отдать ему должное.
*
Проблема возникает, однако, при попытке понять, кто такой Локи. Это - вечная проблема неоязычников. Почитание божества, которое заключает в себе более чем одну концепцию, препятствует легкому осознанию. Пламяволосый поднимает сложности на новый уровень, не только представ во множестве различных, даже несовместимых аспектов, но и требуя хотя бы минимальных усилий анализа, чтобы эти аспекты понять. Он не только не позволяет себе быть понятным, никто, кажется, не хочет понять его.
*
Тем не менее, познание крови Ода (прим. – вероятно, имеется в виду побратимство с Одином) возможно, во всяком случае, оно желательно. Но если действовать, исходя из этого, перед неоязычником встаёт другая проблема: как примирить себя с божеством. В самом общем случае изначальный языческий культ ряда богов выглядит ужасным: “кровавый орёл” и ему подобные обряды более нежелательны. Но в данном случае, сам бог является достойным осуждения. Понимание Локи на уровне интеллектуальном становится такой же проблемой, как и работа с ним на духовном уровне.
Вероятно, наизлейший поступок, связанный с Локи - убийство Бальдра. Для большинства асатруа, это без сомнения, представляется наихудшим преступлением из возможных: убийство бога. И Отец Волка даже не раскаивается по этому поводу, как следовало бы.
*
Эдда не сообщает о времени, проведённом Бальдром в Ётунхейме, за изучением местных идей, до того, как он вернулся, что бы подрывать устои богов. Он учил их миру и стал самым любимым асом. Он распространял цветы и концепцию утопии. Он действительно убедил божества войны быть милыми. Пока не известно, почему прочие были столь легковерны, Локи же одурачен не был. Он обнаружил слабость миролюбивого чудака к омеле, которую было трудно найти, поскольку она не росла в Исландии, и хорошо использовал это знание. :чач:
*
Конечно, это не всерьёз. Бальдр не собирался уничтожать силу асов, но его учение, несомненно, имело такой эффект. Рагнарёк должен был прийти раньше, и боги не имели бы шансов в Хель. И если бы Локи просто выступал против этого божественного хиппи, никто не стал бы слушать. В конце концов, кто верит Локи? Они бы только связали ему руки изгнанием, что бы он не причинил вреда Цветочно-могучему. И его меры стали бы бесполезны.
*
(примечание Хранителя (прим. - Warder, страж, ступень посвящения в англоязычных организациях): изображение Бальдра у Снорри как доброй, приятной, мирной христоподобной фигуры является почти несомненно значительным искажением исходного воинственного характера бога. Данный вопрос подробнее обсуждается в главе про Бальдра, где духовный смысл этого мифа детально рассмотрен. Но если брать во внимание именно то, что судя по всему Снорри, сделал, то его Локи следует поаплодировать как силе изменения, которая - даже в литературной работе - появляется, чтобы удерживать силы стагнации от ослабления Асгарда. Конечно, никто не благодарит парня, который раскачивает лодку! – К.Х.Г. (KHG, Квельдульв Хаган Гундарссон)).
*
Но есть и другие презренные действия, другие злодеяния, совершённые Небесным Бродягой. Его фамильное древо читается как литания напастей и проклятий (как будто он в ответе за свою родню!). Он, несомненно, является отцом Мирового Змея, Волка Фенрира, и Хель, братом Бюлейста (Býleistr, Хромой) и Хельблинди (Helblindi, Смертельнослепой, один из наименее любимых аспектов Водана – К.Х.Г.), а так же матерью Слейпнира, восьминогого коня Одина. И если Бальдр приобрёл, в конце концов, сходство с Христом во времена записи текста Эдды, очевидно, что точно так же Локи мог иметь потомство, подобное Люциферу. Тем не менее, поскольку дети Локи от его другой жены, Сигюн, вышли замечательными, возможно, прочие унаследовали черты Ангрбоды, их матери? Если так, это ещё не вопрос материнской наследственности, но это совершенно другая тема.
