религиозном представлении — изгнание злых сил, отличающееся от
ИЗГНАНИЯ ДУХОВ. Если во втором случае экзорцист беседует с духом,
овладевшим человеком, и просит его удалиться, то в первом — демону
приказывают оставить тело жертвы и возвратиться в ад во имя Иисуса
Христа. Как ни могущественен может быть дьявол, в конце концов он
обязан подчиниться божественной власти. Экзорцист также взывает ко всем
святым, Деве Марии и ангелам, особенно к архангелу Михаилу, давнишнему
противнику Дьявола. Слово "экзорцизм" произошло от греческого
"exousia", означающее "клятва", и переводится как "заклинание",
"приведение к присяге". "Проводить экзорцизм" не означает в
действительности "приводить дьявола к присяге", но — призывать высшие
силы с целью заставить дьявола действовать против его воли. Такое
принуждение также подразумевает сковывание дьявольских сил.
Англиканский памфлет "Exorcism" (1972) заключает в себе следующие
утверждения: "Христианский экзорцизм — это демонстрация триумфа
Божественной власти, рассеивание козней темных сил и торжество Иисуса
Христа". Ритуал экзорцизма обычно начинается с латинской фразы: "Adjure
te, spiritus nequissime, per Deum omni-potentem", которая переводится
как "Заклинаю тебя, злейший дух, всемогущим Богом". Иисусу, изгонявшему
дьявола, не требовалось исполнять ритуал экзорцизма, так как ему не
нужно было призывать какие-либо более могущественные силы, чем он сам.
Экзорцизму демонов часто препятствует психологическое и духовное
насилие. Бьется и ломается мебель, комнату захлестывают горячие и
холодные волны, из уст жертвы вырываются ужасные крики. Нередко сама
жертва испытывает настоящие душевные и физические страдания. Дьявол
наслаждается самыми отвратительными функциями человеческого организма;
одержимые изрыгают слюну, рвоту и другие нечистоты (см. АЛЛОТРИОФАГИЯ).
Экзорцист ведет против дьявола битву за душу жертвы. В то время как
дьявол страшно сквернословит, экзорцист отвечает ему страстными
требованиями удалиться, обещая ужасные муки и наказания, если тот не
подчинится. Экзорцизм может также включать в себя физическое избиение
одержимого, чтобы силой заставить демона оставить страдающего человека.
Иногда жертву побивают камнями. При исключительных обстоятельствах
(как, например, в случае с несчастным Урбаном Грандье в Лудуне)
одержимого убивали и сжигали или даже живьем предавали огню, чтобы
полностью ликвидировать последствия дьявольской злой воли (см.
ОДЕРЖИМЫЕ В ЛУДУНЕ). Такое обращение с жертвой подразумевало, что
экзорцист не верил, будто человек, попавший в лапы к дьяволу, сам не
виновен в происшедшем. В таком случае говорят, что жертва сама навлекла
на себя беду. Еще в 1966 году члены фанатического культа в Цюрихе, в
Швейцарии, совершили ритуальное избиение до смерти молодой девушки,
обвинив ее в том, что она была "невестой дьявола". Изгнание демонов
чаще всего проводят священнослужители. Однако ясновидцы и спиритуалисты
также способны изгонять злые силы. Преподобный Дж.К.Нейл-Смит,
англиканский священник и экзорцист, утверждает, что в экзорцизме важен
не столько ритуал, сколько сама личность, проводящая его. Способность к
изгнанию демонов человек должен развивать в себе как священный дар,
ниспосланный ему свыше. Чтобы проводить подобные ритуалы, экзорцист
должен быть убежден в одержимости жертвы и иметь твердую веру в Бога и
его могущество. Профессор-иезуит доктор Малаки Мартин в своей книге
"Заложник дьявола" (1976) описал типичного экзорциста: "Обычно он
активно участвует в делах церковного прихода. Реже он является ученым,
занимаясь преподавательской деятельностью и научными изысканиями. Чаще
всего он уже давно посвящен в духовный сан. Если можно говорить о
среднем возрасте экзорциста, то это примерно 50—65 лет. Здоровье и
крепкое физическое состояние не являются важной характеристикой для
экзорциста. Также не особенно важны для него развитые интеллектуальные
способности. Не имеют значения ученые степени (даже в области
психологии и философии) и уровень собственной культуры... Несмотря на
то, что существует много исключений из правила, наиболее
распространенные критерии для избрания экзорциста — его личное
поведение, моральные убеждения, твердость веры, что не требует
жизненной искушенности. Но эти качества должны быть естественной чертой
характера избранника". Папа Иоанн Павел II также проводил экзорцизм.
