Шуликуны
Эти мелкие демоны также,
по-видимому, происходят
из «заложных» покойников,
хотя об этом есть лишь
немногочисленные
свидетельства и косвенные
данные. Слово шуликун одни
исследователи связывают
с тюркским шулюк (пиявка),
другие полагают, что оно
происходит из татарского
шульган (злой дух,
подводный царь, пасущий
под водой бесчисленные
стада скота). Третьи
ученые считают это слово
славянским и выводят его
из древнерусского
прилагательного шуй
«левый», поскольку в
славянской мифологии мир
нечистой силы связан с
левой стороной".
Шуликунами, шиликунами,
шилиханами, реже кулешами
и кулешатами на Русском
Севере (а именно там этот
персонаж известен)
называют маленьких
человечков, стайками
появляющихся на Святки,
всячески вредящих людям и
исчезающих с окончанием
этого периода. В это
излюбленное нечистой
силой время, время «без
креста», когда
новорожденный Христос
еще не был окрещен,
выходят на свет и другие,
особые «святочные»
демоны: святке —
нечистый дух в облике
человека или животного;
святочницы — некрасивые,
покрытые волосами духи,
появляющиеся в банях и
неосвященных избах;
святоша и святеха — духи,
показывающиеся тому, кто
рядится на святки24.
Шуликуны вылезают на
землю из воды — из речной
проруби или болота. Они
очень маленького роста —
размером с кулачок, и с
заостренными
конусообразными головами,
которыми они долбят во
льду проруби, чтобы
выбраться на землю25. В
некоторых местностях
думают, что у шуликунов
нет пяток (вспомним, что
черт тоже беспятый), а изо
рта пышет огонь. Одеты они
в пестрые одежды. На земле
они толкутся на
перекрестках, подстерегая
людей, а также ездят по
деревням. Одни говорят,
будто у шуликунов есть
сани, железные повозки и
кони, другие утверждают,
что они ездят на шкурах,
рогожах, на печи, в
железных ступах. В руках у
шуликунов железные крюки,
и ими они ловят людей.
Схватив человека, они
затягивают его в прорубь.
Кроме этого, они делают
людям разные мелкие
пакости — заманивают
пьяных в сугробы, бродят
ночью по деревне,
заглядывают в окна и
пугают детей. Появление
шуликунов считается
плохим предзнаменованием
— год будет
несчастливым.
Шуликуны в воде живут.
Когда Святки — на сушу
вылезают. Шапки остры,
имеют коней, сани.
Человека заберут в воду,
да говорят: «До воды пихай,
до воды пихай». К себе
возьмут. Шапками долбят
лед и человека в прорубь
пихают. Боялись выйти на
Святки — шуликуны
возьмут.
Они, шуликуны, из проруби
вылезут, у них все
железное — и сани, и
повозка, и кони железные. В
повозку складут человека,
вокруг дома объедут, на
прорубь увезут.
Нас раньше стращали все.
25 декабря — Игнатов день,
говорят, сегодня выходят
шуликуны. Говорили детям:
«Спи, а то шуликуны
придут». На Рождество они
выезжают из воды на
ступах, на медных ступах, а
во рту — огонь. Они по
улице едут, в окошки
смотрят.
Шуликуны-то появляются за
пять дней до Рождества.
Шум стоит — шуликуны
понаехали. Головы остры,
жопы пестры. Да скажут: на
коже, на коже шуликуны те
едут. У них глаза светят,
зубы светят, они в ступе
летают, и шапки у них
остры, долги шапки у них.
Во Святки выезжают, во
Святки прясть нельзя,
шуликуны придут, веретен
тебе много принесут. Они в
реке живут и сами уедут
накануне Крещенья.
Самое верное спасение от
шуликунов, как и вообще от
нечистой силы, —
крестное знамение. Но в
некоторых северорусских
деревнях предпочитали и
другие способы: в
Сочельник во время
водосвятия устраивали
езду на тройках по льду на
реке и вокруг деревни,
чтобы «давить шуликунов».
Позднее шуликунами стали
называть не только
демонов, но и ряженых на
Святки, которые группами
бегали по селу и пугали
прохожих. Часто в такие
группы входили только
парни, и одевались они в
рваную одежду,
вывернутые тулупы,
закрывали себе лица и
пугали девушек, стараясь
догнать их и вывалять в
снегу.