Каббалисты, как и гностики, стремятся ответить на вопросы, с которыми сталкивается любой религиозный мыслитель. Если Бог благ, то почему в мире, сотворенном Богом, существует зло? Если Бог милосерден, то почему жизнь полна страданий и боли? Если Бог вечен и не ведает границ, то в чем состоит связь между Богом и конечным, ограниченным в пространстве и во времени миром? Бог по определению непостижим, ибо безграничен, а быть постижимым означает быть ограниченным; но как же тогда человек может познать Бога? На эти вопросы Каббала дает два ответа. Первый ответ заключается в том, что Бог - сто сумма всех вещей. Всякая идея внутренне противоречива, и Бог, будучи суммой всех идей, заключает в себе все противоречия. Бог одновременно добр и зол, милосерден и жесток, беспределен и ограничен, непостижим и постижим; все эти противоположности объединены в великом целом, которое и есть Бог, Второй ответ состоит в том, что связь между Богом и миром не является непосредственной.
Представим себе, что Бог - это зеркало, отражающее яркий свет. Этот свет падает на поверхность второго зеркала, которое отражает его в третьем зеркале, третье - в четвертом, и так далее. Отражаясь от очередного зеркала, свет теряет частицу своего первоначального чистого блеска, и до покрытой трещинами и налетом "зеркальной поверхности" нашего конечного, бренного, пронизанного злом мира доходит лишь тусклый отблеск. Вначале существовали только Бог и ничто. Затем в ничто проникла эманация Бога (которую часто описывают как свет). От нее произошел еще ряд эманации. В общей сложности их было десять, и в каждой следующей эманации содержалось все меньше и меньше божественной субстанции. Эти десять эманации называют сефирот (множественное число от древнееврейского "сефира"), что означает "счисления" или "категории". В книге "Зогар" характерным для каббалистических текстов запутанным и парадокеальным языком поясняется:
"Древний из Древних, Непознанный из Непознанных имел форму и не имел формы. Он имел форму, посредством которой сохраняется мир, и не имел формы, ибо он непостижим. Сперва приняв форму Когда душа только покидает Бога и движется к Земле через небесные сферы, по дороге она принимает свойства каждой из сфер по очереди. Например, в сфере Марса она получает отвагу и свирепость, а в сфере Венеры - способность любить. Эти качества постепенно окутывают душу концентрическими слоями, последним на которых становится физическое тело, в результате душа становится похожей на луковицу, покрытую несколькими оболочками, уподобляясь луковицеобразному космосу (только оболочки души располагаются в обратном порядке по сравнению с космическими оболочками Земли). Когда человек умирает, душа сбрасывает эти оболочки: сначала - физическое тело, а затем, восходя через небесные сферы к Богу, - и другие слои, один за другим. В Каббале также принято учение о нисхождении и восхождении души через космические сферы, хотя здесь насчитывается не девять сфер, а десять, ибо каббалисты испытали влияние пифагорейской мысли. Земле тоже соответствует отдельная сфера - последняя из сефирот. Над ней располагаются семь сефирот, соответствующие семи планетам, а еще выше - две сефирот, соответствующее сфере неподвижных звезд и Перводвигателю. Человек соединяется с Богом, поднявшись вверх по лестнице сефирот и достигнув их источника. Каждую сефиру сторожат ангелы, принадлежащее к одному из ангельских чинов; эти стражи пытаются остановить душу в ее восхождении и отправить ее обратно на Землю. Кроме того, в низших сферах обитает множество злобных существ, подстерегающих невежественные и беспечные души. Многие каббалисты вели праведную и безгрешную жизнь, но в жилах каббалистического учения струится языческая кровь чародейства и магии. Одно из основных положений Каббалы состоит в том, что смерть не является обязательным условием для восхождения души к Богу. Душа способна взойти по лестнице сефирот, оставаясь в физическом теле, и человек может стать земным Богом. Десять сефирот - это великие силы, движущие вселенную и человека. Поднимаясь от одной сферы к другой, маг познает и подчиняет себе могущественную энергию каждой сефиры.
