ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧЕРНАЯ МАГИЯ И РУНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Эльфы и Феи

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

(500px,700px)

Феи

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
*
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
*
Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

Теги: Эльфы и Феи

0

2

Королевы и короли фей

Существ, присматривающих за элементалами, называют королевами или королями фей. Некоторые из них настолько могущественны, что их классифицируют как богинь или богов. Вы можете попросить этих благосклонных монархов — и они придут к вам на помощь в любой ситуации в сфере своих полномочий.
*
Айне (Айна). (также произносится как Анйо или Аланай). Ирландская королева фей, которая особенно сильна и почитаема в летний период. Айне — могущественная, любящая богиня плодородия, которая может помочь в решении вопросов, касающихся ухода за садом, личных отношений и достатка. К Айне можно обращаться с просьбами о физической и психической защите, привлечении светлых сил и изгнании тёмных, а так же, для того, чтобы установать контакт с феями.
*
Дакини. Элементалы, находящиеся в услужении индусских богинь и богов; кроме того, они помогают практикующим йогу. На Тибете известны как хадомы.
*
Дана (обычно произносится как дон-я). Коренной народ Ирландии обожествлял Дану поклонялся ей как своей матери—богине. Недаром он так и называл себя — туатха де Дананнс («народ даны»). Когда над Ирландией нависла угроза гэльского вторжения, туатха спросили Дану, что им делать: спасаться бегством или бороться? Она предложила им третий выбор, который они и приняли: превратиться в маленьких людей — лепреконов, чтобы мирно сосуществовать с гэлами и другими народами Ирландии. Обращайтесь к Дане, если требуются мудрые решения, предвидения и дополнительные силы или возникают вопросы, связанные с плодородием и достатком.
*
Зеленый человечек. Присматривает за лесами и рощами и защищает их, а кроме того, помогает деревьям размножаться и расти. На картинах и в виде статуэток обычно изображают мужское лицо, выглядывающее из дубовой листвы. Если хотите помочь деревьям вылечиться или пойти в рост, вызывайте зеленого человечка.
*
Корделия. Прекрасная фея, королева цветов, каждую весну и лето присматривающая за их цветением и распусканием. Попросите Корделию, чтобы она помогла расцвести вашим садовым растениям.
*
Король дубов. Страж и охранитель дубовых деревьев. В весенние и летние месяцы управляет лесами и рощами. Если требуется помощь в новых проектах или в чем-то, связанном с ростом, обновлением и рождением, зовите короля дубов. (См. также Король падубов.)
*
Король падубов. Присматривает за этими видами деревьев, а в осенний и зимний сезоны управляет лесами и рощами. Когда хотите отдохнуть, поразмышлять и восстановить силы в уединении, зовите короля падубов.
*
Маэве. Могущественная, любящая королева фей, сотрудничающая с дэвами тела и помогающая женщинам во время менструаций, менопауз и с другими физиологическими проблемами.
*
Неметона. Королева древесных духов, в частности духов дубов и других священных деревьев. Если хотите превратить свой сад в святая святых для медитаций и молитв, зовите Неметону.
*
Пан. Греческий бог природы. Присматривает за лесами, пастбищами, пастухами и скотом и защищает их. Символ веселья, радости и плодородия, который, однако, в темные периоды человеческой истории наделялся демоническими чертами.
*
Унаг (или Оунаг). Она и ее муж Финварра изначально были королевой и королем туатха де дананнс (см. дана). Поскольку королева славится своими длинными блестящими волосами, можете вызывать ее, если вам требуется помощь при уходе за своими локонами. Полезно вызывать ее и тогда, когда возникают проблемы с моногамией или в личных отношениях, поскольку Унаг немало натерпелась от измен во время собственного замужества.
*
Финварра. Изначально — ирландский король лепреконов, или туатха де дананнс, муж королены Унаг. Обращайтесь к Финварре, если хотите  установить более тесную связь с лепреконами или иметь одного из них в качестве личного духовного наставника.
*
Флора. Греко-римская фея, богиня весны, цветов и плодородия. Лучше всего ее приглашать, когда вы устраиваете в саду вечеринку или просто хотите поднять настроение присутствующих.
*
Эпона. Кельтская и римская королева фей, защищающая и врачующая лошадей, мулов и ослов и управляющая ими. Со всеми вопросами, связанными с лошадьми и их разведением, обращайтесь именно к Эпоне.