Однако большинство его опытных коллег относятся с иронией к его речам о
Сатане. ЭКЗОРЦИСТ КАК ЖЕРТВА. Несмотря на то, что в изгнании демонов
основное внимание приковано к страданиям жертвы и козням дьявола, мало
было написано о воздействии, оказываемом на самого экзорциста. Однако
экзорцист подвергается огромному риску, когда вступает в борьбу со
злом. Экзорцист не просто сталкивается с тяжелыми испытаниями,
длящимися иногда неделями или даже месяцами, он должен быть готов к
тому, что вся его жизнь может быть раскрыта и извращена дьявольскими
усилиями. Тайные грехи раскрываются и высмеиваются. Дьявол может даже
имитировать голоса давно потерянных близких экзорциста. Самая страшная
опасность для экзорциста — самому подвергнуться одержимости, особенно
если он испытывает чувство вины или втайне страшится наказания за
какие-то грехи. Иезуит отец Жан-Жозеф Сурен, изгонявший злые силы из
луденских монахинь, был одержим дьяволом, когда после гибели Грандьера
творил обряд экзорцизма над Жанной дез Анжес. Воспитанный в монастыре,
Сурен в первые годы после посвящения в духовный сан подвергал себя
самоистязаниям. Он ограничивал себя в пище, мало спал и лишал себя
общения с людьми. Ко времени своего появления в Лудене Сурен имел
слабое здоровье. Он страдал от жестоких мигреней и болей в мышцах.
Сурен был подвержен приступам меланхолии, депрессии и смятения. В
отличие от многих своих собратьев, он верил, что сестра Жанна и другие
монахини действительно были одержимы демонами. 19 января 1635 года
Сурен испытал первые симптомы одержимости. К 7 января следующего года
демон Исакаарон, дьявол похоти и разврата, покинул сестру Жанну и
вселился в отца Сурена. Левиафан и другие демоны также мучали
священника. В мае 1635 года отец Сурен написал о собственных страданиях
в Рим своему другу иезуиту отцу Датичи: "Мне кажется, Бог оставил меня
за мои грехи. Дело зашло так далеко, как никто среди христиан доселе не
видел: во время экзорцизма, который я проводил, дьявол вышел из тела
одержимой женщины и овладел мной. Он напал и поверг меня, сотрясал
меня, и было видно, как он блуждает по моему телу. Несколько часов я
вел себя как бесноватый.... Кое-кто говорит, что это Божье наказание за
какие-то мои заблуждения; другие считают, что это нечто иное; что
касается меня, я хорошо знаю, что со мной происходит, и не стремлюсь
поменять свой жребий на какой-либо иной, так как твердо убежден, что
нет ничего лучшего, чем подвергнуть себя самым суровым и изматывающим
испытаниям". Болезнь и страдания Сурена продолжались с 1637 по 1638
год. К 1639 году он уже не мог сам одеваться, ел с большим трудом,
практически не мог ходить, читать и писать. Олдос Хаксли, описавший
плачевное состояние Сурена в "Дьяволах Лудуна" (1952), отмечал, что
поразившая Сурена "патологическая безграмотность" продолжалась вплоть
до 1657 года. В 1645 году Сурен пытался покончить с собой. Все это в
конце концов привело бы его к гибели. Однако в 1648 году заботу о нем
принял на себя отец Бастид, который возглавил Иезуитский Колледж в
Сэнте, где жил Сурен. Со временем отец Сурен вновь поднялся на ноги. У
него восстановились способности к чтению и письму. Сурен даже нашел в
себе силы читать проповеди и исповедовать. В мемуарах, озаглавленных
"Science Experimentale", он поведал о своих переживаниях в Луду-не.
Сурен мирно умер в 1665 году. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗОРЦИЗМА. Доктор
Мартин подробно описал сцену проведения экзорцизма. Он отмечал особую
взаимосвязь между самим злым духом и местом, на которое
распространяется его влияние. Чаще всего экзор-цизм проводят в спальне
или личной комнате жертвы. Всю мебель, которую можно сдвинуть, следует
убрать из комнаты. Необходимо вынести также такие предметы, как ковры,
светильники, туалетные столики, занавески, столы и сундуки, так как
нужно свести до минимума вероятность перемещения по воздуху каких-либо
объектов во время ритуала экзорцизма. В помещении оставляют лишь
кровать или кушетку, а также маленький столик с распятием, свечой,
молитвенником и сосудом со святой водой. Двери и окна закрыты, но их
нельзя заколачивать, так как в комнату должен проникать свежий воздух.
Если двери открыты, то дверные проемы необходимо, по крайней мере,
завесить, иначе злые силы изнутри комнаты могут оказать влияние на
людей и местность снаружи. Позднее, в XX веке, экзорцисты также
использовали миниатюрный магнитофон, чтобы придать процедуре законную
силу. Священники-экзорцисты носят белый стихарь и пурпурную епитрахиль.
Немногие экзорцисты предпочитают работать без ассистентов. Чаще всего
им помогают молодые священники, выбранные епархией и сами готовящиеся
стать экзорцистами. Ассистент помогает экзорцисту, стараясь вовремя
духовно поддержать учителя и не дать ему быть введенным в заблуждение
кознями демона. Он также при надобности может оказать физическую
поддержку экзорцисту. Если экзорцист ослабевает или даже погибает во
время ритуала, ассистент должен продолжить его дело.