Крещеный еврей Паоло Риччи, в 1521 году ставший профессором древнегреческого и древнееврейского языков, утверждал, что в учении Каббалы "перечисляется множество священных имен, которые следует призывать, и множество различных телодвижений. В оккультных обществах, обучающих своих членов методам восхождения через сферы, часто принимаются десять разрядов, или ступеней посвящения, соответствующие десяти сефирот. В обществах Алистера Кроули ученик начинал со ступени Неофита (десятая сефира, сфера Земли). Далее следовала ступень Ревнителя (девятая сефира, сфера Луны), на которой следовало достичь мастерства в определенных практиках, похожих на йогические. На ступени Практика (восьмая сефира, сфера Меркурия) ученик завершал интеллектуальную подготовку и изучал Каббалу; на ступени Философа (седьмая сефира, сфера Венеры) — завершал нравственную подготовку и проходил испытание на "преданность Ордену". На ступени Младшего Адепта (шестая сефира, сфера Солнца) ученик овладевал обрядом "Достижения Знания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем" - ритуалом сексуальной магии, которому Алистер Кроули придавал огромное значение. На ступени Старшего Адепта (пятая сефира, сфера Марса) посвященный осваивал практическую магию, включая такие "мелочи", как добыча желаемых предметов ("золота, книг, женщин и тому подобного"), открывание запертых дверей, нахождение сокровищ и призвание на помощь вооруженных людей. (По этому поводу Кроули бодро замечает: "Мораль: стань Старшим Адептом!") Кроме того. Старший Адепт должен был руководить членами ордена, находившимися на более низких ступенях, "уравновешивая энергичность и инициативу таким образом, чтобы не возникало ни разногласий, ни жалоб; с этой целью ему следует применить формулу, именуемую "Зверь, соединенный с Женщиной"...". На следующей ступени - Свободного Адепта (четвертая сефира, сфера Юпитера) - посвященный "овладевает всеми этими предметами в совершенстве". Теперь он либо становится Братом Пути Левой Руки, либо пересекает Пропасть, разделяющую человеческое и божественное, дабы достичь трех высших сефирот и стать Магистром Храма (третья сефира, сфера Сатурна), который "возделывает сад" своих учеников и обретает совершенное понимание вселенной. Маг (вторая сефира, сфера неподвижных звезд) "достигает мудрости, провозглашает свой закон и становится Мастером всей Магии в величайшем и высочайшем смысле этого слова". И, наконец, Ипсиссимус (первая сефира, сфера Бога) "превыше всего этого и недоступен пониманию тех, кто находится на низших ступенях". Он "полностью свободен от любых ограничений и живет в природе всех вещей, не делая между ними ни количественных, ни качественных различий".
"Десять - это число невыразимых Сефирот, - говорится в книге "Сефер Йецира", - десять, а не девять, десять, а не одиннадцать. Пойми эту мудрость и будь мудр в понимании... Десять невыразимых Сефирот связаны с десятью обширными областями; изначально безграничны и бесконечны; бездна добра и зла". Сефирот насчитывается именно десять, а не девять и не одиннадцать, потому, что это - числа от 1 до 10, базовые числа пифагорейцев, лежащие в основе всех вещей. "Десять обширных областей" - это области вселенной, над которыми властвуют силы сефирот. Сефирот обычно изображают на диаграмме, называемой Древом Жизни. Это - схема мироустройства и иллюстрация фундаментального единства вселенной. Древо Жизни простирает ветви над всем творением и примиряет все разнообразие в единстве, ибо хотя ветвей много, но Древо одно, и все вещи и явления во вселенной - это листья, побеги и ветви. Связанные в единое целое. Древо Жизни - это модель Бога, вселенной и человека. Это классификация, охватывающая все на свете: нет ничего такого, что нельзя было бы поместить в одну из десяти сефирот - категорий. Древо состоит ин трех треугольников; десятая сефира, Малькут, стоит особняком и располагается внизу. В каждом треугольнике содержатся две противоположные друг другу силы и третья сила, уравновешивающая и примиряющая эти полюса.
Сефирот располагаются на Древе справа налево, поскольку именно справа налево положено писать на древнееврейском языке. Сефирот, расположенные в правой части Древа, - мужские и позитивные, в левой - женские и негативные, а в средней -двуполые, примиряющие в себе противоположности.