0

3

Цветы и деревья фэйри

Базилик. Фэйри базилика чаще всего видятся в обличье эльфов. Они мастера сплетения сексуальной и духовной энергий.
*
Бархатцы. Фэйри ноготков развивают ясновидение и яснослышание, чувствование иной реальности. Эти фэйри очень могущественны, обладая знаниями о таинствах любви и жертвенности.
*
Береза - «дерево госпожи», связывается с королевами фэйри.
*
Вереск. Фэйри вереска поощряют самовыражение, помогая, чаще всего, робким и замкнутым людям.
*
Дуб. Фэйри дуба усиливают пророческий дар.
*
Дягиль. Фэйри дягиля обладают сильной энергетикой. Они усиливают ауру, приносят удачу и обостряют интуицию.
*
Гардения. Фэйри, связанные с этим цветком, излучают ощущение мира и покоя, способствуют улучшению телепатических способностей. Они предлагают также свою защиту, особенно детям.
*
Гвоздика. Фэйри гвоздики излучают живительную энергию. Общение с ними дает заряд жизненных сил, усиливая ауру, и наполняя любовью к себе и к окружающему миру.
*
Герань. Фэйри этого цветка привносят в жизнь счастье и радость.
*
Жасмин. Эти фэйри любят навевать прекрасные сны, но также они могут помочь в ситуациях, когда требуется ясность мысли и холодный ум.
*
Жимолость. Фэйри жимолости могущественны. Они могут показать обаяние в других. Также они помогают тем, хочет распутать узлы в своем прошлом.
*
Ива – наиболее излюбленное дерево дриад и водных фэйри. Они учат общению с себе подобными и видению незримого мира. Еще ива ассоциируется с Бригит.
*
Ирис. Подобно Ирис, греческой богине радуги, фэйри цветка любят разноцветье. Они возбуждают вдохновение и поощряют душевную чистоту.
*
Клевер. Фэйри клевера охотно помогают тем, кто ищет свою любовь и хранит верность. Но при этом показываются они лишь тем, кто добр к природе. Если настойкой клевера промыть глаза, то можно будет увидеть фэйри.
*
Колокольчик. Бродящего среди цветов человека завораживает очарование фэйри. Воздействуя на воображение, они пробуждают женскую энергетику и сексуальность, а также учат выражать свои чувства.
*
Лаванда. Фэйри обладают знаниями об использовании магической и целительной силы, и могут обучить этому и человека. Лучшее время для общения с ними – день летнего солнцестояния.
*
Лилия. Фэйри лилии связываются с мистерией нового рождения, способствуя достижению чистоты и смирения.
*
Львиный зев. Эти фэйри часто приходят на помощь людям. Если львиный зев растет около вашего дома, вы находитесь под защитой этих фэйри.
*
Лютик. Фэйри этого цветка обладают целительными энергиями и могут оказать неоценимую помощь в тех случаях, когда человек хочет знать, чего он стоит на самом деле.
*
Мак. Этот цветок помогает проникнуть в волшебное царство фэйри.
*
Маргаритка - любимый цветок лесных нимф, пробуждающий творческое начало.
*
Нарцисс. Фэйри нарцисса помогают внести ясность в любые ситуации. Они учат достигать цели, погружаясь в медитацию, и осознавать внутреннюю красоту души.
*
Ольха. С этим деревом связаны «темные» фэйри. Покидая дерево, они, чаще всего, принимают обличье ворон.
*
Орхидея. В этом цветке обитают природные духи, обладающие активной сексуальной энергией, и знающие духовные аспекты сексуальности.
*
Роза. Фэйри, обитающие в розовых розах, учат, как уравновесить мужское и женское начало душе. Фэйри белых роз несут духовную чистоту. Фэйри алых роз помогают в вопросах любви и продолжения рода. Фэйри желтых роз учат отличать правду ото лжи.
*
Розмарин. Эти фэйри помогают преодолевать направленный на человека негатив. Также они учат и помогают получению внетелесного опыта.
*
Рудбекия. Фэйри, обитающие в этих цветах, подобны катализатору, особенно, если вы хотите перемен. Они могут пролить свет на темные области души, показывая, что именно нуждается в изменении.
*
Сирень. Фэйри показывают прошлое, гармонизируя его с настоящим.
*
Тимьян. Нет фэйри однозначно ассоциируемых с тимьяном. Зато эта трава известна своим свойством приманивать фэйри в спальни.
*
Тюльпан. Фэйри, прячущиеся внутри бутонов тюльпана, обладают умением видеть тайное и скрытое в людях, местах и событиях.
*
Фиалка – священный цветок для всех фэйри, особенно, для их королевы. Фэйри цветка чаще всего являются людям во снах, усиливая душевную восприимчивость. Первые фиалки, сорванные весной, могут подарить удачу и помочь в царстве фэйри.
*
Флоксы. Эти фэйри любят принимать облик эльфов. Они усиливают в человеке скрытые артистические способности.
*
Хризантема. Фэйри цветка незримо касаются человеческого сердца, наполняя людей жизненной силой.
*
Шалфей. Фэйри меняют самосознание человека. Они владеют знанием о том, как можно замедлить старость.
*
Яблоня. Это дерево посвящено многим богам, богиням и разнообразным фэйри. Также яблоню принято считать домом единорогов.