Среди других помощников могут находиться врач и кто-либо из членов
семьи одержимого. Доктор Мартин считает, что обычное количество
ассистентов — четверо. Они должны быть физически крепкими людьми и ко
времени совершения экзорцизма не иметь серьезных грехов. Иначе дьявол
может использовать их как оружие против экзорцизма. Доктор Мартин
продолжает: "Экзорцист должен заранее убедиться как можно точнее, что
его помощники не будут смущены непристойностями и отвратительными
ругательствами, при помощи которых Дьявол стремится поразить их
воображение. Они не должны бледнеть при виде крови, мочи и
экскрементов. Они должны быть в состоянии выдержать ужасные личные
оскорбления и быть готовы к тому, что самые секретные стороны их жизни
откроются присутствующим". РИТУАЛЫ ЭКЗОРЦИЗМА. Ритуалы разнообразны —
от в большей мере духовного обряда положения рук, который практикуется
ясновидящими-экзорцистами (они призывают дух, чтобы он перешел в их
тело, а затем изгоняют его оттуда) до официальной процедуры, описанной
в католическом сборнике "Rituale Romanum". Соль, символ духовной
чистоты, и вино, символ крови Христа, играют важную роль в экзорцизме.
В процессе экзорцизма также используются вещества, обладающие сильным
ароматом, такие как чемерица, розовое масло и душистая рута. Люди,
исповедующие разные религии, — евреи хасиды, мусульмане, индуисты,
протестанты и пятидесятники — практикуют экзорцизм. Но только Римская
католическая церковь имеет официальный ритуал. В Индии индуистские
священнослужители окуривают жертву дымом от тлеющего коровьего помета,
сжигают экскременты свиньи, вырывают у себя или у одержимого человека
волосы, растирают каменную соль между пальцами, используют медные
монеты, произносят мантры или молитвы, обрезают жертве волосы и сжигают
их или повязывают ей синюю ленту вокруг шеи, чтобы изгнать злых духов.
Экзорцист может также предлагать духу сладости или другие угощения и
дары, требуя взамен, чтобы демон покинул жертву. Ранние пуритане
полагались только на молитву и пост. Официальный ритуал экзорцизма
описан в "Rituale Romanum", который датируется 1614 годом. В 1952 году
были приняты две небольшие поправки. Кроме напутствия священникам,
чтобы перед процедурой они сперва убедились, что жертва действительно
одержима дьяволом, ритуалы включают в себя молитвы, предлагают для
прочтения отрывки из Библии. К дьяволу обращаются с властными
требованиями на латыни, призывая его удалиться во имя Иисуса Христа.
Несмотря на то, что каждый отдельный обряд экзорцизма имеет свои
особенности, они все проходят через схожие стадии:
1. Присутствие. Экзорцист и его ассистенты осознают наличие чужеродных
чувств и разума.
2. Притворство. Стремление злого духа казаться и вести себя подобно
жертве, выглядеть с ней как единое целое. Цель экзорциста — развеять
эти иллюзии и обнаружить злого духа. Назвать по имени демона — первый
важный шаг в экзорцизме.
3. Кульминация. Момент, когда притворство демона, наконец, терпит
крушение. Доктор Мартин описывает этот эпизод как сцену страшной паники
и смятения. В то же время
нарастает поток неистовых оскорблений, ужасных видений, шумов и
зловоний. Демон начинает говорить об одержимом в третьем лице, в
отличие от предыдущей стадии, когда он был неотличим от жертвы.
4. Голоса. Это одно из проявлений кульминации экзорцизма. Голоса, по
словам доктора Мартина, — беспорядочные звуки, беспокоящие и
причиняющие страдания человеку. Экзорцист должен игнорировать голоса
демонов, чтобы успешно продолжать ритуал.
5. Столкновение. В то время как голоса постепенно затихают, начинается
страшное духовное и физическое давление. Демон сталкивается с "Небесной
волей". Экзорцист участвует в схватке с демоном, побуждая духа раскрыть
свою сущность. Вместе с тем священная воля экзорциста начинает
доминировать над кознями злого духа. Как уже было замечено, существует
прямая связь между сущностью демона и местом, куда каждый дух стремится
пробраться. Для темных духов предпочтительней обитать в живом человеке,
чем оставаться в аду.
6. Изгнание. Уступая Божественной воле, дух покидает человека во имя
Иисуса, и жертва освобождается от гнета. Все участвующие в ритуале
чувствуют, как присутствие инородной сущности постепенно рассеивается.
Иногда это сопровождается удаляющимися голосами и звуками. Жертва может
помнить тяжкие испытания, выпавшие на ее долю. Однако часто она не
имеет представления о том, что с ней происходило. Экзорцизм — последнее
средство против одержимости демонами. Но большинство экзорцистов и
спиритуалистов предпочитают профилактические меры радикальному лечению.
Важно воздерживаться от поверхностного знакомства со всем
сверхъестественным, особенно от участия в спиритических сеансах с
использованием стола. Если одержимость все же надвигается, человек
должен сконцентрировать свое внимание на каких-либо иных вещах и
мыслях. Можно даже смотреть телевизор, подавляя в себе внутренние
голоса. Но, конечно, самое важное — обратиться за помощью к Богу за
духовной поддержкой.