Каббалистическое Древо Жизни не во всем четко укладывается в астрологические и нумерологические представления. Сферы Сатурна, Марса и Меркурия считаются здесь женскими, а сфера Венеры - мужской. В некоторых случаях номер сефиры соответствует стандартному нумерологическому значению этого числа, но не всегда. Иногда Древо Жизни изображают в виде человеческого тела: верхний треугольник - голова, средний - туловище и руки, нижний - половые органы и ноги. Такой вариант изображения основан на аналогии между человеком и Богом. Сефирот - это этапы процесса сотворения вселенной Богом. Если Бог - это великое подобие человека, то процесс творения мира должен быть подобен творческому процессу человека. Верхний треугольник древа символизирует оплодотворение женщины мужчиной и зарождение новой жизни - ребенка или вселенной. Средний треугольник представляет воспитание ребенка отцом и матерью в детстве и отрочестве. Нижний треугольник олицетворяет ребенка, ставшего взрослым, или вселенную как законченное творение.
Бог заключает в себе две великие противоположные друг другу силы, или два принципа - активный и пассивный. Они воплощены в двух следующих сефирот, в Отце и Матери вселенной. Хокма (вторая, мужская сефира) - это активный принцип, сила, стоящая за всем позитивным, динамичным, мужским. Она является причиной всякой деятельности и управляет ростом, эволюцией, переменами и движением. Поэтому ее ангелы - Колеса Иезекииля, которые вечно движутся "на четыре свои стороны" и в которых заключен "дух жизни *п. Хокма соответствует живительному Духу Божиему, который носился над водами в начале Книги Бытие, и Логосу из Евангелия от Иоанна, творящему Слову, которым Бог создает мир. Это Мудрость Божия - активная, творческая мысль Бога. В оккультизме постоянно проводится параллель между интеллектуальным творчеством и продолжением рода. Эта параллель отражена и в языке: недаром слова "гений" и "гениталии" происходят от одного корня.
Символы Хокмы обладают фаллической природой: собственно фаллос, башня и прямая линия, которая также служит символом числа 2, соединяя две точки. В древнегреческой мифологии в роли мудрого бога, оплодотворявшего Землю, выступает Уран - бог неба, отец Природы и людей. Противоположная Хокме сефира Бина (третья, женская) воплощает пассивный принцип. Ее называют также Матерью, Престолом и Великим Морем. Хокма производит действие, а Бина испытывает действие; Хокма проявляет инициативу, а Бина отвечает.
Хокма - это активная Мудрость, а Бина - пассивное Понимание. Хокма -животворный Дух, а Бина - воды хаоса, которые до поры до времени безжизненны, но, будучи оплодотворены, порождают мир и все, что в нем есть, Бина символизирует все негативное, податливое, женское; все, что является скорее потенциальным, чем актуальным. Ее символы обладают природой женской сексуальности: это влагалище, чаша, круг, овал и ромб.
Божества Вины - богини-матери, в том числе и зловещая Геката, покровительница ведьмовства и чародейства . Вина - это принцип инерции и постоянства; утверждают, что под ее влиянием находится все, что остается стабильным и неизменным. Многие гностики считали, что Единое становится Двоицей благодаря мышлению, в результате которого появляются Ум и Мысль. Мысль была первой эманацией Бога и матерью всех вещей. В Каббале же Мысль разделена надвое - на активную Мудрость и пассивное Понимание, союз которых лежит в основании всей вселенной. Все прочие сефирот - порождения союза Хокмы и Бины, а это означает, что все в мире происходит от взаимодействия активного и пассивного, позитивного и негативного.
Известная английская специалистка в области Каббалы Дион Форчун пишет, что "все покоится на принципе стимуляции инертной, но заключающей в себе все потенциальные возможности познанию; это - один из важнейших элементов во всех женских сефирот, расположенных в левой части Древа Жизни, благоприятные свойства сочетаются с откровенно зловещими и несчастливыми.
