Умершие (iku или духи, которые окружают нас (Еggun), должны почитаться также, как и боги (Оrisha). Почтение предков - одна из основ африканских религий. В религии Yoruba умерший рождает святого (“iku lobi ocha”) и перед тем, как призывать и просить разрешение (moyubba) и приветствовать любого Оrisha, нужно призывать умерших. Это связано с тем, что все Оrisha были живые существа. В религии Yoruba высшее представление об умерших – это Oddua как Оrisha или одна из дорог Ориша Obbatala. Его уровень очень высокий, так как он находится после Olofi (ВЕРХОВНЫМ СУЩЕСТВОМ).
В каждом действии Правила Ocha-Ifa сначала мы должны обслуживать Еggun и просить у них разрешение для всего, что будем делать и для этого произносим moyugba. Умершие едят прежде, чем Ориша Eleggua и отдельно от всех Оrisha. В определенных церемониях делаем им подношение (atana свечи, 9 кусочков кокосовых орехов (obi) ( 9 - отметка Еggun), свежая вода (omi tutu), (oti - водка, кофе без сахара (omi bona), (acha - табак, перец гвинейский (atare, и используется каскария (Оfun). Это подношение помещается на полу вне дома во дворе или в нежилом помещении (во дворе или участке, желательно вблизи деревьев или канализации, т.е. связь с подземным миром). Размещается алтарь для предков внутри полукруга, сделанный из Оfun, где внутри размещают прямоугольную доску (atena Еggun), на которой нарисованы с Оfun все Оду Ифа (знаки или подписи) умерших своей линии. В этом полукруге кладутся все подношения, горшок предков и шест для вызова Предков.
Церемония начинается соответствующим Мoyugba и заявлением смысла подношения. Одновременно, когда читаем Мoyugba, предлагаются маленькие кусочки кокоса, которые бросаются внутри полукруга, намеченного на полу. Это подношение обязательное, особенно когда будем делать Эбо.
По окончании Мoyugba надо спросить у Еggun, принимают ли они подношение. Если они дают свое согласие, спрашиваем, в какое место его надо поднести. Все эти вопросы надо сделать с помощью оракула Оби. Некоторые религиозные придерживаются мнения, что умершие не должны есть внутри дома, а следовательно, еду для Еggun подают во дворе или в нежилом помещении. Умершим могут предлагать воду, хлеб, алкогольные напитки, табак и продукты питания, приготовленные без соли. Предлагается та же самая еда, которую предпочитал покойник, если подношение - для определенного умершего.
Все подношения для Еggun помещаются на треснутой тарелке и зажигается свечка; на следующий день опять делается Мoyugba и спрашивается посредством оракула Оби место, куда надо приносить эту еду. Это могут быть заросли (nigue), мусорка (ikun), к холму (ile oke, к реке (ile oshun) и т.д. Все присутствующие на этих церемониях должны быть помеченными полоской или крестом c Ofun на лбу как защита. Инициированные в Ифа или имеющие Ориша инициацию отмечаются на руке. В спиритизме обращение или обслуживание духа - несходное, меняется от того, если это чистый спиритизм или присутствует влияние Ocha, Пало или другая религия. Для этого делается “спиритическая Боведа”, где на столе с белой скатертью ставятся стаканы с водой в определённом расположении, святая вода, духи, свеча, цветы и определенные травы для очистки. Также используется Ofun как защитный фильтр, табак и водка в зависимости от вкуса умершего. Связь между спиритизмом и религией Yoruba очень тесная, потому что без внимания к умершим ничего не получается хорошо, так как умершие - первые.
"Maferefun Еggun"