0

4

Эльфы.

Эльфы - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Известны также под названиями альвы и сиды. Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это красивые, светлые существа, духи леса, владеющие магией и познавшие тайны природы.
Почти все предания о происхождении эльфов были изменены под влиянием христианства.
У кельтов предание о происхождении эльфов не сохранилось уже в своей древней форме: шотландцы и ирландцы производят своих фей и эльфов от тех ангелов, которые некогда соблазнены были дьяволом и за то низвергнуты с неба. Они не достойны рая, но не достаточно плохи для ада. Валлийцы и бретонцы производят своих фейри еще более странно: первые - от языческих жриц, будто бы осужденных Богом вечно скитаться на земле; вторые полагают родоначальницами своих фей и фейри тех принцесс-язычниц, которые не захотели принять слова Божия от христианских проповедников.
*
Со временем легенды и истории об эльфах терпели изменения, и теперь их образ весьма не однозначен. Из разных источников можно получить разные сведенья об этом мифологическом народе, однако есть некоторые несомненные сходства.
*
Фейри.
Скандинавская мифология богата описаниями волшебных человекоподобных существ, которые называются фейри.
Фейри - в фольклоре скандинавских и кельтских народов, прежде всего - шотландцев, ирландцев и валлийцев, общее наименование сверхъестественных существ.
Все фейри без исключения одарены способностью мгновенно являться, исчезать и становиться невидимыми, либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов.
*
Феи.
Многим людям эльфы представляются как крошечные и нежные создания, с заостренными и удлиненными ушками, живущие в лесу, либо в близи источников и ручьев. Иногда эльфов наделяют крылышками, это обычно означает, что автор либо путает, либо сознательно не делает разницы между эльфами и феями.
*
Феи - в европейском фольклоре обладающие волшебными знаниями и силой - женщины. Как правило, феи помогают или просто творят добрые дела, а так же становятся крестными принцев и принцесс, принося им в подарок при крещении какие-нибудь волшебные дары или способности. Во владении феи обычно всегда бывает волшебная палочка с помощью которой они и творит свои чудеса.
Хотя встречаются иногда и “черные“ феи.
*
Народное воображение наделяло фей довольно сложным характером: они лукавы и проказливы, иногда жестоки, а иногда добросердечны; очень обидчивы и мстительны; обладают эстетическим чувством - любят пляски, музыку; почитают супружескую верность и целомудрие
*
Так описывает фей Лидия Чарская в своем сборнике «Сказки Голубой феи»:
*
«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее – это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника».
*
Действительно, образ фей почти совпадает с образом эльфов – добрых, нежных и прекрасных созданий. Но в отличие от фей, существующих только в западноевропейской мифологии, эльфы – далеко не всегда добрые существа, и появились они в скандинавской мифологии.
*
В трагедии «Ромео и Джульетта» Меркуцио рассказывает Ромео свой сон:
«О, вижу, верно, королева Меб
У вас была. Она средь эльфов - бабка,
И росту всего-навсего с агат
У олдермена в перстне. Цугом ездит
Она на атомах по человечьим
Носам, когда они заснут покрепче.
В колесах спицы - ноги пауков,
И крылышки кузнечика - верхушка.
Постромки - из нежнейшей паутинки,
И хомуты - из лунного луча,
И бич - из пленки с косточкой сверчка;
В ливрее серой маленький комарик
За кучера: он меньше червячка,
Что по руке ленивой девки бродит.
Ее возок - пустой орех. Он белкой
Сработан или старым червяком,
Каретным мастером для фей старинным.
Так пышно скачет Меб за ночью ночь.»
*
Королева Меб – шаловливая королева фея английских народных поверий.
Со временем она была «понижена» до первой фрейлины при дворе новой королевы – Титании.
*
Эльфы в германской мифологии.
В германской мифологии происхождение эльфов тесно связывается с историей всего мироздания и различаются два главные «разряда» эльфов: альфы - белые, светлые, добрые эльфы, и дверги - мрачные и угрюмые, хитрые карлики (скорее всего это просто другое название гномов). Впрочем, возможно именно альвы делятся на светлых и темных, а темные и называются цвергами. Эта разница получилась из-за самого слова «альвы», очевидно, именно от него потом появилось слово «эльфы».