Все каббалистическое учение проникнуто идеей загадочной и смущающей двойственности женщины. Женщина может оказаться и прекрасной девушкой, и старой ведьмой; и любящей матерью, и распутной блудницей; как нежной, так и жестокой; как холодной, так и страстной; она непоследовательна в своих рассуждениях, но проницательна, пассивна, но плодовита, "инертна, но заключает в себе все потенциальные возможности". Бина - мать всего живого; но ото также сфера Сатурна - планеты смерти, рока, жестокой и неумолимой косы Бремени, а в магии сила Бины используется при попытках уничтожить врага. Кроули отождествляет Бину с олицетворением красоты и плодородия -"женой, облеченной в солнце" из Откровения Иоанна, о которой сказано:
"...под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд". Однако она же - "Вавалон", "Багряная Жена" и "Великая Блудница", "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным", "сидящая на водах многих", которая "облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее... упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых *п. (Дело в том, что в каждой идее заключена и ее противоположность. Кроули утверждает, например, что Хокма -зто божественное Слово и Агнец иа Книги Откровения, но в то же время -Великий Зверь и Дракон, который преследует "жену, облеченную в солнце".) Многие гностики верили, что божественная Мысль пала в скверну, виной чему было любопытство или желание. В результате возник зримый мир - мир, где жизнь смешана со смертью, любовь - с ненавистью, красота - с грязью.
Гностик Симон Волхв - считал, что первая божественная Мысль была матерью многочисленных визгах сил, сотворивших мир. Эти силы захватили Мысль в плен и заточили ее в мире, поместив в женское тело. Бесчисленные века она переходила из одного женского воплощения в другое, опускаясь все ниже и ниже, пока наконец не стала обычной проституткой. Симон водил с собой найденную в публичном доме женщину по имени Елена и утверждал, что она-то и есть падшая Мысль. Себя же он называл Богом, пришедшим спасти ее. Именно она некогда была Еленой Прекрасной, ради которой сражались герои Троянской войны; этот вымысел послужил основой позднейшей легенды о Фаусте и Елене Троянской. Симон называл себя "Фаустусом" - "приносящим счастье", на уровне человека сефирот, входящие в средний треугольник Древа Жизни, - это отец, мать и дитя. На уровне вселенной ото силы, властвующие над развитием жизни и самой жизненной силой. Хесед (четвертая, мужская сефира) символизирует милосердную и благую власть отца, который защищает ребенка и направляет его на путь истинный. Четверка - это число прочности и основательности, зримой и осязаемой формы вещей; поэтому Хесед - сила, которая организует и растит вещи, в человеческом организме, например, эта сефира управляет превращением пищи в ткани тела. Зто сила, властвующая над всякой созидательной энергией, над цивилизацией, законом и порядком, справедливостью и правосудием, миром, любовью и щедростью. Олицетворением мужской доблести и силы служит единорог, как в 21—м псалме: "...спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня". Символы Хесед - скипетр, жезл и посох (ото также эмблемы власти царя, мага и епископа и фаллические символы) и связанные с четверкой пирамида и греческий крест.
Ангелы этой сефиры - светы пламени, из середины которого являются пророку Иезекиилю "четыре животных"; таким образом, они символизируют отцовство.
Силу Юпитера призывают в магических ритуалах, направленных на укрепление дружбы, а также на приобретение денег и мирских успехов.
Противоположная Хесед сила представлена сефирой Гебура (пятой, мужской), которая считается сферой Марса и фигурирует в магических ритуалах ненависти и разрушения. Зто строгая и суровая власть матери, учащей ребенка дисциплине и наказывающей его за проступки. Хесед созидает и растит, а Гебура разрушает. В человеческом организме она управляет расщеплением веществ, при расходе энергии. Она властвует над всякой деструктивной энергией, над ненавистью, гневом, жестокостью, войной, опустошением и мщением. Мифический василиск - это свирепое животное, чье дыхание - смертельный яд, а взгляд обращает все живое в камень (правда, в современной биологии это название незаслуженно носит совершенно безвредная южноамериканская ящерица). В царстве растений Гебура соответствует жгучей крапиве и рвотному ореху (чилибухе), из которого добывают стрихнин.
Символы этой сефиры - эмблемы насилия и наказания (меч, копье, бич и цепь), а также связанные с числом 5 пятиугольник и пятилепестковая роза.
Взаимодействие Хесед и Гебуры, созидания и разрушения, властвует над всем живым в Природе. Эти две силы уравновешивает шестая сефира Тиферет - сфера Солнца. Солнце объединяет в себе созидание и разрушение, даря живительное тепло сефиры Хесед людям, животным и растениям и иссушая все живое свирепым зноем сефиры Гебура. Тиферет - это сама сущность жизненной силы, тот мощный импульс, благодаря которому продолжается жизнь. Ее ангелы, шинаним, восседают на колесницах, подобных огненной колеснице солнца.
