Папа Легба, Эшу Элегба, Легба, Элегва, Элебара ,Эллегуа.
Этот могущественный эшу носит и другое прозвище: он “хозяин перекрестков”. Он имеет множество разных лиц и имен. Как Папа Легба, или Легба Ати-Бон (“Легба Доброго Дерева”), он представляет Восток и Солнце; управляет дверями, воротами, окнами (и вообще проходами и дорогами), а также Новым Годом (и вообще любыми началами и начинаниями). Никакое божество не сможет участвовать в вудуистском ритуале, если Легбу не попросят открыть для него “дверь”. Никакой лоа не сможет действовать без разрешения Легбы. Изображаемый в виде человека, разбрызгивающего воду, и старика, опирающегося на палку или костыль, Легба персонифицирует ритуальную воду и водуистские таинства; в этом качестве он ассоциируется с Данбала-Ведо.
По другим истчникам Legba, также называемый Papa Legba или Legba Ati-bon, — не только главный Petro loa, но и также наиболее известный и наиболее почитаемый из всех loa в вуду. Он представляет солнце, является богом ворот. Он изображается как человек, брызжущий водой, или старик, идущий с палкой, также он олицетворяет ритуальные воды и объединение тайн вуду. Он стал отождествляться с апостолом Петром и Иисусом Христом, так как обладает ключами от мира духов. Каждому ритуалу предшествует обращение к Legba; без его разрешения нельзя «открыть во-Рота» между миром духовным и материальным а никакой другой loa не может проникнуть на землю. Поэтому никакая связь эшу и человека не может иметь место без одобрения Legba, никакое другое божество не может присоединяться к церемонии вуду, если Legba не был призван, и никакой lоа не может действовать без разрешения Legba. Это делает Legba наиболее мощным из всех lоа. Как другое воплощение, Maitre Carrefour, он охраняет перекрестки и является покровительством колдовства. Священное дерево около храма — алтарь Legba.
Legba курит маленькую трубку и носит немного пищи в своем мешке. Когда он овладевает кем-то, члены человека искривляются. Его символ — лев и белая овца. Он питается костями животных.
Цвета:
— чёрный (красный,белый).
Жертвоприношение:
— свинина
— говядина (заранее приготовляется хороший кусок мяса)
-алкоголь
-фрукты
-сигары(сигареты)
Призывание Папа Легба
Ibaraku mollumba eshu ibako Ибараку моллумба эшу ибако
mojumba ibako mojumba. моюмба ибако моюмба.
Omote koniku ibako omote ako, Омоте конику ибако омоте ако,
Mollumba Eshu kulona. Моллумба эшу кулона.
Ibaraku mollumba omole Ибараку моллумба омоле
ko ibaraku mollumba omole ko. ко ибараку моллумба омоле ко.
Ibaraku mollumba ako eshu Ибараку моллумба ако эшу
kulona ibaraku mollumba. кулона ибараку моллумба.
Ache eshu kulona ubaraku Аче эшу кулона убараку
mollumba omole koako ache. моллумба омоле коако аче.
Arong laro akong larole eshu kulona, Аронг ларо аконг лароле эшу кулона,
A eshu koma komio ache. А эшу кома комио аче.
Akonka lar akonka lar, Аконка лар аконка лар,
Ako ache, iba la guana Eshu. Ако аче, иба ла гуана эшу.
Larole akonko laro larole Лароле аконко ларо лароле
je larole akonko, э лароле аконко,
Akonko larole akonka Аконко лароле аконка
larole akonka. лароле аконка.
La guana je larole. Ла гуана э лароле.