Согласно «Младшей Эдде» альвы и дверги зародились в мясе Имира, как черви, но по воле богов восприняли в себя часть человеческого разума и наружный вид людей. Однако «Старшая Эдда» рассказывает о появлении цвергов несколько иначе. Там говорится, что боги создали двух карликов «из крови Бримира, из кости Блаина», а остальных вылепили из глины. Хотя, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что Бримир и Блаин – просто другие имена Имира.
Имир, в скандинавской мифологии первый великан и вообще первое антропоморфное существо, из тела которого создан мир. Аургельмир, Бримир, Блаин — видимо, его другие имена. Миф об Имире— основной космогонический миф скандинавской мифологии. В Нифльхейме («темный мир»), на севере, из потока Хвергельмир («кипящий котел») вытекали многочисленные ручьи, а из Муспелльсхейма (один из девяти миров скандинавского мифологического мироздания, огненная страна, существовавшая еще до начала времен), на юге, шел жар и огненные искры. Когда реки, называемые Эливагар («бурные волны»), застыли льдом, из них выделился ядовитый иней, заполнивший мировую бездну (Гиннунгагап). Под влиянием тепла из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в великана Имира. Возникшая из растаявшего инея корова Аудумла выкормила Имира своим молоком. Из тела Имира был создан весь мир.
Альвы – духи природы. Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца. Правит альвами бог-кузнец Велунд. Они являются «светлыми эльфами».
*
Дверги, или цверги - подземные карлики, искусные кузнецы. Дверги живут под землей и боятся света, лучи солнца превращают их в камень.
Карлики невелики ростом, но очень сильны.
Об их облике мало что известно, кроме того, что они маленького роста и предвещают беду. Они похищают скот и детей, а также горазды на мелкие пакости. Они являются «темными эльфами. От них произошли столь популярные в современной англоязычной литературе гномы.
Им доверили недра земли, потому почти везде двергов стали считать искуснейшими кузнецами, которые способны ковать самую гибкую и твердую сталь либо выделывать из золота и серебра такие мелкие вещи, которые едва сможет различить человеческий глаз.
В средние века твердо верили в происхождение хороших мечей и кольчуг от карликов. Много существует разных преданий о том, как они дарили людям произведениями своих кузниц. Такие подарки всегда обладали какими-нибудь особенными свойствами. Но беда, если подарки эти бывали вынужденными: карлики, в отмщенье, всегда умели наделять их такими свойствами, что получивший их в целую жизнь свою не мог себе простить насилия, сделанного хитрому кузнецу-волшебнику.
*
Вот древняя германо-скандинавская легенда о таких хитроумных и мстительных карликах-двергах.
*
«Суафарлами, один из потомков Одина, был однажды на охоте. Долго бродил он по лесу и не мог попасть на след какого-нибудь зверя; наконец зашел он в такую глушь, из которой не знал как и выбраться. Направо от него был холм.
Взглянув на него, Суафарлами увидел сидевших перед холмом двух карликов; тогда, выхватив свой тяжелый меч, он стал между ними и холмом и загородил им таким образом дорогу домой.
Карлики взмолились о пощаде, предлагая ему за свою жизнь и свободу какой угодно выкуп.
Суафарлами отпустил их только под тем условием, чтобы они выковали ему меч, который бы не давал никогда промаха, разрубал бы сталь и железо, как щепку, никогда не ржавел и постоянно приносил в битвах и поединках победу тому, в чьих руках находится.
Карлики обещали выковать такой меч и назначили день, в который Суафарлами должен был прийти за ним.
Когда он явился в назначенный день, карлики вынесли ему из холма чудный волшебный меч в серебряных ножнах, с золотой рукояткой и цепью, на которой надо было его привешивать.
— Вот тебе обещанное, — сказали они Суафарлами, — но знай, что этот меч убьет человека каждый раз, как будет обнажен, что через него совершены будут три постыднейших братоубийства, и ты сам будешь им убит.
И все так точно сбылось, как предсказывали карлики. Как только он вынул меч чтобы взглянуть на него, то тот вонзился брату в грудь, который так же наклонился посмотреть его. А потом в очередной раз вынув меч Суафарлами споткнулся и упал на него, сам себя зарезав».
*
Кельты считают цвергов фальшивомонетчиками, уверяют, что волшебный мешочек, который всегда привязан к их поясу, постоянно полон червонцами, и уж если кому удастся овладеть таким сокровищем, тот до конца дней своих будет богат.