Христианские каббалисты связывают эту сефиру с Иисусом Христом, который даровал людям обещание жизни вечной. Тиферет считается "сыном" сефиры Кетер (Бог) в том смысле, что на Древе Жизни эти две сефирот связаны напрямую вертикальной линией; а символическая связь Христа с солнцем восходит к самом раннему периоду развития христианства. В человеческом организме Тиферет соответствует сердцу — "насосу", качающему кровь (жизненную субстанцию) по кругу, подобно тому как солнце в своем видимом движении по небу ежедневно обходит вокруг земли. На психологическом плане эта сефира олицетворяет просветленное сознание, человеческий разум, поднявшийся до высочайшего духовного состояния, достичь которого в естественных условиях невозможно. (Высшие сферы достижимы лишь в сверхъестественных состояниях.)
Символы Тиферет - Распятие и куб, который обладает шестью гранями, а потому служит эмблемой числа 6. Шестерка - число равновесия и гармонии, а Тиферет - центральная сефира, соединенная со всеми остальными в гармоничной структуре. Ее силу используют в магических ритуалах гармонии и дружбы, а также при поисках кладов, ибо Солнце ассоциируется с золотом.
Духовный опыт души, достигающей этой сферы, - осознание той гармонии, которая лежит в основе всех вещей, и постижение сокровенного смысла Распятия, понимание смерти как врат в новую жизнь (Христос умер, чтобы воскреснуть, а солнце каждый вечер заходит, чтобы на рассвете снова взойти). Традиционное животное Солнца - золотой лев, грива которого подобна языкам пламени. Дитя и феникс символизируют смертность и бессмертие, бесконечные циклы рождения, смерти и возрождения, по которым движется все живое. Нижний треугольник Древа Жизни - это ребенок, который вырос и стал взрослым. Две противоположные силы, влиянию которых он теперь подвержен, - ото животное и разумное начала, эмоциональный импульс и мысль. Седьмая, мужская сефира Нецах - это вечность Бога и Торжество Бога, всепобеждающая и бессмертная сила Природы. Она символизирует животные импульсы и склонности, чувства и страсти, инстинкт, первую реакцию и вообще все естественное и непосредственное как противоположность искусственному и преднамеренному. Нецах - сфера Венеры, владычицы Природы и желаний; сила ее призывается в магических ритуалах любви. В любовных обрядах использовали птицу Венеры - вертишейку. Античные колдуны распинали эту птицу на колесе и считали, что, вращая ото колесо, они обращают друг другу сердца мужчины л женщины. Духовный опыт сефиры Нецах - видение торжествующей красоты; ангелы ее - прекрасные тарсишим, один из которых явился пророку Даниилу: "Тело его - как топай (тарсиш), лице его - как вид молнии ". Противоположная сефира - Ход (восьмая, женская) - это сфера умственных способностей. Она властвует над силами воображения и фантазии, вдохновения, интуиции и прозрений; все это каббалисты считают высочайшими способностями разума. Как и у других сефирот, расположенных в левой половине Древа Жизни, у Ход есть своя негативная сторона, а именно разум и логика, к которым каббалисты относятся с недоверием, и вся структура ограничений, которые навязываются разуму в ходе воспитания и обучения и служат для контроля над естественными импульсами (сфера которых не случайно расположена в правой половине Древа Жизни). Под властью Ход находятся все расчетливые и неестественные реакции, предвзятые мнения, предрассудки и условности, искусственность, а также изобретательность и хитрость. Связанные с сефирой Ход ангелы беней Элохим — "сыны Божий" — это падшие ангелы, которые "увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал**". Эти ангелы научили людей всем искусствам и ремеслам, которые противопоставляются безыскусности и простоте сефиры Нецах. Связанный с сефирой Ход Меркурий был богом разума.
общения, торговли и хитрости, а также владыкой магии, озарений и истинной мудрости, В алхимии гермафродит - традиционный символ ртути. Две сплетенные змеи - эмблемы мудрости и вероломства - украшали жезл Меркурия, кадуцей. В магии сила Меркурия используется для обретения знаний и прозрения будущего, а также в ритуалах обмана.