*
Остаётся первоначальный негативный образ Локи как вора. Много раз он зло шутит или крадет некое сокровище и приводит в возмущение асов. Тем не менее, они не просто наказывают его или вышвыривают прочь, они требуют, чтобы он решил проблему. Что он и делает всякий раз. У него есть признак, общий для трикстеров (=обманщиков) всего мира: снабжение. Подобно тому, как Прометей дал огонь людям, Саммаэль дал Адаму и Еве Яблоко Познания, и Ворон дал миру свет, Локи под именем Лодур, имеет силу наделить разумом ("Прорицание вёльвы" упоминает “жизненную силу и хороший вид” –прим. К.Х.Г. (прим. - в пер. А Корсуна – “а Лодур — тепло и лицам румянец”)) человечество, он же в силах возвратить что-то из того, чего он лишает Асгард. Фактически, он, весьма вероятно, единственный, кто способен добыть вновь эти вещи. Проще говоря, у него есть власть давать и брать, и только он обладает властью вернуть назад то, что он взял.
*
Вот одна из причин почитать такого бога. Когда что-то исчезает загадочно, Тюра, конечно же, ни в чём нельзя обвинить, но он так же и не сможет помочь в поисках. Потерянные объекты – область Локи, и хотя его последователи имеют большие шансы на утрату того, чем обладают, они не остаются с потерей.
*
Другая сфера действия Локи - вечеринки, особенно их срыв. Локианцы являются и входят без доклада, и пытаются избежать участи быть вышвырнутыми так же безжалостно как Ядоглазый в “Перебранке Локи”. С другой стороны, асатруа, которые хотят, чтобы их праздники проходили гладко, должны не обижать, но ублаготворять Локи. В отличие от греческой богини Эрис (прим. – богиня раздора), он не придирается к людям только потому, что они удостоились его внимания.
*
Фактически, у него есть много общих аспектов с Эрис, включая плохие каламбуры и умственную маструбацию. Тем не менее, выбравший путь Локи - больше, чем только это, он превращает жизнь в божественное восстание, демонстрирующее персональное существование свободной воли каждый день. Дискордианцы описывают таких людей как “хаосистов”, тех, кто вызывает хаос. “Зенархия” по Кэрри В. Торнли, объясняет подобного рода стиль жизненной философии поклонением Локи, хотя никоим образом не им одним (прим. - “Зенархия” (Zenarchy) - политическая философия Кэрри В. Торнли (Kerry Wendell Thornley), сооснователя дискордианства, учения Кэрри В. Торнли ("Омар Хайям Равенхурст") и Грега Хилла ("Малаклипс Младший"), в кратце: “всё не истинно, включительно с”.))
*
Но все проявления свободы без оков, такие как ключи, и интеллекта без ограничений, как например, книги, связаны с Золотым Вором. Вот почему его наказание столь ужасно. В конце “Перебранки Локи”, он был схвачен и помещён в пещеру под землей. Там он был связан кишками собственного сына Нари, над ним подвесили змею, чтобы она капала ядом ему в лицо. Сигюн ловит ужасную жидкость в чашу, пока та не наполнится, и тогда она должна вылить яд, и капли яда попадают в глаза её мужа. Когда он корчится, Земля трясется.
*
Без сомнения, связывание Локи произошло одновременно с религиозными запретами в Скандинавии. Один из наиболее положительных аспектов Асатру - свободное допущение, что каждый аспект религии - метафора, мотив жизни. О связывание Локи упомянуто в прозаическй вставке после поэмы. Это – добавленное место, так как свободный дух Севера не был связан до времён поздней истории.
В заключение отметим, что подобно тому, как Один, Тор, и даже Фрейр и Фригг имеют тёмные стороны, Локи имеет светлое пятно или два, и как "добро" так и "зло" должны быть принято в любом божестве. Далее, чтобы быть асатруа, следует быть верным всем асам, не только большинству из них. Асатруа имеют столько слоев, сколько есть асов. Подобно тому, как все состоят из небольших частиц более популярных богов, все несут так же и немного Локи в себе. Локи связан по крайней мере 800 лет, возраст тевтонской религии. Теперь его узы ослабевают и мы обретаем его огонь в душе и случайная озорные искры в глазах.
Теги: Бог Локи