До сих пор в некоторых странах живо древнейшее поверье о том, что тень человека, как и его отражение (см. ЗЕРКАЛО), есть видимое явление его души или души его двойника, этого таинственного и загадочного существа. Следовательно, все, что бы ни случилось с тенью, жизненно важно для человека, и если какой-нибудь недруг повредит тень, он может нанести повреждение и ее хозяину или даже убить его.

Это представление дошло до наших дней в виде суеверия, согласно которому наступить на тень человека - плохая примета, приносящая ему неудачу. Баринг-Гульд в "A Book of Folklore" замечает, что не раз наблюдал, как дети впадали в истерику после того, как другие дети наступят на их тень, говоря, что им больно и очень обидно. В одной из ирландских саг рассказывается, как Фионн долго преследовал своего врага Кирека и наконец убил его, пронзив копьем его тень. В Восточной Европе очень устойчивая традиция связывает поверье о тени как душе с древним верованием о том, что постройка не устоит, если в ее основание не заложить какое-нибудь живое существо. Когда это жертвоприношение стало невозможным, строители стали потихоньку измерять тень человека веревочкой и закладывать последнюю под фундамент здания. Другой способ достичь той же цели - заманить на стройку ни о чем не подозревающего человека и поставить его на солнце так, чтобы его тень падала поперек того места, где укладывали фундамент. В обоих случаях несчастный умирал в течение года, потому что его душа оказывалась уловленной, дух же земли, потревоженный строительными работами, умиротворялся этой жертвой.

Валлийский способ узнать, не умрет ли в наступающем году кто-нибудь в семье, состоял в наблюдении за их тенями, отбрасываемыми на стену пламенем очага в канун Рождества. Если какая-нибудь тень была без головы, то этот человек до следующего Рождества не доживет.

Существует любопытная традиция совсем другого рода вокруг Зубчатого камня в горах Молверн-Хиллз. Время от времени, без какой бы то ни было регулярности и предсказуемости, тень этой скалы падает в расположенную внизу долину. Легенда утверждает, что если она упадет на какого-нибудь человека, то это означает, что он отмечен смертью или по меньшей мере серьезным несчастьем. Говорят, что она в свое время пала на кардинала Уолси, когда он останавливался в Бертсмортон-Корте, а также и на других личностей, и все они нашли печальный конец.

Истоки этой странной традиции темны. Предупреждающие свойства тени пытаются объяснить проклятием, которому некий средневековый монах подверг Зубчатый камень, но похоже, что традиция эта уходит корнями глубже, чем в средневековье. Она вполне может датироваться дохристианскими временами, когда в этой непредсказуемой и зловещей тени легко могли увидеть проявление какого-нибудь сеющего смерть бога или духа.

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

ТЕНЬ/СЕНЬ

Так же как и слово ночь или облако, Т. имеет двойное символическое значение, смотря по тому, означает ли это слово отсутствие или присутствие света. Ч-к хочет полного света, но ищет и Т.; Бог - это свет и палящий огонь, но Он также и прохладная Т., и «Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар 8.12). Это двойственное значение слова Т. своеобразно используется в Библии.

I. ВОЗВЕЩЕНИЕ СМЕРТИ

1. Убегающая тень. - Ч-ку, сознающему, что он, как тварь, обречен на исчезновение, нарастающая или убывающая Т. напоминает его участь. «Горе нам! День уже склоняется, простираются вечерние тени» (Иер 6.4), так и жизнь ч-ская, ступени к-рой неумолимо прибавляются на солнечных часах времени (4 Цар 20.9 слл). Ч-к «убегает как тень и не останавливается» (Иов 14.2; см 8.9); дни его, как Т., склоняются к ночи (Пс 101.12; 143.4), идут безнадежно к смерти (1 Пар 29.15; Прем 5.9). В течение своей суетной жизни (Екк 6.12) «человек ходит подобно призраку» (Пс 38.7); но в этом необратимом развитии, чувствуя свою собственную изменчивость, он хранит веру в «Отца светов, у К-рого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1. 17).

2. Мрак и тень смерти. - Переводчики LXX, опираясь на сомнительную этимологию, но с глубоким реализмом обычно передавали евр. выражение «густая тень» выражением «тень смертная»; в той же форме мы встречаем это выражение и у Евангелистов (Ис 9.2; Мф 4.16; Л к 1.79). И действительно, Т. не только изменчивое и убегающее явление, но и пустота, ничто, та мрачная тьма, к-рой жаждет Иов в своем горе (Иов 3.1-6). В шеоле нет надежды - это страна смерти, земля тьмы и тени смертной, где свет есть тьма (10.21). Уже в этой жизни вследствие испытаний ч-к лишается света живых: «на веждах моих тень смерти» (16.16).