Нецах и Ход уравновешиваются и сочетаются в девятой сефире - Йесод, сфере Луны. Луна - владычица ночи, светящая во тьме; потому Йесод - это темные глубины человеческой личности, в которых скрыто сверкающее истинное "я". В оккультных мистериях девятка - это число инициации и символ первого шага на пути, к высшим духовным достижениям. Так как Луна - хозяйка магии, то Йесод олицетворяет потенциальную магическую силу, заключенную в каждом человеке (эта магическая сила объясняется тем, что высшие умственные способности в человеке сочетаются с животной природой). Ангелы этой сефиры - "ангелы и служители" (Ход-Меркурий) из 104-го псалма, которые также являются природными силами (Нецах): "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий". Символизирующий эту сефиру слон олицетворяет сочетание развитого ума и грубой силы в одном существе.
Растение Йесод - возбуждающая любовную страсть мандрагора, самое могущественное из магических растений.
Магическая сила связана с творчеством. В сфере Йесод ребенок становится взрослым и способным к продолжению рода, т. е. как к интеллектуальному, так и к сексуальному творчеству. Когда Древо Жизни изображается в форме человеческого тела, Йесод соответствует половым органам. Эта сефира - двуполая; а Луна ассоциируется как с фаллосом (ибо она то увеличивается в размерах, то уменьшается), так и с половым циклом женщины - Йесод -связующее звено между Тиферет (жизненной силой) и малькут (землей или физическим телом). Плутарх в "Исидё и Осирисе" говорит о Луне так: "Она восприимчива и зачинает от солнца, но, в свою очередь, испускает и рассеивает в воздухе, как семя, порождающие частицы". Иными словами, лунный свет - это отраженный свет солнца, а Йесод - это, по словам книги "Зогар", "водный поток, струящийся с высот", т. е. канал между творческой силой Бога и землей или земным человеком. В магии силу Луны используют в ритуалах любви и примирения, а также в некромантии - для оживления мертвых тел.
Наконец десятая сефира, малькут, - это сфера Земли, в античной мифологии плодородием и земледелием правили Деметра и Церера, а Персефона символизировала урожай и растительность вообще, ибо она проводила зиму под землей со своим супругом, Аидом, а весной возвращалась на землю. Ангелы Малькут, херувимы, - это существа, сочетающие в себе природу людей, животных и птиц; они символизируют те элементы, из которых сотворены все веши на земле. Но помимо этого, Малькут - также все Царство Божие. В этой сефире заключены силы всех сефирот, и когда Древо Жизни изображают в форме человеческого тела, Малькут обозначает единство всего организма. Число ее, десятка, также символизирует "все веши". У фиванского Сфинкса были голова и грудь женщины, тело быка, лапы льва, хвост дракона и крылья птицы.
Сфинкс символизирует четыре элемента (бык, лев, дракон и птица) вместе с "квинтэссенцией" (женщина), пятым элементом античной натурфилософии, чистым веществом, из которого состоят небеса. Это эмблема единства всех вещей, союза небес и земли. А поскольку сфинкс, кроме того, - символ загадки, то вселенная в сефире Малькут предстает в облике великой тайны, которую стремятся постичь мистики и маги. Чтобы исследовать мир сефирот, человек должен освободиться и отстраниться от повседневности. Невозможно странствовать по запредельным сферам, не избавившись от всех физических ощущений, мыслей и тревог, привязывающих человека к обыденному окружению. Именно этой цели служат физические и мысленные упражнения каббалистов.
Каббалист учится владеть своим телом и разумом. Он заставляет себя в течение долгого времени сохранять абсолютное спокойствие, находясь при Этом в неудобной позе: например, сидя на пятках, выпрямив спину, запрокинув голову и положив руки на бедра; или стоя на правой ноге, придерживая левую лодыжку правой рукой, а указательным пальцем левой руки касаясь губ. Оставаясь в подобной позе в течение часа, он должен дышать ровно и размеренно, например, по такой схеме: вдох - десять секунд, задержка дыхания - тридцать секунд, выдох - двадцать секунд, и снова вдох.
Вдобавок каббалист изобретает для себя особые ограничивающие правила: например, в течение недели или дольше ни при каких обстоятельствах не класть ногу на ногу или не поднимать левую руку выше пояса. Он выбирает какое-нибудь употребительное слово (например, "и" или "но") и избегает произносить его; или же старается не произносить слова, в которых есть буква "т" или, допустим, "с". Он приказывает себе в течение недели или дольше не думать о каком-либо особо интересующем его предмете и обо всем, что с ним связано. Потерпев неудачу в подобном упражнении (что на первых порах неизбежно), каббалист наказывает себя. Кроули предлагает в качестве наказания резать себе руку бритвой. Сосредоточение и воображения играют в магии важнейшую роль. Каббалист учится концентрировать все внимание на какой-либо одной вещи: сначала - на простом неподвижном предмете (например, на черном овале или красном треугольнике), затем - на движущемся (например, на вращающемся колесе или раскачивающемся маятнике).