0

5

Эльфы в английском фольклоре.

Англичане, в отличие от жителей Скандинавского полуострова и Германии, не разделяют эльфов на «светлых» и «тёмных». Эльфы видятся англичанам скорее в образе фейри – не злых но и не добрых существ, со своими странностями, пристрастиями и пороками. В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же – в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами.
*
У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Еще пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом, либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!
Но нет - они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорожденных детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.
Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья, послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов. В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелки, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.
Вот несколько типично английских сказок об эльфах:
*
«У одной матери в Ирландии эльфы унесли ребенка; по крайней мере, она не могла иначе, как подкидыванием, объяснить себе то, что ее здоровый, краснощекий малютка в одну ночь побледнел, похудел и изменился в лице и в характере: прежде тихий и ласковый, он теперь постоянно плакал, кричал и капризничал.
Бедная мать стала просить помощи у разных умных и опытных людей. Одни советовали ей прямо выбросить ребенка в глубокий снег, другие — схватить его за нос калеными щипцами, третьи — оставить его на ночь при большой дороге, чтобы тем возбудить в эльфах сострадание к их собрату, а следовательно, и принудить к возвращению настоящего малютки.
Мать решительно не могла согласиться с ними, потому что ее тревожила мысль: «А что если это не подкидыш, а действительно мой ребенок, только испорченный чьим-нибудь дурным глазом?»
Наконец, одна старушка над ней сжалилась и сказала:
— Прежде всего нужно узнать наверное, подкидыш ли это или нет. А чтобы это узнать, возьми ты полдесятка яиц, разбей их скорлупу на половинки, положи перед ребенком на очаг и налей в них воды. Что из этого выйдет, сама увидишь. Только смотри, приготовь заранее каленые щипцы, чтобы хорошенько пугнуть эльфа, если ребенок окажется подкидышем.
Мать приняла совет старухи и тотчас по приходе домой, положила в печь щипцы калиться и стала разбивать яйца перед очагом. Увидев это, ребенок вдруг приподнялся, смолк и стал внимательно глядеть на мать.
Когда же она разложила на очаге яичные скорлупки и налила их водой, ребенок вдруг обратился к ней и сказал (хотя двухмесячные дети не говорят вообще ни слова):
— Что это ты, мать, делаешь?
Мать невольно вздрогнула, услышав это, но отвечала как можно равнодушнее:
— Ты, я думаю, сам видишь, что я делаю: воду кипячу.
— Как? — продолжал мнимый ребенок с возрастающим удивлением. — В яичных скорлупах кипятишь воду?
— Ну, да, — отвечала мать, заглядывая в печь, чтобы видеть, готовы ли щипцы.
— Да помилуй, — закричал эльф, всплеснув руками, — я вот уже 1500 лет живу на свете, а никогда еще ничего подобного не видывал!
Тут мать выхватила из печки раскалившиеся докрасна щипцы и с яростью бросилась на подкидыша, но тот быстро выскочил из колыбели, прыгнул к печке и вылетел в трубу.
Когда же мать подбежала к колыбели с раскаленными щипцами, они у нее вдруг выпали из рук: в постельке, на месте безобразного эльфа, лежал ее драгоценный малютка, подложив одну ручонку под голову, а другую крепко прижимая к своей грудке, которая слегка подымалась легкими и мерным дыханием. Кто передаст радость матери?»
*
