Сложно отвечать на заявления тех людей,кто коверкает значения,функции и тем самым производные,разбавляя всё это стезёй зацикленности в дуальности на изоблечение христианства.Я просто выложу пару топов(общих),для понимания,возможно разделения тех мыслей с чем я частично согласен.
По всем культурам проходится не буду,возьму отдельную в оправдании беса),хотя он присутствует везде и нет смысла его выставлять таким "чудовищем".
..собирательное название различных карликовых божеств, отождествлявшихся друг с другом и считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов,бес изображался с короткими ножками, большой головой, искривленным гримасой лицом и высунутым языком, львиными ушами и гривой, в высокой короне из перьев,в руках бес часто держит тамбурин, магические ножи или защитный амулет са.Вероятно, культ беса происходил из нубии и был связан с пунтом, владыкой которого называют бога-карлика некоторые тексты.
Несмотря на грозный внешний вид, бес считался милостивым и благим божеством, защищающим семью, покровительствующим деторождению и сексуальной силе. в своем неистовом танце ипостась беса – хати изгоняет злых духов из дома; во дворах некоторых египетских храмов для защиты от демонов ночи часто устанавливали четырехгранные каменные блоки с полихромными изображениями стоящего беса. его образ часто присутствует на рельефах маммизи – храмовых помещений, в которых проходили таинства рождения божественного младенца – хора, ихи или же самого фараона. колоссальными изображениями беса были украшены пилястры храма тахарки (xxv династия) в гебель баркале.
Огромное количество изображений беса дошло до нашего времени на предметах быта – подголовниках, косметических сосудах и ложечках, опахалах и зеркалах, кроватях и стульях. подобно таурт, он очень часто изображался на амулетах, которые, согласно египетской традиции, приносили удачу и отгоняли злые силы, отпугивали змей, призраков и дурные сны. Иногда бес даже изображался в облике одного из своих многочисленных воплощений – сжимающего в руках ядовитых пресмыкающихся духа аха, чье имя переводится как «боец». изображения беса сохранились на росписях дворца Аменхотепа iii в малькатте, в домах мастеров из поселка дейр эль-мединэ и эль-амарны, возможно в тех комнатах, которые были связаны с женщинами и деторождением.
В тексте лейденского демотического папируса (i, 348) говорится, что для того, чтобы помочь роженице, необходимо изготовить глиняное изображение карлика – т.е. беса. текст отождествляет саму женщину с богиней хатхор, к голове которой привязывалась изготовленная фигурка. над изображением перед этим четырежды произносилось заклинание, говорящее о «добром карлике», которого послал своей дочери ра, чтобы помочь успешно разрешиться от беремени.
Бес издревле был связан с магией и ритуалами по изгнанию злых сил,сохранились даже картонажные маски, которые одевал маг для наилучшего осуществления той или иной цели во время магической церемонии. полукруглыми костяными магическими жезлами с изображениями беса маг или жрец обводил брачное ложе, создавал защитное пространство вокруг беременной женщины или маленьких детей; на подобных жезлах также часто изображены лягушка хекет, усер – иероглиф силы, знак магической защиты са. супруга беса, бесит, изображавшаяся в маске и с львиными ушами была также тесно связана с оборонительной магией. статуэтка бесит, сжимающей в руках металлических змей, была найдена в безымянной гробнице 17 в. до н.э. под рамессеумом в фивах, в которой помимо образа богини находились другие магические атрибуты и жезлы, а также свитки с заклинаниями.
Сексуальный аспект культа беса стал особенно популярен в эпоху птолемеев. в некрополе саккара были обнаружены особые подземные помещения, стены которых были украшены объемными изображениями беса и обнаженных богинь; ..здесь проводили ночь паломники, жаждущие исцеления либо скорейшего рождения потомства или же вещего сна. одновременно бес почитался как бог жизненной силы, отождествлялся с шу, наполняющим вселенную «дыханием жизни». в римское время бес также часто воспринимался как воинственное божество, изображавшееся в доспехах, с мечом в руках. оракул бога беса, «спутника осириса» до iv в. н.э. процветал в абидосе.
в процессе христианизации египта бес стал восприниматься как носитель злого начала, с которым никогда не ассоциировался в древнем египте. в одном коптском тексте даже повествуется о том, как с бесом боролся некий ретивый отшельник. забавный карлик, охранитель домашнего очага и храмов предстает здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников, проходящих ночью у руин древнего святилища. несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона». конец текста утерян, но можно предположить, что в итоге последователи торжествующей религии наверняка «изгнали» древнего бога из его собственной обители. Удивительно, но эта история о бесе пережила не один век. еще в xix веке, местные жители рассказывали иностранцам, приезжающим в луксор о карлике, танцующем ночами в развалинах карнакского храма амона.
цит. по: солкин в.в. бес // древнйи египет. энциклопедия. м., 2005.
Бес изображен приседающим, на его голове убор из перьев. В ухе - отверстие для серьги. Часть хвоста утрачена. В основе образа Беса лежат черты божества, отгоняющего злых духов, змей, скорпионов, противостоящего "дурному глазу". Бес прогоняет злые силы своими гримасами, шумом ударов своего бубна, устрашает их острыми ножами. В то же время Бес - покровитель плодородия, помощник рожениц. Все эти черты способствовали тому, что египтяне носили статуэтки Беса как амулеты, изображали его на предметах бытовой обстановки - кроватях, подголовниках, ручках зеркал. Бес почитался и как божество пляски и музыки. Культ Беса имел широкое распространение в народных массах. Культ Беса также получил широкое распространение и в Передней Азии.
Теги: БЕСЫ