Затем он переходит к концентрации на воображаемых ощущениях - на запахе розы, тиканий часов, ощущении бархатистой поверхности. Он должен настолько хорошо вообразить себе заданный предмет и сосредоточиться на ощущениях, которые тот вызывает, чтобы весь окружающий мир для него как бы перестал существовать; однако от него требуется умение в любой момент усилием воли изгнать этот образ из своего сознания. И, наконец, каббалист должен научиться погружаться в транс. В этом состоянии он не замечает и не чувствует своего тела, всем своим существом сосредотачивается на какой—либо одной мысли или полностью изгоняет все мысли из своего Сознания. Так, став слепым и глухим ко всему, что могло бы притянуть его обратно в обыденный мир, каббалист может теперь отправиться в путешествие в область какой-либо ин сефирот. Для этого он воображает свое собственное тело - так, как если бы оно стояло перед ним. Этот мысленный образ должен быть отчетливым и ярким. Затем каббалист переносит свое сознание в это воображаемое тело и начинает видеть его глазами и слышать его ушами. Это "тело" называют астральным телом, астральным двойником или телом света; оно представляет собой копию физического тела, но состоящую из более тонкого вещества. Оно может беспрепятственно и мгновенно преодолевать огромные расстояния и проходить сквозь твердые предметы. Мир, который воспринимают органы чувств астрального тела, - это астральный план, который включает в себя обычный физический план, ко не ограничивается им.
Порог астрального плана - сефира Йесод; это сфера Луны, которая в древней космологии считалась связующим звеном между чистыми и вечными небесными сферами ("надлунным миром") и бренным земным ("подлунным") миром.
Удобно устроившись в астральном теле, каббалист отрывается от земли и взлетает, поднимаясь все выше и выше. Через некоторое время он начинает видеть пейзажи и различных существ, которые выглядят как люди или животные. Однако эти существа "обладают совершенно особыми свойствами. Они не похожи ни на материальные предметы, ни на ментальные образы.
По-видимому, это нечто среднее между тем и другим". Каббалист исследует незнакомую область, в которую он попал, и беседует с. каждым существом, которое приближается к нему; но при этом он должен соблюдать осторожность" Обитатели астрального плана могут попытаться обмануть его и заманить в ловушку. "Каждый дух, не исключая и самого Бога, при малейшей возможности готов обмануть вас, чтобы показаться более значительным, чем он есть; короче говоря, они подкарауливают вашу душу тремястами тридцатью тремя разнообразными способами". Эти духи - силы вселенной, аналогичные силам, заключенным в душе самого каббалиста. Иллюзии, которые они могут наслать на астрального путешественника, - это те же самообманы, но только в гораздо большем масштабе. Чтобы не заблудиться и избежать ловушек в этом таинственном мире, каббалисту необходимы ориентиры. Эти ориентиры обеспечивает ему система соответствий, в которой перечисляются живые существа, растения, цвета, драгоценные камни, ароматы и символы, связанные с каждой из сефирот и с Двадцатью Двумя Путями - двадцатью двумя линиями, соединяющими сефирот между собой на схеме Древа Жизни. По этим Путям каббалист перемещается от одной сефиры к другой. Предположим, астральный путешественник считает, что он находится в области Нецах, сфере Венеры. Но если здесь перед ним внезапно появляется лошадь или шакал, значит, что-то не так. Ведь лошадь - это животное Марса, а шакал - животное Луны. В сфере Венеры полагается встречать только связанных с ней животных - голубей, ласточек или каких-нибудь зверей с пятнистой шкурой (например, леопарда или рысь). Или, к примеру, если каббалист, поднимаясь по двадцать второму Пути, восходящему от Малькут к Йесод, встречает человека в алых одеждах, то опять же становится ясно, что он сбился с пути. Ведь этим Путем управляет Сатурн, цвет которого - черный.
Теги: Сияющие светы