3. Владыка тени. - Перед лицом угрожающей тени смертной наше прибежище только Бог. Он обращает в тень смертную ложный свет, ожидаемый грешниками (Иер 13.16; см Пс 43.20), но может также «вывести на свет тень смертную» (Иов 12.22) и «вывести из тьмы... и расторгнуть узы людей» (Пс 106.10,14). Вот почему псалмопевец, исполненный упования (доверие), восклицает: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс 22.4). Эта надежда стала реальностью с того времени, когда во Христе исполнилось пророчество Исайи: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4.16; Ис 9.1).

II. ОБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИСУТСТВИЕ

Как облако было угрожающим мраком для одних, а для других светом и защитой, так и грозная Т. может оказаться защитой; и за этой защитой ч-к открывает некое присутствие.

1. Земная тень. - Т. очень ценится в повседневной жизни, в особенности на Востоке, ибо она охраняет от жгучего солнца. Все творения ищут Т. - лотос, страшный бегемот (Иов 40.22), деревья, птицы, звери и люди (Иез 31.6). Тенистое дерево - символ охраняющей силы, как Даниил объясняет Навуходоносору: «Дерево, к-рое ты видел, это ты, царь» (Дан 4.17 слл); Т. царя укрывает и защищает (Суд 9.15); праведный князь - «как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис 32.2). Однако, в силу своей двойственной сущности, тень может обмануть эту надежду, напр., Т. от растения над головой Ионы (Ион 4.5 слл), Т. от царя Израиля (Плач 4.20); и тем более Т. Египта (Ис 30.2) или же «тень от кедров ливанских», к-рые могут быть вырваны в одно мгновение и сброшены долу вместе с теми, кто доверился их обманчивой Т. (Иез 31; Дан 4).

2. Тень Божия. - Один Бог дает надежную Т. вместо неверной зыбкой теневой защиты. Следует оставить приятную Т. священных деревьев (Ос 4.13) и найти у Господа тенистый приют (Пс 120.5; Ис 25.4 слл). Упование верующего жить «под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоиться» (Пс 90.1), быть как истинный служитель в Т. руки Господней или Его крыл (Пс 16.8; 56.2; 62.8; Ис 49.2; 51.16).

За этими метафорами мы находим несколько воспоминаний об Исходе. В переводе LXX это принято во внимание: глагол «шакан» (покрывать, покоиться, оставаться) переведен: σхιάζειν, έπισхιάζειν (покрывать своею тенью, осенять). В то время облако осеняло скинию (Исх 40.35), определяя т. обр. продолжительность остановок в пути (Числ 9.18,22); это облако осеняло даже Израильтян (10.34), охраняя их чудесным образом, как говорится в кн. Премудрости (19.7). Такая защита снова явится в последние времена. Слава Ягве будет покоиться на очищенном Сионе, подобно «шатру для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогоды и дождя» (Ис 4.5 сл). И когда Израиль будет шествовать, осиянный этой божественной славой, «леса будут осенять его» (Вар 5.7 слл; см 1.12).

Во время освящения храма облако наполнило святое святых и Соломон воскликнул: «Ягве сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар 8.12). К мысли о защите здесь прибавляется мысль о непосредственном Присутствии Божием; таков же смысл выражения: Иерусалим, подобно возлюбленной из Песни Песней, может сидеть в тени возлюбленного (Песн 2.3). В лице Девы Марии эти чаяния осуществились, когда «сила Всевышнего осенила Ее» (Лк 1.35) и Она зачала Того, на К-ром во время Преображения покоилось облако (9.34 п).

3. Тень Израиля. - Избранный народ в свою очередь становится источником божественного покровительства. Некогда, будучи выше всех других царств, виноградная лоза Израиля покрывала своей тенью горы (Пс 79.11). Израиль сражен судом Божиим, но снова станет под конец «величественным кедром и будут обитать под ним всякие птицы» (Иез 17.23; см Дан 4.9); это явный образ Царства Божия, открытого для всех народов (Мф 13.32 п). Также, когда Петр исцеляет больных своею Т. (Деян 5.15), он открывает спасительное присутствие Бога в Его Церкви.

Теги: ПОВЕРИЯ О ТЕНИ