О создании головы Элегбы:
Почитатели Эллегуа держат в доме его изображения, изготовленные в соответствии с индивидуальным темпераментом и ангелом-хранителем. Сначала сантеро брал землю с перекрестков, муравьиных куч, с церковных дворов, больниц, тюрем и пекарен, смешивая грязь со священными для Эллегуа травами, с головой черепахи, с камнем, принесенным из чистого поля и с 29 монетами разного достоинства. Затем эту смесь добавляют в цемент, который смачивают вином, медом и омиеро — священной травяной жидкостью, используемой при церемонии инициации. Потом сантеро формируют голову Эллегуа, используя вместо глаз и рта морские раковины. После того, как цемент застывал,сантеро хоронил голову до восхода солнца на перекрестке, чтобы дать возможность духу Эллегуа войти в статую и оживить ее. Спустя семь дней сантеро вынимали голову и заполняли впадины тремя петухами, чьей кровью окрапляли статую изнутри. Также в дырки просовывали бананы, зерно,леденцы и другую любимую Эллегуа еду, вроде кокосовых орехов. Затем щедро наполняют ромом содержимое статуи и залепляют дырки грязью. По пути домой сантеро приносят в жертву мышь или козу; если нет ни одного из этих животных, их заменяет черный цыпленок. Жертвенное животное также подносят к статуе, и она становится Эллегуа, обладающим всей своей мощью. Держат Эллегуа в небольшой комнате возле входной двери. Каждый понедельник и в третий день месяца статую выносят и показывают Солнцу на несколько часов до полудня, затем смазывают специальным жиром, называемым ман-тека де коройо, и снова приносят в комнату. Верующие трижды наливают немного воды на пол перед изображением, а потом заливают ему в рот ром и окропляют камень вокруг него. Затем зажигают сигару и выпускают дым в лицо Эллегуа, поскольку ориша любят сигары, затем оставляют зажженную сигару возле божества.
После этого кормят Эллегуа небольшими кусочками копченого опоссума, кокосовым орехом и добавляют несколько зернышек пшеницы, а также леденцы. При этом они сообщают Эллегуа или любому другому ориша, какую еду ему предлагают. Возле двери комнаты зажигают свечу, дверь держат открытой целый день, и после этого просят у Эллегуа защиты и помощи в поисках лучшей работы, больше денег и удачи.
Создание головы Элегбы:
Очень важно отметить, что перед изготовлением статуэтки Элегбы необходимо набрать силу аше в течение не менее трех месяцев при выполнении особых упражнений и общении с силами предков. Сила аше ощущается как небольшое пульсирование в области живота и в области межбровья, только после этого можно приступать к изготовлению Элегбы.
Голова Элегбы представляет собой небольшую голову диаметром около 10-15 см, изготовленную из цемента, природного камня либо кокосового ореха. Я приведу пример изготовления кокосового Элегбы. Важно понять, что голова Элегба в конце ритуала изготовления становится реальным духом, нужно относиться к нему с большим почтением, хранить в закрытом алтаре и извлекать его только во время выполнения ритуалов. Передавать своего Элегбу, можно только своему ученику, в других случаях передача Элегбы строго запрещена!
Добывание всех компонентов для изготовления Элегбы осуществляется в строгой тайне. Для начала нужно купить кокосовых орех размером около 10 см, внизу которого сверлится отверстие диаметром около 5 см, через которое удаляется мякоть кокоса. Далее кокос высушивается на солнце. С поверхности ореха удаляется ворсистая часть, далее нужно взять пять белых маленьких раковин каури и приклеить их прочным клеем (эпоксидным) на орех, обозначив глаза, рот и уши.
Начинку головы составляет особый мешочек размером примерно 5х5 см (или больше), из плотной красной шерстяной материи, называемый маку. Одна голова может содержать один или несколько маку в зависимоти от назначение Элегбы и дорог, которые ему предстоит открывать. В маку содержатся:
- три маленьких темных оникса
- рисунок веве Элегбы, нарисованный вручную
- три щепотки земли с трех перекрестков пеших дорог
- три щепотки земли с трех кладбищ, причем земля берется с могилы, на которой установлен любой крест. В качестве платы за землю нужно оставить на кладбищах по одной бутлке коньяка, предложив его в сободной форме, но с большим уважением, ориша Барону Самеди - хозяину кладбищ
- маленькое перо от красного петуха
- маленькая белая раковина каури
- три маленьких кусочка золота, символизирующие три главных энергетических центров человека
- семь маленьких кусочков серебра, символизирующие семь планет
Все инградиенты зашиваются в мешочек черными нитками, который укладывается внутрь Элегбы и заливается цементом примерно на половину. В оставшуюся половину Элегбы, т.е. под него, можно ложить бумажки с написанными на них просьбами к Элегбе.
В полночь в понедельник (12 часов дня и 12 часов ночи - время его максимальной "активности") нужно взять Элегбу и красного петуха, и пойти на ближайший пеший перекресток, в центре его вырыть яму, над которой перерезать горло петуху. В яму положить голову Элегбы и петуха, прочитать слова силы Элегба (это описано в соответствующей главе) и закопать на семь дней (можно накрыть перед закапыванием пленкой, чтобы не откопали собаки). В полночь следующего понедельника нужно вытащить Элегбу, принести домой и разместить на алтаре. Мыть голову Элегбы нельзя.