«Жили-были муж да жена. Эльфы унесли у них ребенка, которого крестины были замедлены какими-то домашними хлопотами, и подсунули им вместо него своего собственного ребенка (подкидыша). Этот безобразный, худой и, по-видимому, хилый ребенок страшно мучил и отца, и мать; пока кто-нибудь был в комнате, он целый день ревел и метался в люльке, а чуть только все из комнаты выходили, как он выскакивал из люльки на пол, начинал карабкаться на стены, подпрыгивать и приплясывать: ел он за четверых и никогда, кажется, не бывал сыт.
Родители вскоре порешили, что это непременно должен быть подкидыш, и положили от него избавиться во что бы то ни стало. По совету опытной знахарки, мать вот как принялась за дело. Взяла поросенка, зарезала его и запекла в пудинг вместе со щетиной, шкурой, копытами и головой.
Когда мнимый ребенок попросил у нее есть, она тотчас же подала ему это странное кушанье. Тот принялся за него со своей обычной жадностью, но, пожевав несколько минут, призадумался, с изумлением поглядел на пудинг и вдруг заговорил:
— Вот странность! Подают мне кушанье со шкурой и щетиной, с копытами, с глазами! Ха! Ха! Ха! Да я уж сколько живу на свете! Уже ведь три раза видел, как вырастал молодой лес, но о таких кушаньях и не слыхивал!
При этом он выскочил из люльки и исчез; а эльфы вернули догадливым родителям их настоящего ребенка».
*
В Ирландии верят и в «больших», человекоподобных эльфов, которых там называют туата де даннар (по другим источникам так называется один из высших классов фейри) или сиды, а так же и в маленьких крылатых эльфов-фей (как и англичане, ирландцы называют их fairy – под тем же словом они подразумевают и фей).
*
Под влиянием времени, мифы об эльфах, их внешность и нравы менялись. Некоторые источники не делают между эльфами никаких различий. В таких случаях образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе.
*
Эльфы в шведском фольклоре.
Хотя легенды об эльфах не слишком распространены в Швеции, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому – лесной народ. Во времена язычества люди верили что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берет начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.
*
В Швеции, как и во всех странах северной Европы есть сказание о феерических существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа так же широко распространена в Европе.
*
В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения.
*
Часто встречаются истории о «ведьминых кольцах»: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы.
Ведьмины кольца, круги, образованные шляпочными грибами; встречаются нередко на лугах, реже в лесах. Из года в год диаметр ведьмина кольца расширяется на 8—50 см и за много лет может достичь нескольких десятков метров. Внутри ведьмина кольца трава большей частью чахлая, так как питательные вещества и вода потребляются грибницей, конкурирующей с цветковыми растениями. Особенно часто ведьмины кольца образуют луговой опенок и шампиньоны.
Существует много легенд у разных народов (чаще всего датчан, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мертвым в центре ведьмина круга.
Интересно, что в некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли.
Так же в Швеции распространены сказания о горном народце. Об этих существах известно мало (несмотря на обилие сказок и историй): горным народцем называют и эльфов, и гномов и даже иногда троллей; точно так же, как и Норвегии.
*
Эльфы в датском фольклоре.
В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле. Описания их схожи – мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелеными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у нее – полые.
*
Эльфы в норвежском фольклоре.
