(5) Иерофант – (7) Колесница – (16) Башня – (18) Луна
Открывается этот цикл с Иерофанта, который, собственно, и дарует посвящение. В колоде Уайта это особенно очевидно – перед первосвященником замерли два разных ученика, каждый из которых получает посвящение в том виде, которое нужно именно ему. Посвящение во многом перекликается с обучением и получением знания (и Жрицей), но имеет более выраженный актуальный и активный аспект. Человек, усвоивший теоретический курс анатомии прошел Жрицу. Тот, кто может сделать операции – прошел Иерофанта. Очевидно, что эти два вида обучения тесно взаимосвязаны, но связь все-таки не прямая. Можно быть прекрасным теоретиком, разрабатывая и углубляя теорию, но не заниматься практикой. Можно быть хорошим практиком, но плохо разбираться в теории. Это (как и весь цикл) хорошо иллюстрируется на примере строительства: вы всегда можете построить шалаш, дом или еще что-то просто так. Особенно, если вам кто-то помогал и научил как это делать. Но без знания сложнейшей математики, наук о материалах и прочих «книжных» вещей вам никогда не построить башню высотой в километр, мост над огромной пропастью или систему акведуков (хотя эти знания не гарантируют, что вы построите хотя бы шалаш). Для этого вам понадобиться или где-то получить эти знания или путем проб и ошибок самому выработать их. Здесь, кстати, кроется частая ошибка практиков – да, до всего можно дойти самому, кто-то же ведь дошел. Но «изобретение велосипеда» ведет к тому, что вы не сделаете больше, чем может сделать пусть даже трижды гениальный человек с нуля. Другое дело, если вы усвоили все, что могли от предыдущих поколений, опираетесь на их опыт и знания и движетесь дальше, а не переоткрываете теорему Пифагора. Так или иначе, Иерофант обучил вас определенным премудростям и, главное, научил как ими пользоваться. И в этот момент вы становитесь Адептом.
*
(7) Колесница. Думаю, всем известно описание этого аркана. Торжество Воли, воинственное продвижение вперед. Это уверенный в себе «молодой специалист», успешно применяющий полученные знания, не ведая ошибок и неудач – он прекрасно обучен и хорошо помнит и знает, что надо делать, а чего нет. Это молодой архитектор, который уверенно и четко строит свою башню, хорошо обученный и тренированный чемпион, одерживающий победу за победой на соревнованиях. Да, эти победы требуют от него напряжения сил, внимания и контроля, но всему это у него есть, и победы не заставляют себя ждать.
*
Возможно, кому-то покажется более понятным следующее объяснение: Иерофант дает «систему» знаний, взгляд на мир, способ его описывать и взаимодействовать с ним. При желании, это можно сравнить с базовыми основами операционной системы компьютера. Колесничий успешно применяет полученное, расширяет и укрепляет систему, наращивая на ней «мясо», прописывая новые связи, добавляя новые «блоки» и «программы». В итоге, из схематичного каркаса он получает очень мощную и рабочую систему, пригодную для решения огромного числа задач.
*
А дальше наступает момент, когда система достигает своего потолка. Адепт понимает, что (16) Башня, которую он строил, в принципе не может быть выше из-за особенностей конструкции, фундамента и материалов (а боец понимает, что железный лом и 10 противников немножко не то, что подходит к его стилю борьбы). Так или иначе, это приводит к тому, что систему надо перестраивать. Либо Адепт упорно будет продолжать достраивать ее, и тогда она с треском обрушится вниз, как и показано на 16 аркане. Либо Адепт с тяжелым вздохом понимания сам обрушит всю конструкцию, чтобы начать строительство заново, учтя прошлые ошибки. Хочется обратить внимание, что даже в наш интеллектуальный век здания обычно не разбирают по кирпичику, а все равно взрывают.
*
Возвращаясь к более абстрактным аналогиям: адепт понимает, что его чудесная система не может стать «лучше» из-за фундаментальных особенностей «архитектуры». Ему надо переделать что-то в самом низу, в основах системы, но он не может сделать этого, не разрушив всех надстроек на этом фундаменте. Хотя бы потому, что они «написаны» для другой системы и не будут работать в новой.
*
Обратите внимание на 16 аркан у Кроули. Мало того, что эта Башня взорвана, так еще, если приглядеться, видно, что падающие с башни люди и сама башня теряет свою форму и становится абстрактным. Это собственно и есть тот момент, когда красивые и элегантные башенки становятся не только грудами мусора, но и просто линиями на чертеже (новом и старом), когда общение с живыми людьми становится «моделью поведения» и разбирается на кусочки для перестройки. А так же обратите внимание на то, что «разрушения» вызываются огнем снизу, а вот «развоплощение» - оком сверху.
*
Итак, после 16 аркана Адепт остается на грудах развалин и вынужден теперь, разгребая завалы, анализировать старую конструкцию, схему, модель. Вычленять ее слабые и сильные места и пытаться составить новый план строительства. Это и есть аркан (18) Луна. Мы видим на нем 9 кровавых капель «горького опыта», но не видим десятой – проявленной, потому что она как раз разрушена. И долгую дорогу впереди по восстановлению новой, лучшей системы. Следует отметить, что сейчас Адепт гораздо уязвимей и слабее, чем был до этого. То есть целью было – стать сильнее и лучше. Но для этого придется пройти через момент слабости и бессилия. Именно это и приводит к тому, что многие башни рушатся сами, неконтролируемо и необдуманно – решиться на такой шаг и даже признаться в его необходимости нелегко (смотри самый последний пример внизу).
*
Следует понимать, что это цикл, и он никогда не кончится. Новая башня так же достигнет своего предела и так же должна быть разрушена или перестроена. И так будет продолжаться, пока она не упрется в престол Бога и не станет выше его. То есть вечно.
Но ко всему надо подходить с умом. Этот цикл можно рассматривать как линьку животных, когда старая шкура/панцирь уже мала и не дает расти и должна быть скинута. Это не отменяет того, что на этот период вы будете слабы и уязвимы, но без этого не будет роста. Точнее, линьку для «небольших» перестроек и роста и период «окукливания» (когда вы еще более уязвимы и даже не можете передвигаться и действовать) для фундаментальных изменений и перестойки.
*
И последний пример, для технически настроенной общественности. Существуют алгоритмы поиска максимума в какой-либо системе (неважно какой, хотя обычно они применяются в физике и химии). Они применяются, когда невозможно исследовать все поле потенций и приходится делать это «условно» случайно. Такой алгоритм помещается в какую-либо «точку на карте» и оттуда начинает искать самое «высокое» место. И главная беда таких алгоритмов то, что они застревают в «локальном» максимуме. То есть они хорошо поискали «вокруг», нашли самую высокую точку, взобрались на нее и сообщают об этом вам. При этом, где-то далеко, за глубокой пропастью (точнее большим спадом нужного параметра) может быть более высокая гора, которую алгоритм никогда не найдет, просто потому, что сделав пару шагов в пропасть он «понимает», что параметр уменьшается и больше туда не идет. Так вот. Один из самых простых способов решения этой проблемы – заставить алгоритм запомнить найденную точку, а потом пинком отправить в случайную точку «карты», чтобы он заново начал поиск оттуда. Сделав так достаточно много раз и проанализировав «память» мы найдем (скорее всего) самую высокую точку вообще, а не в какой-либо области. Этот «тупой» метод для «тупого» алгоритма в пару сотен строк кода. Согласитесь, все мы немножечко сложнее, поэтому можем применять этот подход более эффективно, выбирая следующую точку отсчета не случайно, а с высоты нашего текущего положения – оттуда видно, все-таки, лучше.
Теги: Цикл Инициации и посвящения.