Взаимодействие с Эшу Элегба:
Рисунок веве Эшу Элегба
При взаимодействии с силами ориша необходимо одеть белые одежды, причем одежды на вас должно быть как можно меньше, обратите внимание, что тело ниамбо должно быть чистым во время выполнения ритуалов, это очень важно.
После выполнения упражнений по набору силы аше, проводим ритуал создания и очищения священного пространства.
Достаем доску с атрибутами и головой Эшу Элегба и зажигаем свечи на алтаре. Далее нужно взять кончиками пальцев две-три капли меда, умастить вершину головы Элегба и произнести слова почтения силам:
Иба олодумаре
Иба орунмила
Иба аво акода
Иба ашеда
Иба еюбона мефа
Иба агбонгбон оба иле ифе
Иба араба лоту ифе
Иба олокун
Иба олоса
Иба айе огун гулусо оламбо йей айе
Иба ифа мерин дин логун
Иба орун око
Иба окун око
Иба Окити аво око
Иба огон имале ийю
Иба баба
Иба йейе
Иба ори
Иба тото олодумаре е моюба
Киба ме се е орун юба
Аше.
После этого произносим слова приветствия Элегбы:
Ибараго аго моюба ешу Элегба ибако моюба
Ибако моюба омоте ко нику ибако омоте ако моюба Элегба эшу лона
Ибараго моюба омоле ко ибараго моюба oомоле ко
Ибараго моюба ако Элегба эшу лона ибараго моюба
Аше Элегба эшу лона ибараго моюба омоле ко ако аше
Аронг ларо аконг лароле ко ако аше
Ибаше эшу Элегба моюба.
Далее произносятся слова силы (орики) Эшу Элегба:
Ла ройо аки лойо
Агуро тенте лону
Апа гунва
Ка ма сесе аре ле тунсе
Оба муле омо бата
О коло то ни кан
Офо омо ро огун олона
Алайики а юба аше.
После этого необходимо предложить приношение для Эшу Элегбы, изложить свои просьбы открыть дороги к тому, чего вы желаете достичь в ближайшее время. После этого можно провести предсказание, чтобы получить ответы на свои вопросы и выяснить, что захочет получить Элегба во время следующего ритуала в качестве приношения. Ритуал заканчивается, когда ниамбо благодарит Элегбу и все силы участвующие в ритуале.
Далее произносятся следующие слова:
Ки нле ке оди
Киема гбе ми нийа киема гбе ми леке исоро лойо гбогбо ни гбогбо ойо айе ми
Киема гбе ре
Бику ба сунмо итоси ки е бами йе ойо ику
Одун тиатиби ми сину айе ки е бами йе ойо ику фун ара ми ати авон омо ми ти мо би
Киамаку ни кекере, киамаку ику ина, киамаку ику оро, киамаку ике ейо, киамаку сину оми
Ки е маф фойу ре во ми, ки авон омо арайе ле ма фи ою рере во ми
Ки е ма йеку нсаисан ки нсегун оди ки нрехин ота
Ки е ма авон омо арайе гбуро, ми пе мо лово пе мо нийи, пе мо нола, пе мо бимо рере ати бебе
Аше, аше, аше, о.
После этого нужно потушить свечи пальцами и убрать доску с головой и атрибутами внутрь алтаря.
Цвета Элегба - красный и черный (иногда белый, например цвет одежды для ритуалов).
Приношения Элегба, это сладости, мед, кокосы, сигары, ликер, красный перец, пальмовое масло, кукурузные зерна.
В честь Элегба на шее можно носить ожерелье из деревянных бусинок, на нить нанизывают 3 красные бусины и 3 черные бусины, затем 1 красную и 1 черную чередуют 3 раз, затем эту последовательность повторяют, добиваясь нужной длины.
В процессе предсказания ниамбо выясняет:
- что именно хочет Элегба принять в качестве приношения
- сколько дней приношение должно находиться на алтаре
- куда убрать приношение после того, как оно будет убрано с алтаря (обычно в полночь использованные приношения оставляются в центре ближайшего пешего перекрестка, иногда приношения ниамбо употребляет в пищу)
У Элегбы 21 веве.Приведу примеры нескольких веве используемых для работы с Элегбой:
(по материалам:Павел Гросс "Магия вуду","Вуду ниамбо",Белов "Религия Вуду","THE VEVEREVERBERATION RITE","Baba'Awo Ifaloju")
Теги: Элегба