В Норвегии широко распространены легенды и сказки о всевозможных низших мифических существах, называемых одним словом – туссеры. Под этим названием могут подразумеваться эльфы, гномы, веттиры (подземный народец, другое название гномов), ульдра (красивые женщины с лентами в волосах, но обладающие так же коровьим хвостом, который они скрывают от людей) или даже ниссе (аналог домовых, с той только разницей, что живут не в домах людей, а по близости в лесу). Особенность норвежского представления об этом сверхъестественном народе в том что, согласно их поверьям, туссеры строят дома и церкви, пасут скот и живут селениями.
*
Эльфы по Шекспиру.
В комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» автор представляет эльфов скорее как фей – в образе маленьких, проказливых и нежных созданий. В его произведении эльфы – мужского рода, а феи, наоборот только женщины. Кроме того, король эльфов Оберон является мужем королевы фей Титании.
*
« Фея
*
Над горами, над долами,
Сквозь лесную глубину,
Над оградой, над стенами,
Сквозь огонь и сквозь волну -
Мне повсюду путь нетрудный.
Я ношусь быстрей луны,
Я служу царице чудной
В час полночной тишины!
Я волшебные кружочки
Поливаю для нее.
Видишь буквиц на лужочке?
То питомицы ее.
Видишь пятна расписные
На одеждах их златых?
То рубины дорогие -
Дар волшебниц молодых.
В них тайник благоуханья,
В них вся роскошь их красы.
Я несусь для собиранья
Капель утренней росы;
Я повесить в серединке
Каждой буквицы хочу
По жемчужинке - росинке.
Ну, прощай, дух, я лечу!
Скоро праздник здесь начнется
Для царицы молодой,
И с царицей принесется
Легких эльфов целый рой!
*
Пак
*
И у царя здесь праздник нынче ночью.
Царицу ты свою предупреди,
Чтобы отнюдь она с ним не встречалась:
Он на нее ужасно рассержен
За то, что есть у ней прелестный мальчик,
Похищенный недавно у царя
Индийского. Царица не имела
Прелестнее ребенка никогда.
Наш Оберон завистливый желает
Его во что б ни стало в свиту взять,
Чтоб обегать с ним вместе глушь лесную;
А между тем ребенка дорогого
Не хочется царице уступить.
Она его цветами убирает
И в нем одном всю радость полагает.
Теперь, когда встречаются они
Или в лесу, иль на траве зеленой,
Иль у ручья, при блеске чудных звезд,
То ссориться так сильно начинают,
Что эльфы их от страха убегают
И прячутся, бедняжки, поскорей
Под чашечки упавших желудей.
*
Фея
*
Наружностью твоей и обращеньем,
Быть может, и обманываюсь я,
Но, кажется, ты точно дух лукавый,
По имени Робин, иль Добрый Друг.
Не ты ль девиц пугаешь деревенских?
То сливочки снимаешь с молока,
То мельницы ручные их ломаешь,
То не даешь хозяйке масла сбить,
То не даешь закиснуть их напиткам?
Не ты ль с пути сбиваешь пешеходов
И тешишься их страхом и досадой?
Но кто тебя зовет любезным Паком,
Тем счастие приносишь ты с собой,
И сам за них работы исполняешь.
Не ты ли, Пак?
*
Пак
*
Так точно, ты узнала:
Я точно тот веселый дух ночей
И вместе шут придворный Оберона.
Нередко он смеется надо мной,
Когда начну я ржать, как кобылица,
И голосом обманывать коня,
Который жир себе наел бобами.
Я иногда, резвяся, принимаю
Вид яблока печеного, и с ним
Я к кумушке тихонько прячусь в чашку;
И только лишь кума начнет хлебать,
Я в губы ей толкаюсь и питьем
Изношенный передник обливаю.
А иногда для тетушки степенной,
Когда она рассказывать начнет
Историю, исполненную слез,
Я, сделавшись трехногим, гладким стулом,
Из-под нее выскакиваю вон -
И тетушка летит в припадке кашля,
И целый хор, поджав себе бока,
Хохочет, и чихает, и клянется,
Что никогда не веселился он
Так истинно, как в этот час паденья.»
*
Пак - в фольклоре фризов (фризы – народность в Германии и Нидерландах), саксов и скандинавов - лесной дух, пугающий людей или заставляющий их блуждать по чаще. Он также считается аналогом домового, так как, по поверию, если ему оставлять еду, он может помочь по хозяйству. В Англии его также называют Хоб или Робин Славный Малый (Robin Goodfellow).
