Первое, что необходимо осознавать любому современному славянскому (нео)язычнику — реконструкция язычества древних славян НЕВОЗМОЖНА. О славянской вере того времени мы ничего толком не знаем — слишком мало у нас достоверных источников. Именно поэтому мы имеем то, что имеем — шизотерические выдумки «староверов-инглингов» о Перуне на «вайтмане», «родовую кладь» неизвестно откуда взявшихся «волхвов» и (в лучшем случае) — мэйнстримное родноверие с кучей ляпов, от которых любому человеку, достаточно глубоко погрузившемуся в тему, и смешно и грустно. Это всё вполне закономерно, учитывая состояние источников.
Не может помочь в возрождении язычества древних славян и «историческая реконструкция» — люди, увлекающиеся этим хобби, умеют, конечно, шить аутентичные порты, но это ценное умение, по понятным причинам, не может заменить собой отсутствующие у нас сведения о древнеславянской языческой теологии и мифологии.
*
Используя сравнительно-мифологический подход, никакого язычества древних славян мы тоже не получим. «Было у кого-то» — не значит «было у славян». Все попытки заткнуть дыры индоевропейскими (и не только) параллелями — не более, чем гипотезы. И закономерным результатом такого затыкания будет не славянское язычество, а некое условно общеиндоевропейское (если не общемировое) язычество. «Сферический конь в вакууме», в общем.
Итак, восстановление язычества древних славян — задача нерешаемая. Теперь перейду к вопросу о том, ЧТО И КАК восстановить всё-таки можно.
Наша база — это славянская этнография. Так называемое «народное христианство». Именно там сохранилось наибольшее число сведений о славянских языческих верованиях. То же родноверие опирается, прежде всего, именно на этнографию. Но «народное христианство» нельзя понимать упрощённо — как смесь язычества древних славян и канонического христианства. В действительности его состав намного сложнее — там присутствуют ещё и инокультурные заимствования (византийские, восточные и т. д.), неканоническое христианство (разного рода апокрифы) и поздние славянские новации. Всё это взаимодействовало в течение длительного времени и переплелось между собой так, что отделить одно от другого порой просто невозможно.
Изложенное выше — то, что приводит некоторых людей, начинавших с родноверия, в «фольклорное движение» и «народное христианство». В определённый момент человек осознаёт, что существующие варианты реконструкции язычества древних славян — это какая-то ненаучная фигня с кучей крайне спорных утверждений и откровенных выдумок и уходит в реальную и до сих пор живую славянскую традицию — «народное христианство».
*
Однако для нас этот путь неприемлем. Потому что неприемлемо само христианство — как идейно, так и эстетически. К тому же, «народное» христианство как оно есть — это довольно шизофреническая конструкция, сочетающая в себе взаимоисключающие вещи — например, языческое почитание природных духов и христианское восприятие их как «бесов».
*
Следовательно, единственное, что мы можем сделать в этой ситуации — постараться выделить из этнографии существующие там языческие представления, очистить народную традицию от христианских напластований и таким образом реконструировать славянское (ново)язычество — только не древнеславянское, не X века, а века так XIX-XXI. Или сконструировать — зависит от точки зрения. То, что мы делаем — одновременно и традиция (потому что именно из неё мы черпаем) и новация (потому что В ЧИСТОМ ВИДЕ эта система никогда ранее не существовала). Другого пути я не вижу.
При этом важно понимать три вещи:
Теги: О способе реконструкции славянского язычества