Нжиму Акуа У(н)кулу – культ кровных предков (мукулу) у Банту-говорящих народностей, таких как: Чокве, Бокве, Касанже, Луба, Байола, Овимбунду и т.д. Существует также культ мертвых – более общий культ духов умерших, в котором могут быть вызваны, в том числе, не кровные предки. Этот культ известен как Нжиму Йа Мфумбе. Под кровной связью, в том числе, может пониматься и линия духовной преемственности, и предки, находящиеся в ней – вполне вероятно это вид «кровной» связи в духовных традициях.

Практически все древние народности имеют развитый культ поклонения предкам. Такие культы очень важны, поскольку они, по сути, являются основой любой духовности у соответствующих народов, поскольку именно культ предков – людей ушедших в мир Духа – является первым. Лишь много позже эти народности стали ассоциировать тех или иных духов предков с определенными божествами и энергиями природы, опираясь на ассоциации между характером и темпераментом того или иного предка, и характером и темпераментом того или иного явления природы. Если конкретный человек при жизни имел темперамент воина, то после смерти оставшись в памяти народа, благодаря значительным поступкам, совершенным при жизни, выделяясь из общего числа духов предков, он стал ассоциироваться с энергией войны, и стал рассматриваться как дух, божество войны или же его проводник и посредник.

Аналогично с духами других явлений природы: грома, молний, ветра и т.д. Таким образом, из общего «потока» духов предков начинают выделяться отдельные духи, ответственные за разные явления природы, обращаясь к которым, можно получать контроль над этими явлениями природы. Это типичный механизм ассоциации между двумя «понятиями».
Основой каждого культа божеств является культ предков, иногда неверно называемый культом смерти.

Ритуалы культов предков Банту (пангу йа мункулу) также являются основой религиозных ритуалов этих народов вообще. Изначально считалось, что призывая предков, ушедших в мир духов, человек не позволяет тем «потеряться», вспоминая ушедших и воздавая им должное, человек устанавливает связь между двумя плоскостями существования: физической (нсеке) и духовной (мпемба). Это позволяет получать поддержку со стороны духовного мира и избегать множества проблем подстерегающих человека на жизненном пути. Поскольку частичка кровного предка в виде крови и «духовной материи» содержится в каждом его потомке, то считается, что именно предок является наиболее близким к своему потомку и имеющим наибольшую власть над его жизнью. Установление связи через ритуалы позволяет духу предка вмешиваться в жизнь потомка с целью защиты или направления его поведения и поступков в нужное русло. Это позволяет избегать болезней как физических (нкита), так и духовных – депрессий (банзо). Как следствие, потомок живет долго и счастливо в мире физическом, а дух предка – в мире духовном.

Духовный мир и его обитатели также стремятся к взаимодействию. У Банту считается, что духи кровных предков могут являться в виде призраков (тшипупу или кунгу/конго) и мешать их потомкам, понуждая тех обратить на себя внимание и воздать должное.

Как видно из написанного, идеей всех духовных практик, начиная с существования изначального культа предков, является установление связи между мирами и взаимодействие между ними. К этому должны стремиться оба мира, поскольку это облагораживает их и приводит к медленному, но верному слиянию, когда человек, находясь в мире физическом, и являясь духовно развитым, полностью осознает себя как существо духовное и открыто живет в мире духа и контактирует с его обитателями - духами предков и энергиями, с которыми они ассоциируются. Такая жизнь есть победа над смертью – переходом из одного мира в другой и это есть цель духовного развития.

Кровные предки Банту – мункулу – имеют свои святыни и усаживания, как правило, в глубине селений, так, чтобы они были скрыты от глаз посторонних. Ритуалы весьма сложны, но технологичны – все действия регламентированы и совершаются шаг за шагом под надзором более старших членов семьи, имеющих значительные знания в отправлении данного культа. Усаживания мункулу - «жимбенгуэ» - также весьма не просты и могут быть сравнены с усаживанием божеств Нкиси, их состав и технология изготовления секретны. Примечательно, что изготавливаются они из цельной сухой коры или из цельного сухого полого ствола деревьев, которые используется также и для Нкиси, после чего в ходе обряда усаживания наполняется различными ингредиентами и засыпается землей – ритуально хоронится. Спустя некоторое время, когда усаживание наполняется силой земли и мира духа, будучи похороненным, его выкапывают и кормят кровью животных в специальном ритуале, отличающимся от такового для Нкиси. После этого усаживание украшается разноцветными пестрыми лентами и тканями, украшается тыквами (жимбинда) и покрывается соломой (оромпемба).

Через такие святыни можно устанавливать контакт с умершими, используя кровные узы или узы духовной преемственности «учитель-ученик». Духи будут отзываться, используя именно эту связь, являясь к своим родственникам или ученикам и помогая им. Однако, любой инициированный также может являться после смерти как вестник или представитель семьи духов соответствующего ему Нкиси, например, если после его смерти кто-то из участников культа будет использовать оставшиеся после него Нкиси. Обычно после смерти жреца или жрицы их усаживания устанавливаются в доме (нзо, нзила) Божества Смерти (Нкиси Калунга Нгомбе) культа мертвых (мфумбе) и после с ними могут быть продолжены работы и ритуалы.

Духи, работающие в культе Аукуа Ункулу, представляя родственников, имеют иерархическую структуру. Так, например, у Банту духи людей, с которыми при их жизни связан рост селения или успех селения в какой-либо сфере, занимают более высокую ступеньку в иерархии и управляют другими менее известными духами родственников. Вершины иерархии занимают самые ранние вожди племен, стоящие у истоков селений и ветвей племен. Также духи жрецов имеют разделение по признаку выполняемых ими функций в культах Нкиси при их жизни. Так, например, Соба или Муложи – при жизни маг или царь, вождь, который после смерти также занимает свою «должность» работая на благо потомков. Кубама, Нтамби, Нганга Нгомбо, Музамбу – жрецы, связанные с различными оракулами и предсказательными техниками, после смерти, став духами, также работают, помогая совершать предсказания, и дают хорошие советы по расшифровке полученных знаков и знамений. Кимбанда – знахарь и колдун, его дух после смерти также будет участвовать и помогать в делах соответствующей ему сферы жизни. Старые люди - их духи носят название «Мукурунту» - они являются большой силой инкапсулирующей большие знания и опыт поколений. Их основной задачей является надзор за процветанием селений и семей. По всей видимости, именно «Мукурунту» является источником появления в Бразилии такого класса духов как «Прету Велью» - «старые негры», «старики».

Во время совершения ритуалов культа духи могут одерживать последователей, устраивающих ритуальные маскарады. Маски, надеваемые женщинами, именуются «Мвана Пво», а мужчинами – «Муканге». Именно в таких «безликих» медиумов могут вселяться духи предков, поскольку считается, что живым нельзя видеть лица мертвых и тем более смотреть им в глаза. Именно отсюда берет начало правило Кандомбле, где во время транса медиумы прикрывают глаза и лицо шляпами или закрывают лицо другим способом. Нарушение подобных правил может принести негативные последствия.