В английском фольклоре это веселый эльф, шутник и шалун. В таком виде он предстает у Шекспира в пьесе «Сон в летнюю ночь» и у Редьярда Киплинга в книге «Пак с Холмов».
У Киплинга Пак предстаёт духом-хранителем Старой Англии, последним из оставшихся Жителей Холмов. Он рассказывает детям сказки и приводит к ним людей из прошлого их страны.
У Шекспира Пак - слуга короля Оберона и королевы Титании. Именно из-за него возникает комическая ситуация в пьесе, когда он начинает использовать любовное зелье не по назначению, перепутав влюблённых и саму королеву.
*
Эльфы по Толкиену.
Эльфы в произведениях Дж. Р. Р. Толкиена - один из свободных народов Средиземья, Перворождённые, сотворённые вместе с людьми. Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ Средиземья. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. Они никогда не спят, а чтобы отдохнуть, грезят наяву. Кроме того, они умеют общаться мысленно, без слов. Они жадно стремятся к знаниям и со временем достигли великой мудрости. Эльфы не стареют и не болеют. Умирают только в результате смертельного ранения или от невыносимой тоски. Именно эльфы изобрели три алфавита Средиземья: Сарати, Тенгвар и Кирт. Они пробудили энтов (говорящие деревья) и придумали летоисчисление. В Первую эпоху Средиземья эльфы были могущественны настолько, что на равных сражались с Мелькором-Морготом и его приспешниками. Но со временем их влияние на судьбы Средиземья ослабло, и в конце Третьей эпохи практически все эльфы покинули Средиземье, отправившись в за Море.
Скорее всего, Толкиен, восхищенный скандинавскими легендами об эльфах, именно из «Эдды» брал материал для своих произведений. «Эддическая» модель мироздания выглядит примерно так: в центре расположен Мидгард (Средний мир), солнце светит с юга или запада, то есть запад – олицетворение благого начала, на востоке же находится Утгард – чуждые земли, враждебная страна великанов. Отголосок этой горизонтальной модели мира обнаруживается в книге Толкиена «Властелин колец», где край зла Мордор находится именно на востоке, а страны эльфов и союзные государства расположены на западе. А страна за Западным морем представляется как некий совершенный, блаженный край, куда уплывают эльфы, когда им надоедает жизнь в Средиземье.
То, что Толкиен брал материал для своих книг именно из «Эдды», подтверждается многими фактами:
- в книге «Хоббит или Туда и Обратно» Дж. Толкиен дал своим гномам следующие имена: Дори, Нори, Ори, Ойн, Глойн, Фили, Кили, Бомбур, Бифур, Двалин, Балин и Торин, сын Трора. Основателем рода гномов был Дурин I. В «Старшей Эдде» приводится перечень имен цвергов, созданных богами:
*
«Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин - вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.
*
Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,
*
Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад -
вот я карликов -
Регин и Радсвинн
всех назвала.
*
Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди…
*
…Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи.»
*
- конунг – правитель в Скандинавии. Раньше каждая область Норвегии управлялась конунгом, но после объединения в 870 году, конунг стал единовластным правителем страны. В романе «Властелин колец» одной из вымышленных Толкиеном стран – Ристанией – правит именно конунг.
*
- в повести «Хоббит или Туда и Обратно» Толкиен писал о трёх троллях, которых герои заставили спорить друг с другом до тех пор, пока не выглянуло солнце и тролли не превратились в камень (распространенная на Скандинавском полуострове легенда).
*
- в скандинавской модели мира Мидгард – средний мир, область обитания людей. Дословно Midgard – «средняя обитель». В своем романе Толкиен использовал этот термин, который в русском переводе стал Средиземьем.

0



Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно